МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

    индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому развитие

    индивидуальных черт личности и ее (личности) способностей должно быть

    сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе, пение с

    танцем, с постановкой и так далее.

    Фольклорное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах,

    оказывает, безусловно, эстетическое воздействие на восприятие личности.

    Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естественно,

    возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия в творческо-

    исполнительском акте. Искусство фольклора уникально: оно рождается и

    существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает

    раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных

    способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой,

    неформальный характер.

    В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание,

    система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. До сих пор

    некоторые фольклорные традиции живут и развиваются, особенно в ряде

    регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в прошлые века;

    иные традиции претерпели качественные изменения в силу изменения социальных

    условий жизни русского народа. Фольклор - это творческий организм, система

    творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо

    тонкое проникновение в саму сущность фольклорного материала, в глубинные

    слои народного художественного мышления [44,c.15].

    Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и

    импровизационность его исполнителей. Обучение музыкальному фольклору при

    соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или

    «Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при

    исполнении. Картавцевой М.Т. предлагаются основные традиционные обряды и

    тот репертуар, который может быть исполнен детьми. Однако сам праздник

    (например, «Масленица») зависит от активности, фантазии режиссера, который

    будет ставить этот праздник с детьми. Репертуар масленичных песен

    богатейший, выбор огромен, главная же задача программы - дать канву, по

    которой каждый педагог-музыкант, режиссер или хореограф вышьет свой

    индивидуальный рисунок [44,c.16].

    Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и

    эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию

    детей. Игровые формы занятий естественно требуют специально оборудованных

    помещений: чистых, просторных классов (без парт) или аудиторий, где можно

    свободно «разыгрывать» пьесы и сказки, «плясать» песни, «плести веночки»,

    «водить хороводы» без ущерба для здоровья детей, наоборот, развивая у них

    мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под

    музыку. Многие считалки, прибаутки развивают дыхание, способствуют развитию

    дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки национальный

    характер мышления ребенка. Эти формы работы основаны на соединении

    принципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской

    музыкальной школой прошлого и настоящего.

    Принцип народной педагогики, в частности, состоит в передаче устной

    традиции детям и подросткам. Педагогика русской школы должна учитывать

    данную особенность. Фольклор значительно расширяет владение русским языком

    (вербальные способности, мышление), речью. Пословицы, поговорки, постановки

    русских народных сказок формируют и расширяют словарный запас ребенка.

    Достаточно вспомнить в этой связи, что язык Пушкина А. С. формировался в

    детстве под сильным влиянием сказок его нянюшки Арины Родионовны. Мы знаем,

    что по богатству образов и красочности язык Пушкина А. С. неповторим и до

    сих пор представляет интерес для изучения специалистами. Детские песни

    поддерживают интерес к поэтическому слову, не дают угаснуть чувству юмора

    [54,c.18].

    Импровизационная основа устного народного творчества дает педагогу

    исключительные возможности для свободного развития творческих способностей,

    фантазии детей. Воображение развивается только в творческой деятельности.

    Сейчас в ряде детских хоров сделаны попытки ввести импровизацию в качестве

    элемента творческого развития детей в фольклорном коллективе. Развитию

    творческих навыков на базе фольклора посвящен ряд работ автора. В названных

    работах изложена методика импровизации на основе комбинирования в

    одноголосии (например — на интонациях народного песенного трихорда), а

    также импровизации на заданные условия (на данные поэтические тексты, на

    заданные ритмы и т.д.).

    Творческий процесс активно вмешивается в процесс обучения по предмету

    «фольклорный театр».

    Дети учатся владеть своим телом, изображая под музыку «Скачущую

    лошадку», «Летящего жука», «Птичку», «Тающую Снегурочку» и многое другое

    Уроки изобразительного искусства поддерживают творческую атмосферу

    обучения. Например, педагог читает детям сказки или описание праздника

    «Масленица», а дети сами переносят сказочные образы и игровые ситуации на

    бумагу, причем в красках создавая самостоятельно прекрасные картины (гуашь,

    акварель) [44,c.16].

    Таким образом, творчество входит в обучение через игру, через сказку

    и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных

    психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой

    сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в

    биологии, и в музыке, и в живописи. Теория «переноса» творческих

    способностей позволяет нам надеяться на положительный педагогический

    эффект, который отдален от воспитателей определенным временным

    пространством, но будет востребован если не сейчас, то в XXI веке

    обязательно.

    ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

    СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

    2.1. Характеристика музыкальных

    способностей детей старшего дошкольного возраста

    Опытно-экспериментальная работа проводилась в подготовительном классе

    музыкальной школы г. Катайска. В эксперименте участвовали 12 детей 6-7 лет.

    На основе выделенной гипотезы констатирующий эксперимент

    предусматривал решение следующих задач:

    1. выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных

    способностей детей;

    2. определить средний уровень музыкально развития, сформированного в

    стихийном опыте.

    Для решения первой задачи нами были выделены компоненты, критерии,

    показатели и уровни, которые представлены в таблицах 1,2.

    Таблица 1

    Компоненты развития музыкальных способностей детей

    дошкольного возраста и критерии их оценки

    |Компоненты музыкальных |Критерии оценки компонентов музыкальных |

    |способностей |способностей |

    |I. Музыкальный слух. |Чистое интонирование мелодической линии, |

    | |чувство лада. |

    | |Владение широким диапазоном голоса. |

    | |Слуховое внимание. |

    |II. Музыкальная память.|Запоминание, узнавание и воспроизведение |

    | |музыкального материала. |

    | |Наличие музыкального "багажа" памяти и |

    | |умение им пользоваться. |

    |III. Чувство ритма. |1.Точность, четкость передачи ритмического |

    | |рисунка. |

    |IV. Музыкальное |1. Запас танцевальных движений, умений с их|

    |движение. |помощью передавать характер того или иного |

    | |образа. |

    |V. Творческие навыки. |Умение сочинить мелодию, ритмический |

    | |рисунок. |

    | |Умение образно мыслить и передавать свои |

    | |чувства в разных видах музыкальной |

    | |деятельности (пении, движении, игре на |

    | |музыкальных инструментах) различными |

    | |выразительными средствами. |

    Таблица 2

    Уровни развития компонентов

    музыкальных способностей

    |Компонент |Уровни |

    | |Высокий |Средний |Низкий |

    |1.Музыкальный | | | |

    |слух | | | |

    | |-чистое |-правильное |-не чистое |

    | |интонирова-ние |инто-нирование |интони-рование ;|

    | |мел. линии; |отдель-ных | |

    | |-слуховое |отрывков ; |-отсутствие |

    | |внимание; |-улучшение после|диапа-зона |

    | |-широкий |повторного |голоса; |

    | |диапазон голоса |показа; |-нет слухового |

    | |не менее |-небольшой |внимания. |

    | |(6-7 звуков). |диапа-зон голоса| |

    | | | | |

    | | |(4 звука); | |

    | | |-слуховое | |

    | | |внимание | |

    | | |отрывочное. | |

    |2.Чувство |-четкая точная |-передача |-нет точности |

    |ритма. |пере-дача |отдель-ных |пе-редачи |

    | |ритмического |элементов рит |ритмичес-кого |

    | |рисунка. |мического рис.; |рисунка; |

    | | |-улучшение |-нет улучшений |

    | | |пока-зателей |показателей |

    | | |после |после повт. |

    | | |пов-торного |показа. |

    | | |показа. | |

    |3. Музыкальная |-быстрое |-неточное |-несформирован-н|

    |память. |запомина-ние, |запоми-нание и |ость навыков |

    | |узнавание, |воспроиз-ведение|запоминания, |

    | |вос-произведение|муз. мате-риала;|вос-произведения|

    | |муз. материала; | |, уз-навания |

    | |-наличие муз. |-небольшой запас|муз. мат.; |

    | |"бага-жа" |муз. "багажа" |-отсутствие муз.|

    | |памяти. |памяти. |"багажа" памяти.|

    |4.Музыкальное |-большой запас |-ограниченный |-отсутствие |

    |движение. |тан-цевальных |за-пас танц. |запаса |

    | |движен.; |движ.; |танцевальных |

    | |умение передать |неумение |дви-жений. |

    | |ими характер |передать | |

    | |образа. |характер образа.| |

    |5. Творческие |-умение |-неуверенность в|-отсутствие |

    |навыки. |досочинить |сочинении |навы-ка |

    | |мелодию, |мело-дии, |сочинения |

    | |ритмичес-кий |ритмического |мелодии, ритмич.|

    | |рисунок. |рисунка. |рисунка. |

    Для решения второй задачи констатирующего эксперимента давались

    следующие задания.

    Задание 1 ставило целью выявить наличие у детей развитого

    методического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания.

    Детям предложено снять с голоса экспериментатора мелодическую линию

    народной попевки "В огороде заинька", "Светит солнышко", "Ходит кот",

    мелодия которых имеет поступенное движение вверх и вниз на интервал

    секунды, терции и квинты. Если есть затруднения, экспериментатор помогает

    голосом, либо подыгрывает попевку на инструменте.

    У детей отмечена неуверенность, робость в пении. Многие дети – Андрей

    Г., Лена Б., Лиза Н., Ульяна Е., (39%) просто говорят слова, не пропевая

    чисто мелодической линии, некоторые дети – Рома К.

    ( 8% ) кричат, громко берут дыхание. При повторном исполнении попевки на

    инструменте лишь Наташа Г., Катя Б. (17%) вслушиваются в мелодическую линию

    и пытаются петь чисто. Наиболее удачно дети исполняют песенку "В огороде

    заинька", т.к. мелодия состоит из 2-х ступеней. Наибольшие затруднения

    возникли при пении попевки "Ходит кот", т.к. мелодия имеет волнообразный

    тип движения мелодии. Илья Д. (8%) петь отказался, мотивируя отказ тем, что

    он не умеет петь. Остальная (28%) группа детей пыталась выполнить задание,

    но исполнение было не точным, с изменением мелодической линии.

    Задание 2 ставило целью выявить наличие у детей развитого тембрового

    слуха, слухового внимания. Экспериментатор исполнял на инструменте

    "Колыбельную" в разных регистрах: высоком, среднем, низком. При этом

    оговаривалось, что одну колыбельную поет медведица, другую - зайчиха

    (средний регистр), третью – мышка (высокий регистр). Дети слушали все три

    колыбельные и отмечали, что голоса у животных разные. В форме музыкальной

    загадки каждому ребенку предлагалось угадать, кто из животных поет

    колыбельную: мишка, зайчик или мышь.

    Дети справились неплохо, хотя не все слушали музыку внимательно, не

    отвлекаясь. Лена Б. (8%) отказалась выполнять задание, объясняя это тем,

    что она не слышит, где чья колыбельная. Илья Д. (8%) отвечал не думая,

    наугад, к заданию относясь несерьезно. Особенно внимательно отнеслись

    девочки Юля К., Катя Б., Лена З. (25%), т.к. им более близка тема

    колыбельных песен, охотно слушая задание. Но в большинстве случаев (59%)

    ответы детей имели ошибки, особенно часто дети путали верхний и средний

    регистры, принимая один из них за другой.

    Задание 3 ставило целью определить наличие у детей звуковысотного

    слуха, слухового внимания.

    Детям предложено повторить пение кукушки на двух звуках в интервале

    терции от разных звуков в сопровождении фортепиано, либо снятия попевки с

    голоса.

    Дети с большим желанием откликнулись на задание, но их повтор

    отличался механическим проговариванием слогов "ку-ку", не слушая

    звуковысотного расположения. Если экспериментатор заострял внимание на

    неправильности выполнения задания, предлагая внимательнее послушать высоту

    звука, исполняя еще раз на инструменте, то некоторые дети - Юля К., Лена

    З., Саша М., (25%) – пытались вслушаться. Повторные их попытки спеть чисто

    звуки имели лучший результат. Остальные дети (67%) качественно выполнить

    задание не смогли. Лишь Катя Б. (8%), благодаря своим природным данным,

    смогла качественно и без особого труда выполнить задание.

    Задание 4 ставило целью выявить наличие у ребенка музыкальной памяти по

    пройденному ранее музыкальному материалу.

    Детям задавался вопрос о том, какие они знают народные песни,

    потешки из пройденного материала по развивающей программе детского сада.

    Затем давались в грамзаписи или на инструменте отрывки РИП "Светит месяц",

    "Я на горку шла", "А я по лугу", "Во поле березка стояла", "На зеленом

    лугу". Детям было предложено узнать их, либо спеть мелодию произведения.

    Дети назвали лишь немногие произведения, такие как РИП "Во поле

    березка стояла", "А я по лугу". Более активны были: Саша М., Наташа Г., Юля

    К. Часто дети дублировали своими ответами ранее отвечавших товарищей – Ира

    Г., Лена З. – повторяя их. Большая часть детей отнеслась к заданию

    равнодушно, даже не пытаясь вспомнить пройденный ранее музыкальный

    материал. При исполнении даже названных произведений, таких как "Светит

    месяц", "А я по лугу", лишь Катя Б., Саша М., Андрей Г., Лена З. (33%),

    узнавали их. Спеть, чисто интонируя мелодию этих песен, не смог ни один

    ребенок, за исключением Саши М. (8%). Остальная группа детей (59%)

    отнеслась к заданию равнодушно.

    Задание 5 имело целью определить наличие и развитость чувство ритма у

    детей.

    Детям предлагалось: а) повторить хлопками заданный ритмический

    рисунок;

    б) прохлопать ритмический рисунок попевки, исполняемой экспериментатором

    на 1-ой ступени, например "Барашеньки" – русской народной песни;

    в) прохлопать ритмический рисунок попевки "Ладушки", исполняемой в

    диапазоне от 2 - ступеней.

    С первым заданием справились более половины детей успешно (67%),

    кроме Лены Б., Андрея Г.. Наташи Г., Лизы Н. (33%). Дети с большим

    интересом выполняли задание, даже там где имелись ритмические неточности,

    дети их таковыми не воспринимали, считая, что все выполняют верно.

    Ко второму типу задания многие дети отнеслись настороженно, оно им

    показалось сложным. Наташа Г., Лены Б., Андрея Г., Лизы Н. Илья Д., Уля Е.

    (50%), выполняли задание с трудом и нежеланием, эмоционально скованно,

    делая много ошибок. Лишь Лена З., Катя Б. (8%) смогли без погрешностей,

    точно выполнить задание. Прохлопать ритмический рисунок из четырех ступеней

    не смог ни один ребенок.

    Для решения второй задачи констатирующего эксперимента детям давались

    следующие задания.

    Задание 6 ставило целью выявить наличие у детей творческих навыков,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.