МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

    умение сочинить мелодию и ритмический рисунок на заданный текст.

    Детям предложено досочинить голосом окончание песенки "Дождик" на

    заданный текст.

    Несмотря на то, что экспериментатором был показан свой вариант

    сочинения, только Лиза З., Катя Б, Андрей Г. (25%) вызвались сразу

    попробовать свои силы в сочинении песенки. Лена З. и Катя Б. (17%) неплохо

    справились с заданием, хотя их ритмический рисунок и мелодия песенки

    походили на вариант исполненный экспериментатором, не отличаясь ритмической

    сложностью и оригинальностью мелодической линии. Остальная группа детей

    осталась к выполнению задания равнодушна, не пытаясь принять участие в

    сочинении.

    Задание 7 ставило целью определить наличие у детей двигательных

    навыков, умения импровизировать в движениях, свободу выполнения движений.

    Детям предложено изобразить русский народный танец произвольными движениями

    под музыку русской пляски "Барыня". У детей отмечена неуверенность, робость

    при выполнении задания. Движения примитивны, не выразительны, не ритмичны.

    Дети не обладают запасом движений. Многие дети (83%) просто повторяют

    движения других детей. Илья Д., Ульяна З. (17%) выразили отказ в выполнении

    задания, объясняя отказ словами: "Я так не умею".

    Для анализа результатов проведенных занятий нами были выделены

    критерии оценки музыкальных способностей.

    Музыкальный слух – чистое интонирование мелодической линии;

    - владение широким диапазоном голоса;

    - четкая дикция;

    - правильное дыхание;

    - слуховое внимание;

    - чувство лада.

    Чувство ритма – точность, четкость передачи ритмического рисунка.

    Музыкальная память – запоминание музыкального материала, а также

    узнавание его и воспроизведение, наличие музыкального "багажа" памяти,

    умение им пользоваться.

    Музыкальное движение – запас танцевальных движений, умение с их

    помощью передавать характерного или иного образа.

    Творческие навыки – интерес к музыкально-творческой деятельности,

    наличие образного восприятия, музыкального воображения, умение сочинять

    мелодию, ритмический рисунок, импровизировать, образно мыслить и передавать

    свои чувства в различных видах музыкальной деятельности (пении, движении,

    игре на инструменте, мимике) различными выразительными средствами.

    Анализ результатов данных по музыкально-творческим способностям

    позволил составить таблицы.

    Таблица 3

    Критерии и уровни оценки развития музыкальных способностей

    детей

    | |Музыкальный |Чувство ритма |Муз. |Муз. |Творч.|

    | |слух | |Памят|Движ.|навыки|

    | | | |ь | | |

    | |Задан|Задан|Задан|3ада-|Зада|3ада| | | |

    | |ие 1 |ие 2 |ие 3 |ние 1|ние |-ние| | | |

    | | | | | |2 |3 | | | |

    |1.Грищенко |Н |Н |Н |Н |С |Н |Н |С |С |

    |Андрей | | | | | | | | | |

    |2. Белоусова |Н |Н |Н |Н |С |Н |Н |С |Н |

    |Лена | | | | | | | | | |

    |3. Гашева Ирина|С |С |С |В |С |Н |С |Н |Н |

    |4. Качалкова |С |В |В |С |С |Н |В |С |Н |

    |Юля | | | | | | | | | |

    |5. Батанина |В |С |С |В |В |Н |Н |С |С |

    |Катя | | | | | | | | | |

    |6.Медведева |С |С |С |С |С |Н |В |С |Н |

    |Саша | | | | | | | | | |

    |7. Никулина |Н |Н |Н |Н |Н |Н |Н |Н |Н |

    |Лиза | | | | | | | | | |

    |8.Зеленина Лена|С |В |В |В |С |Н |С |С |С |

    |9.Емельянова |С |Н |Н |В |Н |Н |Н |Н |Н |

    |Уля | | | | | | | | | |

    |10.Девятков |Н |Н |С |В |Н |Н |Н |Н |Н |

    |Илья | | | | | | | | | |

    |11.Горюнова |С |С |Н |Н |Н |Н |В |С |Н |

    |Наташа | | | | | | | | | |

    |12.Казаков Рома|Н |Н |Н |В |С |Н |Н |С |Н |

    Критерии оценки:

    В - высокий уровень;

    Н - низкий уровень;

    С - средний уровень.

    Таблица 4

    Уровни развития музыкальных способностей детей по

    заданиям

    | | | | |

    |Уровни |Высокий |Средний |Низкий |

    | |кол-во |% |кол-во |% |кол-во |% |

    |Зад.№1 | | | | | | |

    | |1 |8 |6 |50 |5 |42 |

    |Зад.№2 |2 |17 |4 |33 |6 |50 |

    |Зад.№3 |2 |17 |4 |33 |6 |50 |

    |Зад.№4 |2 |17 |3 |25 |7 |58 |

    |Зад.№5 |3 |25 |2 |17 |7 |58 |

    |Зад.№6 |- |- |8 |67 |4 |33 |

    |Зад.№7 |- |- |3 |25 |9 |75 |

    |Средние |12 % | |36 % | |52 % |

    |данные | | | | | |

    Уровни развития музыкальных способностей детей в процентном соотношении

    Проценты

    Высокий Средний

    Низкий

    Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие

    выводы:

    1. Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии

    внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них нет

    достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков необходимых

    для погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-

    творческой деятельности;

    2. У детей на данный момент отсутствует развитый мелодический слух,

    тембровый слух и высокочастотный. Слабо развито чувство ритма, дети не

    справились даже с простейшими ритмическими заданиями, многим эти

    задания казались непонятными.

    3. Дети не владеют певческими навыками, имеют узкий диапазон голоса, у

    них не развита достаточно дикция. При пении дети не пытаются слушать

    себя, правильно интонировать мелодию, многие просто кричат,

    захлебываясь берут дыхание.

    4. У детей нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что

    очень важно в процессе обучения музыкальным навыкам для достижения

    положительного результата. Дети не научены слушать и слышать музыку,

    анализировать правильность своего исполнения в любом виде музыкальной

    деятельности.

    5. У детей нет слухового багажа произведений музыкального фольклора, хотя

    со многими из них они были ранее ознакомлены, что говорит о не

    разработанности механизмов музыкальной памяти.

    В целом можно констатировать, что музыкальные способности

    дошкольников находятся в неразвитом состоянии. Причина этого, на наш

    взгляд, в недостатке музыкально-образных впечатлений, отсутствии опыта

    творческой деятельности, неумения проявить себя, неразвитости специальных

    музыкальных способностей.

    Несмотря на выделенный низкий уровень знаний, умений и навыков

    дошкольников в музыкальной деятельности при проявляющемся интересе к данной

    деятельности дают основание предположить, что эти трудности преодолимы при

    осуществлении правильной технологии развития данных музыкальных

    способностей на доступном материале музыкального фольклора.

    Для этого необходима методическая разработка музыкальных занятий с

    разнообразными заданиями.

    2.2. Организация и руководство

    процесса развития музыкальных способностей

    старших дошкольников

    Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы разработали

    технологию развития музыкальных способностей и сформулировали задачи

    формирующего эксперимента.

    1. Разработать технологию развития музыкальных способностей детей

    дошкольного возраста.

    2. На основе технологии составить программу развития музыкальных

    способностей детей.

    3. Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения

    более высоких результатов.

    Формирующий эксперимент включал в себя 14 занятий, состоящих из

    заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного,

    тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения,

    творческих навыков в пении, движении, сочинении. Занятия проводились в

    форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей

    деятельности. Все занятия формирующего эксперимента заимствованы у

    Михайловой М.А.

    Единая структура музыкальных занятий обуславливала подбор одинаковых

    групп методов и приемов обучения: побуждения, убеждения средствами музыки,

    приучения, индивидуального подхода к детям.

    Также данная работа требовала внедрения нетрадиционных форм и

    методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания

    поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы,

    обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую

    деятельность.

    В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха

    в музыкальной деятельности. Это послужило базой для развития интереса и

    стремления ребенка к творческому выражению.

    При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности

    наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения,

    иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и

    оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в

    системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные

    представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах.

    Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная

    самостоятельность при сочинении.

    Экспериментальная работа осуществлялась на всех занятиях на материале

    детского музыкального фольклора.

    Применялись все виды музыкальной деятельности (песенная, ритмическая,

    танцевально-пластическая, игровая и др.) во взаимосвязи и интегрировании.

    Использовался доминантный вид занятия музыкального, на котором

    ведущей формой проведения была игровая.

    Программа включала в себя 2 этапа.

    1 этап – развивающий (занятия 1-10) был направлен на накопление

    навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового,

    звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарны

    певческих навыков.

    Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных,

    музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей

    музыкальной деятельности и творчеству.

    2 этап – репродуктивно-творческий (занятия 11-14). Погружение детей в

    полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта

    музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на

    основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

    На основе данной технологии была составлена программа развития

    музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Программа развития музыкальных способностей оформлена в таблицу с

    выделением целей каждого занятия, которые носили более сложный и насыщенный

    характер, что явилось результатом динамического нарастания сложности

    разработанной нами программы.

    Таблица 5

    Программа развития музыкальных способностей

    дошкольников средствами музыкального фольклора

    |Этапы |№ |Цели |Содержание |

    | |занятия| |работы |

    |I. |1. |Развитие слухового внимания, |Музыкальная |

    |Развивающ| |зна-комство с инструментом |сказка "Про |

    |ий | |фортепиа- |Нину, кошку и |

    | | |но, развитие умения различать |пианино". |

    | | |зву-ки по высоте. | |

    | |2. |1.Умение различать звуки |1.Муз.игра |

    | | |высокого, среднего и низкого |"Уга-дай,чей |

    | | |регистров; |голосок?" |

    | | |2.Развитие чувства ритма, |2.Муз.игра |

    | | |знакомст- во с музыкальными |"Прогулка" |

    | | |инструментами; |3.Р.н.п. |

    | | |3.Развитие музыкальной памяти,|"Сорока", |

    | | |снятие с голоса песенок р.н. |"Зайчик". |

    | | |"Зайчик", "Сорока". | |

    | |3. |1.Развитие звуковысотных |1.Муз.игра |

    | | |представ- |"Бубенчики". |

    | | |лений, чистота интонирования | |

    | | |звука разных ступеней. |2.Муз. игра "К |

    | | |2.Развитие чувства ритма; |нам гости |

    | | |3.Развитие муз. памяти, снятие|пришли". |

    | | |с голоса простейшей попевки. |3.Р.Н.П."Солныш-|

    | | | | |

    | | | |ко". |

    | |4. |1.Развитие звуковысотного |1.Муз. игра |

    | | |слуха; слухового внимания; |"Кузнечик" |

    | | |образного вос-приятия | |

    | | |мелодической линии. |2."Зайцы" муз. |

    | | |2.Развитие чувства ритма; |игра-загадка |

    | | |умение соотнести характер |("Ко-лыбельная" |

    | | |музыки с изоб- |р.н.п., |

    | | |ражением на рисунке; |"Ах, вы сени" |

    | | |знакомство с жанром |пля-совая р.н.) |

    | | |колыбельной песни и плясовой |3."Дождик" |

    | | |русской народной. |р.н.п. |

    | | |3.Развитие певческих навыков. | |

    | |5. |1.Умение различать поступенное|1.Муз. игра |

    | | |движение вверх и вниз мелодии;|"Лесенка-чедесен|

    | | |умение сопровождать движение |-ка". |

    | | |ме-лодии движениями |2.Муз. игра |

    | | |руки;тренировка слухового |"Научи матрешек |

    | | |внимания. |танцевать". |

    | | |2.Развитие чувства ритма. |3."Я на горку |

    | | |3.Работа над певческими |шла" р.н.п. |

    | | |навыками. | |

    | |6. |Развитие чувства ритма, |Муз. игра |

    | | |слухового внимания, развитие |"Тень-тень". |

    | | |певческого голоса, чистое | |

    | | |интонирование мело-дии, | |

    | | |соотношение ритма с | |

    | | |изобра-жаемой схемой. | |

    | |7. |Дать понятие музыкального |"Кошка Мурка и |

    | | |тембра, тренировка слухового |музыкальные |

    | | |внимания. |игрушки" -игра |

    | | | |муз. |

    | |8. |1.Развитие тембрового слуха, |1."Определи |

    | | |закреп |инст-румент" |

    | | |ление развития чувства ритма, |муз. |

    | | |знакомство с новыми муз. |игра-загадка. |

    | | |инструм. |2."Слушай хлоп –|

    | | |2.Развитие активного внимания.|ки" муз.игра. |

    | |9. |1.Развитие тембрового слуха, |1.Муз.игра-загад|

    | | |навы-ка снятия с голоса |-ка"Узнай, чей |

    | | |попевки. |голо |

    | | |2.Развитие активного внимания,|сок?". |

    | | |муз. движения, творческого |2.Муз. |

    | | |воображения |игра-загад-ка |

    | | |интереса к творческому |"Чья очередь?" |

    | | |заданию. | |

    | |10. |1.Развитие умения понимать |1."Петя-пастушок|

    | | |содер-жание музыки, интереса к|" муз. рассказ. |

    | | |народной музыке, закрепить |2. "Пастушок" , |

    | | |навыки слухового внимания. |"Кукушка", |

    | | |2.Снятие с голоса и правильное|"Коровушка" – |

    | | |интонирование народной песни. |р.н.п. |

    |II. |11. |1.Знакомство с навыками |1.Игровые |

    |Репродукт| |импрови-зации. |задания для |

    |ивно – | |2.Развитие воображения и |развития |

    |творчески| |творчест-ва в движении, |импровизации в |

    |й | |соотношение харак-тера |песенном |

    | | |движений и звучаний музыки, |творчестве. |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.