МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие музыкальных способностей детей идущих в школу

    короткий слогом «ти». Чтобы лучше разобраться в том, как складывается

    ритмический рисунок, можно представить длительности в виде равномерных

    шагов:

    равные шагу - (четверти),

    равные двум шагам - (половинные),

    равные четырем шагам - (целые),

    Шаг можно заменить слогом «та». Получается:

    та та та та - за четыре шага - 4 слога «та»

    та-а та-а - за четыре шага - 2 слога «та»

    та- а - а - а - за четыре шага -1 длинный слог «та»

    Более мелкие длительности звуков, например, когда на один шаг

    приходится две длительности, обозначаются слогом «ти».

    Ти-ти ти-ти ти-ти ти-ти - за четыре шага - 8

    коротких слогов «ти».

    ( 5.

    Тембровая окраска и тембровый звук.

    Теплый - холодный, жесткий - мягкий, легкий - тяжелый, матовый -

    блестящий... Если найдется на земле человек, который никогда не слышал

    музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому и

    неосязаемому звуку. Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам

    людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от другого?

    Почему звуки высокого регистра в нашем воображении окрашиваются чаще всего

    в прозрачные светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных,

    холодных красок?

    Это загадка еще одного свойства звука - тембра. Можно дать ему еще

    несколько характеристик: густой, глубокий, мужественный, суровый,

    ворчливый, бархатистый, насыщенный. (См. Приложение)

    Тембр - окраска.

    Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и,

    конечно, звук музыкальный.

    ( 6.

    Учимся слушать музыку.

    1.Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение

    необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно,

    хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что

    происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая

    слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит

    слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно,

    прежде никогда в жизни не испытанное.

    2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так

    как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не

    выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать

    для слушания небольшие произведения.

    3.Это может быть вокальная музыка ( музыка для голоса) или

    инструментальная ( которая исполняется на различных музыкальных

    инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить

    динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они

    выразительным исполнение музыкального произведения.

    4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет,

    о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

    5. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится

    менее интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения П. И.

    Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные

    ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью,

    нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни

    ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь

    куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы

    «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных

    музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным

    слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом

    называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый

    ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу

    «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям

    обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин»,

    и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед

    Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.

    В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить

    музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно,

    кого-нибудь даже чуть - чуть напугает. А произведения композитора С.

    Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и

    понятны даже самым маленьким.

    6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых

    произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро

    узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым

    разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно,

    не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических

    оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться

    наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую

    хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте,

    какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как

    попало, как вздумается».

    7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием,

    выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка

    от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.

    Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в

    концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый

    эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте.

    Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом

    сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со

    слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно

    настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед

    концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке,

    которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе,

    полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например,

    предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы

    - либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.

    8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных

    солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом

    исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только

    яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

    ( 7.

    Развитие восприятия.

    Для развития у детей навыков восприятия музыки ( музыкальной памяти,

    умения различать настроение, характер музыкальных произведений) можно

    использовать также некоторые игры. Но сначала прочтите детям сказку Е.

    Королевой о двух основных ладах музыки: о мажоре и миноре. Один из них

    окрашивает произведения в грустные, печальные тона ( минор), другой любит

    яркие, веселые, жизнерадостные краски ( мажор). Познакомившись со сказкой,

    ребенок легче отличит мажорное по настроению звучания музыкального

    произведения от минорного. ( См. Приложение).

    ( 8.

    Развитие музыкальных способностей в пении.

    Каждый человек, родившись, получает от матушки - природы драгоценный и

    великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос. Некоторые

    педагоги считают, что именно он может стать основой, фундаментом всей

    музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться

    правильно владеть этим инструментом.

    Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный

    голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая

    выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более

    легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса

    невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь

    голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.

    При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно

    постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

    Методика разучивания песен.

    1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог,

    например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на

    звуковысотной линии).

    2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы

    ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно

    трудные для произношения.

    3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо

    поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и

    куда направить голос, пользуйтесь жестом ( рука следует вверх и вниз,

    скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным

    ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и

    пропеть на какой - либо слог.

    4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами

    ребенка. Он всегда должен иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо

    открывающийся рот.

    5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед

    каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до

    окончания фразы, экономно расходуя его. Научиться этому можно, поиграв,

    например, со свечей (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как

    оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками - парашютиками

    знакомого всем одуванчика.

    6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются

    небольшие, на трех - пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная

    лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно

    повышая голос или какие-нибудь другие короткие пропевки, например «Две

    трети», «Птица и птенчики» и др.

    7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению

    песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки

    спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не

    следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом должна быть также

    прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком

    положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат

    гармонично настроены на процесс пения.

    Музыканты - педагоги при оценке пения детей часто используют термин

    «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая,

    или « чистота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?

    Чисто интонировать или, что одно и то же, «чисто» петь - это значит,

    петь без фальши, не фальшивить во время пения.

    Когда вы играете на каком - либо инструменте и одновременно поете, надо

    слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались.

    Приходиться сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к

    звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно

    постараться сделать свой голос тоненьким ( например, как у мышонка) и

    послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с

    ним в согласованном звучании. Если на инструменте сыграли низкий звук,

    нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым»,

    низким. Главное всегда себя слушать и контролировать. Голос поющего и звук,

    издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Это очень важно. Если

    есть хоть небольшая рассогласованность между звуком музыкального

    инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и

    речи, а ведь к частоте пения люди всегда относились и относятся очень

    серьезно.

    Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто.

    Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и,

    конечно, регулярные занятия пением. И всегда помните:

    Прежде чем проинтонировать (пропеть) звук песни, важно

    правильно услышать его и точнейшим образом повторить

    голосом.

    ( 9.

    Музыка и движение.

    Музыка и движение такие же взаимосвязанное понятия, как звук и его

    ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический

    рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа.

    Ритм, пульсация, движение, действие - по сути своей характеристики одного и

    того же.

    В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как

    средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах

    музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как

    музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но

    и развивать духовный мир человека.

    Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые

    упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой

    язык.

    Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию

    и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический

    материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры

    можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст,

    который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

    В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для

    распевного выразительного произношения ( интонирования). Наличие

    мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по

    содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей

    совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий

    шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег.

    Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр

    со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными

    движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он

    запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это

    выразительное, как бы на распев, ритмичное произнесение текста.

    Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка

    ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги,

    ритмизировать.

    Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука и «ти»

    для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий

    ритмический рисунок текста «Солнышко» ( 1-я фраза).

    Солнышко, солнышко,

    Выгляни в окошко.

    Та ти - ти

    Та ти - ти или или

    ти - ти ти - ти

    та та

    (выше рисунки)

    Таким же образом следует ритмизировать все тексты. (См. Приложение).

    Заключение.

    Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ

    музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня

    музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с

    раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству

    увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это

    понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

    Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей

    (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной

    культуре, заложить ее основы.

    Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения

    человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности

    будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет

    бесследно для их последующего развития, духовного становления.

    Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о

    музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно,

    чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и

    навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и

    общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной

    культуры.

    Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные

    ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через

    познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его

    приумножать.

    Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического

    мастерства, условий, методов воспитания, внимания как родителей, так и

    воспитателей.

    Библиография.

    Бейлино А. Музыкально - ритмические пальчиковые игры. - Дошкольное

    воспитание, 1993 год, № 9, стр. 114.

    Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение» 1984

    год.

    Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1973 год.

    Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994

    год, №6, стр. 89.

    Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий), - Дошкольное

    воспитание, 1980 год, № 5.

    Лифиц И. Уроки ритмики. - Дошкольное воспитание.

    Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н. А.

    Ветлугина и др. Издательство «Просвещение» 1976 год.

    Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль

    «Академия развития», 1997 год.

    Музыка в детском саду / под. Ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980 год.

    Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. -

    Дошкольное воспитание, 1996 год, № 11, стр. 91.

    Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. -

    Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 - 30.

    Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя. - Дошкольное

    воспитание, 1994 год, № 11, стр. 52.

    Русяйкина Т. О совместной работе музыкального руководителя и воспитателя. -

    Дошкольное воспитание, 1980 год, № 1.

    Столярова В. Чтобы дети росли добрыми. - Дошкольное воспитание, 1996 год, №

    9, стр. 119.

    Фурмина Л. Музыка в жизни младенца. - Дошкольное воспитание, 1990 год, №

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.