МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников

    глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и

    существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного

    процесса или видами мыслительных операций – прежде всего анализом и

    синтезом.

    Анализ – это мыслительное расчленение предмета, явления, ситуации и

    выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы

    вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они

    часто даны нам в восприятии.

    Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или

    менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

    Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее

    разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее

    расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом

    выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

    Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в

    плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал

    практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических

    целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом

    синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в

    практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами

    теоретического мыслительного процесса.

    Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Попытки одностороннего

    применения анализа вне синтеза приводят к механическому сведению целого к

    сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез

    должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его

    элементов, которые выделяет анализ.

    Анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления.

    Существеннейшими его сторонами являются абстракция и обобщение.

    Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь

    стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении

    существенного и отвлечение его от остальных.

    Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы,

    либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных

    чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных

    свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

    Обобщение (или генерализация) – это отбрасывание единичных признаков

    при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщение может

    совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так

    совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах

    обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

    Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами

    единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

    Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

    Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства связи и

    отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

    Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

    Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами или

    явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть

    ложными и истинными.

    Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких

    суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные,

    дедуктивные, по аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления

    от частного к общему, установление общих законов и правил на основании

    изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия – логический вывод в процессе

    мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

    Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному,

    познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и

    правил.

    Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.

    Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут

    проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и

    самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

    Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не

    упуская в то же время и необходимых для дела частей.

    Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных

    вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является

    поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не

    видит главного.

    Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать

    новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

    Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния

    закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро

    менять действия при изменении обстановки.

    Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой

    ситуации, обдумать и принять правильное решение.

    Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие

    мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и

    выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность

    использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или

    абстрактно-логического вида мышления.

    Можно выделить индивидуальные стили мышления.

    Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то

    новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи,

    взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз синтезатора - "Что,

    если…".

    Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным,

    глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем.

    Особенность идеалистов – повышенный интерес к целям, потребностям,

    человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих

    решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать

    противоречия и акцентировать сходство в различных позициях. "Куда мы идем и

    почему?" – классический вопрос идеалистов.

    Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный

    опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны,

    стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и

    ограниченный), практический выигрыш. Девиз прагматиков: "Что-нибудь да

    сработает", "Годится все ,что работает"

    Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и

    всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые

    задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной,

    тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем.

    Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов

    и "реальным" является только то, что можно непосредственно почувствовать,

    лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление

    характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию

    ситуаций в целях достижения определенного результата.

    Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления

    влияет на способ решения проблемы, на линию поведения, на личностные

    особенности человека.

    Виды мышления.

    В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает

    слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида

    мышления: конкретно-действенное или практическое, конкретно-образное и

    абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей

    задач – практических и теоретических.

    Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающегося на

    непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе

    действий с предметами. Вид этого мышления направлено на решение задач в

    условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной

    практической деятельности людей. практическое мышление – это прежде всего

    техническое, конструктивное мышление. Характерными особенностями наглядно-

    действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к

    деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации,

    оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить

    от размышления к действию и обратно.

    Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на

    представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением

    ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате

    своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность

    образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний

    предметов и их свойств. В отличие от наглядно – действенного мышления пр

    наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

    Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих

    закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и

    отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а

    образы, представления в нем играют вспомогательную роль.

    Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в

    одинаковой мере развиты наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-

    логическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек

    решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид

    мышления.

    Глава II. Методико-математические основы формирования

    наглядно-действенного и наглядно-образного

    мышления младших школьников.

    п.2.2. Роль геометрического материала в формировании наглядно-действенного

    и наглядно-образного мышления младших школьников.

    Программа по математике в начальных классах является органической

    частью курса математики в средней школе. В настоящее время существует

    несколько программ обучения математике в начальных классах. самой

    распространенной является программа по математике для трехлетней начальной

    школы. Эта программа предполагает, что изучение соответствующих вопросов

    будет проводиться в течение 3-х лет начального обучения, в связи с

    введением новых единиц измерения и изучением нумерации. В третьем классе

    подводится итог этой работы.

    В программе заложена возможность реализации межпредметных связей между

    математикой, трудовой деятельностью, развитием речи, ИЗО. Программа

    предусматривает расширение математических понятий на конкретном, жизненном

    материале, что дает возможность показать детям, что все те понятия и

    правила, с которыми они знакомятся на уроках, служат практике, родились из

    ее потребностей. Это кладет начало формированию правильного понимания связи

    между наукой и практикой. Программа по математике позволит вооружить детей

    умением и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых учебных

    и практических задач, воспитания у них самостоятельности и инициативы,

    привычки и любви к труду, искусству, чувству отзывчивости, настойчивости в

    преодолении трудностей.

    Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания,

    творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности,

    рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для

    дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

    учеников.

    Такому развитию способствует изучение геометрического материала,

    связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение

    геометрического материала способствует развитию познавательных способностей

    младших школьников.

    По традиционной системе (1-3) изучается следующий геометрический

    материал:

    o В первом классе геометрический материал не изучается, но

    геометрические фигуры используются как дидактический материал.

    o Во втором классе изучаются: отрезок, прямые и непрямые углы,

    прямоугольник, квадрат, сумма длин сторон прямоугольника.

    o В третьем классе: понятие многоугольника и обозначение точек,

    отрезков, многогранников буквами, площадь квадрата и прямоугольника.

    Параллельно традиционной программе существует и интегрированный курс

    "Математика и конструирование", авторами которых являются С. И. Волкова и

    О. Л. Пчелкина. Интегрированный курс "Математика и конструирование"

    представляет собой объединение в одном предмете двух разноплановых по

    способу овладения ими предметов: математики, изучение которой носит

    теоретический характер и не всегда одинаково полно в процессе изучения

    удается реализовать ее прикладной и практический аспект, и трудовое

    обучение, формирование умений и навыков, которое носит практический

    характер, не всегда одинаково глубоко подкрепленный теоретическим

    осмыслением.

    Основными положениями этого курса являются:

    - существенное усиление геометрической линии начального курса

    математики, обеспечивающее развитие пространственных

    представлений и воображений, включающих в себя линейные,

    плоскостные и пространственные фигуры;

    - интенсификация развития детей;

    Основная цель курса "Математика и конструирование" состоит в том,

    чтобы обеспечить числовую грамотность учащихся, дать им начальные

    геометрические представления, развивать наглядно-действенное и наглядно-

    образное мышление и пространственное воображение детей. Сформировать у них

    элементы конструкторского мышления и конструктивных умений. Данный курс

    представляет возможность дополнить учебный предмет "Математика"

    конструкторско-практической деятельностью учащихся, в которой находит

    подкрепление и развитие мыслительная деятельность детей.

    Курс "Математика и конструирование" с одной стороны способствует

    актуализации и закреплению математических знаний и умений через

    целенаправленный материал логического мышления и зрительного восприятия

    учащихся, а с другой стороны, создает условия для формирования элементов

    конструкторского мышления и конструкторских умений. В предлагаемом курсе

    кроме традиционных сведений даются сведения о линиях: кривой, ломаной,

    замкнутой, о круге и окружности, центре и радиусе окружности. Расширяется

    представление об углах, знакомятся с объемными геометрическими фигурами:

    параллелепипедом, цилиндром, кубом, конусом, пирамидой и их моделированием.

    Предусмотрены различные виды конструктивной деятельности детей:

    конструирование из палочек равной и неравной длин. Плоскостное

    конструирование из вырезанных готовых фигур: треугольника, квадрата,

    круга, плоскости, прямоугольника. Объемное конструирование с помощью

    технических рисунков, эскизов и чертежей, конструирование по образу, по

    представлению, по описанию и др.

    К программе прилагается альбом с печатной основой, в которой

    приводятся задания на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного

    мышления.

    Наряду с курсом "Математика и конструирование" существует курс

    "Математика с усилением линии на развитие познавательных способностей

    учащихся", авторы С. И. Волкова и Н. Н. Столярова.

    Предлагаемый курс математики характеризуется теми же базисными

    понятиями и их последовательностью, что и действующий в настоящее время

    курс математики в начальной школе. Одной из основных целей разработки

    нового курса стало создание действенных условий для развития познавательных

    способностей и деятельности детей, их интеллекта и творческого начала,

    расширение их математического кругозора.

    Содержание представляемого курса состоит из пяти различных блоков:

    арифметического, алгебраического, геометрического, блока содержательно-

    логических задач и блок, который можно условно назвать компьютерным. Первые

    три блока являются основными носителями содержания математического курса.

    Основным из компонентов программы является целенаправленное развитие

    познавательных процессов младших школьников и базирующееся на нем

    математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать,

    замечать общее в различном, находить закономерности и делать вывод, строить

    простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить

    классификацию объектов, понятий по заданному основанию, развивать

    способность к простейшим обобщениям, умения использовать математические

    знания в практических работах.

    Четвертый блок программы по математике содержит в себе задачи и

    задания на:

    - развитие познавательных процессов учащихся: внимания,

    воображения, восприятия, наблюдения, памяти, мышления;

    - формирование специфических математических способов действий:

    обобщения, классификации, простейшего моделирования;

    - формирование умений практически применять полученные

    математические знания.

    Систематическое выполнение целенаправленно подобранных содержательно-

    логических заданий, решение нестандартных заданий будет развивать и

    совершенствовать познавательную деятельность детей.

    Среди программ, рассмотренных выше, существуют программы развивающего

    обучения. Программа развивающего обучения Л. В. Занюкова разработана для

    трехлетней начальной школы и является альтернативной системе обучения,

    которая действовала и действует сейчас в практике. Геометрический материал

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.