МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников

    пронизывает все три курса начальной школы, т. е. он изучается во всех трех

    классах по сравнению с традиционной системой.

    В первом классе особое место уделяется знакомству с геометрическими

    фигурами, их сравнению, классификации, выявлению свойств, присущих той или

    иной фигуре.

    "Именно такой подход к изучению геометрического материала делает его

    эффективным для развития детей", - считает Л. В. Занюков. Его программа

    направлена на развитие познавательных способностей детей, поэтому в

    учебнике по математике содержится много заданий на развитие памяти,

    внимания, восприятия, развития, мышления.

    Развивающее обучение по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

    предусматривает в развитии ребенка познавательных функций (мышления,

    восприятия памяти и т. д.) Программа ставит своей целью формирования у

    младших школьников математических понятий на основе содержательного

    обобщения, которое означает, что ребенок движется в учебном материале от

    общего к частному, от абстрактного к конкретному. Основным содержанием

    представленной программы обучения является понятие рационального числа,

    начинающегося с анализа генетически исходного для всех видов чисел

    отношений. Таким отношением, порождающим рациональное число, является

    отношение величин. С изучением величин и свойств их отношений и начинается

    курс математики в первом классе.

    Геометрический материал связывается с изучением величин и действий с

    ними. Вычеркивая, вырезая, моделируя, дети знакомятся с геометрическими

    фигурами и их свойствами. В третьем классе специально рассматриваются

    способы непосредственного измерения площади фигур и вычисления площади

    прямоугольника по заданным сторонам. Среди имеющихся программ существует

    программа развивающего обучения Н. Б. Истоминой. При создании своей системы

    автор постаралась осуществить всесторонний учет тех условий, которые влияют

    на развитие детей, Истомина подчеркивает, что развитие может осуществляться

    в деятельности. Первой идеей программы Истоминой является идея деятельного

    подхода к обучению максимальная активность самого ученика. И репродуктивная

    и продуктивная деятельность влияет на развитие памяти, внимания,

    восприятия, но мыслительные процессы успешнее развиваются при продуктивной,

    творческой деятельности. "Развитие будет идти, если деятельность будет

    систематичной",- считает Истомина.

    В учебниках первого – третьего классов содержится много заданий

    геометрического содержания для развития позитивных способностей.

    2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного

    мышления детей младшего школьного возраста.

    Интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном

    возрасте.

    Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными

    категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных

    предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает

    развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что

    предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные

    модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)

    "Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает

    у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого

    факта, образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или

    чтения книжки, очень ярки". (Блонский П.П.: 1997, с. 34).

    Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов,

    наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся

    решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или

    действия. Учитывая образность мышления, учитель принимает большое

    количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и

    переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие

    школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки

    зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление:

    то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.

    Наглядно-образное мышление очень ярко проявляется при понимании,

    например, сложных картин, ситуаций. Для понимания таких сложных ситуаций

    требуется сложная ориентировочная деятельность. Понять сложную картину –

    это значит понять ее внутренний смысл. Понимание смысла требует сложной

    аналитико-синтетической работы, выделения деталей сопоставления их друг с

    другом. В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает

    назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-

    действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться в этом

    возрасте формально-логическое мышление.

    Мышление детей этого возраста значительно отличается от мышления

    дошкольников: так если для мышления дошкольника характерно такое качество,

    как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной

    задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им

    интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате, обучения в

    школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном

    порядке, научиться управлять своим мышлением.

    Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению

    способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

    Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возраста

    достаточно разное. Одни дети легче решают задачи практического характера,

    когда требуется использовать приемы наглядно-действенного мышления ,

    например задачи, связанные с конструированием и изготовлением изделий на

    уроках труда. Другим легче даются задания, связанные с необходимостью

    воображать и представлять какие-либо события или какие-нибудь состояния

    предметов или явлений. Например, при написании изложений, подготовке

    рассказа по картинке и т.п. Третья часть детей легче рассуждает, строит

    условные суждения и умозаключения, что позволяет им более успешно, чем

    остальным детям, решать математические задачи, выводить общие правила и

    использовать их в конкретных случаях.

    Встречаются такие дети, которым трудно и мыслить практически и

    оперировать образами, и рассуждать, и такие, которым все это делать легко

    (Теплов Б.М.: 1961, с. 80).

    Наличие такого разнообразия в развитии разных видов мышления у разных

    детей в значительной мере затрудняет и осложняет работу учителя. Поэтому

    ему целесообразно более отчетливо представлять основные уровни развития

    видов мышления у младших школьников.

    О наличии того или иного вида мышления у ребенка можно судить по тому,

    как он решает соответствующие данному виду мышления задачи. Так, если при

    решении легких задач – на практическое преобразование предметов, или на

    оперирование их образами, или на рассуждение – ребенок плохо

    разбирается в их условии, путается и теряется при поиске их решения, то

    в этом случае считается, что у него первый уровень развития в

    соответствующем виде мышления (Зак А.З.: 1984, с. 42).

    Если ребенок успешно решает легкие задачи, предназначенные для

    применения того или иного вида мышления, но затрудняется в решении более

    сложных задач, в частности из-за того, что ему не удается представить все

    это решение целиком, поскольку недостаточно развито умение планировать, то

    в этом случае считается, что у него второй уровень развития в

    соответствующем виде мышления.

    И наконец, если ребенок успешно решает и легкие и сложные задачи в

    рамках соответствующего вида мышления и даже может помочь другим детям в

    решении легких задач, объясняя причины допускаемых ими ошибок, а так же

    может придумывать сам легкие задачи, то этом случае считается, что у него

    третий уровень развития соответствующего вида мышления.

    Опираясь на эти уровни в развитии мышления, учитель сможет более

    конкретно охарактеризовать мышление каждого ученика.

    Для умственного развития младшего школьника нужно использовать три

    вида мышления. При этом с помощью каждого из них у ребенка лучше

    формируются те или иные качества ума. Так решение задач с помощью

    наглядно-действенного мышления позволяет развить у учеников навыки

    управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не

    случайных и хаотичных попыток в решении задач.

    Такая особенность этого вида мышления следствие того, что с его

    помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы

    изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве.

    Поскольку, работая с предметами, ребенку легче наблюдать за своими

    действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями,

    прекращать практические попытки, если их результат не соответствует

    требованиям задачи, или наоборот заставлять себя довести попытку до

    конца, до получения определенного результата, а не бросить ее выполнение,

    не узнав результата.

    С помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у детей

    такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать

    целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями.

    Своеобразие наглядно-образного мышления заключается в том, что решая

    задачи с его помощью, ребенок не имеет возможности реально изменять

    образы и представления, а только по воображению.

    Это позволяет разрабатывать разные планы для достижения цели,

    мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при

    решении задач с помощью наглядно-образного мышления, ребенку приходится

    оперировать лишь образами предметов (т.е. оперировать предметами лишь в

    мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями,

    контролировать их и осознавать, чем в том случае, когда имеется возможность

    оперировать самими предметами.

    Поэтому главная цель развития у детей наглядно-образного мышления

    заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать

    разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы

    решения задач.

    Это следует из того, что оперируя предметами в мыслительном плате,

    представляя возможные варианты их изменений можно найти быстрее нужное

    решение, чем выполняя каждый вариант, который возможен. Тем более, что не

    всегда имеются условия для многократных изменений в реальной ситуации.

    Своеобразие словесно-логического мышления, по сравнению с наглядно-

    действенным и наглядно-образным, состоит в том, что это отвлеченное

    мышление, в ходе которого ребенок действует не с вещами и их образами, а с

    понятиями о них, оформленных в словах иди знаках. При этом ребенок

    действует по определенным правилам, отвлекаясь от наглядных особенностей

    вещей и их образов.

    Поэтому главная цель работы по развитию у детей словесно-логического

    мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение

    рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в

    количестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не

    привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех

    вещей или образов, которые отражаются и обозначают в исходных суждениях.

    Итак, существует три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-

    образное, словесно-логическое. Уровни мышления у детей одного и того же

    возраста достаточно разные. Поэтому задача педагогов, психологов состоит в

    дифференцированном подходе к развитию мышления у младших школьников.

    3. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при

    изучении геометрического материала на уроках опытных учителей.

    Одна из психологических особенностей детей младшего школьного

    возраста - преобладание наглядно-образного мышления и именно на первых

    этапах обучения математике большие возможности для дальнейшего развития

    этого вида мышления, а также наглядно-действенного мышления дает работа с

    геометрическим материалом, конструирование. Зная это, учителя начальных

    классов включают в свои уроки геометрические задания, а также задания,

    связанные с конструированием или проводят интегрированные уроки по

    математике и трудовому обучению.

    В этом параграфе отражается опыт учителей по использованию заданий,

    которые способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного

    мышления младших школьников.

    Например, учитель Т.А. Скранжевская на своих занятиях использует игру

    "Почтальон".

    В игре участвуют три ученика – почтальона. Каждому из них нужно

    доставить письмо в три дома.

    На каждом доме изображена одна из геометрических фигур. В сумке

    почтальона находятся письма – 10 геометрических фигур, вырезанные из

    картона. по сигналу учителя почтальон ищет письмо и несет его в

    соответствующий дом. Выигрывает тот, кто быстрее доставит все письма в

    дома – разложит геометрические фигуры.

    Учительница московской школы № 870 Попкова С.С. предлагает такие

    задания по развитию рассматриваемых видов мышления.

    1. Какие геометрические фигуры использованы в рисунке?

    2. Назовите геометрические фигуры, из которых составлен этот домик?

    3. Выложите из палочек треугольники. Сколько палочек потребовалось?

    Много заданий по развитию наглядно-действенного и наглядно-образного

    мышления используется Крапивиной Е.А. Приведу некоторые из них.

    1. Какая фигура получится, если соединить концы ее, состоящие из трех

    отрезков? Начертите эту фигуру.

    2. Разрежьте квадрат на четыре равных треугольника.

    Сложите из четырех треугольников один треугольник. Какой он?

    3. Разрежьте квадрат на четыре фигуры и сложите из них прямоугольник.

    4. Проведите в каждой фигуре отрезок, чтобы получился квадрат.

    Рассмотрим и проанализируем опыт учителя начальных классов

    Борисовской средней школы № 2 Белоус И.В., которая уделяет большое внимание

    развитию мышления младших школьников, в частности наглядно-действенному и

    наглядно-образному, проводя интегрированные уроки математики и трудового

    обучения.

    Белоус И.В, учитывая развитие мышления учащихся, на интегрированных

    уроках старалась включать элементы игры, элементы занимательности, на

    уроках использует много наглядного материала.

    Так, например, при изучении геометрического материала, дети в

    занимательной форме знакомились с некоторыми основными геометрическими

    понятиями, учились ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и

    обнаруживать геометрические фигуры в окружающей обстановке.

    После изучения каждой геометрической фигуры дети выполняли творческие

    работы, конструировали из бумаги, проволоки и т.д.

    Дети знакомились с точкой и линией, отрезком и лучом. При построении

    двух лучей, исходящих из одной точки, получалась новая для детей

    геометрическая фигура. Они сами определяли ее название. Так вводится

    понятие угла, которое в ходе выполнения практической работы с проволокой,

    пластилином, счетными палочками, цветной бумагой совершенствует и

    переходит в навык. После этого дети приступали к построению различных

    углов с помощью транспортира и линейки и учились измерять их.

    Здесь Ирина Васильевна организовывала работу в парах, группами, по

    индивидуальным карточкам. Знания, полученные учащимися по теме "Углы"

    связывала с практическим применением. Сформировав понятие отрезка, луча,

    угла, подводила детей к знакомству с многоугольниками.

    Во 2 классе, знакомя детей с такими понятиями, как окружность,

    диаметр, дуга, показывает как пользоваться циркулем. В результате чего дети

    приобретают практический навык работы с циркулем.

    В 3 классе при знакомстве учащихся с понятиями параллелограмм,

    трапеция, цилиндр, конус, шар, призма, пирамида дети моделировали и

    конструировали из разверток эти фигуры, познакомились с игрой "Танграм",

    "Угадайка".

    Приведем фрагменты нескольких уроков – путешествий в город Геометрию.

    Урок 1 (фрагмент).

    Тема: Из чего город построен?

    Цель: познакомить с основными понятиями: точка, линия (прямая,

    кривая), отрезок, ломаная, замкнутая ломаная.

    1. Сказка о том, как родилась линия.

    Жила-была красная Точка в городе Геометрии (точка ставится на доске

    учителем, а детьми на бумаге). Скучно было Точке одной и решила она

    отправиться в путешествие, чтобы найти себе друзей. Только вышла красная

    Точка за пометку, а навстречу ей тоже точка идет, только зеленая. Подходит

    зеленая Точка к красной и спрашивает, куда та идет.

    - Иду искать друзей. Становись со мной рядом, будем вместе путешествовать

    (дети ставят рядом с красной зеленую точку). Через некоторое время

    встречают они синюю точку. Идут по дороге друзья – точки и их с каждым

    днем становится все дольше и больше и, наконец, их стало так много, что

    выстроились они в один ряд, плечом к плечу, и получилась линия (учащиеся

    проводят линию). Когда точки идут прямо, получается линия прямая, когда

    неровно, криво – линия кривая (учащиеся проводят и ту, и другую линии).

    Решил однажды Карандаш прогуляться по прямой линии. Идет, устал, а

    когда линии все не видно.

    - Долго ли мне еще идти? Доберусь ли я до конца? – спрашивает он у Прямой.

    - А она ему в ответ.

    - Эх ты, у меня же нет конца.

    - Тогда я поверну в другую сторону.

    - И в другую сторону не будет конца. У линии совсем нет конца. Я даже

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.