МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие нравственных отношений младшего школьника на основе творчества Д. Дефо, его книг о Робинзоне Крузе

    осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и

    педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с

    нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В

    сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение,

    таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим,

    формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор

    ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и

    реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания

    состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного

    поведения и внутренней готовности к этому.

    Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное

    просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о

    моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть.

    Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с

    осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию

    моральных оценок и поступков.(12, с.8-14)

    В школе нравственное воспитание осуществляется в тесной связи и

    взаимодействии с трудовым. На каждом возрастном этапе развития ребенка

    доминирует своя сторона воспитания (что ни в коем случае не означает

    единственная). В воспитании младших школьников такой стороной будет

    нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности,

    научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс,

    производственная практика тесно связаны с нравственным воспитанием. В

    условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в

    объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном

    воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона

    моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают,

    изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение

    для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

    Изучение отечественной и зарубежной научной литературы дает возможность

    формировать представление о нравственном идеале, о гуманизме и нравственной

    активности личности. Воспитательный процесс строится таким образом, что в

    нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед

    необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации

    для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены

    или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное

    значение может быть сведено на нет.

    Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников

    к своим обязанностям, к самой деятельности к другим людям.[1]

    Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с

    рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение

    людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться,

    что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе.

    И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала,

    что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для

    нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по разному

    относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого

    человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании

    его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в

    формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на

    умственное развитие и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и

    на воспитание эстетических чувств и интересов.

    Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что

    его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

    Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной

    деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в

    которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми

    моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является

    целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания,

    форм, методов и приемов педагогических действий.

    На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется

    нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших

    школьников, их радости и огорчения, прежде всего, связаны с учебой. На

    уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель,

    содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс

    обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

    Что же обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке?

    Научность и идейность содержания урока, нравственно-эмоциональный заряд

    методов и приемов работы учителя, нравственная направленность личности

    учителя, его отношение к изучаемому материалу и др.[2]

    Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных

    книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети

    читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме

    вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности

    общественному долгу, гуманности и патриотизме.

    Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры,

    задачи, упражнения, и задания на определенное правило, задают их друг

    другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу

    по структуре учебной деятельности.

    Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно

    выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и

    вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному

    воспитанию.

    Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс,

    включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс

    нравственного воспитания в известной мере автономен.

    Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания

    школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные

    подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении

    нравственного воспитания школьников.

    Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время

    прохождения педагогической практики показывает, что учебная деятельность

    значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте,

    так как в данном периоде начинает формироваться учебная деятельность. В

    процессе, в котором вырабатываются такие качества личности как

    организованность, ответственность, самостоятельность, активность,

    дисциплинированность.

    1.2. Особенности нравственного воспитания младших школьников.

    Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды

    существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок,

    подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания.

    Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает

    проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие

    ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой

    личности. (5,с.132).

    Работая над проблемами нравственной воспитанности младших

    школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

    1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно

    упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо,

    требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой

    остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю.

    Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать

    много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится

    считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.

    Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков

    ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» -

    говорил А.С.Макаренко.

    2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как

    утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое

    внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети

    начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому

    необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

    3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с

    небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения

    можно разбить на 3 уровня:

    Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения,

    основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай

    громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай

    мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм,

    то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

    К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние

    окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы

    приятным.

    Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания,

    если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди

    подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены

    элементарному поведению.

    На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим

    людям!»

    4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и

    практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона,

    общения).

    Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует

    реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где

    происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

    5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и

    сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

    Как будем преодолевать эти особенности? Обратимся к опыту

    великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по

    нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего

    формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте,

    когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем

    перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

    1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое

    твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует

    граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои

    поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?

    Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

    2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе

    счастье детства. Плати им за это добром.

    3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда

    нельзя честно жить.

    Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай

    товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они

    дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным

    гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

    5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана,

    несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет

    других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

    Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают

    сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и

    несправедливости.»(26, с.161-165).

    Среди основных задач, которые ставит современное общество перед

    народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной

    сознательной творческой личности.

    В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль

    выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного»

    познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только

    расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в

    этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами

    решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе

    систему отношений детей к окружающему миру (1, с.195).

    Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не

    только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку

    далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей

    цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда,

    когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения.

    Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании

    умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки

    отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в процессе

    развития ребенка в младшем школьном возрасте.

    Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать

    целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении

    способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все

    чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся

    используют приобретенный опыт.

    Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им

    своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с

    условиями объективной действительности (10, с.19-20).

    Э.П. Козлов считает, что развитию этих качеств способствует

    мотивационный компонент учебной деятельности, в основе которого возникает

    потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее

    осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет

    возможность и необходимость действия.

    Здесь мы подходим ко второй стороне вопроса, которую мы выдвигаем в

    нашей гипотезе о структуре учебной деятельности - к вопросу о значимости

    единства всех трех компонентов учебной деятельности (мотивационного,

    содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов

    как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства

    можно рассматривать в двух аспектах.

    Первое – это возможность развития каждого из них на основе двух других.

    Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного

    развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание

    своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих

    «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным

    содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом

    приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.

    Таким образом, учащийся становится активным участником процесса

    обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он

    владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор

    того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения

    операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

    Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных

    компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс

    обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение

    знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на

    содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается,

    что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. В

    определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном

    формировании содержательных элементов, в какой – то степени «стихийное»

    развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что,

    естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной

    мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для

    умственного и нравственного развития учащихся. (15, с.152).

    Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения

    взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

    Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского»

    усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных

    норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению.

    Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д.

    Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная

    деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т.

    п.

    Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную

    коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм,

    регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения

    учеников с учителем.

    И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе

    все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего,

    формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить

    удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная

    деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся

    нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

    С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и

    нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве,

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.