МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема

    испытанием, если не бедствием.

    В связи с эти актуальной становится проблема защиты таких людей и

    общества в целом от оценочной ярости эгоистически настроенных собратьев.

    Необходима нейтрализация однобоких и неверных оценок, на что их носители

    так просто не пойдут.

    «Что такое нравственность? – спрашивает Гельвеций и поясняет: - Это

    наука о соглашениях, придуманная людьми для того, чтобы совместно жить

    наиболее счастливым образом». Эгоист хочет жить счастливо лишь сам, поэтому

    такая наука ему чужда.

    Мнений много, но истина одна, и старательно ее ищут лишь те, у кого

    общие интересы, кто хочет жить совместно с другими в согласии.

    Безнравственных людей это не устраивает, им гораздо важнее воинственный

    приоритет собственных оценок.

    Отсутствие между людьми взаимопонимания, культуры общения ведет ко

    многим негативным последствиям. Подтверждением того, насколько в обществе

    стал опасным непримиримый эгоизм оценок, стали события последних лет. Чтобы

    отстоять свое мнение, многие выходят на улицы, демонстрации, устраивают с

    людьми, отличающимися по взглядам и оценкам яростные выяснения отношений,

    разбирательства, суды. Речь идет уже не о разумном обмене оценочными

    мнениями и выборе из них наилучшего, истинного, а о том, как пересилить или

    переупрямить того, кто в чем-то не согласен с тобой.

    Наши современники не готовы к терпеливому поиску истины. Сознавая это,

    Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: «Оценки примирить,

    наверное, невозможно. Дух разделения и исступления овладевает нашими

    душами. Снова люди «свое» противополагают «чужому». И свое – положение,

    имущество, идеи - считают более ценными, чем чужую – нет, не идею, -

    жизнь».

    Несходные оценки разделяют людей на множество партий, группировок,

    оказывают на общество в целом более отрицательное, чем положительное

    влияние. С усилением такого несходства резко понижается взаимопонимание

    между людьми, растет неприязнь, отчуждение, возникают конфликты, стачки,

    забастовки, войны.

    Мы привыкли не замечать данной проблемы, но она существует издревле и

    в определенные периоды исторического развития в значительной мере

    обостряется.

    Уже Платон задумывался над тем, как уберечь людей от оценочного

    эгоизма отдельных индивидов. В своем государстве он лишал права на спор

    людей с умом неразвитым или ущербным, с намерениями не искренними и

    эгоистичными.

    «Зачем отправляться на поиски истины со спутником, не умеющим идти так

    ровно и быстро, как надо? » - замечает по этому поводу М. Монтень. По его

    мнению, лучше быть одному, чем среди докучных и глупых людей, навязывающих

    всем свои взгляды и оценки.

    Редкая удача иметь подле себя порядочного во всех отношениях человека

    с ясным умом и нравами, с умением судить обо всем с позиций истины, а не

    узких, корыстных и эгоистических интересов.

    Трудно решать эту проблему, если она не будет озвучена всенародно, в

    общегосударственном и, может быть, мировом масштабе. На ее решение должны

    быть мобилизованы и политика, и наука, и воспитательные учреждения

    государства.

    Вывод. Среди людей встречается немало носителей воинственной и даже

    агрессивной оценки. Их опыт, а порой и искусство в этом отношении помогают

    им утверждать свою оценку, не всегда верную и объективную, среди других

    людей.

    Необходимо оберегать себя и общество от таких людей. Воспитывать у

    людей смолоду умение противостоять их оценочному эгоизму, умело приходить к

    всеобщему согласию и единству.

    ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ЧЕЛОВЕКА

    Оценка возникла одновременно с человеком и восходит к глубинам его

    психики. На протяжении тысячелетий она сыграла решающую роль в его

    становлении как одного из наиболее совершенных биологических видов.

    Уже с момента рождения ребенку присущ целый ряд оценочных реакций

    положительного, отрицательного или нейтрального содержания. Это не что

    иное, как защитный отклик на то или иное воздействие среды. Психолог Л.И.

    Липкина называет это свойство «мудростью тела». «В системе организма, -

    пишет она, - имеются особые автоматизмы, делающие наше тело «мудрым».

    Мудрость тела выражена в его способности оценивать, контролировать приток

    количества и качества нужных веществ и оттока ненужных».

    Невольное оценочное реагирование организма на внешний раздражитель,

    выдающийся физиолог И.П. Павлов назвал «ориентировочным рефлексом» или

    рефлексом «что такое?». Его значение в том, что он контролирует окружающее,

    не позволяя пропустить раздражитель, который мог бы иметь для организма

    какие-то последствия. «Биологический смысл этого рефлекса огромен, -

    говорит ученый, - если бы у животного не было этой реакции, то его жизнь

    каждую минуту, можно сказать, висела бы на волоске».

    Дальнейшие исследования ученых подтвердили тот факт, что психика

    организма выполняет, прежде всего, оценочно-контролирующую функцию.

    Известный психолог П.Я. Гальперин в связи с этим замечает: «Контроль

    составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности».

    Для детского возраста, когда рассудочность еще недостаточно

    сформирована, очень важными для оценки окружающего становятся его органы

    чувств. Это подчеркивает известный педагог С.Т. Шацкий: «если ребенок не

    будет всего ощупывать, осматривать, лизать, нюхать, то ведь он погибнет

    среди этих острых, твердых, горячих, высоких, тяжелых предметов, которые

    грозят ему ежеминутной опасностью».

    В историческом плане переход к психической форме отражения

    действительности намного повысил оценочные возможности организма. С

    появлением дистанционных рецепторов отражения у человека приобретаются

    навыки не только стремительного, но и раннего распознавания качественной

    неоднородности среды. С точки зрения все усложняющейся борьбы за

    существование это стало значительным шагом вперед.

    Возникнув с самим человеком, оценочная деятельность со временем

    настолько усовершенствовалась, что сделала его в определенной степени

    неуязвимым среди бесчисленного множества подстерегающих опасностей.

    Благодаря умелой оценочной ориентации, человек на протяжении веков сумел

    сохранить себя и достигнуть значительного совершенства в сравнении с

    другими представителями животного мира. Это подметил Ф. Ницше. "«оценивать

    – значит созидать… Без оценки был бы пуст орех бытия», - говорил он.

    Имея мощную ориентационную и охранительную систему в виде сознания,

    человек оказался способным заранее предвидеть жизненные ситуации,

    планировать свою перспективу, намечая разумную деятельность, а вместе с ней

    и путь к процветанию. Благодаря оценке он «создал смысл вещам, человеческий

    смысл! Поэтому называет он себя человеком, то есть «оценивающим» (Ф.

    Ницше).

    Опыт, накопленный в течение тысячелетий, позволил человеку обеспечить

    себя жизнеутверждающими ценностями, окружить себя не только комфортом, но и

    стать многосторонне развитым существом. Кроме того, пожизненная оценочная

    деятельность превратила человека в неутомимого исследователя,

    первооткрывателя многих секретов окружающего и вселенной. Именно она

    поддерживает у него неукротимый порыв к новому и неизведанному. Оценочный

    «голод» ведет человека вперед и все дальше. Этим он в корне отличается от

    животного, это и делает его высшей ценностью на земле.

    Вывод. Человек – очень сложная оценочная система, многократно

    дублирующая зондирование окружающего не только с целью самосохранения, но и

    с целью распознания его значимости для себя и других. Он располагает для

    этого такими оценочными средствами, как «мудрость» тела, рефлексы, органы

    чувств, сознание, разум, обогащенный опытом многих предшествующих

    поколений.

    ЯЗЫК ОЦЕНКИ

    Человеку приходится постоянно обмениваться оценочной информацией с

    другими людьми. Это делает людское сообщество еще более крепким, так как

    одна очень важная оценка становится тут же достоянием многих других людей.

    Они сообщают что-то, предупреждают, оберегают, рисуют перспективу, опираясь

    на оценку одного человека.

    Каждый из нас располагает надежными, понятными для партнеров

    оценочными способами. Таких способов немало и все вместе они составляют

    своеобразный язык оценочного самовыражения. Порой даже его молчание или

    резкий уход от общения с другим человеком также является одной из форм

    выражения оценки.

    Чаще всего человек выражает свою оценку речевым способом. По мнению

    В.В. Виноградова, ни одно слово, ни одно предложение, сказанное человеком,

    не свободно от оценочного отношения к миру, окружающей действительности или

    другому человеку. В этом отношении даже невольные междометия (типа «Ах!»)

    также несут на себе определенную оценочную нагрузку.

    Некоторые исследователи не без основания полагают, что основой

    возникновения человеческой речи и языка стало оценочное удивление тому, что

    человек видит, слышит, чувствует. Произнося «красный», «белый», «хороший»,

    «я рад», «я огорчен», человек выражает себя оценочным образом.

    Наиболее употребительными словами оценочного значения являются слова

    «да – нет», «хорошо – плохо», «можно – нельзя», «надо – не надо»,

    «правильно – не правильно» и др. В этих парах слов заключены полярные,

    противоположные оценки. Между ними может быть целый ряд промежуточных

    оценок. Поэты, писатели, изображая события или героев, мастерски передают

    самые различные оценочные оттенки. Это позволяет им без труда рисовать

    состояния героев, показывать их сложные взаимоотношения с другими людьми,

    объяснять поведение в определенных жизненных ситуациях. Приведем один из

    примеров:

    Онегин входит,

    Идет меж кресел по ногам,

    Двойной лорнет скосясь наводит

    На ложи незнакомых дам;

    Все ярусы окинул взором.

    Все видел: лицами, убором

    Ужасно недоволен он;

    С мужчинами со всех сторон

    Раскланялся, потом на сцену

    В большом рассеяньи взглянул,

    Отворотился – и зевнул.

    И молвил: «Всех пора на смену;

    Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел».

    Оценки могут выражаться одним словом («Верно!», «Конечно!»), но

    часто расширенными суждениями, как это мы и видим в эпизоде с Онегиным.

    Нередко оценочное состояние подчеркивается внешними данными говорящего:

    позой, мимикой, жестами и т.п. «Язык» тела не менее красноречив, чем слова

    героя. Приведем пример из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя:

    « – Возьмите берена, - продолжал Собакевич, обращаясь к Чичикову: -

    это бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях

    из баранины, которая суток по четыре на рынке валяется! Это все выдумали

    доктора, немцы да французы! Что у них немецкая жидкостная натура, так они

    воображают, что и с русским желудком сладят! Нет, это все не то, это все

    выдумки, это все… - Здесь Собакевич даже сердито покачал головою. –

    Толкуют: просвещение, просвещение, а это просвещение – фук! Сказал бы и

    другое слово, да вот только что за столом неприлично. У меня не так. У

    меня, когда свинья – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана

    тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа

    требует…»

    Сердитое оценочное состояние Собакевича заметно не только по словам,

    которые он выбирает: «фрикасе», «на рынке валяется», «Я бы их перевешал»,

    «жидкостная натура», «Фук!» и др., но и по его внешности: каким тоном он

    говорит, как покачивает головой, как относится к пище.

    Оценочный язык «тела» порой оказывается красноречивым сам по себе.

    Например, у Пушкина, когда он рисует Петра I: «Он весь как Божия гроза!»,

    «Лик его ужасен, движенья быстры, он прекрасен!», у Гоголя, рисующего

    Манилова: «По мере того, как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались

    веселее и улыбка раздвигалась более и более»; «Приятели вошли в дверь боком

    и несколько притиснули друг друга». Или другой эпизод: «Ноздрев был среди

    своих собак совершенно как оцен среди семейства».

    Иногда Н.В. Гоголь рисует целые полотна оценочной зависимости одного

    человека от другого. Позой тела Ивана Петровича, его «подхихикиванием»,

    когда он находится подле начальника рангом повыше, писатель без труда

    умеет показать эту зависимость и «расположение».

    Физиономисты хорошо понимают оценочное состояние человека даже по еле

    заметным движениям глаз и губ. Психологи способны глубоко

    прокомментировать, растолковать эти состояния. Впрочем, навыки для

    самостоятельного понимания всего этого может приобрести каждый их нас, если

    поставит перед собой такую цель.

    Мы чаще понимаем оценочное состояние другого человека интуитивно, не

    задумываясь над этим особенно и не подвергая его анализу ни в момент

    разговора, ни после него. Между тем, если бы мы делали это сознательно и

    всегда, мы были бы в более выгодном положении в момент разговора. Мы лучше

    понимали бы своего собеседника, своевременно поворачивали весь ход

    разговора в нужную для нас сторону.

    Оценочный язык собеседника надо не только понимать, но и извлекать из

    этого пользу, отстаивать свои оценочные интересы. Как справедливо замечает

    Д. Карнеги: «Руководить другими способен лишь тот человек, который умеет

    отстаивать свою точку зрения».

    Мы привыкли следить за содержанием разговора, но не привыкли

    прислушиваться и присматриваться к языку оценок, тем и пускаем дело на

    самотек. Характер оценок одного из собеседников всегда оказывается решающим

    в разговоре. От этого и зависит, каким будет результат собеседования, в чью

    пользу он обернется. Об этом хорошо знают дипломаты, язык которых особенно

    часто сопровождается ритуалом специфических оценок и оценочных суждений,

    продуманных и проигранных заранее. В последнее время появилось даже слово,

    которое отражает суть этого процесса: имидж.

    Вывод. Оценочный язык людей достаточно богат, это и слово, и

    суждение; это и мимика, жест, кивок, улыбка, нахмуренные брови, смех; это и

    облик человека в целом.

    Чтобы понимать все оттенки, детали, мелочи оценочного состояния

    человека, необходимо быть наблюдательным, приобретать навыки

    систематического анализа всех его форм самовыражения.

    РАЗНОВИДНОСТИ ОЦЕНОК

    Существует четыре разновидности оценок, которыми пользуется человек:

    положительные, отрицательные, нейтральные и игровые (лицедейские). С

    помощью таких оценок каждый может достаточно полно и убедительно выразить

    личное отношение к предмету оценки.

    На первый взгляд здесь все просто, на самом же деле использование

    различных видов оценки превращается в самый сложный и запутанный лабиринт

    человеческой деятельности. Кому какая оценка адресуется и почему такая, а

    не иная, разгадать порой очень трудно. А сколько тайных, никому неведомых

    оценок еще скрывает в себе человек!

    Обычно различные оценочные настроения рождаются стремительно и,

    человеку просто некогда разбираться, анализировать самому, почему так он

    оценивает, а не иначе. Тем не менее «в девяносто девяти случаях из ста, -

    говорит Г. Спенсер, - люди ни в чем себя не упрекают, как бы неправы они не

    были». Среди множества других оценочных мнений человек вынужденно

    поддерживает честь своей оценки. Здесь уже не поиск истины, а самолюбие и

    престиж своей оценки. «Если как следует разобраться, что обычно заставляет

    людей придерживаться одного мнения, а не другого, то обнаружится, что это

    не знание истины и не сила доводов, а узы самолюбия, личного интереса или

    страсти», - утверждают А. Арно и П. Николь в книге «Логика или искусство

    мыслить». По их мнению, желание отстоять свою оценку «затуманивает человеку

    умственный взор».

    Среди положительных оценок, выражаемых людьми, можно выделить

    восторженно положительные, демонстративно положительные, намек на

    положительную оценку, очевидное или заметное одобрение. Почти каждый

    человек пользуется и той и другой оценкой, однако у многих существует

    определенная привязанность к отдельным из них. Манилов, например, склонен к

    восторженным оценкам, Ноздрев – к демонстративно положительным, Собакевич –

    к отрицательным.

    Вместе с тем подмечено, что положительными оценками люди пользуются

    реже, чем отрицательными. Порой они «упрямо не соглашаются с самыми

    здравыми суждениями не по недостатку проницательности, а из-за избытка

    гордости», - замечает Ларошфуко. Неохотно, по его мнению, люди награждают

    высокими оценками тех, кто рядом с ними. «Люди не любят хвалить и никогда

    не делают этого бескорыстно».

    Между тем, по утверждению У. Джеймса, «глубочайшим свойством

    человеческой натуры является страстное стремление людей быть оцененными по

    достоинству». Сообразительные, зная об этой слабости людей, умело

    зарабатывают дивиденды на этом, а иногда и делают карьеру. «Одним из

    секретов успеха Рокфеллера, - утверждает Д. Карнеги, - в обращении с людьми

    было его умение искренне ценить их». Люди любят свою значительность и щедро

    расплачиваются с теми, кто подчеркивает в них иногда даже не существующие

    достоинства. Против этого не может устоять даже Плюшкин. Он с удовольствием

    слушает Чичикова «об экономии его и редком управлении имениями».

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.