МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

    всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим

    внешним видом, например, "заинька".

    Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению

    грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова,

    можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям

    образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька",

    "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем

    или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и

    прочным[28, с.18].

    Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в

    себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему

    способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом

    гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем,

    звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать

    слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

    Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый

    источник воспитательных и образовательных возможностей.

    Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой

    прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по

    развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании

    грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов,

    возможно использовать. Например, потешку про "заиньку" (Приложение 3), где

    однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.

    С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они

    используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в

    разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных

    мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать

    красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме

    изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи

    дошкольников, словесному творчеству детей.

    Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте

    является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно

    координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.

    Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов,

    "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне

    замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения

    помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

    С.С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных

    упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки [7, с.45].

    Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их

    помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу

    художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и

    поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".[28, с.26]

    Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть

    использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка,

    для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения

    произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком

    интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в

    народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети

    учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку,

    удивление, предупреждение.

    Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым

    произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае

    речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

    А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают,

    что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим

    материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и

    рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и

    формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К.

    Боголюбская, В.В. Шевченко).

    Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами,

    выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до

    детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал

    способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки -

    хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая

    свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, считает Т.

    Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит

    руку ребенка к письму [44, с.59].

    Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми

    способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи –

    описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически

    мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную

    форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и

    повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

    Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать

    условия для их понимания и освоения [19, с.110].

    Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г.

    Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком

    конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка

    правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления

    окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее

    знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться

    загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

    Систематическая работа по развитию у детей навыков речь –

    доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать

    разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

    Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать

    их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и

    своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он

    создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал

    загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности

    загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

    В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на

    ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном

    предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы,

    выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному

    и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной

    речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся

    литературные произведения, иллюстрации, картины.

    Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они

    учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова,

    постепенно овладевая образной системой языка.

    По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество

    заключает в себе поэтические ценности" [46, с.54]. Его влияние на развитие

    речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать

    практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами

    и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно

    использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все

    вышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработать

    комплексную методику их применения.

    1.2.1 Особенности понимания малых фольклорных форм

    старшими дошкольниками.

    Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и

    интерпретировании значения пословиц и поговорок. Это подчеркивается и в

    исследованиях Н. Гавриш [17, с.18]. Некоторые дети могут лишь рассказывать

    о ком идет речь, например: "Это про Ваню" ("Бедному Ванюшке везде

    камушки"), "Про Емелю, он медленно едет" ("Едет Емеля, да ждать его

    неделю"), "Про зайца и волка" ("Трусливому зайке и пенек - волк"), то есть

    воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации.

    Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.

    У детей возникают ассоциации, при чем часто не на содержание всей

    пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от

    конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу. Например, о пословице

    "Едет Емеля…" – "Это про Емелю, он щуку поймал"; "Емеля на печке лежит, а к

    царю ехать не хочет". О пословице "Трусливому зайке…" – "Волк – значит

    пенек, а зайчик на него сел"; "Волк на пеньке сидит". О пословице "Бедному

    Ванюшке…" – "Когда Ванюшка идет по дороге, а ему под ногами одни камни";

    "Когда еще не было игрушек, тогда дети играли с камушками".

    Тем не менее, Г. Клименко утверждает, что при систематической работе

    с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не

    только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать

    логические выводы[21, с.34].

    Н. Гавриш также было установлено, что дошкольникам значительно

    труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Некоторые

    дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно

    интерпретируют метафоры. В большинстве случаев у детей возникают ассоциации

    на какое-то одно слово. Например, в загадке про облако на слово "белый" –

    "Это белые медведи", "Лебедь, потому что белый"; в загадке о лисе –

    ассоциация на слова "нет ни дыма, ни пожара" – "Пожарная машина",

    "Пожарники, потому что они пожар тушат, и нет ни дыма, ни пожара" [17,

    с.19].

    Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно

    легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем,

    что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка –

    иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания

    переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном

    уровне развития абстрактного и образного мышления.

    Психологи, педагоги, лингвисты исследовали особенности понимания

    детьми переносного значения слов и словосочетаний (А.А. Потебня,

    Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко, Н.М. Юрьева,

    В.И. Малинина, Э.А. Федеравичене, О.Н. Сомкова и др.) и возникающие при

    этом трудности объясняют тем, что в отличие от взрослых, в речевом опыте

    детей подавляющее большинство слов находится в единственном прямом

    номинативном значении, отражающем его основное значимое предметно-

    логическое содержание.

    Е. Кудрявцева выявила некоторые причины ошибок при отгадывании

    загадок детьми, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными

    знаниями и интеллектуальными умениями:

    - невнимательно слушают текст загадки;

    - не запоминают полностью содержание загадки;

    - полностью или частично не понимают текст загадки;

    - при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в

    загадке;

    - не имеют достаточных знаний о загаданном;

    - не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки,

    указанные в загадке[24].

    Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или

    целенаправленное отгадывание. Е. Кудрявцева выделяет следующие признаки

    целенаправленного отгадывания:

    - дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс

    решения логической задачи отгадки;

    - в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все

    признаки предметов и явлений, указанных в загадке;

    - ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок,

    сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;

    - дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументированно

    доказать его правильность;

    - в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;

    - дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

    Таким образом, при целенаправленной работе с детьми старшие

    дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками,

    так и с зашифрованными.

    Что касается других малых форм фольклора, то Н. Новикова в своих

    исследованиях подчеркивает, что некоторые дети знают и с удовольствием

    повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки. Но большинство детей не

    владеют навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они только

    называют ее персонажей. Причину автор видит в несистематической работе

    педагогов по использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей.

    Итак, если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных

    возможностей детей и организована систематическая работа старшим

    дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом,

    использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне

    оправдывает себя.

    Глава 2. Содержание и методика развития речи детей

    с использованием малых форм фольклора.

    2.1 Методика использования малых форм фольклора

    в речевом развитии ребенка.

    В предыдущей главе были рассмотрены теории развития речи, в том числе

    с использованием малых форм фольклора. Для проверки эффективности

    разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе

    ДОУ "Солнышко" села Березовка Первомайского района. Прежде чем приступить к

    определению основных методов и форм их использования в развитии речевых

    умений у дошкольников, мы проанализировали ситуацию в группе. Нас

    интересовало какой уровень развития речевых умений у детей и насколько они

    владеют малыми формами фольклора. Для этой цели выбрали методику

    (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной [48, с.71].

    Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей

    дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во

    взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом,

    понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми

    условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а

    также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

    Практика речевого общения сталкивает детей с различными по значению

    словами: с антонимами, синонимами. У детей дошкольного возраста

    ориентировка на смысловое содержание очень развита: "Слово для ребенка

    выступает, прежде всего, как носитель смысла, значения" [36, с.135].

    Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения)

    слова О. Ушакова и Е. Струнина предлагают разные задания, на основе которых

    мы составили свою диагностику (Приложение 1).

    Были продиагностированы следующие речевые умения: точно употреблять

    слова (задания 3, 4, 5) в различных грамматических формах и значениях;

    понимать разные значения многозначного слова; самостоятельно подбирать

    синонимы и антонимы (задания 3, 7, 8); уровень осознания смысловых

    отношений между словами (задание 9); гладкость и плавность изложения,

    отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи

    (задание 12); умение вычленять звуки в словах (задание 6); уровень развития

    навыка речи – доказательства (задание 1); уровень ориентировки на смысловую

    сторону слова (задание 2) и выражения (задание 2, 4, 5).

    Кроме того, диагностика показывает насколько дети разбираются в

    жанрах малых форм фольклора и владеют ими.

    Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора

    оценивался по следующим критериям:

    Высокий уровень. Ребенок составляет предложение из трех (или более)

    слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой

    ситуации (потешка – задание 8) подбирает по два – три слова разных частей

    речи (прилагательных и глаголов). Ребенок замечает неточности в небылице

    ("Так не говорят", "Неправильно"). Правильно определяет значение слова по

    функции предмета ("Лес – туда ходят за грибами, ягодами") или по родовому

    понятию ("Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где

    много животных, птиц"). Правильно поясняет значение пословицы и может

    придумать рассказ. Умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает

    пословиц, поговорок, считалок и т.д.

    Средний уровень. Ребенок составляет предложение или словосочетание из

    двух слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в

    требуемой грамматической форме. В речевой ситуации называет по одному

    слову. Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице. Вместо

    определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то

    конкретном ("Я был в лесу", "А я знаю где лес есть"). Может дать объяснение

    значению пословицы, но не совсем точно. Составляет рассказ, используя

    отдельные слова из пословицы. Отгадывает правильно загадку, но в

    доказательстве использует не все признаки. Называет по одному – два примера

    на каждый предложенный жанр.

    Низкий уровень. Ребенок не составляет предложение, а повторяет

    предъявляемое слово. Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы,

    использует частицу "не" ("Человек от лени болеет, а от труда не болеет"). В

    речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует

    частицу "не". Не замечает неточность в небылице. Ребенок не может

    определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно и не

    доказывает отгадку. Составляет рассказ без учета задания. Практически не

    знает пословиц, загадок, считалок и т.д.

    Необходимо отметить, что в эксперименте приняли участие десять детей

    контрольной группы и десять детей экспериментальной группы.

    Результаты диагностики показали в Таблице 1, где высокий уровень – 3

    балла за ответ, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.

    Данные таблицы свидетельствуют о примерной равноценности состава

    групп. В контрольной и экспериментальной группах соотношение между детьми

    по уровню речевого развития детей составило примерно одинаково. Для детей

    обеих групп оказались очень сложными 2, 4, 5 и 10 задания, которые

    выполнены на низком уровне.

    Дети знают очень много считалок, предлагают свои варианты, но с

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.