МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

    1998.-№9.-С.71-78.

    49. Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть. Пословицы в

    рассказах. –М.: Детская литература, 1977. –32с.

    50. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития

    речи детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.

    51. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа

    //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы

    научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул:

    Графикс, 1998. –84с.

    52. Фольклор – музыка – театр /Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.:

    Владос, 1999. –214с.

    53. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк.

    воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.

    54. Чуковский К.И. От двух до пяти. –М.: Педагогика, 1990. –384с.

    55. Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми

    младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.

    56. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи

    лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.

    Приложения

    Приложение 1

    Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста

    средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.

    Ушаковой, Е. Струниной)

    1.Отгадай загадку:

    Хвост с узорами,

    Сапоги со шпорами,

    Песни распевает,

    Время считает. (Петух)

    Почему ты считаешь, что это петух?

    Какие еще ты знаешь загадки?

    2.О чем говорится в пословице "Волков бояться, в лес не ходить"?

    Что означает слово "лес"? как ты его понимаешь? Какие ты знаешь

    пословицы и поговорки о труде? О дружбе?

    3.Подбери пословицу близкую по смыслу "Любопытному на днях прищемили

    нос в дверях". Как сказать по другому?

    Составь свое предложение со словом "нос".

    4.О чем говорится в пословице "Май – холодный, год - хлеборобный".

    Составь свое предложение со словом " холодный".

    5.О чем говорится в пословице "Волка бояться и от белки бежать".

    Составь свое предложение со словом "бежать".

    6.Повтори за мной "Проворонила ворона вороненка". Какие звуки здесь

    встречаются чаще всего?

    Какие ты еще знаешь скороговорки?

    7.Закончи пословицу:

    "Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет)".

    "Февраль мосты строит, а март их …(портит)".

    "Труд человека кормит, а что портит? (лень)".

    8.Послушай потешку:

    Ай, дуду, дуду, дуду!

    Потерял мужик дугу.

    Шарил, шарил – не нашел,

    Сам заплакал и пошел.

    И домой он не шел, а … . Как сказать по другому? Настроение у него

    было … . А если бы он нашел дугу, то домой бы не шел, а … .

    И настроение у него было бы … .

    Какие ты знаешь еще потешки?

    9.Послушай стихотворение:

    Чики – чики – чикалочки,

    Едет мужик на палочке,

    Жена на тележке –

    Щелкает орешки.

    Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

    Какие ты знаешь небылицы.

    10.Какие ты знаешь колыбельные песни?

    11.Какие ты знаешь считалки?

    12.Придумай небольшой рассказ по пословице "Окончил дело, гуляй

    смело".

    Приложение 2

    Анкета для родителей и педагогов.

    1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

    2. Какие используете с детьми? С какой целью?

    3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?

    4. Какие потешки Вы знаете?

    5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?

    Какие?

    6. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в

    жизни ребенка?

    Приложение 3

    Рисунки детей к пословицам, поговоркам, потешкам.

    На занятиях предлагалось проиллюстрировать с детьми ту или иную

    пословицу (поговорку). Умение передать художественный образ в рисунке,

    помогало расширять возможность его выражения в слове. Рассказы детей по

    пословице в этом случае были более выразительными и разнообразными.

    Приложение 4

    Иллюстрации к пословицам и поговоркам, потешкам.

    Использовались с целью закрепления и активизации в речи детей данных

    форм фольклора, используя как наглядный материал. К каждой иллюстрации

    подобрано несколько пословиц и поговорок.

    Приложение 5

    Дидактические игры.

    Данные игры были предложены Е. Кудрявцевой. Мы использовали их с

    целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также

    для обогащения и активизации словаря детей.

    Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.

    Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок,

    экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.

    Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о

    которых говориться в загадках.

    Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает

    отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух

    отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За

    правильное сравнение дается фишка.

    Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими

    и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа

    соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра

    или лошади, символизирующими диких и домашних животных.

    Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность

    ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:

    Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

    С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)

    Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

    Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

    Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

    Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

    Эти загадки различаются тем, что в первой части говориться о

    раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и

    летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

    Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".

    Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду.

    Беседа о фруктах и овощах.

    Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.

    Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей":

    первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок

    их повторяет.

    Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный

    магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки.

    Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и

    придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или

    овоще:

    На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

    Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

    Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

    В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.

    (Вишня.)

    Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

    Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.

    (Арбуз.)

    Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

    Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

    Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте".

    Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время

    прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах

    передвижения.

    Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или

    рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.

    Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать,

    является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или

    специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За

    правильное сравнение дошкольник получает фишку.

    Описание игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о

    различных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники

    берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с

    изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения

    указанного транспорта.

    Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах,

    доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных

    загадок об одном и том же средстве передвижения:

    Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)

    По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)

    В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)

    Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)

    Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)

    Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь.

    (Самолет.)

    Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"".

    Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами

    и явлениями.

    Материал и оборудование. Рисунки, "волшебная коробка" с двумя

    одинаковыми нарисованными человечками и надписью "Два братца".

    Правила игры. Отгадывающий загадку отмечает, что в загадке говориться

    о внешнем виде, местонахождении, действиях "двух братцев". Правильность

    отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.

    Описание игры. Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться

    и выражения, например, "два братца". В каждой загадке "братцев" двое,

    причем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошкольникам

    предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на

    которых показаны разные "братцы". После этого рисунки убираются в

    "волшебную коробку". При правильном ответе из коробки достается

    соответствующий рисунок.

    Дети загадывают и отгадывают загадки о "двух братцах", доказывают

    правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных

    "братцах":

    Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)

    Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки.)

    Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.)

    Два братца спереди бегут, два братца догоняют. (Автомобиль.)

    Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади.

    (Велосипед.)

    Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна.)

    Два братца: одного все видят, но не слышат,

    другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния.)

    При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным,

    чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.

    Приложение 6

    Конспекты праздников и развлечений.

    Тема: "Осенины."

    Оформление: горница.

    Звучит русская народная мелодия, выходит хозяйка.

    На заваленках, в светелке

    Иль на бревнышках каких

    Собирали посиделки

    Пожилых и молодых.

    При лучине ли сидели

    Иль под светлый небосвод –

    Говорили, песни пели и

    Водили хоровод.

    А играли как! В "Горелки",

    Ах, "горелки" хороши!

    Словом, эти посиделки

    Были праздником души!

    Под русскую народную мелодию выходит хозяин.

    Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно

    глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

    Хозяйка: Рады видеть вас, у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для

    вас, для гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный, по

    обычаю, по старинному "посиделками" называется.

    Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

    (Заходят под русскую народную мелодию: дети и взрослый. Здороваются.)

    Хозяйка: Здравствуйте! Гости дорогие! Прошу в избу. Красному гостю –

    красное место. Проходите, будьте как дома.

    Воспитатель: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не

    стоим.

    Ребенок: Мы пришли не с пустыми руками. Принесли вам блюдо с

    пирогами. Пироги капустные, очень, очень вкусные.

    Ребенок: Мы к вам в гости собирались, повкусней испечь старались.

    Пирогов отведайте, с нами побеседуйте.

    Хозяйка: Ой, спасибо детвора, проходите вот сюда.

    (Входит вторая подгруппа детей.)

    Воспитатель: Скок на крылечко, бряк за колечко. Дома ли хозяева?

    Хозяин: Дома, дома! Проходите гости дорогие!

    Ребенок: Мы к вам в гости пришли и подарки принесли.

    Ребенок: Мы все лето не ленились, все работали, трудились. Свекла

    вышла гладкая, а морковка сладкая.

    Ребенок: Вот вам блюдо овощей и для супа, и для щей. Вкусен будет

    винегрет, лучше нашей свеклы нет!

    Хозяин: Спасибо, ребятки, садитесь здесь по порядку!

    Воспитатель: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

    (Входит третья подгруппа детей. Здороваются.)

    Хозяйка: Здравствуйте! Нежданный гость лучше званных двух.

    Воспитатель: Твоя правда, хозяйка! Названный гость легок, а званный

    тяжел. На званного и угодить надо. А мы к вам в гости пришли и грибочков

    принесли!

    Ребенок: И Сережа, и Танюшка и опенки, и волнушки собирали, не

    ленились. Чуть в лесу не заблудились. Ох, грибочки, хороши, их вам дарят

    малыши!

    (Дети садятся. Входит четвертая подгруппа детей. Здороваются.)

    Хозяин: Проходите гости дорогие! Гостю почет – хозяину честь!

    Воспитатель: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей

    посмотреть, да себя показать.

    Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, без

    вас речей не начинаем.

    Ребенок: Солнышку все лето радовались мы, и как солнце круглое

    напекли блины.

    Ребенок: Ешьте блины с медом или со сметаной, и тогда красивые,

    добрые вы станете.

    Хозяин: И у нас для каждого найдется глоток водицы из колодца.

    Хозяйка: Подарки есть на всякий вкус: кому сказка, кому - быль, кому

    – песенка в прикус. И хлеб- соль как в старину.

    Хозяин: За хлебом – солью всякая шутка хороша, где потеснее, там и

    веселее.

    Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком!

    Закончились осенние работы, заботы, урожай собрали, капусту посолили,

    огород перекопали, можно и отдохнуть.

    Все поют: Так что ж погуляем на празднике нашем, нигде не найдете вы

    праздника краше.

    Воспитатель: Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела, да и

    женщины подстать им не станут уступать!

    Воспитатель: Как праздник наступает весь народ гулять идет. Вот и

    девицы – красавицы и добры – молодцы заводят хоровод.

    (Исполняют хоровод "ой, сад во дворе" русская народная песня. Слышится

    стук.)

    Хозяйка: Слышите, кто-то стучит. Это небылицы в лицах сидят в теремах,

    да в светлицах. Щелкают орешки, да творят насмешки. А ну, кто из вас мастер

    рассказывать небылицы?

    Дети: - Тюха, есть хочешь?

    - Нет, я перекусил.

    - А чего перекусил?

    - Да съел краюшку хлеба!

    - А ты бы ее в горшке со сметаной мочил?

    - Да в горшок не влезла!

    - Ваньк!

    - А!

    - Ну, повторь!

    - Ну, иду!

    - А у тебя нос в меду!

    - Эх, подловил, Федясь! А у тебя под ногами грязь! Не кланяйся,

    я тебе не князь!

    - Фома, что из леса не идешь?

    - Да медведя поймал!

    - Так веди сюда!

    - Да, он меня не пускает!

    Хозяин: Ну, и небылицы! Ай, да, молодцы! А без чего, ребята, не

    может обойтись на Руси ни один праздник?

    Все: Без песен.

    Хозяйка: Верно, недаром говориться: "Русская песня дух бодрит, где

    песня поется, там и весело живется".

    (Исполняют русскую народную песню "Вдоль да по речке").

    Хозяйка: На Руси уж так идет, что талантливый народ сам себе и швец, и

    жнец, и на дудочке игрец. Сам блоху он подкует, дом добротный возведет.

    Утварь всю по дому справит, полной чашей дом тот станет.

    Воспитатель: Среди нас есть плотнички, на все руки работнички.

    (Исполняют песню "Посмотрите – ка у нас, да, в мастерской".)

    Воспитатель: У вас плотнички, а у нас кузнецы, удалые молодцы.

    Хозяин: Кузницы всегда нужны. А что же вы делать умеете?

    Ребенок: Мы все умеем. И сейчас покажем свое умение.

    (Исполняют песню "Во кузнице".)

    Воспитатель: А у нас есть рукодельницы, на все руки умелицы. И шить, и

    чинить, и вязать, и варить. И вас веселить.

    Воспитатель: Эй, сударушки – девчушки запевайте – ка частушки.

    Запевайте поскорей, чтобы было веселей.

    (Исполняются частушки.)

    Хозяйка: Пусть сегодня никому дома не сидится, выходи, честной

    народ, будем веселиться!

    (Исполняется русский народный танец – взрослые.)

    Ребенок: Раздайся, народ, всех пляска берет. На месте нам не

    устоять, так и хочется плясать.

    (Исполняется русская пляска детьми.)

    Воспитатель: Мы и пели и плясали, а в игру-то не играли.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.