МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие речи

    Четвертая картинка также не вызывает никаких затруднений. Ребенок

    рассказывает: “Мальчик сорвал цветок… Цветы большие и красивые… Мальчик

    смеется…”.

    2. Пример: Паша М. - 3 года. Ребенок из многодетной семьи, где младшим

    сестрам - близнецам по 9 месяцев. Его мама, также как и в первом случае не

    работает, но в связи с рождением близнецов общение Паши с родителями

    свелось к минимуму. Детский сад ребенок не посещает. Паша является

    экспериментальным испытуемым.

    При предъявлении картинок, после двухминутного рассматривания, ребенок

    не понимает, что от него требуется и не может ничего рассказать.

    Экспериментатор подробно еще раз объясняет ребенку инструкцию и на примере

    первой картинки рассказывает ее содержание. Паша постоянно отвлекается и не

    может сосредоточиться. Затем рассказывает: “Это солнце… Это мальчик… ”

    На вопрос: “Что в руках у мальчика?”- ребенок отвечает: “Лопатка”.

    Вопрос: “Что можно делать с лопаткой?” - ответ: “Копать”.

    Также вызывает затруднения вторая картинка. Паша не понимает ее

    содержания. После двухминутного рассматривания, ребенок говорит: “Стоит

    мальчик”. Затем экспериментатор объясняет происходящее на картинке, но

    ребенок все равно не может полностью повторить рассказ: “Мальчик кидает

    зерна”.

    При предъявлении третьей картинки Паша сразу говорит: “Мальчик поливает

    цветы”. На вопрос: “А цветы какие?” - ребенок отвечает: “Маленькие”.

    При предъявлении четвертой картинки Паша также сразу пытается

    рассказать: “Мальчик… собирает цветы…” Экспериментатор задает вопрос:

    “Какие цветы?” - ребенок отвечает: “Большие”. Вопрос: “А они красивые?”.

    Ответ: “ДА”.

    Протокол результатов исследования по методике

    “Расскажи по картинке”

    № Фрагменты речи тестируемого Частота

    употребления

    1

    испыт.(конт.) 2 испыт.(эксп.)

    1 Существительное 16 11

    2 Глаголы 8 4

    3 Прилагательные в обычной форме 3 -

    4 Прилагательные в сравнительной степени 3 2

    5 Прилагательные в превосходной степени - -

    6 Наречия 1 -

    7 Местоимения 3 -

    8 Союзы 4

    -

    9 Предлоги 4

    -

    10 Сложные предложения и конструкции - -

    Анализ результатов

    В результате эксперимента было выяснено, что развитие речи первого

    испытуемого (контрольного) заметно отличается от развития речи второго

    испытуемого (экспериментального).

    1. В рассказе первого ребенка наблюдалась последовательность и связь

    между содержанием картинок. Возникло затруднение только в ходе рассказа по

    второй картинке, т. к. ребенок никогда не сталкивался с подобной ситуацией,

    а следовательно, не имел представление о том, какое действие на ней

    изображено. Но при помощи экспериментатора он смог достаточно подробно

    составить рассказ. В рассказе испытуемого были использованы различные

    фрагменты речи: существительные, прилагательные, глаголы, союзы, наречия,

    местоимения и предлоги. Сложные предложения им не использовались.

    Испытуемым было набрано 8 баллов, что соответствует высокому уровню

    развития речи.

    2. У второго ребенка наблюдалось отсутствие интереса к предложенному

    заданию. Он постоянно отвлекался, не мог сосредоточиться, а также понять

    инструкцию. Каждая предъявленная картинка вызывала у ребенка затруднения.

    Мальчик не мог сразу рассказать о том, что видит. Только с помощью

    наводящих вопросов ребенок смог описать содержание картинки.

    Испытуемый не уловил связи между изображенными на картинках действиями,

    вследствие чего последовательности в рассказах не наблюдалось.

    Ребенком было набрано три балла, что соответствует низкому уровню

    развития речи.

    Факторы, влияющие на развитие речи (рекомендации )

    Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило

    у девочек 11-12 месяцев в активном словаре имеется уже около десяти слов. К

    мальчикам первые слова приходят в 13-14 месяцев - в речевом развитии

    девочки опережают мальчиков примерно на 3-4 месяца. Но тот или иной период

    в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического

    развития ребенка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды -

    все это либо стимулирует либо тормозит формирование его речи.

    Слуховое внимание

    Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды

    слуховой чувствительности. Звуковысотный, музыкальный слух развивается

    обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому,

    что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним

    музыку или поют.

    В раннем возрасте необходимо озаботиться развитием слухового внимания

    ребенка. Начиная с 6-7 месяцев он должен определять направление звука

    (колокольчика, погремушки). Нужно продемонстрировать малышу, как они

    звучат, а затем он должен это повторить. Обязательно нужно давать ребенку

    слушать музыку. Уже в период гуления, услышав музыку, он оживляется,

    начинает “подпевать”, стучит ручками, ножками. В конце первого года жизни

    ребенок правильно реагирует на многие, обращенные к нему слова. Когда

    говорят “Покажи носик”, “Сделай ладушки”, “Где мама?” - малыш показывает

    нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму. Он чувствителен к интонации,

    адекватно реагируя на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу.

    Взрослые должны следить за своей речью, за правильностью и четкостью в

    произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для

    подражания.

    Моторное развитие

    Так, например, языковое развитие ребенка нельзя отделить от его

    моторного развития. Большинство дошкольных педагогов убеждены в том, что

    такая связь существует и она очень сильная. Поэтому для хорошего языкового

    развития малыш нуждается в таких играх, которые включали бы нагрузку для

    всех пяти органов чувств и всех мускулов тела.

    При этом надо знать, что ребенок не сразу начинает контролировать

    движения всех своих мускулов, и ему нужно помочь научиться делать это.

    Например, движения мелких мускулов начинают контролироваться позже, чем

    движения крупных мускулов.

    После шести месяцев необходимо обратить особое внимание на

    артикуляционную моторику. Например, ребенок улыбается - активизируются

    мышцы губ. Чем раньше ребенок научится щелкать языком, присасывая язык к

    небу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема

    языка (ш, ж, р, л, и т.д.)

    Уровень развития речи находится также в прямой зависимости от степени

    сформированности тонких движений пальцев рук, на это указывают исследования

    деятельности детского мозга и психики.

    Поэтому уже с 4-5 месяцев необходимо уделять внимание тренировкам

    пальцев рук (массажу кистей рук, каждого пальца, каждой его фаланги).

    Разминать и поглаживать их в течение двух - трех минут ежедневно. А с 10

    месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны

    катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать

    некрупные предметы из одной кучки в другую. Как можно раньше необходимо

    приучать ребенка к самостоятельности. Было замечено, что дети, которые, как

    говорится, "могут обслужить себя сами", меньше картавят и сюсюкают, быстрее

    переходят к предложениям. Это и понятно, ведь такие "упражнения", как

    действия с ложкой, расстегивание пуговиц и т. п., отлично развивают мелкую

    моторику кисти.

    Вот список основных сенсомоторных навыков, которыми обладает хорошо

    развитый ребенок в возрасте приблизительно трех лет. Если соответствует —

    никакие задержки речи ребенку не страшны. Он хорошо развивается и со

    временем будет прекрасно говорить.

    . Он хорошо ощущает свое положение в пространстве и по отношению к другим

    предметам;

    . у него хорошая координация движений;

    . он понимает отношения в пространстве: далеко-близко, назад-вперед;

    . у него хорошая осанка и чувство равновесия;

    . он может и любит делать разные ритмичные движения;

    . он может опознавать многие предметы на ощупь:

    . знает разницу между "горячо", "холодно", "тепло";

    . понимает, что существуют разные цвета, формы предметов, разные звуки и

    фактуры поверхностей;

    . может подобрать разные вещи по сходству;

    . у него сформировалась координация "глаз—рука":

    . ему знакомы такие понятия: длинный — короткий маленький — большой

    высокий — низкий широкий — узкий вверху — внизу твердый — мягкий;

    . он различает запахи, узнает различные звуки.

    Интеллектуальный рост

    Конечно, на речь ребенка всегда влияет его интеллектуальный рост. На

    бытовом уровне мы понимаем это так: глупый ребенок говорит плохо, умный —

    хорошо. Однако, многие родители часто думают, что наши дети глупее, чем они

    есть, когда принимают за речевые ошибки те высказывания, которые просто

    отражают иной, чем у взрослых, взгляд на мир, свои мысли по поводу слов,

    свои ассоциации? Как часто родители в таких случаях торопятся исправить

    ошибки в речи малыша, вместо того, чтобы дать ему подумать, и тем самым

    лишают его возможности развиваться.

    "Каждый раз, когда взрослый с высоты своих позиций учит ребенка тому,

    что он мог бы открыть для себя сам, он лишает малыша возможности понять это

    явление до конца". *

    Эмоциональное развитие

    Умение говорить тесно связано у ребенка и с эмоциональным развитием.

    Дети, которые хорошо относятся к себе, чувствуют свою значимость для

    окружающих, защищенность, эмоциональную связь с родителями, всегда хорошо

    говорят. А вот детям, которые пережили много огорчений и стрессов, бывает

    трудно научиться говорить. Задержку в речевом развитии может вызвать и

    смена привычной обстановки, например, переезд из дома в дом или разлука с

    человеком, который раньше ухаживал за малышом.

    Даже слишком жесткое приучение к горшку и к опрятности может сделать

    окружающий мир неуютным для малыша, а тот будет бороться с этим миром своим

    нежеланием говорить.

    ________________________________

    * Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка.-М.-Л.,1932, с.87

    Общение

    Но главным фактором, определяющим речевое развитие ребенка, является

    его желание и умение общаться с людьми. Ведь речь существует не только для

    того, чтобы выразить мысли или эмоции, но и просто, чтобы поддержать

    приятный разговор. И об этом знают уже самые маленькие дети. Часто можно

    наблюдать, как малыш, который едва освоил первые слова, уже заводит на

    улице "светский разговор" с незнакомым человеком. Конечно, нет сомнений в

    том, что такой ребенок будет хорошо развиваться в языковом отношении: у

    него есть желание высказаться и он может уже на своем уровне пообщаться с

    другим людьми. Сформировать этот навык ему поможет только пример родителей:

    их реакции и поведение при разговоре.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Целью данной работы являлось исследование развития речи ребенка и

    определение значения общения для ее формирования.

    Данная цель требовала решения следующих задач:

    1) определение этапов развития речи как средства общения в возрасте от 0 до

    3 лет;

    2) выявление влияния степени общения взрослого с ребенком на ход развития

    речи.

    Анализ психологической литературы позволил сделать вывод о том, что

    процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как

    средством общения, в течение первых лет жизни проходит три основных этапа:

    Подготовительный этап (довербальное развитие общения);

    Этап возникновения речи;

    Этап развития речевого общения.

    1. Довербальный этап охватывает первый год жизни ребенка. Выяснено, что

    на этом этапе у ребенка формируются две формы общения:

    а) Ситуативно-личностное, где содержание потребности детей в общении

    сводится к нужде во внимании взрослых.

    б) Ситуативно-деловое, где содержание потребности детей в общении

    обогощается новым видом деятельности - предметной манипуляцией.

    Наблюдения за общением матери и ребенка позволили нам сделать вывод:

    так как от рождения слух ребенка не приспособлен к тонкому различению

    речевых звуков, то эта способность развивается только в общении со

    взрослыми. На данном этапе ребенок еще не понимает значения обращенных к

    нему слов, но он четко улавливает интонацию. Внимание и доброжелательность

    взрослых вызывают у ребенка яркие радостные переживания, а положительные

    эмоции повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции, в

    т.ч. развитие речи.

    2. Этап возникновения речи охватывает обычно период от конца первого

    года до второй половины второго года. На этом этапе возникает понимание

    речи взрослых и появляются первые вербализации.

    Очень важное значение имеет индивидуальное взаимодействие взрослого и

    ребенка. Дети усваивают объект и его словесное обозначение в связи друг с

    другом. Это этап активного манипулирования речевыми звуками: лепет

    приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность.

    Здесь положительную роль играют эмоциональные контакты, голосовые контакты,

    а также контакты в ходе совместных действий.

    Исследования показали, что помимо внимания и доброжелательности ребенок

    раннего возраста испытывает нужду еще и в сотрудничестве взрослого. Такое

    сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие

    взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Только

    такого рода сотрудничество приводит к более раннему возникновению и

    развитию речи.

    3. Этап развития речевого общения. Этот этап охватывает период от

    появления первых слов и до конца дошкольного возраста. Здесь происходит

    изменение содержания речевого общения, перестраивается его форма - она

    становится внеситуативно-личностной, т.к. общение протекает на фоне игры

    как ведущей деятельности. Дети этого возраста очень нуждаются во

    взаимопонимании и сопереживании взрослого, т.к. совпадение мнений и оценок

    сильно повышает самооценку ребенка.

    Овладение речью делает возможным первые шаги ребенка к произвольному

    поведению - оно начинает управляться не только зримой ситуацией, но и

    словами взрослого.

    Результаты наблюдений и эксперимента позволили сделать вывод: развитие

    речевого слуха позволяет ребенку понимать большое количество слов и

    узнавать названия многих предметов, но усвоение им пассивной речи и

    произнесение активных слов в решающей степени зависит от степени общения

    со взрослым. Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше

    развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребенка на

    окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов и

    названий запоминает ребенок, а следовательно развивается его активный

    словарный запас.

    Таким образом получила подтверждение наша гипотеза о том, что

    интенсивность общения взрослого с ребенком приводит к более раннему

    развитию речи, а также повышает коммуникативные характеристики ребенка.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Индивидуальные и коллективные монографии и другие издания:

    Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.

    Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.

    Выгодский Л.С. Мышление и речь. -М.,1982.

    Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.,1985.

    Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М.,1967.

    Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-

    Дону, 1987.

    Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.,1975.

    Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.,1986.

    Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. -М.,

    1956.

    Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. - М.,1974.

    Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М.,1995.

    Психическое развитие воспитанников детского дома. //Под ред. И.В.

    Дубровиной, А.Г.Рузской. - М.,1990.

    Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.-Л.,1932.

    Психология детей дошкольного возраста //Под ред. Запорожца А.В., Эльконина

    Д.Б. - М.,1964.

    Развитие общения у дошкольников //Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. -

    М.,1964.

    Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А.В. - М.,1976.

    Розенгард-Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. - М.,1963.

    Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М.-Л.,1930.

    Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград,1922

    Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.,1960.

    2. Составные части изданий:

    Валлон А. Психологическое развитие ребенка //Вопросы психологии. - 1976.

    -№4.

    Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы

    психологии. - 1992. - №1.

    Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия //Под ред. Мухиной В.С.

    - М.,1991.

    3. Диссертации:

    Исенина Е.И. Психологические основы речевого онтогенеза в начальном

    периоде.//Докт. Дисс. - М.,1986.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.