МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста

    полнее отражающей возможности ребенка. Имея реальную опору, рисунок,

    конструкцию дошкольникам легче дать себе правильную оценку. В 6-7 лет

    ребенок хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их

    правильно, у него складывается представление о личностных и умственных

    возможностях.

    Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку безразличны

    другие дети, а его интересы, сосредоточены на предметах. Поэтому такие дети

    часто допускают грубость, агрессивность в адрес товарища. Такая позиция

    вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят

    товарищи, не хотят с ним играть или дружить. От этого он становится еще

    агрессивнее.

    Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя

    любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать.

    Такого ребенка любят и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе

    сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения.

    Ребенок напряженно следит за успехами других и радуется их неудачам. Он

    оценивает сверстника неадекватно с точки зрения своих достоинств. Конечно,

    такая позиция в какой-то мере выступает как возрастная черта поведения в

    общении с ровесниками, но она не должна оставаться главной до конца

    дошкольного возраста.

    Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к самооценной

    личности. Он положительно относится к товарищам, очень чувствителен к

    внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания

    окружающих. Охотно, по своей инициативе, делится тем, что имеет, помогает

    другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость

    и удовлетворение.

    Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать

    самооценку, при чем изменяется и содержание мотивирования. В исследовании

    Т. А. Репиной показано, что в 5-7 лет ребенок обосновывает положительные

    характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных

    качеств. Но не все дети могут мотивировать самооценку. В дошкольном

    детстве начинает складываться еще один важный показатель развития

    самосознания – осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет

    только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится

    доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых

    рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает

    отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что полностью, не

    осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок

    понимает, что раньше он был таким, как теперь: был маленьким, а сейчас

    вырос. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти,

    чтобы приобрести определенные преимущества. (Рогов Е.И., 1995)

    Вывод. К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане

    самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает

    выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с

    чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже. У ребенка намечается

    дифференциация двух аспектов самосознания - познание себя и отношение к

    себе. Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить

    мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное

    поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и

    собственный опыт. В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую

    исходит из своих интересов и ценностей, то есть собственной позиции в

    отношении окружающего. Постепенно дошкольник начинает осознавать не только

    свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние.

    Старшего дошкольника интересует и некоторые психические процессы,

    происходящие в нем самом.

    К старшему дошкольному возрасту у ребенка самооценка становится не

    общей, а дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях.

    Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить

    мотивы своих и чужих поступков. Старших дошкольников интересуют и некоторые

    психические процессы, происходящие в нем самом.

    1.2. Выявление способностей к самосознанию у детей дошкольного

    возраста

    Основным факторам, влияющим на становление активности, развития

    самосознания и уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение с

    взрослыми. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка

    оценочной деятельности когда:

    -выражает свое отношение к окружающему оценочный подход;

    -организует деятельность ребенка, обеспечивая накопление опыта

    индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и

    оценивая исполнение;

    -представляет образцы деятельности и тем самым даст ребенку критерии

    правильности ее выполнения;

    -организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает

    ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его

    интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы

    деятельности и поведения взрослых.

    Рассмотрим подробнее влияние оценочных воздействий взрослого на

    становление самооценки ребенка.

    Доброжелательное и нежное отношение к младенцу, создание фона

    заботливости и внимания, обращения к малышу по имени, похвала его действий,

    представление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют

    формированию активности. Совместные наблюдения, показ разных способов

    использования предметов развивают активность в сфере манипуляцией с

    предметами. Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрения были

    эффективнее, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться

    положительным образом действий.

    Одна из распространенных ошибочных позиций взрослого в отношении

    ребенка – невнимательность к его достижениям, которые взрослому кажутся

    незначительными, несущественными. Ребенок, не дождавшись доброжелательной и

    внимательной оценки, начинает добиваться любой, даже отрицательной, с

    помощью лжи, хвастовства, проявлений раздражительности, капризности,

    строптивости. Теперь он не ждет от взрослого поддержки в своих неудачах,

    которые объясняет вымышленными обстоятельствами, скрывает или сваливает

    вину на другого. Он хочет утвердиться любым путем, «жаждет победы над

    взрослыми». Непослушание и строптивость вызываются не только

    невнимательностью, но и безнадзорностью, безразличием окружающих. Прилежный

    ребенок не выносит эмоционального безразличия, предпочитая ему окрик,

    шлепок, недовольство, гнев.

    Недооценивание взрослыми деятельности ребенка приводит к нетипичному

    поведению, состоящему в том, что взрослый прерывает эту деятельность,

    разрушает планы ребенка, не дает реализоваться его проектам. Это прерывание

    вызывает напряженную ситуацию, приводит к протестам. Такая тактика

    взрослого сдерживает формирование такого важнейшего личностного качества у

    ребенка как умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела,

    подчеркивает его несерьезность и необязательность.

    Ребенку нужно дать возможность обязательно реализовать свое

    намерение, даже если он чуть позже ляжет спать или опоздает на прогулку.

    Уважение к его делу активизирует ориентацию ребенка на самостоятельные

    произвольные предметные действия. Не всегда взрослому следует брать

    инициативу в свои руки во избежание формирование пассивности у ребенка.

    Поддержка проявлений самостоятельности – вот что ждет ребенок от взрослого.

    Критериями подлинной самостоятельности выступают инициатива и элементарное

    планирование, длительная увлеченность одним делом и стремление получить не

    любой, а задуманный результат. Поэтому взрослый должен помочь ребенку

    активизировать интерес и предметам, корректировать замысел, помочь его

    осуществить, выработать уверенность в случае неудач.

    Подчеркнем, что ребенок ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки,

    поддержки своих замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности

    его действий, но и том, что его помнят, его заметили, к нему относятся

    внимательно.

    Спектр оценочных воздействий взрослого на дошкольника расширяется,

    поскольку деятельность ребенка становится более разнообразной, возрастают

    физические и психические возможности. Действенность оценки определяется

    тем, насколько она корректно сформирована, какова ее форма, содержание.

    «Строгие взрослые» пристальное внимание уделяют проступкам детей, их

    неумению, незнанию, тому, что ребенку не удается достичь. Положительные

    стороны поведения к деятельности они не отмечают, воспринимают как должное.

    В таком случае дети систематически получают хотя и заслуженные, но только

    отрицательные оценки. Это приводит к тому, что дети, чрезвычайно

    чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку. Их активность,

    любознательность внутренне ограничиваются боязнью промаха. Отрицательная

    оценка угнетает инициативу и самостоятельность, держит ребенка в постоянном

    напряжении.

    «Восторженные взрослые» поощряют преимущественно успехи,

    положительные стороны, подчеркивают даже самые незначительные достижения.

    Дети становятся малочувствительные к отрицательной оценке, а поэтому

    некритичны к себе, не удовлетворены своим положением в группе сверстников

    или среди посторонних взрослых. Желание изменить свое положение приводит к

    обману, с помощью которого дети стараются заслужить положительное

    отношение. Строгая реакция взрослого еще больше усугубляет положение.

    «Безразличные взрослые» дают несистематические, случайные оценки,

    которые лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении. Они не

    дисциплинированы. Взрослые мало обращают внимание на успехи и неудачи,

    редко выполняют свое отношение к ним.

    «Справедливые взрослые» в равной степени замечают успехи и неудачи и

    соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется и

    то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия

    для развития адекватной самооценки.

    Оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать

    доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования и

    оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки,

    без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и

    положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную

    оценку, сочетая с предвосхищающей положительной. Как и в раннем возрасте,

    важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и конструктивно указать

    на недостатки. Положительная оценка как выражение одобрения со стороны

    окружающих при отсутствии отрицательной теряет свою воспитательную силу,

    поскольку ребенок не ощущает ценности первой. Избыток отрицательных оценок

    при недостатке положительных рождает неуверенность, боязни нового, создает

    напряженность в отношении со взрослыми. Только уравновешенное сочетание

    положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для

    развития личности, самосознания. (Цвынтарный В.В., 2002)

    Для изучения самооценки можно использовать методику А. И. Липкиной

    «Три оценки». По этой методике ученикам предлагается выполнить любое

    учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивают

    работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед

    раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ

    проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном

    задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с

    которой ты согласен.» Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются

    ответы на следующие вопросы:

    1.Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

    2.Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

    3.Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе

    оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

    Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных

    данных по следующим показателям:

    -совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,

    -характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на

    качество выполненной работы, б) любая другая аргументация,

    в) устойчивость самооценки, о которой судят по степени

    совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на

    поставленные вопросы.

    Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной

    самооценке, в которой оценивается еще не полученный результат. Для

    выяснения прогностической самооценки у детей начальных классов может быть

    использована следующая методика. Разным по успеваемости ученикам дается

    поочередно три задания: одно – по русскому языку, другое – по математике

    (оба на основании изученного и понятного материала), третье – не учебное.

    Например, складывание орнамента по заданным образцам, Ученикам предлагается

    ознакомиться с заданием и ответить на вопрос: «Сможет ли он выполнить

    данное задание, на какую оценку и почему?» Затем дети должны ответить на

    тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников.

    Анализу ,позволяющему выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию,

    подлежат следующие данные:

    1.Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников

    (верная, завышенная, заниженная)

    2.Особенности прогностической оценки учеников, имеющих разный уровень

    успеваемости.

    3.Особенности аргументаций оценочной деятельности, ее направленность на

    оценку способностей к учебной деятельности или на качества личности.

    4.Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на

    не учебные ситуации.

    Данный анализ позволит узнать складывающуюся у каждого ученика

    оценочную позицию. Важность выявления у дошкольников (особенно

    слабоуспевающих) формирующейся оценочной позиции доказана в исследованиях

    отечественных психологов, которые пришли к выводу о том, что с возрастом у

    таких школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей.

    Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы

    учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности

    и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями, уровню притязаний.

    Вывод. Материалы экспериментов показывают, что в реальном учебном

    процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей

    степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем

    от нарастающих от класса к классу объективных возможностей. Отсюда большую

    роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив

    достижения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданием и

    получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает.

    Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной

    оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная

    переориентация личности.

    Глава II. Психолого-педагогические условия развития способностей, к

    саморазвитию у заикающихся детей

    2.1. Заикание у детей и его влияние на общее развитие

    1. Заикание как одно из выраженных речевых расстройств известно с

    древних времен. Оно имеет относительно широкую распространенность и

    трудность в изучении. Распространение заикания зависит не только от

    многообразных этнологических факторов, но и от некоторых национальных черт,

    например, от особенностей темперамента, определяющих в известной мере такие

    характеристики языка как темп, ритм, расстановка пауз, интонация. В Европе

    число заикающихся уменьшается с запада на восток: у французов- 5,7 %, у

    немцев-2%, у русских-1,2%

    Проблема заикания занимает умы уже не одно поколение людей. Отражением

    этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его

    механизмов.

    Существует медицинский аспект заикания. Профессор Беккерель,

    удостоенный даже специальной премии Французской академии наук за свой труд,

    о заикании считал, что оно вызывается чрезмерно быстрым выдохом

    заикающегося.

    Н.И. Жинкин с физиологических позиций анализа работы глотки находит,

    что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в

    отборе звуковых элементов при становлении разнометричного алгоритма слов,

    как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога.

    Развивая эту точку зрения, И. Ю. Абелева отмечает, что заикание есть

    нарушение у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и

    принципиального умения говорить нормально. В целом Н. И. Жинкин считает,

    что в основе заикания лежит какой-то общий невроз, лишь наиболее отчетливо

    проявляющийся в речи.

    К. И. Поварнин рассматривал заикание с позиций патофизиологии и

    медицины, выделяет в нем фазы. Первая - собственно возникновение заикания,

    когда под влиянием сверхсильного раздражителя поступают функциональные

    расстройства моторной функции коры. Для первой фазы характерен «срыв»

    высшей нервной деятельности и нервно - соматические реакции на это,

    прерывающие цель условных реакций моторного динамического стереотипа речи.

    Для второй фазы характерно преобладание психогенных моментов .

    С конца XIX в. определеннее становиться мнение, что заикание- это по

    существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства

    , по мнению ряда авторов, лежат прежде всего нарушения физиологического

    характера, а психологические недостатки носят вторичный характер ( А.

    Гуцман, А. Куссмауль, И. А. Сипорский).

    Многие исследователи наоборот указывали , что первичным являются

    психологические особенности, а физиологические проявления при заикании -

    это лишь следствие этих психических недостатков (Х. Лагузен, Р. Кож, Г.

    Каменна).

    М. И. Пайкин, рассматривал механизм и сущность заикания в раннем

    детском возрасте, видел в нем «патологический сочетательный рефлекс,

    воспитываемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов». К

    ранним речевым автоматизмам он относил характерное для периода

    первоначального голосообразования и лепета ребенка, повторение одних и тех

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.