МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности

    Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности

    НИКОЛАЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. БЕЛИНСКОГО

    Курсовая работа

    на тему:

    Развитие системы взаимоотношений

    с окружающими людьми в ранней юности

    Выполнила:

    студентка гр. 335

    Антонова

    Юлия Александровна

    Проверила:

    Феоктистова

    Наталия Владимировна

    Николаев - 1998 г.

    План

    Введение

    1. Исследование межличностных отношений в работах психологов.

    2. Развитие системы взаимоотношений в юности.

    2.1. Самосознание: открытие «Я». Раскрытие

    самосознания через отношение с другими.

    2.2. Саморегуляция личности в юношеском возрасте

    как основа взаимоотношений с другими людьми.

    2.3.Взаимоотношения со взрослыми.

    - Родители и дети.

    - Учителя и учащиеся.

    2.4.Взаимоотношения со сверстниками.

    - Общение и обособление. Взаимоотношения в группе.

    - Юношеская дружба.

    Заключение

    Введение.

    Выявление психологических предпосылок активности личности ( одна

    из наиболее важных проблем в психологической науке. С одной стороны, своими

    корнями она уходит в поставленные в начале ХХ столетия проблемы

    теоретического и экспериментального изучения мотиваций поведения человека.

    С другой ( любая практическая деятельность психолога и педагога (в

    проблемных ситуациях) заставляет искать первопричины активности личности:

    эту активность необходимо либо поддерживать и развивать, либо возрождать,

    либо содействовать ее изменению к лучшему.

    В практической деятельности работающего с молодежью психолога

    возникает множество вопросов. Они могут быть связаны и с необходимостью

    психологической помощи при невротических отклонениях в развитии личности, и

    с поиском психологических оснований коррекционной работы при разных формах

    отклоняющегося поведения, при снижении активности в учении,

    производственном обучении, труде, в жизни в целом. Естественно, что научные

    представления об основаниях продуктивной активности личности могут стать

    своеобразной точкой отсчета для объяснения активности непродуктивной. Найдя

    эти основания и установив их связь с объективной действительностью, можно

    уже в каждом отдельном случае пытаться организовать те условия, в которых

    конструктивным образом происходила бы активизация личности.

    Но как построить отношения с человеком таким образом, чтобы не

    директивно, не нанося ущерба, войти во взаимодействие с ним как с личностью

    и вызвать при этом определенный благотворный, активизирующий личность

    эффект? Вопрос этот сугубо практический. Однако для психологии он

    оборачивается серьезной фундаментальной проблемой.

    Один из возможных подходов к изучению психологических оснований

    активности личности заключается в том, чтобы рассмотреть отношения человека

    с другими людьми в качестве «ядра», основания такой активности. При этом

    отношения рассмотреть как совокупность, как целостность, как систему, в их

    отраженном, субъективированном, ставшем достоянием личности бытия. Этот

    подход и реализуется в нашей работе.

    Исследование межличностных отношений в работах психологов.

    Отношения людей представляют реальность особого рода, которая не

    сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к

    взаимодействию. Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности

    для жизни человека и развития его личности не вызывает сомнений.

    Чрезвычайная субъективная значимость отношений с другими людьми

    привлекала к этой действительности внимание многих психологов и

    психотерапевтов самых различных направлений. Эти отношения описывались и

    исследовались в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной и гуманистической

    психологии, транзактном анализе и т.д. пожалуй, исключение составляет

    только культурно-историческое направление, где межличностные (или

    человеческие) отношения практически не были предметом специального

    рассмотрения или исследования, несмотря на то, что упоминание о них

    встречается постоянно. Достаточно напомнить, что отношение к миру всегда

    опосредованно отношением человека к другим людям, что социальная ситуация

    развития составляет систему отношений ребенка с другими людьми, что

    отношения с другими людьми являются органически необходимым условием

    чеовеческого развития. Но вопрос о том, что такое сами эти отношения,

    какова их структура, как они функционируют и развиваются, не ставился и

    полагался самоочевидным. В текстах Л.С.Выготского и его последователей

    отношения ребенка с другими людьми выступают как всеобщий объяснительный

    принцип, как средство освоения мира (где сам взрослый выполняет роль

    посредника), но не как смысловая ткань жизни. При этом они, естественно,

    теряют свое субъективно-эмоциональное и энергетическое наполнение.

    Исключение составляют работы М.И.Лисиной, в которых предметом

    исследования было общение ребенка с другими людьми, понимаемое как

    деятельность, а в качестве продукта этой деятельности выступают отношения с

    другими и образ себя и другого.

    Следует подчеркнуть, что в центре внимания М.И.Лисиной и ее

    сотрудников была не только и не столько внешняя, поведенческая картина

    общения, сколько его внутренний, психологический пласт, т.е. потребности и

    мотивы общения, которые по сути дела и есть отношения и другие. Прежде

    всего следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно

    широко использовалось в контексте деятельностного подхода и само

    рассматривалось как особый вид деятельности. Межличностные отношения при

    этом оказались включенными в проблематику общения. В то же время

    межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений,

    основанном А.Л.Лазурским и В.Н.Мясищевым. В центре этого направления лежит

    представление о личности, ядром которой является индивидуально-целостная

    система субъективно-оценочных отношений к действительности. Характерно, что

    деятельностный подход развивался преимущественно в рамках теоретической и

    экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась в

    основном в сфере психологической практики.

    В отличие от действия отношение : 1) не имеет цели и не может быть

    произвольным; 2) не является процессом и, следовательно, не имеет

    пространственно-временной развертки; оно скорее есть состояние, чем

    процесс; 3) не имеет культурно-нормированных внешних средств осуществления

    и, следовательно, не может быть представлено и усвоено в обощенной форме;

    оно всегда предельно индивидуально и конкретно.

    Вместе с тем отношение неразрывно связано с действием. Оно порождает

    действие, меняется и преобразуется в действии и само формируется и

    возникает в действии. Личностный смысл является и образующей сознания

    (которое, как известно, предшествует действию) и главной характеристикой

    действия, и его результатом. Получаемое отношение может быть и источником

    действия, и его продуктом, но может и не быть, поскольку далеко не всегда

    отношение выражает себя во внешней активности.

    В психологии отношения одного человека к другому как особый предмет

    исследовалось довольно широко. В этих исследованиях можно выделить три

    основных контекста:

    1. Познавательные отношения ( другой как предмет познания. Наиболее ярко

    это направление представлено в работах А.А.Бодалева и его последователей

    и др. в этом контексте другой человек выступает как предмет восприятия,

    понимания или познания. На основе интерпретации внешних характеристик

    составляется образ другого, включающий совокупность свойств и качеств.

    Познание этих свойств и качеств составляет основу межличностного познания

    и понимания.

    2. Эмоциональные отношения (или аттракции) ( другой как предмет симпатии.

    Главной задачей работ этого направления является изучение детерминации

    эмоциональных отношений между двумя людьми на разных этапах развития этих

    отношений. Расположение одного человека к другому рассматривается в

    зависимости от свойств объекта симпатии, в зависимости от свойств

    субъекта симпатии, в зависимости от соотношения этих свойств, в

    зависимости от этапа развития отношений и прочих детерминант. При этом

    под свойствами объекта или субъекта симпатии имеются в виду либо чисто

    внешние характеристики (привлекательность, общительность и т.д.), либо

    социально-ролевые (статус, профессия, образование, компетентность).

    3. Практические отношения ( другой как предмет воздействия. Это направление

    наиболее приближено к практике человеческих отношений и развивается в

    основном в русле психотерапии. Г.А.Ковалев выделяет три модели

    воздействия одного человека на другого: 1) объектная (или императивная);

    2) субъектная (манипулятивная); 3) субъект-субъектная (диалогическая или

    развивающая).

    Самосознание: открытие «Я». Раскрытие самосознания через отношение с

    другими.

    Каждый знает, что юность ( определенный этап созревания и развития

    человека, лежащий между детством и взрослостью. Слово «юность» обозначает

    фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной

    взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в

    частности полового, созревания, а с другой ( достижение социальной

    зрелости.

    Развитие самосознания ( центральный психический процесс юношеского

    возраста. Главное психологическое приобретение ранней юности ( открытие

    своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью

    является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая

    свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если

    ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел, если

    радуется, то этому тоже находятся объективные причины. Для юноши внешний,

    физический мир ( только одна из возможностей субъективного опыта,

    средоточием которого является он сам. Это ощущение хорошо выразила 15-

    летняя девочка, которая на вопрос психолога «Какая вещь тебе кажется

    наиболее реальной?» ответила: «Я сама».

    Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на

    других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределено,

    расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение

    внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет

    потребность в общении и одновременно повышается его избирательность,

    потребность в уединении. Другие люди ( не внешняя среда, предметно

    воспринимаемая человеком, не обстоятельство его жизни, но его внутреннее

    достояние, главное содержание его личности. Самосознание человека возможно

    только через его отношения с другими.

    В отечественной психологии наиболее ярко эту мысль выразил

    С.Л.Рубинштейн в своей последней работе «Человек и мир»: «Я» не может быть

    раскрыто как объект непосредственного осознания, через отношение к самому

    себе, обособленно от других людей. Исходным условием моего существования

    является существование личности, субъектов, обладающих сознанием, (

    существование психики, сознания других людей».

    Другой не может быть внешним объектом, на который наталкивается и

    воспринимает извне мое сознание. Встреча с другим возможна лишь в силу

    того, что «ты» идеально имеет отношение к «я» еще до этой встречи. Идеи об

    «отраженной субъектности» или «идеальной представленности другого»

    эффективно разрабатываются в исследованиях В.А.Петровского. Однако наличие

    «идеального другого» рассматривается в них как результат деятельности или

    как условие, влияющее на ее особенности и эффективность. Здесь же хотелось

    бы подчеркнуть, что идеальное отношение к «ты», первичное единство с ним

    определяет и делает возможным само существо «я». «Я» есть отдельное

    самодостаточное существо не в силу своей самодостаточности (в

    познавательной или практической деятельности), а в силу своего обособления

    от другого «я», в силу своего противостояния «ты» и, следовательно, в силу

    своей связи с ним в этом противостоянии.

    О несамодостаточности, невозможности существования одного

    изолированного сознания много и убедительно писал М.М.Бахтин: «Быть (

    значит быть для другого и через него. У человека нет внутренней суверенной

    территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя он смотрит в

    глаза другому или глазами другого». «Реальный другой может войти в мир

    человека лишь как тот другой, с которым он уже ведет свою внутреннюю

    полемику. Всякий реальный чужой голос неизбежно сливается с уже звучащим в

    ушах героя своим ( чужим голосом».

    В созвучии с этим находятся мысли М.Бубера: «Переживаемые отношения (

    это реализация внутреннего Ты в Ты встреченном; через Ты человек становится

    Я». «Все новейшие попытки истолковать сознание как взаимосвязь Я с самим

    собой или как событие, вмещающееся в самодостаточной внутренней жизни

    человека, ( тщетны; все они относятся к безнадежной истории уничтожения

    реальности».

    Все приведенные выше высказывания удивительно совпадают в утверждении

    другого как необходимого, онтологического основания сознания и самосознания

    человека, в том, что этот другой уже есть (живет) в этом сознании до

    реальной (внешней) встречи с ним. При внешней встрече (или общении)

    осуществляется перенос (или отношение) уже существующего, внутреннего

    другого на встреченного, конкретного человека. Причем этот внутренний

    другой лишен своей конкретной определенности и является обобщенным

    представителем рода: «В этом субъекте погашена индивидуальная особенность

    того или иного Я; он ( «Я» вообще в его всеобщности, по отношению к

    которому единичные «Я» ( это переменные, которые вставляются в общую

    формулу. В нее может быть вставлено любое «Я», но нельзя не подставить

    никакого.

    Можно полагать, что отношения «я ( ты» являются необходимой

    предпосылкой развития индивидуального сознания. Поэтому игнорировать этот

    тип отношений мы не можем. Здесь важно подчеркнуть, что говоря о проблеме

    межличностных отношений, нельзя не затронуть проблему самосознания.

    Собственное «я» человека также может тяготеть к полюсу овеществления или

    персонификации. Оно может восприниматься как вещь, как объект, как

    совокупность конкретных качеств, которые включают социальный статус,

    представление о своих качествах, знания, образ, который мы хотим создать у

    других, оценку собственных качеств и способностей т.д. В то же время оно

    может быть целостным, неразложимым на части, непосредственно связанным с

    бытием, с другими людьми, незавершенным и до конца не определенным. Как и

    отношение к другому, отношение к себе колеблется между этими пределами, не

    достигая их до конца. Вместе с тем в самосознании человека всегда живет

    другой, который и делает возможным осознание себя.

    М.И.Лисина определяла потребность в общении как потребность в познании

    себя и другого, а продукт общения ( как образ себя и другого. Всякое

    изменение образа «я» порождает изменение в образе другого (и наоборот).

    С определенного момента ребенок ( это всегда два человека ( он и

    взрослый. По-видимому, этот момент наступает в ранней юности, и это

    внутреннее взаимодействие уже не прекращается на протяжении всей жизни

    человека.

    Саморегуляция личности в юношеском возрасте как основа взаимоотношений с

    другими людьми.

    Становление самосознания в ранней юности, т.е. осознание не только

    окружающего, но и самого себя в своих отношениях с окружающим миром,

    осознание себя как «Я», характеризуется и способностью самостоятельно и

    сознательно ставить перед собой цели своей деятельности и реализовывать их.

    Особенности межличностных отношений между людьми, находящимися в

    отношениях субординации, оказывают существенное влияние на характер

    мотивации, уровень самоуважения, способность к саморегуляции личностей,

    находящихся в подчиненном или зависимом положении.

    Родители и дети.

    Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского

    возраста ( смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

    «Мы и взрослые» ( постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии.

    Одной из самых важных потребностей юношеского возраста становится

    потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших

    вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется

    эта возрастная тенденция в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми

    для конкретными взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту,

    но и полномочными представителями общества взрослых в целом, ( родителями и

    учителями?

    Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным

    и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка

    общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он

    наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.