МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие способностей у детей младшего школьного возраста

    интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать

    трудностей в учебных занятиях — ему, очевидно, уготовано более счастливое,

    чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным

    расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в

    ходе возрастного развития.

    Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены

    семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и

    гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его

    родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать:

    ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач; его не

    оторвать от монтирования каких-нибудь устройств... Такой степени

    пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности.

    Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2-3 книги, самые

    разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день

    меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика

    девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он

    ночью, пока мама спит, встает и читает... Нередко родители, с которыми

    ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой

    увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся: не болезнь

    ли все это — необычная яркость способностей, неутомимая умственная

    активность, разнообразие интересов... При этом далеко не всегда взрослым

    удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

    В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как

    готовый дар, которым спешат пользоваться наслаждаться, который сулит

    большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его

    возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так

    подогревается детское тщеславие; а на основе самомнения и тщеславия не

    так-то легко найти общи язык со сверстниками... В дальнейшем это может

    обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

    [11]

    Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к

    ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести

    запрет на разговоры о талантливости ребенка но не всегда он достаточен, кто-

    нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок,

    естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами.

    Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных

    способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем

    пройдет, то и такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно не

    минует детского сознания.

    Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая

    ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов,

    учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить

    родительское воспитание.

    Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности,

    непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех

    учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не

    интересно.

    Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе

    после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится

    пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные

    арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется

    преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения

    или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков и

    букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в

    теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для

    самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно), но

    беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым

    классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди...

    Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а

    некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с

    не всегда понятной умственной активностью. Бывает и так: педагог поначалу

    собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания,

    уделять ему специальное внимание. Но потом такие намерения (а иногда

    и обещания родителям) забываются - нет для этого у учителя ни времени, ни

    сил... К тому же в ученике незаурядном, с необычно высоким умственным

    уровнем педагог нередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не

    замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе.

    Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников,

    склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение

    заданий, готовность правильно ответить не вопрос учителя — для него

    желанная умственная игра, состязание. И он торопливее других тянет руку —

    радостный, предвкушая одобрение. И при этом все время жаждет новой

    умственной пищи... Но это через какое-то время надоедает учителю, и другим

    ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в

    тягость.

    Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают

    спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же

    настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и

    на упрек, что он «выскочка». А когда он видит, что его активность учителю

    не нужна, и переключается на что-нибудь постороннее — не миновать

    недовольства, а то и раздражения педагога: почему отвлекается и не

    интересуется занятиями? Уж не слишком ли он себе возомнил?

    Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится лишним в

    школе, а она ему — ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать

    уроки. В результате уже в первые же школьные годы и тем более в

    подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями. А

    те иногда и сами не знают, чем такой ребенок их раздражает: с одной стороны

    все-таки вундеркинд, а с другой — «какой-то ненормальный»...

    Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики

    нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам; а

    наша средняя школа, кроме средней программы, ничего им предложить не

    может.

    Обычная картина: на контрольной работе по математике, пока большинство

    ребят едва-едва только к концу урока решают предложенные задачи, два-три

    ученика успевают сделать свой вариант, вариант для соседнего ряда и еще

    ищут, чем бы заняться... Иногда они получают новые примеры или

    начинают делать домашнее задание, но это в лучшем случае. Часто учитель

    отказывается давать дополнительные задания, мотивируя тем, что не намерен

    проверять лишнее. Бывает и так: ученикам с легкостью решающим задачи,

    надоест просто так сидеть в ожидании, они начинают переговариваться,

    баловаться... И кончается тем, что от них требуют дневники, в которых

    появляется: «Болтал на уроке!», «Плохое поведение в классе!»[11]

    Незаурядный ученик — испытание для учителя, особенно если для учителя

    главное — «чтобы был порядок». А как развитому и независимому ученику не

    взбунтоваться против муштры. Отсюда — частые выговаривания им (не

    мешать!), укоряющие записи в дневнике, вызовы родителей...

    Правда, немалая часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном

    счете, как-то приспосабливается к общим требованиям. Но происходит это, в

    сущности, ценою ослабления, если не потери, некоторых важных особенностей,

    отличающих таких детей. Они вынуждены становиться менее

    самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы. Их

    особые возможности остаются как бы невостребованными!

    Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребенка с ранним

    умственным расцветом. От него ожидают, требуют и родители, и педагоги,

    чтобы он обязательно был примерным учеником, отличником. А ведь

    отметки часто ставят не только за знания, но и за поведение, за почерк.

    Ученику с повышенными способностями достается гораздо больше, чем другим,

    например, за не по форме выполненное домашнее задание, за какое-

    нибудь не предусмотренное темой высказывание на уроке, за небрежную

    письменную работу. А в некоторых семьях любое снижение отметок

    воспринимается как драма.

    У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во

    взаимоотношения со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу

    подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика,

    дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А

    тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает

    обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. [12]

    Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребенка,

    если ему почему-либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие

    ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого

    пристального внимания. А физическая неумелость, робость у ученика, далеко

    опережающего других в умственном отношении, непременно становятся

    поводом для насмешек, издевок. Трения с товарищами бывают вызваны и тем, во

    что играют дети: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным

    играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники — по преимуществу к

    подвижным и более веселым играм. Среди «выдающихся» детей есть своего

    рода «фанаты» умственных увлечений — иногда они оказываются прогульщиками,

    которым жалко терять время на занятия в школе, поскольку они отвлекают от

    того, чем они сейчас захвачены. Некоторые вообще хотели бы заниматься

    только тем, что для них загадочно и ново. И на кружки многие из них ходят

    до тех пор, пока еще не научились чему-то, не разобрались, а затем интерес

    пропадает. Во всем этом выступает одна из показательных, частых черт

    характера ребенка с ранним подъемом интеллекта — упорнейшее нежелание

    делать то, что ему неинтересно. [4]

    Такие дети обычно сразу же стремятся заниматься сами. Их задевает и

    обижает, если кто-нибудь из взрослых пытается руководить приготовлением

    уроков. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная

    требовательность к старшим, от которых они порой дотошно добиваются,

    например, обоснования каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые

    из таких детей, с особо ярким воображением, оказываются выдумщиками,

    фантазерами, которые готовы всех убеждать в том, чего не было, но что

    возникло в их мечтах. Это может обнаруживаться и на уроках, и во

    внешкольных занятиях. Рано созревшие интеллектуально дети, опираясь на

    логику, способны порой прийти к ошарашивающим взрослых нравственным

    суждениям. От них, например, можно услышать в младшем подростковом

    возрасте, что родителям никто ничем не обязан, или — что те, кто мало

    смеется, — плохие люди. Подобного рода «теоретизирование» обосновывается,

    подкрепляется логически верными ссылками на то, что они слышали или сами

    читали. В их умствованиях, наряду с формальной правильностью, отчетливостью

    суждений, выступают и схематизм, односторонность их представлений. Но это

    их не смущает.

    Сильные и слабые стороны такого ребенка взаимосвязаны, переходят друг

    в друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться «хватая

    на лету», может приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься.

    Время от времени то в одной, то в другой газете промелькнет не

    перестающее казаться удивительным сообщение о поступлении в вуз школьника

    тринадцати или четырнадцати лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10-11

    лет всего 6-7 лет. Чаще всего необыкновенно развитый ребенок поступает, как

    и все, в шесть — семь лет в первый класс, но потом его ускоренно, иногда в

    первом же учебном году, переводят в последующие классы. Бывает и так, что

    «перескок» через класс или несколько таких «перескоков» происходят уже в

    подростковом возрасте. Раньше для этого требовалось специальное разрешение

    органов народного образования. Теперь, согласно новому

    «Положению об общеобразовательной средней школе», официально введено право

    сдавать экстерном за любой класс и за школу в целом.[61].

    Несмотря на то, что теперь в общеобразовательной школе разрешено

    сдавать экстерном это не снимает трудностей в развитии одаренных детей.

    Ведь при этом возникают новые сложности.

    Во-первых, образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и

    навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении. Во-

    вторых, приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном

    развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Тут и физкультура, и

    трудовое обучение, и наконец, этика и психология семейной жизни... Как в

    этих условиях идет формирование самооценки, отношений с одноклассниками и

    взрослым? Кто и как должен разрабатывать для одаренных детей индивидуальные

    учебные программы и планы? Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах,

    где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую

    подготовку. Иначе члены педагогического коллектива, прежде всего

    руководители школы, будут относиться к «перескакиванию» с большими

    опасениями.

    Второй путь — создание лицеев и гимназий для одаренных. В наши дни эти

    виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Что же, — это не

    плохое решение проблемы. Тем более, если учебно-воспитательный процесс в

    лицеях и гимназиях будет построен на научных принципах и достаточно

    разнообразной методической базе (что пока, к сожалению, не везде).

    Третий путь — создание для детей с повышенными способностями особых

    классов в структуре массовой общеобразовательной школы. Сейчас этот путь

    внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать

    то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается

    изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама

    структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть

    не только дифференцированной, но и единой.

    Здесь уместно вспомнить о трудах наших психологов. В частности в

    Украинском Республиканском научно-практическом центре «Психодиагностики

    и дифференцированного обучения» под руководством доктора психологических

    наук Ю.3. Гильбуха разработана система дифференцированного обучения в

    общеобразовательной школе. [6]

    Она предполагает создание, начиная с первого года учения, трех типов

    классов. Дети зачисляются в эти классы в соответствии со степенью их

    психологической готовности к школьному обучению. Последняя же определяется

    актуальным (то есть имеющимся на данный момент) уровнем развития их

    умственных способностей.

    Определяя контингент классов ускоренного обучения в таком составе,

    необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития всех детей с

    повышенными умственными способностями. Во-первых, это позволяет создать

    классы ускоренного обучения во всех сколько-нибудь крупных школах. Во-

    вторых, обеспечивает более благоприятные условия развития всем детям, чьи

    умственные способности превышают возрастную норму. В-третьих благотворно

    сказывается на умственном и нравственном развитии одаренных детей.

    Какие же это типы классов? Первый — классы ускоренного обучения

    предназначен для наиболее развитых 15% контингента детей, поступающих в

    школу. Эта группа первоклассников имеет КИ (коэффициент интеллекта) 120

    баллов и выше; в нее, естественно, входят и одаренные.

    Наряду с классами ускоренного обучения создаются классы возрастной

    нормы (65% всего ученического контингента) и классы повышенного

    индивидуального внимания (последние — для слабоподготовленных учеников,

    составляющих примерно 20%). В классах этих двух типов учебный процесс

    строится по обычным программам, но в классах повышенного индивидуального

    внимания наполняемость в два раза меньше обычной.

    Направление ребенка в класс того или иного типа, зависит исключительно

    от степени его готовности к школьному обучению и желания родителей. Они

    присутствуют при кратковременном (в пределах 25 минут) психологическом

    обследовании, которое проводится двумя специально подготовленными

    педагогами (экзаменатором и ассистентом). Проверка осуществляется в игровой

    форме, в атмосфере дружелюбия и эмоциональной раскованности, что позволяет

    ребенку раскрыть свои интеллектуальные возможности. Психологическая

    проверка ограничивается теми сторонами психической индивидуальности

    ребенка, от которых в решающей степени зависит успешностъ его школьного

    старта.

    Зачем, например, при определении ребенка в школу оценивать

    сформированностъ у него навыков коллективизма, товарищеской общительности?

    В структуре личности эти навыки, конечно, занимают одно из центральных

    мест. И в процессе учебно-воспитательной работы учитель должен уделять

    значительное внимание их формированию. Однако успешность школьного старта

    они практически не определяют.

    Критическими зонами, определяющими степень готовности к школьному

    старту являются: фонематическое восприятие (слух), саморегуляция учебных

    действий, словарное развитие, кратковременная память и способность

    осуществлять элементарные умозаключения. Шестым показателем служит рейтинг

    экзаменатора и ассистента в отношении умственной активности ребенка,

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.