МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие творческих способностей у детей

    Развитие творческих способностей у детей

    Министерство образования Российской Федерации

    Самарский социально-педагогический колледж

    Курсовая работа

    по педагогике

    Тема: Развитие творческих способностей у детей

    Работа выполнена

    студенткой 5Е группы

    Руководитель:

    Нестерова О.М.

    Самара 2003

    Оглавление

    I. Теоретическая часть

    1. Введение

    2. Значение периода детства для развития

    творческих способностей

    3. Развитие интереса к творчеству

    4. Виды творческой деятельности

    5. Методы развития творческих способностей у детей

    II. Практическая часть

    6. Заключение

    7. Приложение

    8. Список литературы

    Введение

    Воли не удастся никогда создать

    мудрецов, если будете убивать

    в детях шалунов.

    Ж.-Ж. Руссо

    Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и

    оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

    Сущность творчества – предугадывании результата, правильно

    поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к

    действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.

    Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и

    сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.

    При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или

    создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие,

    как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и

    зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

    Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

    Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной

    и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были

    настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно

    восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако

    вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и

    притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит,

    вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип

    выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его

    одаренности.

    «Способности не просто проявляются в труде, они формируются,

    развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».

    Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит

    через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го

    класса.

    Кому нужны творческие способности?

    Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и

    качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое

    развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют

    повышением интеллектуального потенциала народа.

    Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей

    мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько

    талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как

    алмазы, встречаются редко….

    Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический

    процесс, а именно процесс развития творческих способностей у детей. Цель

    данного исследования:

    1) Изучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно тех

    ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности

    в этом направлении педагога дополнительного образования.

    2) Выявить эффективные приемы развития творческих способностей в условиях

    учреждения дополнительного образования.

    3) Использовать специальные приемы для развития творческих способностей

    детей.

    В ходе работы, мы ставим перед собой следующие задачи:

    1. Выявление основных компонентов творческих способностей на основе

    анализа литературы.

    2. Изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-

    педагогической литературе.

    3. Выявить особенности творчества детей в условиях кружка «Умелые руки».

    Значение периода детства для развития творческих способностей

    Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти

    большой путь развития.

    Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как

    можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию

    творческих способностей.

    Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между

    клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую

    сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные

    связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда

    запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают

    функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают

    проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит

    легче, а с возрастом все труднее и труднее.

    Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат

    ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать

    говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и

    не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает

    момент – произнесено первое слово!

    Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они

    опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание

    соответствующих отделов мозга шло успешно.

    А что если и в развитии других способностей поступить подобным

    образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и

    такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его

    творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в

    соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в

    этом и состоит важное условие эффективного развития творческих

    способностей.

    Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования,

    то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется

    ограниченное число связей между клетками мозга.

    Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного

    развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на

    низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий

    конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!

    Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих

    способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который

    требует максимального напряжения сил.

    Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда

    ребенок уже ползает, но еще не начал говорить.

    Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время

    малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать

    многие, для него совершенно новые задачи.

    Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше

    обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том,

    что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не

    подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на

    возраст 3 года.

    Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые

    годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут

    самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.

    Развитие интереса к творчеству

    Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание

    усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью

    творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-

    образовательной работе с детьми.

    Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях.

    Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации.

    Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной

    замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются

    ценные для детей качества: активность, самостоятельность.

    Руководство творческими играми приобретает важное значение, но

    встречаются определенные трудности.

    Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, -

    его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

    Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям

    произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим

    произведениям, показывать диафильмы.

    Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно

    перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять

    инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все

    нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

    Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:

    1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;

    2. Функция формирования творческих способностей;

    3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

    Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.

    Можно выделить следующие основные условия проведения игр:

    1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.

    2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей,

    желание слушать, участвовать в игре.

    3. Необходимость включение педагога в игру.

    4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.

    5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения,

    взаимопонимания, доверия и сопереживания.

    6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

    Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с

    удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже

    страсть.

    Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже

    просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не

    следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят

    играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак

    потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем

    побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость,

    интерес.

    Правила игры

    1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый

    успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше; и его.

    Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас

    рассмешить или обрадовать.

    2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть,

    не доводите занятия играми до пресыщения.

    3. Развивающие игры – игры творческие.

    4. Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка

    остывает интерес к игре, «забывайте» об игре.

    5. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом,

    придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам

    процесс.

    Виды творческой деятельности

    Творческая деятельность – специфический вид активности человека,

    направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира,

    включая самого себя.

    Существуют различные виды творческой деятельности.

    |Творческая |

    |деятельность |

    |Декоративно-прикладна|

    |я |

    | |

    | |

    |Художественно-эстетич|

    |еская |

    1. ИЗО - музыка

    2. шитье - вокал

    3. вязание - хореография

    4. макраме - драм. театр

    Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше

    всего изобразительным искусством, в частности детское рисование.

    По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его

    восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти,

    воображения, мышления.

    Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия

    по шитью, вязанию.

    Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят

    к выполнению изделия.

    Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по

    принципу цветовой гаммы.

    В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление,

    творческое воображение.

    Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает

    музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных

    произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных

    инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным

    занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее

    увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся

    петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности

    танцевальные.

    Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение

    развивает музыкальный слух и вокальные способности.

    Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно

    разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

    Методы развития творческих способностей у детей

    Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского,

    приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я

    открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные

    некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

    Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь

    развития изобретательского и исследовательского таланта.

    Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

    Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется

    развитие творческих способностей.

    Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к

    сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих

    способностей.

    В процессе организации обучения развитию творческих способностей

    большое значение придается общедидактическим принципам:

    - научности

    - систематичности

    - последовательности

    - доступности

    - наглядности

    - активности

    - прочности

    - индивидуального подхода

    Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для

    этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при

    всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все

    исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

    1. Каждая игра представляет собой набор задач.

    2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с

    разными способами передачи информации.

    3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

    4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут

    возбуждать интерес в течение многих лет.

    5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию

    творческих способностей.

    6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо

    соблюдать условия:

    - развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

    - задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

    - творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к.

    создают атмосферу свободного и радостного творчества.

    Наряду с принципами используют и методы:

    Методы

    практические

    наглядные

    словесные

    К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

    Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных

    заданных действий.

    Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-

    исполнительские, творческие.

    Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой

    деятельности в сочетании с другими приемами.

    Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

    К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин,

    просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

    Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

    В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

    Практическая часть.

    Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях в

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.