МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования

    учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь

    ребенку развить их?

    Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний,

    период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной

    функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:

    доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,

    впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они

    сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей

    выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это

    неповторимое своеобразие данного возраста.

    Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят

    на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом

    разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной

    черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются

    на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего

    развития.

    Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к

    усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные

    достоинства и в будущем.

    Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в

    детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее

    развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей

    ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не

    открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

    Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными

    родителей, педагогов - ведь они могут указывать на предпосылки подлинного

    таланта.

    Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать

    возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил

    по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша,

    совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с

    помощью и под руководством старших,- формируются сложнейшие свойства ума,

    бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в

    таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство -

    неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных

    условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно - о

    таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по

    способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную

    систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени)

    относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы.

    Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже

    небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но

    и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость

    восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных

    детей - а вместе с тем и снижается детская непосредственная

    восприимчивость.

    С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и

    ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей детской психики.

    Но не только свойства нервной системы - вся душевная организация у

    детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

    В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности,- той

    особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз “на свой лад”

    свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии

    реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности

    внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в

    отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние

    условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни

    направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим

    “направлениям” способностей.

    0 том, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит

    освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге “От двух до

    пяти”. Но вот что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству -

    особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами

    языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если

    вследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит

    не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые

    годы жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем - и при самом

    благоприятном речевом окружении! - развитие речи крайне затрудняется.

    Казалось бы, ведь ребенок стал старше, “умнее”, так и трудностей в освоении

    языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и

    причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были

    наиболее подходящие для этого возрастные возможности.

    На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В

    младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность

    запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине

    необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников

    младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на

    то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая

    доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом

    неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию

    ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко

    обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и

    слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.

    Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними

    недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся

    с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к

    учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых

    предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на

    то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия

    для обогащения и развития психики.

    Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие

    факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения

    иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые

    приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа

    в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе).

    Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и

    нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи

    в усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности, за счет

    свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках

    иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику

    и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в

    иноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении,

    еще не подверженной действию многих психологических “тормозов”

    подросткового возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне

    можно говорить об особой возрастной чувствительности.

    Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто

    усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование

    - затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.

    В этом - специфика детства. Именно в годы созревания возникают

    своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности

    для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно

    говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом

    предпосылки развития.

    Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не

    характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения

    предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не

    упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

    Чтобы понять, каков “вклад” тех или иных возрастных свойств в

    формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности

    не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и

    закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка - по-

    своему, в той или другой степени.

    В вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит

    на специалистах: воспитателях детских садов, учителях, детских психологах.

    Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

    Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности,

    непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех

    учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не

    интересно.

    Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе

    после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится

    пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные

    арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется

    преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения

    или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков

    и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в

    теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для

    самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно). но

    беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым

    классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди...

    Речевая деятельность- это фундаментальная деятельность человека, в

    ней скрыты богатейшие возможности развития личности, сознания, всех

    познавательных возможностей человека.

    Особенности речевой деятельности состоят:

    - в восприятии человеческой речи других

    - в выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний

    - в активном воздействии на слушателей, собеседника

    Через общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и

    бедность содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать

    самого себя. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная

    (научная, техническая, эстетическая) культура человека. Низкий уровень

    этой деятельности является показателем недостаточного развития.

    В школе постоянно идёт процесс развития речи учащихся по

    строго выработанному плану для всего класса.

    Между тем уже с первого класса выявлялись дети, которые отличались от

    других по восприятию окружающего мира. Они воспринимали всё с

    эмоциональностью, у них существовала потребность оживить, очеловечить,

    наделить душой, словом, поведением всё, что их окружает. Такая яркость и

    индивидуальность восприятия- одна из черт художественного восприятия

    мира, эстетического отношения к окружающему. У таких детей проявляется

    особая способность к отдельным предметам, но и отвращение к другим.

    Односторонность ума представляет собой один из характерных признаков

    одарённости.

    Главное: организовать умственное воспитание одарённого

    ребёнка с младенчества и на всём протяжении обучения так, чтобы имеющиеся

    задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее.

    К сожалению, в школе возникает противоречие: между стремлением

    развивать речь у всех учеников и неумением развить речь и способность к

    литературному творчеству одарённых.

    Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей: ускорение

    и обогащение.

    Ускорение: это и раннее поступление в школу, и ускорение в обычном классе,

    занятия в другом классе, перепрыгивание через класс, создание профильных

    классов, частные школы.

    Обогащение: это миникурсы, кружки, факультативы, разработка индивидуальных

    программ.

    Мною была сформулирована тема работы: развитие творческих способностей

    одаренных детей в системе начального образования

    Согласно гипотезе исследования если:

    -подготовить и разработать индивидуальную программу развития

    речи и литературного творчества одарённых детей

    -активно включать одарённых детей в совместную творческую деятельность

    -развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся

    -вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные

    вопросы, поощрять использование дополнительной литературы

    то повышается:

    а) качество знаний и умений

    б) уровень самостоятельности уч-ся

    в) развивается мыслительная деятельность, речь учащихся

    г) развиваются творческие возможности ребёнка

    1.3 Специфика работы с одаренными детьми.

    Слова « одарённый ребёнок», « одарённые дети» следует употреблять с

    осторожностью, отдавая себе отчёт в их условности.

    Понятие одарённость происходит от слова « дар» и означает особо

    благоприятные внутренние предпосылки развития.

    1. Познавательная потребность.

    а) активность- ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую

    информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать.

    б) потребность в самом процессе умственной деятельности

    в) удовольствие от умственного напряжения

    2. Интеллект.

    Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.

    а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных

    устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

    б) сформированность навыков логического мышления, стремление к

    рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.

    в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций

    3. Креативность( творческость)

    а) особый склад ума

    б) установка на творческое выполнение задания

    в) развитость творческого мышления и воображения

    3. Выявление и работа с одарёнными детьми.

    Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа

    школьного психолога и учителя. Существует большое количество

    психологических тестов для выявления различных видов одарённости:

    -психомоторной

    -интеллектуальной

    -творческой

    - в сфере общения

    Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств,

    способствующих становлению способности к творчеству. Это способность

    порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем,

    быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко

    разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем

    способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов

    Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К.

    Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления (

    Голлах, Коган и др.)

    Для своего исследования я использовала батарею тестов для изучения

    творческого мышления кандидата психологических наук, доцента кафедры

    психологии Университета педагогического мастерства, г Санкт – Петербурга

    Елены Туник ( смотри приложение). Тесты проводились как индивидуально, так

    и в группе ( класс). Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и

    создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называла

    занятиями. Занятия проводились в игровой форме.

    Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных

    зарубежными и отечественными психологами:

    1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и

    оригинальность.

    2. Перечислить последствия гипотетической ситуации:

    Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом

    языке.

    3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое

    слово начинается с заданной буквы. (В М С К)

    4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для

    общеупотребительных слов ( книга).

    5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь

    определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник,

    полукруг).

    6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить

    это в изображение различных предметов.

    7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном,

    малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых

    предметов в сложном рисунке.

    8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить

    заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.

    9. Закончи начатую сказку. ( смотри приложения)

    Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом

    основании можно судить о творческих способностях ребёнка.

    Результаты проведенных тестов сведены в итоговую таблицу.

    Было произведено сравнение между средним школьным балом, полученным в конце

    года и показателями творческости. Можно сделать вывод: ребенок, обладающий

    большим творческим потенциалом, вероятнее всего будет хорошо учиться, то

    есть соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно (

    необходимое условие не выполняется). Хорошие показатели в учебе бывают не

    только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно

    наличие творческого потенциала.

    | |Октябрь |Декабрь|Февра|Октябрь|Декабрь|Февраль |

    | |Ноябрь | |ль | | |Март |

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.