МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках Технология швейного производства

    технических задач, средствами, способами, методами их решения, формами

    творчества и организации творчества, уровнями новизны.

    Первый этап процесса технического творчества представляет собой

    деятельность по критическому осмыслению существующего положения при

    единстве эмпирического и логического уровней познания. Это этап осознания

    проблемной ситуации с аналитическим осмыслением её структуры субъектом

    творчества. Реальное содержание творчества на этом этапе складывается из

    отражения технической потребности, осознания недостатков старого и

    необходимости нового, раскрытия конкретных технических противоречий и

    формулировки определённых технических задач. В.И. Белозерцев предложил

    следующую структурную модель технической творческой задачи:

    - конечная цель поиска, выражаемая в приблизительной форме;

    - исходные данные;

    - возможные условия решения;

    - объективные ограничения;

    - средства реализации задачи.

    Творческая деятельность на первом этапе осуществляется при единстве внешних

    и внутренних факторов поиска:

    рождение технической задачи детерминировано объективными факторами

    развития, но характер её постановки связан со спецификой субъекта

    творчества.

    В.И. Белозерцев подчёркивает, что при овладении проблемной ситуацией важно

    осознание неполноты существующей информации, стремление преодолеть эту

    неполноту с целью определения необходимого выбора. Без этого невозможно

    провести полноценный анализ соотношения наличных факторов и требований

    задачи, цели поиска и условий её достижения с раскрытием противоречий между

    ними, невозможно сознательно найти путь к определению нужных условий и

    средств решения технической задачи.

    В этом мы видим обобщённое философское обоснование творческого характера

    сбора информации о существующих технических решениях, его необходимости в

    реальном процессе технического творчества, а также необходимости разработки

    проблемы развития технического творчества в процессе сбора научно-

    технической и патентной информации.

    Реальным продуктом первого этапа творчества является конкретная техническая

    задача с определённой структурой, осмысленная и логически сформулированная,

    приобретающая самостоятельное бытие, поскольку может служить основой

    дальнейших творческих поисков для других исследователей.

    Этот этап может являться одновременно началом решения технической задачи,

    рождения технической идеи. При этом идея решения может входить в неявной

    форме, в виде предчувствия в процесс выработки конкретной технической

    задачи.

    Второй этап процесса технического творчества – этап «рождения и

    вынашивания» новой технической идеи. Техническая идея выступает как

    результат скачка в новое качество при реализации поиска решения

    определённой технической задачи. Это новое качество – ещё не изобретение и

    даже не идеальная модель его, это выход за рамки непосредственно данного,

    форма установления и выражения ранее не известного.

    На втором этапе процесса технического творчества наиболее полно проявляется

    гносеологическая роль технической творческой деятельности. Об этом говорит

    сам набор методов поиска нового на данном этапе: метод актуализации знаний;

    методы переноса и реконструкции идей, совпадения и различия, абстракции и

    обобщения; метод сопутствующих изменений и др. Все эти рациональные методы

    поиска не исключают действия фантазии и интуиции при рождении технической

    идеи.

    Но, даже будучи известными, применяемые методы и пути решения технических

    задач приводят к успеху не сами собой и не в ходе логических рассуждений,

    так как их действие в специфических условиях проблемной ситуации не

    предопределяется логикой наличных факторов. Поэтому столь важна в процессе

    «рождения и вынашивания» идеи роль других связей и свойств, опыта

    деятельности в различных ситуациях, действий побочных или посторонних

    явлений на субъект творчества при решении определённой технической задачи,

    т.е. всего того, что имеет место в процессе сбора информации о существующих

    творческих решениях. Именно это и «срабатывает» в виде интуиции,

    неожиданного установления новых связей и сочетаний.

    Третий этап процесса технического творчества – этап разработки идеальной

    модели, идеальной как по форме существования, так и по содержанию.

    Идеальная модель – это субъективное бытие нового технического объекта,

    продукт мысленного экспериментирования и моделирования; результат

    схематизации технической идеи. Техническая идея и идеальная модель

    соотносятся как сущность и её представление (образ). В создании идеальной

    модели отражается процесс доказательства осуществимости технической идеи,

    хотя ещё и не в предметной деятельности. Это процесс обоснования,

    продумывания и построения образа будущего технического объекта.

    Идеальная модель всегда является более упрощённой, чем будущий объект, и

    находится с ним в отношении сходства, а не тождества. Из этого основного

    отличия идеальной модели в техническом творчестве вытекает особая роль

    комбинационного (построительного) воображения, актуализации знаний и

    заключений по аналогии отдельных свойств и структур существующих известных

    технических решений (конструкции) с гипотетическими свойствами и структурой

    будущего технического объекта. По нашему мнению, из необходимости

    обеспечения комбинационного воображения «строительным материалом» и из

    необходимости формирования фонда свойств и структур существующих

    технических решений, на базе которого осуществляются актуализация знаний и

    заключения по аналогии, следует и важная роль сбора информации о

    существующих технических решениях на третьем этапе процесса технического

    творчества.

    Четвёртый этап процесса технического творчества является этапом

    конструирования. Главная задача этого этапа – разработка формы технического

    объекта, соответствующей содержанию, с учётом характера всех объективных и

    субъективных факторов его развития. Между тем, что представляет себе

    изобретатель при построении идеальной модели (схемы, структуры,

    функциональной зависимости частей и пр.), и реальной конструкторской схемой

    (рабочие проекты или макеты) Почти никогда не бывает соответствия.

    Сказываются погрешности и слабые стороны мысленных построений, их

    пригодность проверяется средствами эксперимента и логики конструкционных

    соотношений. В процессе конструирования идет доработка намеченных схем,

    обнаруживаются новые конструкционные возможности, возникают новые мысли,

    происходят усовершенствования, создаются новые варианты. При этом эффект

    новизны достигается путём применения элементов известных конструкции по

    новому назначению. И в этом творческом процессе тоже, как мы думаем,

    является незаменимым сбор информации о существующих технических решениях

    как поставщик идеи, вариантов использования известных элементов конструкции

    по-новому назначению.

    Пятый этап технического творчества – этап предметного и относительно

    завершённого воплощения изобретения в техническом объекте. На этом этапе

    выясняют достоинства и недостатки конструкторско-технологических

    разработок, проводят доводку и отработку всех элементов в рамках

    действующего целого и функций целого через отработку его элементов, а также

    отработку и доводку нового технического объекта через создание, и проверку

    экспериментального образца, освоение и внедрение новой техники в различные

    процессы производства. На данном этапе относительно завершается процесс

    технического творчества: относительно, поскольку этап служит основой

    возникновения новых технических задач и циклов творческого поиска.

    Творческий вклад на этом этапе выражается не только в обнаружении

    недостатков и ошибок, повышении конструктивности и технологичности

    технических средств, но и в раскрытии новых явлений, свойств, законов,

    методов и т.п., которые часто невозможно обнаружить на иных этапах.

    Необходимым условием обеспечения творческого характера этого этапа является

    проведение сбора и обработки информации об использовании новой техники, о

    конкретных условиях эксплуатации внедряемой техники.

    Познавательно - психологическая схема творческого процесса – инструмент

    исследования проблемы развития изобретательства.

    Анализ логики процесса создания нового технического решения даёт основание

    предположить необходимость сбора информации практически на всех этапах

    творческой деятельности, а также творческий характер сбора информации, т.е.

    отнести его к одному из видов деятельности, результатом которой является

    рождение нового.

    Однако проведённый анализ не вскрыл механизма развития технического

    творчества в процессе сбора научно-технической информации, не разъяснил

    природу творческого характера сбора информации. Разобраться в этом

    помогает, на наш взгляд, разработанная Б.М. Кедровым концепция научно-

    технического творчества. Эта концепция построена на учёте взаимосвязи трёх

    категорий диалектической логики: единичности, особенности и всеобщности,

    отражающих последовательные ступени в процессе научно-технического

    творчества и в то же время сосуществующих и взаимодействующих в единстве

    между собой в качестве необходимых сторон творческого процесса. Эта

    концепция подчёркивает диалектическое единство генетического и структурного

    подходов к изучению процесса научно-технического творчества, объясняем

    генезис движения исследовательской мысли, т.е. её исторический и логический

    ход, и одновременно структуру взаимодействующих исторических, социальных и

    психологических факторов, обусловливающих этот ход.

    Академик Б.М. Кедров ввёл понятие "познавательно-психологический барьер"

    (ППБ) для характеристики возникающего в мышлении исследователя препятствия,

    которое носит одновременно психологический и логический (познавательный)

    характер. Такой барьер необходим, он выступает в качестве формы развития

    научной мысли для удержания её достаточно долгое время на ступени

    особенности, помогая тем самым подготовить переход на следующую более

    высокую ступень всеобщности. После выполнения познавательной функции ППБ

    окостеневает и из формы развития научной мысли превращается и её оковы.

    Преодоление ППБ составляет самую суть научных открытий (при этом об

    открытии мы говорим с учётом диалектики великого и малого).

    В качестве инструмента исследования научно-технического творчества Б.М.

    Кедров предложил познавательно-психологическую схему творческого процесса

    (см. рис.).

    В этой схеме использованы следующие обозначения:

    Е - единичное, единичность;

    О - особенное, особенность;

    В - всеобщее, всеобщность;

    ППБ - познавательно-психологический барьер;

    Т - трамплин;

    С - подсказка;

    Х-Х - один из независимых необходимых рядов - движение творческой мысли,

    ищущей путь перехода от О к В;

    У-У - другой независимый необходимый ряд - внешнее, возможно случайное,

    постороннее по отношению к Х-Х событие или процесс.

    Стрелки показывают переход от предыдущей ступени познания к последующей.

    Препятствующий раскрытию истины ППБ, вставший на пути от О к В,

    преодолевается при помощи связки «подсказка – трамплин». Трамплин Т

    объективно существует в той же сфере бессознательного, в которой сложился и

    сам ППБ, и обнаруживается тогда, когда творческая мысль исследователя

    попадает на него благодаря подсказке С. Подсказка С возникает в точке

    пересечения двух независимых необходимых рядов. Один из них Х-Х – движение

    творческой мысли, ищущей путь перехода от О к В, другой ряд У-У –внешний,

    посторонний по отношению к движению мысли, работающей над преодолением ППБ,

    процесс, а часто случайное событие, которое вклинивается в работу мысли

    учёного или изобретателя. В момент пересечения обоих рядов возникает

    подсказка С, с помощью которой второй ряд У-У увлекает за собой творческую

    мысль (ряд Х-Х), безуспешно стремящуюся до тех пор пробиться сквозь ППБ.

    Мысль Х-Х, увлечённая процессом У-У в другую сторону, находит для себя

    новый путь. Она попадает на трамплин Т и обходит стоящий на её пути ППБ.

    Далее уже беспрепятственно Х-Х направляется к В. Обычно ППБ возникает и

    выполняет оградительные функции в процессе познания реальных противоречий.

    При этом исходное противоречие, существующее в природе, предварительно

    расчленяется исследователями на его противоречивые части. Эти части сначала

    познаются в их обособлении и даже противопоставлении одна другой. ППБ

    создаёт возможности я необходимость созревания предпосылок для перехода

    (качественного скачка) к изучению обеих противоречивых сторон деятельности

    не изолированно друг от друга, а в их единстве и взаимодействии. В схеме

    Б.М. Кедрова отмечена также особая роль метода индукции, т.е. индуктивного

    обобщения, или «наведения», при переходе от единичного (отдельных фактов) к

    особенному (их первичной систематизации). Применяя метод индукции,

    человеческая мысль может двигаться всё время в рамках сознательного,

    используя для исследования и выявления причин изучаемых явлений вполне

    понятные, доступные для нашего рассудка логические приёмы: «метод

    присутствия», «метод отсутствия», «метод сопутствующих изменении» и пр.

    Однако, когда при движении от особенного ко всеобщему встречается

    препятствие, которое не поддаётся индуктивному объяснению, ведущую роль

    начинает играть интуиция. Под интуицией понимается процесс,

    характеризующийся тем, что в поисках решения наша мысль до поры до времени

    двигается как бы ощупью в сфере бессознательного и выход ее из этой сферы

    происходит не с помощью индукции, а путём внезапного, неконтролируемого

    самим человеком перескока из сферы бессознательного в сферу сознательного,

    т.е. осуществляется умозаключение без промежуточных звеньев. При этом

    память исследователя фиксирует не саму интуицию как явление, а только

    результат, достигнутый с помощью интуиции. В схеме Б.М. Кедрова интуиции

    отводится ведущая роль на участке от С до В, включая трамплин Т.

    Очевидно, что в концепции Б.М. Кедрова не конкретизирована роль сбора

    информации в творческом процессе, но разработанная им схема представляет

    собой удобный и эффективный инструмент исследования технического

    творчества.

    Техническое творчество учащихся включает в себя два взаимосвязанных

    процесса. Первый – собственно творческая деятельность учащихся, цель

    которой совпадает с целью технического творчества вообще (другое дело, что

    она часто бывает не достигнута). Второй – учебно-воспитательная работа

    преподавателей., организаторов технического творчества учащихся, целью

    которой является развитие способностей учащихся к творчеству. Таким

    образом, техническое творчество учащихся – это педагогический процесс.

    Между тем ни в одной из проанализированных нами структур технического

    творчества учащихся не отражены отношения, связи между деятельностью

    учащихся и деятельностью преподавателя. А поэтому и не разработан вопрос о

    соотношении деятельности учащихся и преподавателя в процессе сбора научно-

    технической и патентной информации.

    Для выявления роли и места сбора информации о существующих технических

    решениях в процессе технического творчества учащихся, раскрытия его

    творческого характера необходимо построить единую структуру совместной

    (сотворческой) деятельности учащихся и преподавателя.

    Развитие изобретательства учащихся в процессе решения творческих задач

    Проведённый анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой

    вопросам структуры и содержания процессов технического творчества учащихся

    и руководства его развитием, показал, что все авторы придают большое

    значение этапу решения творческой задачи, поиску идеи решения. Многие

    авторы считают решение технических творческих задач главным моментом в

    развитии технического творчества учащихся. Так, например, Т.В. Кудрявцев в

    формуле «психологическое осмысление механизма творчества есть понимание

    динамики решения творческой задачи», по сути, отождествляет творчество с

    решением творческих задач. Исходя из этой посылки, а также опираясь на опыт

    развития творческих способностей учащихся в рамках проблемного обучения,

    становлению которого способствовали исследования Д.В. Вилькеевой, Т.В.

    Кудрявцева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.С. Якиманской и

    др., была разработана программа факультативного курса «Творчество в моей

    профессии» для учащихся СПТУ. Авторы этой программы Т.Н. Кудрявцев и Д.И.

    Ландо, отвели большую часть курса методам решения технических задач

    творческого характера. С 1988 г. факультатив под названием «Основы

    профессионального творчества» введён в учебный процесс профессионально-

    технических училищ России. В ходе этого курса из года в год решаются в

    основном одни и те же задачи, которые формулируются преподавателем (иди

    авторами учебников и задачников) по описаниям уже кем-либо сделанных и

    опубликованных изобретении. А учащимся предлагается как бы повторить эти

    изобретения. Нельзя не согласиться с названными выше авторами в том, что

    творчество как «открытие (изобретение) для себя», или иначе, учебно-

    творческая деятельность, и творчество как «открытие (изобретение) для

    других», или собственно творческая деятельность, имеют большое сходство в

    механизмах самого процесса и его динамики. Нельзя не согласиться и с тем,

    что овладение методами поиска новых технических решений и сам процесс

    решения учебно-творческих задач могут быть использованы в учебно-

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.