Развитие творческих способностей учащихся на уроках Технология швейного производства
Классификация машинных швов в соответствии с действующим ГОСТ. Графическое
и условное изображения швов, технические условия их выполнения;
потребительские и промышленные требования, предъявляемые к ним, параметры
швов.
Терминология, применяемая при выполнении ручных и машинных строчек и швов.
Техническая характеристика швейных машин общего назначения, область
применения.
Назначение и техническая характеристика швейных машин, выполняющих
специальные технологические операции: стачивание с одновременной посадкой
верхнего или нижнего слоя материала. Принцип образования посадки материала.
Швейные машины для выполнения зигзагообразной строчки.
Стачивающие обмёточные швейные машины.
Швейные машины для выполнения строчек однониточного потайного стежка.
Назначение и техническая характеристика машин.
Особенности устройства, принцип работы и регулировки механизмов машин
специального назначения.
Приспособления к швейным машинам. Влияние приспособлений на улучшение
качества швейных изделий и рост производительности труд;
Швейные полуавтоматы для пришивания пуговиц, их техническая характеристика.
Швейные полуавтоматы для выполнения закрепок.
Полуавтоматы для выполнения петель, их техническая характеристика.
Полуавтоматы для поузловой обработки швейных изделий.
Устройство, принцип работы и регулировки механизмов. Заправка машин,
особенности чистки и смазки механизмов. Причины, вызывающие обрыв ниток,
пропуски стежков, плохое продвижение материалов, поломку игл,
некачественную строчку и др.
Анализ эффективности использования оборудования.
Лабораторная работа N 1.
Выполнение ручных строчек, образованных простыми (прямыми, косыми,
крестообразными) стежками.
Лабораторная работа N 2.
Выполнение ручных строчек, образованных сложными (петлеобразными,
специальными) стежками. Определение факторов, влияющих на качество ручных
строчек.
Тематический план
|Наименование разделов и тем |Количество аудиторных часов |
| |Макс.|Всего|Лаб. |Практ.|Сам. |
| |нагр.| |работ|работ |работ|
|Введение | |3 | | | |
|1. Основы технологии одежды. |90 |60 |20 | |30 |
|Оборудование и механизация | | | | | |
|швейного производства. | | | | | |
|1.1. Общие сведения об одежде. |3 |2 | | |1 |
|Нормативно-техническая | | | | | |
|документация. | | | | | |
|1.2. Этапы и виды работ при |3 |2 | | |1 |
|производстве одежды. | | | | | |
|1.3. Ниточный способ соединения |72 |48 |20 | |24 |
|деталей легкой одежды и | | | | | |
|применяемое оборудование | | | | | |
|1.4. Клеевые соединения |3 |2 | | |1 |
|1.5. Сварные, комбинированные, |3 |2 | | |1 |
|заклёпочные способы соединения | | | | | |
|деталей одежды. | | | | | |
|1.6. Влажно-тепловая обработка |6 |4 | | |2 |
|изделий. Применяемое | | | | | |
|оборудование. | | | | | |
|2. Поузловая обработка платьев, | |78 |14 | | |
|блуз, мужских сорочек и др. | | | | | |
|2.1. Обработка и сборка юбок. |14 |10 |2 | | |
|2.2.1. Подготовка изделий к |3 |2 | | |1 |
|примерке. | | | | | |
|2.2.2. Проведение примерки. |3 |2 | | |1 |
|2.2.3. Начальная обработка |6 |4 | | |2 |
|полочек и спинки | | | | | |
|2.2.4. Обработка и оформление |9 |6 |2 | |3 |
|платьев и блуз отделочными | | | | | |
|деталями. | | | | | |
|2.2.5. Обработка карманов. |15 |10 |2 | |5 |
|2.2.6. Обработка застёжек. |20 |14 |4 | |6 |
|2.2.7. Обработка воротника, |6 |14 |4 | |6 |
|плечевых срезов и горловины. | | | | | |
|Способы соединения воротников с | | | | | |
|изделием. | | | | | |
|2.2.8. Соединение лифа с юбкой |3 |2 | | |1 |
|2.2.9. Обработка пройм и |14 |10 | | | |
|рукавов. Соединение рукавов с | | | | | |
|проймами. | | | | | |
|2.2.10. Обработка низа изделия. |2 |2 | | | |
|2.2.11. окончательная отделка |2 |2 | | | |
|платьев, блуз и верхних сорочек.| | | | | |
|3. Поузловая обработка верхней |105 |70 |6 | |35 |
|одежды. | | | | | |
|3.1. Обработка и сборка брюк. |25 |16 |2 | |7 |
|3.2. Обработка жилетов. |6 |4 | | |2 |
|3.3. Обработка полочек и спинки |6 |4 | | |2 |
|пиджаков и пальто. | | | | | |
|3.4. Обработка карманов. |15 |10 |2 | |5 |
|3.5. Подготовка изделий к |3 |2 | | |1 |
|примерке. | | | | | |
Урок является заключительной, наиболее решающей и ответственной стадией
всей подготовительной работы. Если при подготовке к учебному году, к теме
учитель допустил недостатки, то он ещё имеет возможность их устранить в
ходе подготовки к уроку. Неудовлетворительную подготовку к уроку учитель
исправить уже не сможет, так как она непосредственно скажется на качестве
проводимого урока.
Порядок и содержание подготовки к уроку технологии заключается в
следующем:
1) Учитель, прежде всего, анализирует результаты предыдущих уроков
и на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего урока;
2) Учитель определяет структуру урока и время на каждый его
элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут
выполнять учащиеся;
3) Определив структуру урока, учитель намечает, сколько времени он
затрачивает на вводный инструктаж, как будет организован
индивидуальный инструктаж;
4) Намечает, какую работу будет выполнять каждый учащийся и вся
группа в целом ;
5) Подготавливает материалы, инструменты, приспособления,
заготовки, документацию, наглядные пособия, модели, макеты и
ТСО. Намечает способы и методические приемы обучения, которые
обеспечат успешное решение задач;
6) В результате всей этой подготовительной работы учитель
составляет план урока, который является рабочим документом в
течение всего урока. Стандартных, обязательных форм планов урока
не установлено.
Определив цели, содержание, структуру урока и методы его проведения,
учитель приступает к подготовке материально-технической базы. Особое
внимание учитель уделяет своевременной и качественной подготовке места,
необходимых инструментов, приспособлений, материалов, заготовок, наглядных
пособий, чертежей, документации и т.п.
Важно обеспечить учащихся таким количеством учебных работ,
инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения урока
не имели места простои и потери учебного времени. При подготовке
инструментов, приспособлений, оборудования, нужно лично убедиться в их
исправности. Необходимо опробовать в работе инструменты, приспособления,
оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приёмов.
При подготовке рабочего места нужно иметь в виду следующее: наглядные
пособия, чертежи, карты, учебно-техническая документация должны быть
чистыми и аккуратно выполненными; модели, приборы и наглядные пособия
необходимо располагать в шкафу или на документационном щите в порядке их
использования.
При создании учебного кабинета необходимо учитывать общие
производственно-технические, педагогические, санитарно-гигиенические и
эстетические требования:
1) Учебные кабинеты создаются на 20 – 30 человек и располагаются в
просторных, сухих помещениях с высотой потолков 3,25 метра;
2) Стены помещения должны быть гладкими, потолки – горизонтальными,
полы – тёплыми, нескользкими. Все конструкции – огнестойкие,
звукопоглощающие. Покрытие полов металлический плиткой или
цементом исключается!
3) Общая площадь учебного кабинета определяется необходимостью
обеспечить каждому учащемуся рабочее место, расположить
оборудование общего пользования;
4) Освещение учебного кабинета должно быть равномерным и
определяться естественным и искусственным источниками света.
Уровень освещенности – от 100 до 400 люкс. При недостаче
естественного и искусственного освещения применяется смешанное
(естественное + искусственное). В качестве источников света
применяются лампы рассеянного света.
5) Окраска помещений должна отвечать современным требованиям
технической эстетики и гигиены. При естественном освещении свет,
отраженный от потолка, стен, имеет большое значение, поэтому
стены окрашиваются в желто-зелёные цвета.
6) Температура поддерживается 14 – 16(С зимой и 16 – 20(С летом.
Относительная влажность: 40 – 60%.
7) Дозированный воздухообмен – 20 м3 в час на каждого учащегося.
Особенность мыслительной деятельности подростков.
Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что
соответствует возрасту учащихся 6-8 классов.
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в
течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к
взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток -
полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.
Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его
анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и
все виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и
деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых
сложившихся форм взаимоотношений с людьми.
Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка.
Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении.
Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и вспыльчивостью.
С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость
в поведении.
Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они
чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны взорваться, хотя
потом могут сожалеть об этом.
Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость.
Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Очень важно, чтобы эти
противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых
чувств.
Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как
учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление
его как гражданина. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере
подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их
управлении. Подростки отличаются большой страстностью в их проявлении и
вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью
самоконтроля, резкость в поведении.
Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со
сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают
непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно – положительное
отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их
познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них
определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей
самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение:
стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже
отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной
реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток
обычно остро переживает к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении
он совершенно безразличен и равнодушен. Наиболее существенную роль в
формировании положительного отношения подростков к учению, как показали
исследования (Берулавы), играют содержательность учебного материала, его
связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения,
а также организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся
возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение
подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания,
что является непременной предпосылкой для достижения успеха.
Развитие мышления.
В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка.
Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм
учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно,
самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и
выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя
больше соответствует возрастным особенностям личности.
Основная особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая
с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения
между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.
Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а
сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей
структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации,
иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и
представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или
ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных
существенных признаков объекта.
Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в
то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений
оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя).
В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного
понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки.
Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры
учебного кинофильма.
Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения
подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому
восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится
плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не
только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от
его отношения к воспринимаемому материалу – и ученик поражает
поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может
смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и
внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает
умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти,
управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер
организованных, регулируемых и управляемых процессов.
В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании
словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной
противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется
устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений,
переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к
неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и
рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно,
сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом»)
уроке.
Лучший способ организовать внимание подростка связан не с применением
учителем как - либо особых приемов, а с умением так организовать учебную
деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни
возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный
урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма
продолжительное время, не отвлекаясь. Творческая деятельность - вот что
делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует
организации его внимания.
В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии
мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения.
Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в
подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук.
Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у
подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать,
делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно
изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты
мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к
конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных
образах и представлениях). Но общее направление развития мышления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|