МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие внимания

    деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация

    (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное

    отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность - необходимое условие

    осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение

    становится более ясным и отчетливым.

    Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что

    необходимо для выполнения важных видов деятельности. Физиологической

    основой сосредоточенного внимания являются оптимальная интенсивность

    возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которые связаны

    с данным видом деятельности при одновременном развитии сильных тормозных

    процессов в остальных частях коры.

    Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними

    признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде,

    быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние

    признаки не всегда не всегда соответствуют действительному состоянию

    внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может

    свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к

    происходящему.

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

    Распределение внимания - это способность человека удерживать в центре

    внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное

    внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении

    действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является

    необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности,

    требующих одновременного выполнения разнородных операций.

    Распределение внимания - это свойство внимания, с которым связана

    возможность одновременного успешного выполнения (совмещение) двух и более

    различных видов деятельности (или нескольких действий). Рассматривая

    распределение внимания, необходимо учитывать, что:

    - трудность представляет совмещение двух и более видов умственной

    деятельности;

    - легче совмещать двигательную и умственную деятельность;

    - для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид

    деятельности должен быть доведен до автоматизма.

    Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Ребенок

    должен одновременно слушать взрослого и записывать, доставать, открывать,

    запоминать, манипулировать объектами и т.д. Но только в том случае, если

    оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют

    сосредоточенности, такое совмещение будет успешно.

    Старший дошкольник и младший школьник плохо распределяют внимание, у них

    еще нет опыта. Поэтому не следует заставлять ребенка одновременно выполнять

    два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно

    необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия,

    где это необходимо.

    Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному внимания

    формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и

    накопления соответствующих навыков.

    ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

    Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение

    внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в

    связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает

    способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение

    внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое

    выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в

    преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другой, от

    одного объекта к другому, от одного действия к другому.

    Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой

    деятельности, включение в новую деятельность, усталость.

    Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) - в

    том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще

    полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят:

    - от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;

    - от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;

    - от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем

    легче переключиться, и наоборот);

    - от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы,

    индивидуального опыта и др.);

    - от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

    Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение -

    непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не

    имеющие значения для ее успешного выполнения. Ребенку трудно начинать новую

    работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не

    рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды.

    Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно

    и необходимо.

    Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.

    КОЛЕБАНИЯ

    Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые

    оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его

    устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется переодическим

    повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже

    при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Переодичность колебания

    внимания отчетливо проявляется в опытах с двойственным изображением.

    Классическим примером является двойной квадрат, представляющий собой

    одновременно две фигуры: 1) усеченную пирамиду, обращенную к зрителю своей

    вершиной; и 2) длинный коридор с выходом в конце. Если смотреть на этот

    чертеж даже с напряженным вниманием, то через определенные промежутки

    времени перед нами будет то усеченная пирамида, то длинный коридор. Вот

    такая смена объектов и есть пример колебания внимания.

    Колебание Внимания объясняется тем, что деятельность определенных

    нервных центров не может продолжаться интенсивно без перерыва. При

    напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и

    нуждаются в восстановлении. Наступает их охранительное торможение, в

    результате которого в тех центрах, которые до этого были заторможены,

    повышается и внимание переключается на посторонние раздражители.

    Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность

    имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях,

    с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом

    лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, например,

    если необходимо внимательно рассмотреть какой-либо объект, мы внимательно

    что-либо слушаем, то наклоняем голову, чтобы лучше слышать. Такое

    приспособительное движение облегчает восприятие.

    Направленность, или избирательность, внимания проявляется в различных

    формах. Первоначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного

    потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира. Это

    ориентировочно - исследовательская деятельность протекает в значительной

    мере на уровне подсознания. Избирательность протекает в значительной мере

    на уровне подсознания. Избирательность внимания проявляется в бдительности,

    настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность).

    Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной

    познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может

    носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной

    программой (произвольная избирательность). В других случаях (например,

    чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна.

    РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической

    активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом,

    этот психический процесс является условием успешного осуществления любой

    деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее

    качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как

    ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную

    функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное

    или отрицательное значение.

    Внимание имеет и внутренние проявления. К первым относят напряженную

    позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым – изменения в организме, например

    учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.

    Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и

    применению волевых усилий для его поддержания. Данная классификация

    включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

    Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с

    объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека.

    Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть

    внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например

    ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание.

    Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель деятельности

    перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых

    усилиях для сохранения внимания отпадает.

    Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств:

    концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация

    определяется потому, насколько человек углублен в работу. Показателем

    устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество

    отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта

    или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек

    выполняет одновременно несколько действий, например рассказывает

    стихотворение, перемещаясь по комнате.

    ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ

    Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных

    функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент

    психологические и физиологические процессы, способствует организованному и

    целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с

    его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную

    сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.

    С вниманием связаны направленность и избирательность познавательность

    процессов. Внимание определяется точность и детализация восприятия,

    прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность

    мыслительной деятельности.

    Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и

    социальное обусловленное внимание, непосредственное внимание,

    непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное

    внимание.

    Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной

    способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние

    стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

    Социальное обусловленное внимание складывается прижизненно в результате

    обучения и воспитания.

    Непосредственное внимание не управление ничем, кроме того объекта, на

    который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и

    потребностям человека.

    Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств,

    например жестов, слов и т.д.

    Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное

    обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует

    усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени

    сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими

    качествами.

    Наконец можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое

    по преимуществу связано с эмоциями и избирательной органов чувств, а второе

    – с сосредоточенностью и направленностью мысли.

    РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

    Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением

    новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами

    деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны

    действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

    Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он писал,

    что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого

    ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых

    он дальше направляет свое собственное поведение и внимание».

    Процесс возрастного развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, - это

    улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими

    стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С

    первых дней жизни ребенка внимание в значительной степени оказывается

    направляемым с помощью слов-стимулов.

    Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных

    этапов:

    1) первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением

    ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака

    непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

    2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно –

    исследовательская деятельность как средство будущего развития

    произвольного внимания;

    3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков

    произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок

    направляет взгляд на называемый предмет;

    4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма

    произвольного внимания. Распределение внимания между двумя

    предметами или действия детям в возрасте до трех лет

    практически недоступно;

    5) в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под

    воздействием сложной инструкции взрослого;

    6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания

    под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в

    активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при

    выполнении различных действий;

    7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание,

    включая волевое;

    8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

    - расширяется объем внимания;

    - возрастает устойчивость внимания;

    - формируется произвольное внимание.

    Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и

    развития ребенка. Старший дошкольник способен удерживать в поле зрения

    небольшое количество предметов или явлений.

    О значительном развитии устойчивости внимания на протяжении дошкольного

    возраста говорят и данные Н.Л. Агеносовой. Предлагая вниманию детей

    дошкольного возраста несложную по содержанию картинку, она фиксировала

    время ее рассматривания. При этом специально замерялся интервал времени

    между моментом, когда взор ребенка впервые обращался к картинке, и

    моментом, когда ребенок отвлекался от нее. Среднее время, затрачиваемое

    детьми разного возраста на свободное рассматривание картинки ,показывает,

    что устойчивость внимания – сосредоточенное рассматривание – возрастает от

    младшего к старшему дошкольному возрасту почти в 2 раза (с 6,8 до 12,3

    секунды).

    Исследования, проведенные Т.В. Петуховой, показывают, что старшие

    дошкольники не только более длительное время могут заниматься

    малоинтересной работой (по заданию взрослого), но гораздо реже отвлекаются

    на посторонние объекты, чем младшие дошкольники. Сравнительные данные по

    возрастам представлены в таблице.

    |Возраст детей, годы |Средняя продолжительность, мин |

    | |деятельности |отвлечений |

    |2,5-3,5 |17,5 |7,8 |

    |3,5-4,5 |37,4 |7,5 |

    |4,5-5,5 |51,4 |6,4 |

    |5,5-6,5 |62,8 |1,6 |

    На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только

    устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется

    в формировании у ребенка произвольного действия.

    Так, Н.Н. Поддъковым, изучавшим особенности автоматизации действия у

    детей дошкольного возраста, были получены данные, свидетельствующие о

    повышении эффективности внимания при формировании действия. Он предлагал

    ребенку гасить разноцветные лампочки, зажигавшиеся на пульте в определенной

    последовательности, и регистрировал количество ориентировочных реакций на

    сигналы (лампочки) и объекты действия (кнопки). В отличие от младших

    дошкольников 3,5-4 лет, которые долго не могли установить расположение

    лампочек в пространстве и последовательность их зажигания, дошкольники 5-

    6,5 лет находили их одними-двумя движениями головы. К концу дошкольного

    возраста постепенно появляется опыт управления своим внимание, умение более

    или менее самостоятельно его организовывать, сознательно направлять на

    определенные предметы, явления, удерживаться на них.

    На протяжении дошкольного возраста, в связи с усложнением деятельности

    детей и их общим умственным развитием деятельности детей и их общим

    умственным развитием, внимание приобретает большую сосредоточенность и

    устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.