МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие внимания

    В это время число отвлекающихся невелико (2-3). В дальнейшем увеличивается

    (9-10).

    На занятиях по рисованию внимание сохраняется в течение 25 минут, при

    конструировании – до 20 минут. В дальнейшем число отвлекающихся детей

    увеличивается до 6-7 человек.

    Какие методические приемы используются воспитателем на этом этапе

    занятия ?

    Особенно важно направлять деятельность детей в процессе занятия по

    родному языку. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание,

    как можно сказать по –другому, что интересного в ответе товарища,

    воспитатель тем самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать

    работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания.

    Для создания устойчивого внимания и сохранения его воспитатели усложняют

    задания, ставя на каждом занятии перед детьми умственную задачу.

    При однообразном ведении занятия внимание сохранить трудно. Так,

    например, воспитатель в течение 20 минут рассказывала сказку «Сивка-бурка».

    Уже на 5-й минуте чтения сказки дети начали отвлекаться. К.Д. Ушинский

    говорил, что губительно действует на ребенка всякая слишком долгая

    однообразная деятельность.

    Немаловажное значение имеет и характер вопросов, задаваемых

    воспитателем. На вопросы, непонятные детям или носящие слишком общий

    характер, типа: «Какая была старуха? Какая бывает зима? и т.д.» - ребенок

    не может ответить правильно. Ему приходится догадываться, что хочет

    спросить воспитатель. Неудовлетворенность ребенка своими ответами может

    ослабить внимание.

    К концу занятия утомление нарастает.

    У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у других замечается

    вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае

    внимание детей снижается.

    В конце занятия воспитатель обычно подводит итог деятельности, поэтому

    целесообразно использование разных форм выбора и оценки работ, ответов:

    анализ работ воспитателем, выбор и оценка лучших работ, игровая форма

    анализа, 3- 4 минут для этого достаточно.

    НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

    Существуют так называемые отрицательные стороны процесса Внимания или

    нарушения внимания - отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная подвижность и

    инертность.

    Под нарушениями внимания понимают патологические изменения

    направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при

    состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении

    объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только

    небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена

    концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные

    раздражители.

    Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами

    можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и

    негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действия внутренних

    причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.

    К нарушениям внимания относятся :

    - неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание

    до конца, не собран при его выполнении;

    - снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на

    предмете;

    - повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто

    переключаются с одного занятия на другое;

    - снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо

    действовать самостоятельно.

    Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеяность, гиперподвижность,

    инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении

    концентрации внимания).

    ОТВЛЕКАЕМОСТЬ

    Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение

    внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних

    раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью.

    Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость

    возникает под влиянием раздражителей, при этом произвольное внимание

    становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием

    переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и

    гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным

    торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.

    Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

    - неполная нагрузка;

    - недостаточная сформированность волевых качеств;

    - привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с

    отсутствием серьезных интересов, поверхностным отношением к предметам и

    явлениям);

    - повышенная утомляемость;

    - плохое самочувствие;

    - наличие психотравмы;

    - монотонная, неинтересная деятельность;

    - неподходящий тип деятельности;

    - наличие интенсивных посторонних раздражителей;

    Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие,

    пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.

    РАССЕЯННОСТЬ

    Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо

    определенном в течении длительного времени. Термин «рассеянность»

    обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может

    проявляться:

    а) в неспособности к сосредоточению;

    б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности;

    Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность

    - это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное

    сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании.

    «При сосредоточенном думании, - пишит И.П. Павлов, - и увлечении каким-либо

    делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит - явно

    отрицательная индукция».

    Механизмом рассеянности является наличие мощной доминанты - очага

    воображения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы,

    поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.

    Так называемая ученая рассеянность - это проявление очень высокой

    сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. В

    состоянии профессорской рассеянности ход мыслей логически упорядочен и

    строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск

    решения сложной задачи. Примеры «профессорской» рассеянности обычно находят

    в жизнеописании великих философов, изобретателей и ученых.

    К расстройствам внимания, получившим название старческой рассеянности,

    относят его слабую переключаемость в сочетании с недостаточной

    концентрацией. Внимание человека как бы «залипает» на одном предмете,

    деятельности или размышления, но при этом, в отличие от рассеянности

    «профессорской», такое сосредоточение неэффективно.

    Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и

    тревоги, когда мышление человека долго и непрерывно занят повторяющимися и

    бесплодными мыслями и образами.

    Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как

    следствие болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных детей

    подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо

    работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание

    ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа

    детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические

    заболевания, и, как следствие, нарушения внимания.

    Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дошкольников -

    мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в

    иллюзорный мир. В.П. Кащенко указывает еще на одну причину рассеянности -

    переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные,

    гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем

    спокойные и здоровые.

    В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и строгость

    индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом.

    Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными

    являются следующие:

    - общее ослабление нервной системы (неврастения)

    - ухудшение состояния здоровья;

    - физическое и умственное переутомление;

    - наличие тяжелых переживания, травм;

    - эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений

    (положительных и отрицательных);

    - недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок,

    получающий слишком много словесных указаний, большой объем информации,

    привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится

    поверхностным, не формируется наблюдательность и концентрация внимания);

    - нарушения режима труда и отдыха;

    - нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания могут быть

    аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д. ребенок, который дышит ртом, дышит

    неглубоко, поверхностно, его мозг не обогащается кислородом, что

    отрицательно влияет на работоспособность, низкая работоспособность мешает

    концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность)

    - чрезмерная подвижность;

    Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к

    другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

    ИНЕРТНОСТЬ

    Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее

    фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

    В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность.

    Невнимательность требует коррекции, если перечисленные ниже признаки

    проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:

    - неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;

    - неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему

    речь;

    - частая отвлекаемость на посторонние раздражители;

    - беспомощность в доведении задания до конца;

    - отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость

    (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении

    его выполнения)

    - потеря предметов, необходимых для выполнения задания.

    ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И СОСТАВЛЕНИЯ

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

    Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику

    их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства

    психологического воздействия.

    Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться

    на принцип:

    - системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

    - единство диагностики и коррекции;

    - приоритетности коррекции причинного типа;

    - деятельностный принцип коррекции;

    - учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

    - комплексности методов психологического воздействия;

    - активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной

    программе;

    - опоры на разные уровни организации психических процессов;

    - программированного обучения;

    - возрастания сложности;

    - учета объема и степени разнообразия материала;

    - учета эмоциональной окрашенности материала;

    Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач

    отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и

    гетерохронность (неравномерность) их развития.

    Другими словами, каждое качество ребенка находится на различных уровнях

    развития в отношении разных его аспектов - на уровне благополучия, что

    соответствует норме развития, на уровне риска, что означает угрозу

    возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных

    трудностей развития, что объективно выражается в различного рода

    отклонениях от нормативного хода развития.

    В этом факте проявляется закон неравномерности развития. Поэтому

    отставание и отклонение в развитии некоторых сторон личности закономерно

    приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и

    наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и

    потребностей с высокой вероятностью приводит к отставанию в развитии

    логического операционального интеллекта.

    При определении целей и задач коррекционно - развивающей работы нельзя

    ограничиваться лишь актуальными проблемами и сиюминутными трудностями

    развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

    Вовремя принятые превентивные меры позволяют предупредить различного

    рода отклонения в развитии. С другой стороны, взаимообусловленность в

    развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени

    оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон посредством

    механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического

    воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию

    отклонений в развитии, на них предупреждение, но и на создание

    благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных

    возможностей гармонического развития личности.

    Таким образом, цели и задачи любой коррекционно - развивающей работы

    должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

    1) коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития,

    разрешение трудностей развития, разрешение трудностей развития;

    2) развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания

    развития;

    Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и

    эффективность коррекционно - развивающей работы.

    Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса

    оказания психологической помощи.

    Принцип реализуется в двух аспектах :

    1) Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен

    предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий

    выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об

    их возможных причинах и на основании этого заключения сформулировать цели и

    задачи коррекционно - развивающей программы.

    Эффективная коррекционная программа может быть построена лишь на основе

    тщательного психологического обследования. В то же время самые точные

    диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной

    системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

    2) Реализация коррекционно - развивающей программы требует от психолога

    постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности,

    эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль

    позволяет внести необходимые коррективы в задачи программы, методы и

    средства психологического воздействия на ребенка, . . Иначе говоря, каждый

    шаг в коррекции должен быть оценен с точки зрения его воздействия с учетом

    конечных целей программы.

    Таким образом, контроль динамики и эффективности коррекции, в сою

    очередь, требует постоянной диагностики на протяжении коррекционной работы.

    Принцип приоритетности коррекции причинного типа.

    Выделяет два типа коррекции в зависимости от ее направленности:

    симптоматическую и каузальную (причинную).

    Симптомотическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны

    трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей.

    Напротив, коррекция причинного (каузального) типа предполагает

    устранение и невилирование причин, причин, порождающих проблемы и

    отклонения. Очевидно, что только устранение этих причин может обеспечить

    наиболее полное разрешение проблем.

    Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до

    конца разрешить переживаемых ребенком трудностей. Показателем в этом

    отношении например с коррекцией страхов у детей. Применение метода

    рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики

    страхов. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов детей

    лежат во внутрисемейных отношениях и связаны, например, с эмоциональным

    неприятием ребенка родителями и глубинными эффективными переживаниями,

    изолированное применение метода рисуночной терапии дает лишь нестойкий

    кратковременный эффект.

    Избавив ребенка от страхов темноты и нежелания оставаться одному в

    комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого

    же ребенка, но уже с новым страхом, например высоты. Только успешная психо

    - коррекционная работа с причинами, вызывающими страх и фобии (в данном

    случае работа по оптимизации детско - родительских отношений), позволили

    избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.

    Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что

    приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должен стать

    устранение причин трудностей и отклонений развития ребенка.

    Деятельностный принцип коррекции:

    Теоретической основой является положение о роли деятельности в

    психическом развитии ребенка, разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б.

    Эльконина. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения

    коррекционной работы через организацию активной деятельности ребенка, в

    ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии

    его личности. коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте

    той или иной деятельности ребенка.

    Принцип учета возрастно - психологических индивидуальных особенностей

    согласует требования соответствия психического и личностного развития

    ребенка возрастной норме и признания факта уникальности и неповторимости

    конкретной личности. Нормативность развития следует понимать как

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.