Развитие внимания
В это время число отвлекающихся невелико (2-3). В дальнейшем увеличивается
(9-10).
На занятиях по рисованию внимание сохраняется в течение 25 минут, при
конструировании – до 20 минут. В дальнейшем число отвлекающихся детей
увеличивается до 6-7 человек.
Какие методические приемы используются воспитателем на этом этапе
занятия ?
Особенно важно направлять деятельность детей в процессе занятия по
родному языку. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание,
как можно сказать по –другому, что интересного в ответе товарища,
воспитатель тем самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать
работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания.
Для создания устойчивого внимания и сохранения его воспитатели усложняют
задания, ставя на каждом занятии перед детьми умственную задачу.
При однообразном ведении занятия внимание сохранить трудно. Так,
например, воспитатель в течение 20 минут рассказывала сказку «Сивка-бурка».
Уже на 5-й минуте чтения сказки дети начали отвлекаться. К.Д. Ушинский
говорил, что губительно действует на ребенка всякая слишком долгая
однообразная деятельность.
Немаловажное значение имеет и характер вопросов, задаваемых
воспитателем. На вопросы, непонятные детям или носящие слишком общий
характер, типа: «Какая была старуха? Какая бывает зима? и т.д.» - ребенок
не может ответить правильно. Ему приходится догадываться, что хочет
спросить воспитатель. Неудовлетворенность ребенка своими ответами может
ослабить внимание.
К концу занятия утомление нарастает.
У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у других замечается
вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае
внимание детей снижается.
В конце занятия воспитатель обычно подводит итог деятельности, поэтому
целесообразно использование разных форм выбора и оценки работ, ответов:
анализ работ воспитателем, выбор и оценка лучших работ, игровая форма
анализа, 3- 4 минут для этого достаточно.
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Существуют так называемые отрицательные стороны процесса Внимания или
нарушения внимания - отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная подвижность и
инертность.
Под нарушениями внимания понимают патологические изменения
направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при
состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении
объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только
небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена
концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные
раздражители.
Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами
можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и
негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действия внутренних
причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.
К нарушениям внимания относятся :
- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание
до конца, не собран при его выполнении;
- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на
предмете;
- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто
переключаются с одного занятия на другое;
- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо
действовать самостоятельно.
Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеяность, гиперподвижность,
инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении
концентрации внимания).
ОТВЛЕКАЕМОСТЬ
Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение
внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних
раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью.
Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость
возникает под влиянием раздражителей, при этом произвольное внимание
становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием
переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и
гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным
торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.
Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:
- неполная нагрузка;
- недостаточная сформированность волевых качеств;
- привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с
отсутствием серьезных интересов, поверхностным отношением к предметам и
явлениям);
- повышенная утомляемость;
- плохое самочувствие;
- наличие психотравмы;
- монотонная, неинтересная деятельность;
- неподходящий тип деятельности;
- наличие интенсивных посторонних раздражителей;
Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие,
пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.
РАССЕЯННОСТЬ
Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо
определенном в течении длительного времени. Термин «рассеянность»
обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может
проявляться:
а) в неспособности к сосредоточению;
б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности;
Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность
- это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное
сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании.
«При сосредоточенном думании, - пишит И.П. Павлов, - и увлечении каким-либо
делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит - явно
отрицательная индукция».
Механизмом рассеянности является наличие мощной доминанты - очага
воображения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы,
поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.
Так называемая ученая рассеянность - это проявление очень высокой
сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. В
состоянии профессорской рассеянности ход мыслей логически упорядочен и
строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск
решения сложной задачи. Примеры «профессорской» рассеянности обычно находят
в жизнеописании великих философов, изобретателей и ученых.
К расстройствам внимания, получившим название старческой рассеянности,
относят его слабую переключаемость в сочетании с недостаточной
концентрацией. Внимание человека как бы «залипает» на одном предмете,
деятельности или размышления, но при этом, в отличие от рассеянности
«профессорской», такое сосредоточение неэффективно.
Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и
тревоги, когда мышление человека долго и непрерывно занят повторяющимися и
бесплодными мыслями и образами.
Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как
следствие болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных детей
подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо
работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание
ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа
детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические
заболевания, и, как следствие, нарушения внимания.
Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дошкольников -
мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в
иллюзорный мир. В.П. Кащенко указывает еще на одну причину рассеянности -
переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные,
гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем
спокойные и здоровые.
В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и строгость
индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом.
Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными
являются следующие:
- общее ослабление нервной системы (неврастения)
- ухудшение состояния здоровья;
- физическое и умственное переутомление;
- наличие тяжелых переживания, травм;
- эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений
(положительных и отрицательных);
- недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок,
получающий слишком много словесных указаний, большой объем информации,
привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится
поверхностным, не формируется наблюдательность и концентрация внимания);
- нарушения режима труда и отдыха;
- нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания могут быть
аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д. ребенок, который дышит ртом, дышит
неглубоко, поверхностно, его мозг не обогащается кислородом, что
отрицательно влияет на работоспособность, низкая работоспособность мешает
концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность)
- чрезмерная подвижность;
Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к
другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
ИНЕРТНОСТЬ
Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее
фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность.
Невнимательность требует коррекции, если перечисленные ниже признаки
проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:
- неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
- неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему
речь;
- частая отвлекаемость на посторонние раздражители;
- беспомощность в доведении задания до конца;
- отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость
(ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении
его выполнения)
- потеря предметов, необходимых для выполнения задания.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И СОСТАВЛЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику
их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства
психологического воздействия.
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться
на принцип:
- системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- единство диагностики и коррекции;
- приоритетности коррекции причинного типа;
- деятельностный принцип коррекции;
- учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- комплексности методов психологического воздействия;
- активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной
программе;
- опоры на разные уровни организации психических процессов;
- программированного обучения;
- возрастания сложности;
- учета объема и степени разнообразия материала;
- учета эмоциональной окрашенности материала;
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач
отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и
гетерохронность (неравномерность) их развития.
Другими словами, каждое качество ребенка находится на различных уровнях
развития в отношении разных его аспектов - на уровне благополучия, что
соответствует норме развития, на уровне риска, что означает угрозу
возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных
трудностей развития, что объективно выражается в различного рода
отклонениях от нормативного хода развития.
В этом факте проявляется закон неравномерности развития. Поэтому
отставание и отклонение в развитии некоторых сторон личности закономерно
приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и
наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и
потребностей с высокой вероятностью приводит к отставанию в развитии
логического операционального интеллекта.
При определении целей и задач коррекционно - развивающей работы нельзя
ограничиваться лишь актуальными проблемами и сиюминутными трудностями
развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Вовремя принятые превентивные меры позволяют предупредить различного
рода отклонения в развитии. С другой стороны, взаимообусловленность в
развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени
оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон посредством
механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического
воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию
отклонений в развитии, на них предупреждение, но и на создание
благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных
возможностей гармонического развития личности.
Таким образом, цели и задачи любой коррекционно - развивающей работы
должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
1) коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития,
разрешение трудностей развития, разрешение трудностей развития;
2) развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания
развития;
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и
эффективность коррекционно - развивающей работы.
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса
оказания психологической помощи.
Принцип реализуется в двух аспектах :
1) Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен
предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий
выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об
их возможных причинах и на основании этого заключения сформулировать цели и
задачи коррекционно - развивающей программы.
Эффективная коррекционная программа может быть построена лишь на основе
тщательного психологического обследования. В то же время самые точные
диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной
системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
2) Реализация коррекционно - развивающей программы требует от психолога
постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности,
эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль
позволяет внести необходимые коррективы в задачи программы, методы и
средства психологического воздействия на ребенка, . . Иначе говоря, каждый
шаг в коррекции должен быть оценен с точки зрения его воздействия с учетом
конечных целей программы.
Таким образом, контроль динамики и эффективности коррекции, в сою
очередь, требует постоянной диагностики на протяжении коррекционной работы.
Принцип приоритетности коррекции причинного типа.
Выделяет два типа коррекции в зависимости от ее направленности:
симптоматическую и каузальную (причинную).
Симптомотическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны
трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей.
Напротив, коррекция причинного (каузального) типа предполагает
устранение и невилирование причин, причин, порождающих проблемы и
отклонения. Очевидно, что только устранение этих причин может обеспечить
наиболее полное разрешение проблем.
Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до
конца разрешить переживаемых ребенком трудностей. Показателем в этом
отношении например с коррекцией страхов у детей. Применение метода
рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики
страхов. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов детей
лежат во внутрисемейных отношениях и связаны, например, с эмоциональным
неприятием ребенка родителями и глубинными эффективными переживаниями,
изолированное применение метода рисуночной терапии дает лишь нестойкий
кратковременный эффект.
Избавив ребенка от страхов темноты и нежелания оставаться одному в
комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого
же ребенка, но уже с новым страхом, например высоты. Только успешная психо
- коррекционная работа с причинами, вызывающими страх и фобии (в данном
случае работа по оптимизации детско - родительских отношений), позволили
избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что
приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должен стать
устранение причин трудностей и отклонений развития ребенка.
Деятельностный принцип коррекции:
Теоретической основой является положение о роли деятельности в
психическом развитии ребенка, разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б.
Эльконина. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения
коррекционной работы через организацию активной деятельности ребенка, в
ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии
его личности. коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте
той или иной деятельности ребенка.
Принцип учета возрастно - психологических индивидуальных особенностей
согласует требования соответствия психического и личностного развития
ребенка возрастной норме и признания факта уникальности и неповторимости
конкретной личности. Нормативность развития следует понимать как
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|