МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развивающие игры и упражнения на уроках технологии

    непреднамеренно, непроизвольно, играя.

    IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.

    Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх

    учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу,

    подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и

    чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая

    активность вызывает активность познавательную.

    V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги,

    воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем

    сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности,

    тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит,

    побуждают их познавательную активность.

    Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности,

    имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной

    деятельности учащихся.

    Проблема использования игр в обучении возникла уже давно. Немецкий

    психолог К. Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку

    систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения.

    Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не

    мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

    Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой

    предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения

    людей, его окружающих.

    Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-

    педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение

    в 70-е годы 20 века.

    Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра

    социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на

    отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений»,

    Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе,

    как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания

    ребенком мира взрослых.

    Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как

    усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал

    Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества,

    как нет и последующей социализации».

    Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике

    и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно

    правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а

    повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.

    Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы

    ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих

    играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли

    в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.М.

    Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно

    недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя,

    ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их

    социального творчества, полигон его общественного и творческого

    самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому

    ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей,

    в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт,

    культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики,

    доступной пониманию. Она уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее

    исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует

    такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных

    способностей, как в игре. Игра - это регулятор всех жизненных позиций

    ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель

    одновременно.

    Возникшая в советской системе образования теория воспитывающего

    обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем, но

    практически не вывела игры на учащихся, подростков и юношества. В России

    дидактическое значение игры доказывал еще К.Д. Ушинский. Педагогический

    феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко и В.А.

    Сухамлинского. В Новосибирске есть мастерская «Игра», куда входят ведущие

    педагоги и психологи города.

    2. Современное состояние проблемы.

    Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие

    игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни,

    игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому

    игры начинают входить в дидактику более активно.

    Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре –

    важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством

    формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре

    реализуется потребность воздействия на мир. Игра дает свободу, так как она

    не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

    А что игра даёт детям?

    . Перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее

    жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.

    . Выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек

    свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра

    снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей

    реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией

    духовных и физических сил.

    . Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно

    нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас

    в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

    . Создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет

    тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент

    неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

    . Увлеченность: игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего

    человека, активизирует его способности.

    . Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь

    велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что

    игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после

    окончания игры, вне ее рамок.

    . Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум,

    настраивает на поиск оптимальных решений.

    . Понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам.

    Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была

    одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной

    полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о

    самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только

    "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

    . Компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности.

    Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир -

    антипод. Игра дает романтизм.

    . Физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она

    предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения

    ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах

    и с игровым оружием.

    . Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в

    создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда,

    различные амулеты, обереги и прочее.

    . Развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров,

    мифов, ситуаций, правил игры.

    . Стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается

    методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно

    прочитать предварительно о других.

    . Возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и

    реализовать ее.

    . Развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно

    предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.

    . Развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только

    состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и

    довести его до конца.

    . Радость общения с единомышленниками.

    . Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их

    неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает

    психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так

    высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное

    отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

    Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального

    мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных

    и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства

    взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных

    игр.

    Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения

    задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики,

    употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

    Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения,

    уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от

    сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой

    проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие

    творческого замысла.

    Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к

    предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со

    взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. В игре

    формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность,

    организованность, развиваются творческие способности, умение работать

    коллективно.

    Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических,

    познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.

    «Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм,

    целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

    Они вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать

    индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную

    активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую

    реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той

    или иной задачи применительно к каждому ученику.

    Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от

    систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности

    программы игр в сочетании с дидактическими упражнениями, игровыми

    моментами, приёмами и формами.

    Игровые моменты

    Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть

    серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия

    напряжения. Их эффективней всего применять в начальных классах, но возможно

    и пятом, так как дети ещё только перешли на более высокую ступень обучения.

    В связи с этим требования к ним повысились, от чего у них быстро наступает

    утомление. Поэтому, применение игровых моментов поможет снять напряжение и

    дети смогут более продуктивно работать дальше. Например, при изучении темы

    «Изготовление фартука, пооперационная обработка» в пятом классе напряжение

    детей очень большое так как они стараются выполнить ровные строчки, но это

    им ещё плохо удаётся из-за того, что у детей ещё нет навыка работы на

    швейной машине. В качестве игрового момента можно использовать такую

    физминутку:

    Поднимайте плечики,

    Прыгайте, кузнечики.

    Прыг-скок, прыг-скок.

    Сели, травку покушали,

    Тишину послушали.

    Тихо, тихо высоко

    Прыгай на носках легко.

    Игровые приёмы

    Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации

    и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический

    опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить

    «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать

    это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического

    характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы

    и т.д.

    В решении проблемы развития познавательной активности необходимо

    считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика.

    Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять

    основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп

    игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать

    реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.

    Использование игровых приёмов– забота каждого учителя. «Игровые

    коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять,

    исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и

    составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает

    важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».[1]

    Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и

    при изучении нового. Использование всевозможных ребусов, кроссвордов,

    головоломок повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом.

    Например, в девятом классе при изучении темы «Психические процессы»,

    детям можно предложить кроссворд со следующими вопросами.

    По горизонтали.

    1. Одно из качеств внимания. Определяет количество

    объектов, которые могут быть охвачены

    вниманием одновременно.

    2. Отражение предметов и явлений при непосредственном

    воздействии их на органы чувств.

    3. Психический процесс отражения предметов и явлений

    окружающей действительности на основе прошлого

    опыта человека.

    4. Вид памяти в зависимости от цели и способа

    запоминания.

    5. Способность к сохранению и воспроизведению

    прошлого опыта.

    6. Вид памяти в зависимости от длительности

    сохранения информации.

    7. Направленность и сосредоточенность сознания

    человека на определённом объекте.

    8. Намеренный перенос внимания с одного объекта на

    другой.

    9. Степень сосредоточенности на объекте.

    10. Возможность удерживать в сфере внимания

    одновременно несколько объектов.

    По вертикали.

    11. Вид памяти в зависимости от объекта запоминания.

    12. Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих

    на органы чувств.

    13. Психический процесс создания новых образов на основе материала ощущений

    и представлений.

    14. Важное качество, которое вырабатывает в себе человек при частом

    проявлении внимания.

    15. Длительное сосредоточение внимания на объекте.

    16. Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся

    отражением действительности.

    (кроссворд см. приложение №1)

    Игровые формы

    Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения

    знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели

    – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность

    оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и

    преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы

    учения.

    Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель

    применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого

    познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы

    обучения.

    Концептуальные положения игровых форм обучения:[2]

    Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование

    творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание

    уникальности своего интеллекта, самого себя.

    Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на

    сугубо личное социально важное развитие.

    Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в

    развитии и саморазвитии.

    Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на

    общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов,

    формирование предпринимательской деловитости.

    Безусловно, одно – воспитательная, образовательная ценность

    развивающих игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей,

    родителей.

    При соответствующих методах педагогического руководства в

    дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. В подростковых

    классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план,

    появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).

    Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о

    действительности, формирует способность ими оперировать.

    Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.