МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль компьютерных игр в успешной адаптации младших школьников к условиям школы

    программы могут использоваться для:

    . выявления уровня общих умственных способностей детей;

    . оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств

    личности – памяти, внимания, воспитания, умственной работоспособности,

    интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса,

    параметров морфо-функциональной системы (моторики, быстроты движения и

    т.д.);

    . определения уровня психофизиологической и социальной готовности к

    поступлению детей в школу (физического развития, заболеваемости,

    физической подготовленности, основных физиометрических параметров

    растущего организма, факторов риска);

    . экспресс-диагностика утомления ребенка в процессе компьютерных занятий;

    . ранней диагностики отклонения детей от нормального развития.

    Соответственно можно (и это уже делается) создавать компьютерные

    программы и программно-технические средства для коррекции, реабилитации,

    компенсации детей с отклонениями либо ограничениями умственного и

    физического развития, в т.ч. для слабовидящих и слабослышащих детей, детей

    с нарушениями развития речи (логопедические) и аутичных детей и т.д.

    Во второй главе я рассмотрела понятие детской игры, показала место

    компьютерных игр в игровой деятельности младших школьников, дала общую

    характеристику детских образовательных программ. Таким образом, имея эти

    данные, я могу приступать к диагностике и организации игровой компьютерной

    деятельности.

    Глава III. Диагностика и опыт работы в аспекте компьютерные игры и дети-

    младшие школьники.

    §1.Характеристика базы исследования.

    Базой исследования при подготовке диплома явился 1 «а» класс, школы №

    61 г. Новосибирска. В классе 19 человек, из них 10 мальчиков и 9 девочек.

    В процессе экспериментальной работы над изучаемой проблемой мною с

    целью выявления адаптации к школе при помощи компьютерных игр, было

    применено несколько методик, а именно:

    1. беседа

    2. наблюдение

    3. тестирование (тест на концентрацию внимания, тест

    «Последовательность событий»)

    4. цветограмма.

    Исследование проводилось в конце ноября. Если смотреть различные

    аспекты адаптации к школе, то большинство детей должны были пройти период

    наиболее острой физиологической адаптации. По словам учительницы и моим

    наблюдениям в классе успешно учатся-7 человек, средний уровень у 9 детей, и

    не успевают – 3 человека, на них в ходе исследования мы будем обращать

    большее внимание.

    В классе учатся 4 мальчика, которым еще нет 7 лет, один из них входит в

    группу не успевающих. Также в классе 4 ребенка из неполных семей. При

    поступлении в школу в этом классе детей с 1 группой здоровья- 2 человека, 2

    группой-15 человек, и в 3 группе-3 человека. Также можно добавить, что

    многие дети посещают кружки и секции. Все эти характеристики нам нужны

    будут для дальнейшего исследования, так как они также являются показателями

    адаптации к школе.

    Итак, 1 «А» класс был разделен на 2 группы:

    1 группа. 2 группа.

    1. Сережа А. 1.Таня К.

    2. Кирилл Ш. 2. Максим П.

    3. Саша Г. 3. Костя З.

    4. Кирилл М. 4. Илья Г.

    5. Катя Л. 5. Андрей А.

    6. Дима Б. 6. Виталий Ш.

    7. Наташа К. 7. Аня В.

    8. Лена А. 8. Яна Л.

    9. Надя Г. 9. Марина Т.

    10. Юля Б.

    §2. Первичная диагностика.

    Сначала я работала с первой группой, в которой 10 человек. Со слов

    учительницы и моим наблюдениям выяснилось следующее.

    |№ |Имя ребенка |Адаптация |Возраст (лет)|

    |п.п.| |(Уровень) | |

    |1. |Сережа А. |С |7 |

    |2. |Кирилл Ш. |Н |6 |

    |3. |Саша Г. |С |7 |

    |4. |Кирилл Т. |В |7 |

    |5. |Дима Б. |В |6 |

    |6. |Наташа К. |В |7 |

    |7. |Катя К. |В |7 |

    |8. |Лена А. |С |7 |

    |9. |Надя Г. |С |7 |

    |10. |Юля Б. |Н |7 |

    В - высокий уровень

    С – средний уровень

    Н – низкий уровень.

    В этой группе 2 ребенка, у которых тяжело проходит адаптация, это я

    определила по критериям, которые приводились в моей работе.

    Кирилл Ш.- ему нет еще 7 лет, это тоже может являться причиной

    неадаптированности. Учебный материал усваивает фрагментарно, ему необходим

    постоянный контроль, напоминания со стороны учителя. Самостоятельность

    проявляет редко. Нередки нарушения дисциплины - игра, разговор, на уроках,

    драки. Настроение у него разное. В классе играет с 1-2 мальчиками.

    Юля Б.- девочке 7 лет, в класс пришла недавно, приехала из другого

    города. Учебный процесс идет не очень успешно, может забыть записать

    домашнее задание, учитель ее контролирует. На уроках неактивна,

    предпочитает молчать. Девочка замкнута, у нее 1 подруга в классе.

    Таблица показывает, что в группе детей с высоким и средним уровнем

    адаптации в равной доле по 4 человека.

    Детям средней степени адаптации свойственно: понимание учебного

    материала, усваивание основного содержания учебных программ, выполнение

    общественных поручений, дружба со многими одноклассниками.

    Некоторые дети играют на уроках или разговаривают, иногда на замечания

    учителя не реагируют или реагируют слезами и обидами. Это тоже свойственно

    детям со средним уровнем адаптации.

    Детям с высоким уровнем адаптации свойственно: дети положительно

    относятся к школе, учебный материал усваивают легко, решают сложные задачи,

    у них много друзей, в классе занимают благоприятное статусное положение.

    Это было небольшое знакомство с группой. Следующим этапом в

    диагностике было проведение беседы с каждым учеником. Моей целью было:

    выявить особенности отношения к школе, учению, посмотреть на содержательно-

    учебные и формально-внешние моменты школьной действительности.

    Вопросы «Беседы»(19,80)

    1. Хотел ли ты идти в школу? (выявляет общее положительное или

    отрицательное отношение к началу учебного процесса).

    2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу?

    (Осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу).

    3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили)?

    (Выявляет, какие собственные действия с ним ребенок запомнил и расценивает

    как подготовку к школе).

    4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше

    всего? ( Выявляет элементы школьно-учебной действительности, наиболее

    привлекательные для детей).

    5. Если бы ты перестал ходить в школу - чем бы ты занялся дома, как

    проводил свой день? ( Отсутствие или наличие у ребенка учебных ориентаций в

    ситуации необязательности посещения школы).

    6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного

    урока - о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? ( Место школьно-учебных

    интересов среди всех в условиях свободного выбора).

    «Беседа»

    |№ |Имя ребенка |№1 |№2 |№3 |№4 |№5 |№6 |

    |п.п. | | |У;В |С;Ф |А,Б,В |А,Б |А,Б,В |

    |1. |Сережа А. |+ |В |Ф |В |Б |А |

    |2. |Кирилл Ш. |+ |В |Ф |В |Б |В |

    |3. |Саша Г. |+ |В |Ф |Б |А |Б |

    |4. |Кирилл Т. |+ |У |С |А |А |А |

    |5. |Дима Б. |+ |У |С |Б |А |Б |

    |6. |Наташа К. |+ |У |С |А |А |А |

    |7. |Катя К. |+ |У |С |Б |А |А |

    |8. |Лена А. |+ |В |Ф |А |А |А |

    |9. |Надя Г. |+ |В |Ф |А |А |А |

    |10. |Юля Б. |- |В |Ф |Б |Б |Б |

    Вопрос №2-высказывание детей разделено на группы:

    А - учебные мотивировки - интерес к учению, знанию

    Б – внеучебные мотивировки - внешние и посторонние по отношению к

    учению причины.

    Вопрос №3

    А – содержательная подгруппа-освоение некоторых навыков чтения,

    письма, счета.

    Б – формальная - приобретение формы, школьных принадлежностей и т.д.

    Вопрос №4

    А - уроки грамоты и счета- занятия, присущие именно школе, по

    содержанию и форме не имеют аналог в дошкольной жизни ребенка и

    олицетворяют собой новую для ребенка собственно школьно-учебную

    действительность.

    Б – уроки художественно - физкультурно-трудового цикла- занятия,

    знакомые и близкие ребенку уже в дошкольном возрасте и продолжающиеся в

    школе

    В – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты,

    перемена, еда, гуляние, игры и занятия во внеурочное время, личность

    учителя, друзья и т.д.

    Вопрос №5

    А – учебные занятия- высказывания, описывающие распорядок дня, в

    который обязательно включены те или иные действия по самообучению -

    самостоятельные занятия по школьным учебникам, выяснение заданий у

    товарища, выполнение их.

    Б – дошкольные и прочие- игры, гуляние, рисование и конструирование,

    помощь родителям и т. д. без упоминания о каких- либо учебных действиях.

    Вопрос №6

    А – школьно - учебные - знакомство с новым по русскому, математике и

    т.д.

    Б - широкие познавательные - о животных, о путешествиях и т.д.

    В – чтение сказок, игры.

    В ходе беседы выяснилось, что Юля Б. не хотела идти в школу, она

    боялась, что у нее не будет друзей, и она будет плохо учиться. Подготовка к

    школе она видела как приобретение школьных принадлежностей, формы. Ей

    нравятся уроки художественно-трудового цикла. Из занятий, которыми она бы

    хотела занятия дома, девочка выбрала - игры, рисование, конструирование

    (пазлы). Т.е. работа на компьютере развивала бы ее творческое начало,

    познавательную среду, могла бы сблизить её с другими детьми.

    В беседе с Кириллом Ш., я увидела, что он хотел идти в школу, потому

    что родители так сказали, что он уже большой. Подготавливался к школе он

    так: они ходили на рынок и в магазины, покупали портфель и др. Наиболее

    привлекательным для него в школе оказались перемена и продленка. На вопрос

    чтобы он делал, если бы был дома, сказал, что рисовал, играл - т.е. у него

    преобладание дошкольных видов деятельности. В этом случае тоже через

    компьютерные игры - можно было бы развивать его творческие и познавательные

    способности, развить интерес к учебной деятельности.

    Остальные дети все пошли в школу с положительными эмоциями. Многие

    дети хотели идти в школу, потому что там интересно, новые друзья.

    Только 4 ребенка шли в школу за новыми знаниями, учиться писать

    считать. Они же готовились к школе - учились читать, считать. Остальные

    дети вспомнили, что покупали различные принадлежности. Четыре школьника в

    свободное время, занялись бы счетом, чтением, ходили в кружки - это говорит

    о том, что у детей формируются основные, необходимые для развития знания и

    понятия. Остальные дети выбрали уроки художественно - физкультурно-

    трудового цикла - эти занятия им знакомы, и они хотели бы ими заниматься

    ещё. И 2 ребенка выбрали вне учебную деятельность-перемену, игру, гуляние.

    Больше половины детей говорит о том, что занялись обучением дома,

    играли в развивающие игры, читали. Остальные гуляли, рисовали, играли.

    На 5 вопрос, о чем бы они хотели узнать, больше половины, выбрали

    такие предметы как: русский язык, геометрия, наука, компьютеры. Три

    человека хотели бы узнать побольше о динозаврах, животных, космосе.

    Следующий метод, который я использовала, был метод тестирования.

    Первый тест был на концентрацию внимания. С помощью теста мы хотели

    узнать, как ребенок сосредотачивается на объяснениях учителя и выполнении

    заданий, удерживает свое внимание в течении определенного времени.

    Детям дали бланки, на которых изображены перепутанные линии. Им

    предлагают проследить линию слева направо, чтобы определить, где она

    кончается. Нужно записать номер, которым она оканчивается. Выполняя

    задание, нужно прослеживать взглядом, не пользуясь пальцем и карандашом.

    Дети выполняли его 5 минут. Обработка результатов следующая: нужно заметить

    время, фиксировать все остановки испытуемого и правильность выполнения.

    Достаточно быстро справились с заданием и не отвлекались Кирилл Т,

    Дима Б, Наташа К. Юля Б, Кирилл Ш, Катя К, Лена А. – отвлекались и не

    успели закончить по 1 заданию. Надя Г, Сережа А, Саша Г.- не много

    отвлекались но закончили свои работы.

    Второй тест назывался «Последовательность событий»

    Эта методика предназначена для исследования развития логического

    мышления, речи и способности к обобщению.

    В качестве экспериментального материала используются три сюжетные

    картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности.

    Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность

    событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного

    развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ

    показывает уровень развития речи.

    Задание состоит из 2 частей:

    -выкладывание последовательности картинок

    -устный рассказ по ним.

    При неправильно найденной последовательности рисунков, логичная версия

    рассказа - такое выполнение задания считается хорошим.

    Если испытуемый правильно нашел последовательность, но не смог

    составить хорошего рассказа, то желательно задать ему несколько вопросов,

    чтобы уточнить причину затруднения. Ребенок может понимать смысл

    нарисованного, но ему не хватает знаний для объяснения. Составление

    рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания

    на среднем уровне. Если испытуемый правильно нашел последовательность, но

    не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то выполнение

    задания рассматривается как неудовлетворительное. Считается, что испытуемый

    не справился с заданием, если:

    -не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;

    -по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный

    рассказ;

    -составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу

    (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса меняет

    последовательность на соответствующую рассказу);

    -каждая картинка рассказывается отдельно, без связи с остальными;

    -на каждом рисунке просто перечисляются отдельные объекты.

    Если экспериментатор сталкивается с феноменами, описанными в последних

    двух пунктах, то необходима тщательная проверка интеллектуальных

    возможностей ребенка, поскольку возможность связать все воедино может

    свидетельствовать о несформированности обобщения, это наблюдается при

    задержке умственного развития или даже умственной отсталости.

    Итак, тест был проведен, и показал следующие результаты.

    Юля Б, расставила картинки правильно, но не смогла рассказать – была

    очень неуверенна в себе

    Кирилл Ш, расставил картинки не совсем верно, но рассказал все

    правильно - выполнение задания хорошо.

    Сережа А, Саша Г, Наташа К,- составление картинок неточное, рассказ

    правильный.

    Кирилл Т, Дима Б.- отлично справились.

    Последней методикой была цветограмма. Мне хотелось посмотреть

    настроение детей, их комфортность в школе.

    [pic] Хорошо, отлично

    [pic] Тревожно

    [pic] Грустно

    [pic] Злое

    [pic] Нет настроения.

    Вот результаты цветограммы.

    У Юли Б.- не смогла определить цветом свое настроение. Кирилл Ш, Лена

    А.- тревожное. Хорошее настроение было ещё у 6 человек. Грустное у Нади Г.

    После проведения всех методик я увидела, что у большинства детей уже

    прошел период острой физиологической адаптации, дети поняли, что такое

    обучение, у многих существует понятие режим дня, некоторые очень

    самостоятельные. Но также есть дети, у которых социально - психологическая

    адаптация к школе связана с трудностями, они еще не приняли ситуацию

    обучения, общения с учителем, детьми. В группе два школьника у которых

    тяжело протекает период адаптации к школе. С помощью компьютерных игр мы

    попытаемся придать обучению в школе что-то новое, попробуем адаптировать их

    к этим условиям.

    По такой же схеме я работала с группой №2.

    2 группа.

    1. Таня К.

    2. Максим П.

    3. Костя З.

    4. Илья Г.

    5. Андрей А.

    6. Виталий Ш.

    7. Аня В.

    8. Яна Л.

    9. Марина Т.

    Первым методом диагностики был метод наблюдения. По моим наблюдениям и

    словам учительницы в этой группе один ребенок с низким уровнем адаптации.

    Ему 6 лет, он часто болеет, очень медлителен, не всегда успевает записывать

    домашнее задание, на уроке может играть, не активен на уроке. С ровесниками

    общается мало. На переменах всегда в классе.

    Костя З, Аня В., Марина Т- это дети, которые успешно учатся, они

    доброжелательны, успешно учатся, общаются со многими.

    Таня К., Максим П., Илья Г, Виталий Ш, Яна Л.- они усваивают учебную

    программу, но на уроках могут отвлекаться и разговаривать, быть не

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.