МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

    Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

    ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ордена ДРУЖБЫ НАРОДОВ

    имени М.К. АММОСОВА

    _______________________________Нерюнгринский

    филиал__________________________

    Кафедра педагогики и методики начального обучения.

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    На тему:

    “ Роль социального педагога в

    организации сотрудничества

    семьи и начального звена школы. “

    Студентки 4-го курса

    Научный руководитель -

    кандидат пед. наук,

    Нерюнгри - 1997

    СОДЕРЖАНИЕ

    стр.

    ВВЕДЕНИЕ....................................................................

    .............................................. 3

    ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНО-

    ГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ

    ......................................................... 9

    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И НАЧАЛЬ-

    НОГО ЗВЕНА ШКОЛЫ

    ............................................................................

    .............................. 27

    2.1.Формы и методы работы с родителями.

    .................................................. 27

    2.2.Взаимодействие школы и семьи в воспитании.

    ...................................... 40

    ГЛАВА 3.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

    И ШКОЛЕ

    ............................................................................

    ................... 58

    3.1.Основы юридических отношений между родителями и

    детьми. ......... 58

    3.2.Деятельность социального педагога по защите прав

    ребенка в шко-

    ле и

    семье.......................................................................

    ................................. 62

    ЗАЛЮЧЕНИЕ...................................................................

    ....................................... 68

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ............................................................................

    ...... 74

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    ............................................................................

    ....................... 78

    Введение

    Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения

    отводится сотрудничеству семьи и школы.

    Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об

    образовании в организации деятельности учащихся. Но на современном этапе

    мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями

    основ педагогики, их неумение , а порой родителей обвинять в этом тоже

    нереально. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие

    семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание

    детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает

    значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по

    организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих

    проблем и вопросов .

    Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1991-1994 гг.

    объявлены годами разработки и реализации мероприятий в помощь семье. Тем

    самым отдано должное семье, как социальному институту, который играет

    исключительно важную роль в формировании интеллектуально полноценного,

    нравственно и физически здорового молодого поколения.

    В свою очередь президент нашей республики М.Е. Николаев издал указ от 2

    марта 1992г. “ О мерах социальной защиты семьи, охраны материнства и

    детства ” и объявил 1992-1195гг. годами семьи , а 1996-1997 -годами

    образования. Социальные проблемы образования постоянно волнуют не только

    педагогов и учащихся и их родителей , как непосредственных участников

    общеобразовательного процесса, но в той или иной

    степени представителей всех слоев населения. В последнее десятилетие в

    России идет процесс обновления средней и высшей школ, направленный на

    осуществление демократизации и гуманизации, а так же на превращение

    российского образования в институт гражданского общества. От некогда

    единой и жесткой государственной системы мы переходим к плюрализму форм

    получения образования, к многообразию программ и методов обучения .

    Расширяется сеть всегосударственных вузов, колледжей, лицеев, гимназий,

    воскресных церковных школ.

    Одним из отправных моментов реформирования явилось правительственное

    постановление от 14 апреля 1992г. “ О развитии гуманитарного образования

    России ” Особая сложность проведения общеобразовательной реформы состоит в

    том, что она проходит в условиях кризиса, переживаемого российским

    обществом. И это порождает массу трудностей.

    Социальные последствия школьной реформы привели к такой ситуации, что

    появились дети, которые оказались представленные самим себе. В Петербурге

    насчитывается 10 тысяч детей, закончивших только на-чальную школу. Ранее

    школа была обязана дать среднее образование всем без исключения, в ином

    случае со школы строго взыскивали РОНО, ГОРОНО и прочие руководящие

    инстанции. После реформы, число детей, не закончивших школу увеличивалось,

    поэтому в настоящее время, во избежании этой ситуации, в школах создаются

    классы “коррекции”. В школах появились такие специалисты как психологи,

    социальные педаго-

    ги, которые организуют работу как с учителями и учащимися, так и с семьями

    детей.

    Социальный педагог, непосредственно работающий с детьми может по сути своей

    профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления

    семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей,

    он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального

    личностного развития каждого ребенка. На сегодняшний день социальный

    педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом

    определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на

    современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности:

    бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных

    нарушений. Так как нет конкретной отдельной специальности Классный

    руководитель, поэтому функцию классного руководства выполняют, даже можно

    сказать только частично, учителя предметники, которые при всем том имеют

    нагрузку учебных часов. Поэтому социальному педагогу необходимо

    подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и

    ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы.

    Актуальность темы дипломной работы определена тем, что имеет целый ряд

    исследований, посвященных сотрудничеству семьи и школы, в частности, в

    начальном звене, но они затрагивают лишь отдельные аспекты проблем, мало

    учитывают современные реалии.

    В сборнике педагогических статей К.В. Бардина раскрывается проблема

    социально-педагогической службы в школе. В первую очередь особо

    злободневным вопросам, в том числе приводящие к нежеланию, неумению

    учиться. Роль родителей здесь огромна, даже по сравнению с ролью педагога.

    Но в сборнике лишь поверхностно затрагивается вос-

    питательный процесс, а ведь учебный и воспитательный процессы могут

    привести к желаемым результатам только в единстве.

    О.Н. Урбанская в своем пособии для учителя “ Работа с родителями

    младших школьников “ отводит главную функцию главному руководителю, не

    учитывая роль социального педагога в начальном звене.

    В книге для учителя “ Знаете ли вы своего ученика ? “ под редакцией

    авторов М.М. Безруких и С.П. Ефитова, в которой рассматриваются причины,

    признаки и методы педагогической коррекции тех трудностей обучения и

    воспитания, которые наиболее часто встречаются в младших классах. Но в

    сборнике лишь частично затрагивается коррекция воспитания детей в семье.

    Вышеизложенные соображения обусловили выбор объекта и предмета исследования

    и определили его проблематику.

    Объект: Процесс организации взаимодействия семьи, школы и ребенка в

    начальном звене (социально-педагогический аспект)

    Предмет: Деятельность социального педагога и классного руководителя в

    работе с родителями.

    Цель исследования: Выявление и определение потенциала социально-

    педагогического сотрудничества семьи и начального звена школы.

    Задачи исследования:

    1. Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.

    2. Определить способы и средства воздействующие повышению педаго-

    гического потенциала семьи, познавательной и социальной активности

    ребенка.

    3. Обосновать рекомендации по совершенствованию работы с родителями младших

    школьников.

    4. Анализ теоретических и практических аспектов, изучаемой проблемы

    позволил сформировать основную гипотезу: деятельность социального

    педагога по организации сотрудничества семьи и педагогов школы

    благоприятно воздействует на общий климат семьи, на развитие ее

    педагогической направленности, тем самым открывает возможность на

    повышение познавательной и социальной активности ребенка, оказывает

    помощь в организации систематической совместной работы семьи и школы

    (эффективность и результативность).

    В исследовании использовались методы :

    . Изучение научной литературы по теме дипломной работы.

    . Обобщение и анализ по теме передового, отечественного опыта.

    . Моделирование работы социального педагога в начальном звене.

    . Опытно-эксперементальная проверка выявленных путей, моделирование

    положений.

    . Анкетирование и тестирование.

    Апробация работы :

    Опытно-эксперементальная проверка проводилась в общеобразовательной школе №

    13 г. Нерюнгри.

    Научная новизна, теоретическая значимость заключается в выявлении основных

    условий и принципов организации социально-педагогичес-кой работы в

    начальном звене общеобразовательной школы, в опреде-

    лении содержания и методов работы в них, а также в эксперементально-

    теоретическом обосновании принципов и приоритетных направлений.

    Практическая значимость исследований заключается в разработке рекомендаций

    по организации социально-педагогической работы в на

    чальном звене общеобразовательной школы, в определении форм, ме-тодов и

    содержания социально-педагогической деятельности.

    На защиту выносятся следующие положения :

    1. Деятельность социального педагога в начальном звене школы оказывает

    положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы.

    2. Сотрудничество социального педагога с родителями и учителями начального

    звена повышает познавательную и социальную активность ребенка.

    3. Благотворное влияние социального педагога на общий климат семьи и ее

    воспитательный процесс.

    4. Защита прав, здоровья и интересов ребенка - как одно из главных

    направлений в работе социального педагога.

    5. Грамотность ведения всех аспектов работы ( анализ, вывод, интерпретация,

    прогноз, гипотеза. )

    6. Культура и этика.

    7. Систематичность работы. Любовь к своему делу.

    8. Глубокое знание своего дела ( области знаний : педагогики, психологии,

    философии, социологии. )

    ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ.

    Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Все

    зло мира,эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде

    всего из наличия неравных условиях воспитания детей в семьях.

    Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит корысто-любие и

    прочие свойства, разоблачающие людей, порождающие между ними вражду.

    Последующие философы и педагоги не обошли своим вни-манием эту проблему,

    хотя и оценивали ее по разному.

    Предтечи научного коммунизма, особенно ценимые Марксом и Энгель-сом,

    французские просветители считали, что семья должна быть осво-бождена от

    тяжелого домашнего хозяйства и соответственно от владения движимой и

    недвижимой собственностью, которые порождают и не-здоровые инстинкты,

    требуют усиленной конкретной борьбы, разруша-

    ющей непосредственность и бескорыстие человеческих чувств и отно-шений. В

    распоряжении семьи, по их представлению, нужно оставить предметы личного

    пользования: белье,одежду,самую необходимую ут-варь. Все остальное должно

    принадлежать обществу. Дети лишь в ран-нем младенчестве должны жить в

    семье, затем они должны воспиты-ваться в общественных детских учреждениях,

    чтобы преодолеть разно-родность воспитания, чтобы создать для каждого

    маленького гражданина одинаковые условия воспитания, развития.

    Еще 15-20 лет назад бытовало мнение некоторых научных авторите-тов, что

    государство должно взять на себя воспитание детей от люльки до

    университета.

    В последние годы ученые изменили суждения на этот счет, потому что

    убедились на опыте: любовь родителей, их постоянное общение с детьми имеет

    для малышей, не меньшее значение, чем воздух и сол-нечный свет.

    Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспита-ния,

    которое должно сочетаться и подкрепляться общественным. Теперь психологи и

    медики утверждают, что даже несколько месяцев лишения

    любви наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка

    непоправимый ущерб, всей последующей духовной жизни чело-века, отрицательно

    влияют на психическое и физическое развитие.

    Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть цель, смысл

    семейного воспитания.

    Без родительской любви, дело известное, ребенок при живых отце и матери

    - сирота. Но ему совсем не безразличны и их отношения между собой. Вот

    мнение доктора педагогических наук В.И.Кочеткова: "Любовь родителей друг к

    другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на

    ребенка. Когда мать и отец любят друг друга, боль-ше всего от их любви

    получает ребенок. Без нее весь мир бледнеет и никакие педагогические меры

    не могут восполнить ее влияние на ребен-ка".

    В.А.Сухомлинский считал, что научить ребенка любить, это научить самому

    важному в жизни.

    Нынешние исследователи проблем семьи отличают, что первого ре-бенка

    супруги заводят не ради его самого, первенец у молодых - "сюр-приз".

    Родителям не до него они заняты друг другом.

    Особое значение приобретает появление ребенка в семьях, где молодо-жены не

    объединены общими профессиональными интересами, имеют разные пристрастия и

    увлечения. Их прежние добрачные привязанности тоже направлены в разные

    стороны. Совместный ребенок делает моло-доженов не просто возлюбленными, но

    и по-настоящему родственника-ми. Значит, тем самым ребенок дает своим

    родителям и чувство общнос-ти забот, желаний, интересов.

    Глядя на детей, общаясь с ними, люди приобретают не только нравст-

    венные навыки, с их помощью расширяют свой кругозор, множат полез-ные

    привычки.

    Сами готовые включиться в любое дело, дети часто вовлекают взрос-лых в

    свои занятия. Приходится молодым мамам и папам тратить время на долгие

    прогулки, путешествия в лес, куда иначе бы они не нашли бы времени

    выбраться.

    Стили семейного воспитания.Происходящие в нашей стране об-новления

    политической духовной жизни знаменательно тем, что ставит человека в центр

    политики и экономики, возвращает общечеловеческим ценностям статус

    приоритетных. Это происходит в общественном и ин-дивидуальном сознании.

    Переосмысление природы и назначения человека пробуждает пси-хологов и

    педагогов пересмотреть привычные стереотипы мышления, традиционные подходы.

    Как и все общество, семья и школа долго терпели бремя авторитарности и

    догматизма. Сегодня гуманизация отношений внутри школы так же ак-туальна,

    как и взаимоотношение семьи и школы.

    Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта

    семьи и школы -это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ

    мыслей и образ жизни как для учителей, так и для родителей. Это может быть

    нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними не

    возможно.

    Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей,

    учителям, социальным педагогам нужно понять, что именно хотят они

    воспитывать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их

    установки.

    Различные установки родителей находят свое воплощение в стилях

    семейного воспитания.

    Под стилем семейного воспитания психологи и социальные педагоги

    подразумевают те аспекты воздействия взрослых на детей, которые в

    наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и

    развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за

    его действиями, способ предъявления требований, фор-мы поощрения и

    наказания.

    Родители, которые предоставляют своим детям определенную

    самостоятельность относятся к ним с теплом и уважением, применяют минимум

    наказаний, часто предоставляют самим детям регулировать свое поведение -

    это демократичные родители.

    Они воспитывают социально-адаптированных, независимых детей, активных,

    творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми. Авторитарные

    родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка,

    подчинения традициям и авторитетам. Если авто

    ритарность сочетаться с холодностью родителей, это вызывает у детей

    стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность . Такие дети с

    трудом адаптируются к новым условиям.

    У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но

    контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные,

    необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

    Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не

    контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения

    вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало

    детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.