МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

    подражать их действиям и поступкам. Без авторитета нельзя воспитать

    ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

    Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного

    поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные

    требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в

    семье.

    Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять

    учебно-воспитательную работу. Недопустимо чтобы родители неуважительно

    отзывались об учителе, позволяли пренебрежительное высказывание в его

    адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь

    приспособленчества, поиска компромиссного выхода из создав-шегося

    положения.

    Единая система педагогических воздействий, единые требования,

    предъявляемые ребенку в школе и семье, способствуют выработке определенного

    динамического стереотипа поведения. При этом ребенок

    испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами

    поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной, трудовой

    деятельности, правила общения с окружающими его детьми и взрослыми.

    Родителям нужна система педагогических знаний, умений применять их с

    учетом индивидуальных особенностей, специфики каждой семьи. В настоящее

    время задачей повышения педагогических знаний родителей в школе должен

    заниматься отдельный педагог, организуя осуществление этой задачи совместно

    с учителями предметниками.

    Поэтому следующая глава в данной дипломной работе посвящается проблеме

    организации социальным педагогом совместной систематической деятельности

    начального звена школы и семьи.

    Глава N 2

    2.1 Формы и методы работы с родителями.

    Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является

    всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и

    нравственно, умеющий и любящий трудиться.

    О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал

    А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за

    то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может

    воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное

    воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница

    государственного воспитания" *.

    С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных

    педагогов школ с родителями младших школьников:

    - Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей,

    т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой

    работы с учащимися.

    - Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитатель-ном

    процессе.

    - Формирование у родителей потребности в самообразовании.

    - Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами

    семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

    Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их

    -------------

    * / Макаренко А.С Т.4,изд-во т.М: Изд-во АПН РСФСР,1957,С-504.

    на определенные типы по...

    - Работа с детьми девиантного поведения.

    - Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.

    При проведении этой большой и ответственной работы учитываются

    проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: Малочисленность семьи,

    воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых супругов и

    отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта

    семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит

    общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей,

    продолжением учения молодых родителей; поглощение духовных интеллектуальных

    запасов так называемым "вещизмом". Правильное педагогическое руководство

    семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к

    воспитанию, обес-печение координации усилий по всем направлениям воспитания

    - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического,

    физического.

    Работа педагогов школ с родителями осуществляется в двух направлениях:

    n с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее

    рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей,

    коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции,

    конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и

    содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся.

    Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного

    процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми,

    подго-

    товка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы,

    хозяйственная помощь.

    Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче,

    если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее

    продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и

    неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести

    коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно

    помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи

    может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый

    родитель воспитывает своих де-тей так, как считает нужным, исходя из своих

    знаний, умений, чувств и убеждений.

    Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей

    заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на

    детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений,

    способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает

    уровень общей культуры населения.

    Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи

    учащегося сложна и разнообразна.

    Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с

    социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих

    проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при

    посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного

    правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только

    беседующих, оно не должно разглашаться.

    Очень внимательно следует относится к просьбам родителей. Не выполнить

    просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред

    ребенку.

    Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать

    влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе

    правильного подхода к детям.

    Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом

    разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми.

    Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и

    воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого

    подготовлены все необходимые условия. Особенно это относится к родителям

    первоклассников - ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в детский

    сад, впервые расстаются с ним и очень

    волнуются. Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить

    индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к

    активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу

    предложить родителям анкету со следующим содержанием:

    I. Ф.И.О родителей.

    1. Возраст

    2. Образование

    3. Место работы, телефон

    4. Общественная работа

    5. Квартирные условия

    6. Общий заработок семьи

    7. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать

    II.Ф.И.О ребенка.

    1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

    2. Какие игры предпочитает?

    3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?

    4. С кем чаще играет(с мальчиками или девочками)?

    5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен,

    застенчив.)

    6. Какие обязанности имеет дома?

    7. Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка

    следует учесть.

    III.

    1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием

    ребенка?

    2. Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?

    3. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?

    4. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

    5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

    6. Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения,

    строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и

    т.д.)

    Для получения разносторонних сведений об учащихся, социальному педагогу

    вместе с классными учителями изучить характеристики, данные в детских

    годах. Просмотрев документы социальному педагогу необходимо составить себе

    список учащихся, с которыми следует встретиться индивидуально, кого можно

    пригласить в школу на коллективную беседу.

    Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник

    должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно

    необходимо соблюдать.

    Многие учителя готовят памятки различного содержания, такие памятки

    должен также разрабатывать социальный педагог на следующие темы:

    - Как вести себя в конфликтных ситуациях?

    - Что должен уметь первоклассник?

    - Что должен уметь второклассник?

    - Что должен уметь третьеклассник?

    - Правила поведения в общественных местах, в частности, в школе и

    др.

    Памятки желательно подготавливать для каждой темы которую рассматривают

    родители и учителя коллективно. В обязанности социального педагога входит

    посещение семей, с девиантным поведением. Первый визит в семью

    -ответственный момент часто решающий, будут ли родители доверять учителю,

    прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или

    иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где

    работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на

    них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.

    Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая

    результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в шко-ле,

    отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни шко-лы.

    Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления,

    обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт

    семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной

    семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная

    организация досуга и т.д.

    Часто встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты между

    отцом и матерью переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача,

    которую должна решить школа в работе с не благополучными семьями -

    попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка. А значит

    так повлиять на родителей, чтобы они осознали ответственность за растущего

    человека, это очень сложная кропотливая работа, не всегда приносящая

    результат сразу. Здесь нужно использовать всевозможные формы и методы

    работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный

    контроль.

    Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец

    пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в

    застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет

    такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью,

    целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы.

    Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями

    вреда, который может принести алкоголь растущему организму.

    Обследование показало, что 51% пьющих во взрослом состоянии

    воспитывались в семьях, где часто употреблялся алкоголь. *

    ------------

    */ Борисов Е.В.,Васильева Л.П. Алкоголь и дети.М.:Медицина,1984,С-28.

    Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в

    семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо

    эмоционально настраивать детей против алкоголя.

    Дети должны ясно представлять себе все аспекты проблемы:

    физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об

    эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями

    учащихся.

    Если же методы убеждения не дают результата, необходима

    требовательность, а если нужно, то и прямое вмешательство общественности.

    Социальный педагог может обратиться к руководителям предприятий, на которых

    работают родители. В крайних случаях, формы общественного воздействия не

    действуют, используется более строгая форма воздействия общественное

    порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней мерой, когда поведение

    родителей, несовместимо с выполнением ими родительских обязанностей,

    становится лишением ими родительских прав.

    С целью антиалкогольной пропаганды совместно с учителями, вести

    внеклассную и внешкольную работу, в процессе которой организуются

    совместные с родителями выходы в театр, кино, экскурсии, выезды на природу,

    спортивные праздники, вечера досуга.

    Часто в школах наблюдается практика, когда для беседы приглашаются те

    родители, дети которых чем-то провинились. Это крайне неверно, в этом

    случае каждая предполагаемая встреча с педагогом вызывает беспокойство,

    смущение, а иногда и раздражает. Планируя беседы, педагог должен исходить

    из того, что общение с родителями не должно ограничиваться назиданиями -

    поучениями, замечаниями. Беседы должны

    быть взаимно интересными, чаще приятными, доходчивыми , естественным видом

    связи родителей и школы.

    Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику -

    ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить

    причину того или иного поступка.

    Работа с коллективом родителей.

    Большие возможности представляет работа с коллективом родителей:

    широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых

    случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни

    класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической

    культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими

    обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный

    коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно -

    воспитательной работы со всеми детьми.

    Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую,

    воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно

    значимый характер.

    Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание,

    вместе с учителями начальных классов, которое проводит ежемесячно, а если

    это необходимо еженедельно.

    Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к

    школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в

    воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родите-

    лей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и

    методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.

    Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть -

    сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе,

    беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и

    обсуждение кино фильма, деловая игра, между учителями и родителями, которую

    ведет социальный педагог. Может быть проведено чтение отдельных статей,

    подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы,

    постановка проблемных ситуа-ций. Такой прием активизирует аудиторию,

    стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию.

    Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть

    рассказ рабочего или инженера о труде людей на производстве. Такие

    выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма должны быть

    доступны детям.

    Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной

    доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя,

    социального педагога с семьей.

    Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление стендов,

    уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по

    осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их

    педагогической культуры, как воспитательной.

    Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с

    которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет расширить,

    углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть

    необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоя-тельная тема, поэтому

    социальному педагогу необходимо контролиро-

    вать, а также помогать каждому учителю начальных классов в оформле-

    нии такого уголка, помогать подбирать темы и т.д.

    В процессе индивидуальной работы с родителями социальному педагогу

    необходимо иметь педагогическую библиотеку, которой могут пользоваться

    родители. Для этого можно завести читательские карточки. Чтобы привлечь

    родителей к чтению педагогической литературы социальному педагогу можно

    посещать собрание родителей в классе и делать объявления о какой-либо

    новинке. Если рекомендованная книга была прочитана большей частью

    родительского коллектива можно организовать обсуждение, обмен мнениями.

    Примерный порядок проведения родительского собрания:

    - сообщение педагога или члена родительского комитета о выпол-

    нении решений предыдущего собрания;

    - лекция, беседа специалиста на педагогическую тему;

    - выступление родителей об опыте семейного воспитания по данному

    вопросу;

    - обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу;

    - сообщение учителя или социального педагога о состоянии учебно-

    воспитательной работы в школе или в классе;

    - обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса и школы.

    Социальный педагог должен составить график проведения общешкольных

    собраний по начальному звену, также график посещения классных

    собраний учителей начального звена. Опытные педагоги считают, что успех

    собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Социальный

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.