Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы
педагог начинает заранее сбор различного материала. Во-первых, о со
держании следующего собрания сообщают родителям на предыдущей встречи с
ними. Родителям необходимо предложить вопросы над которыми нужно подумать.
Иногда к собранию готовят выставку ученических работ, выступления
художественной самодеятельности ребят. Такие мероприятия оживляют
родителей.
Собрание не должно затягиваться более чем на 1 час - 1 час 30 минут.
Начало должно настраивать родителей на деловой лад. Вместе с тем
непринужденное, эмоционально окрашенное вступительное слово учителя или
члена родительского комитета создает ту доброжелательную атмосферу
доброжелательности.
Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений
семьи, итогов работы родительских собраний, социальный педагог может
проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их
проблемам.
Коллективные консультации для родителей могут быть плановые и
внеплановые. Время и сроки проведения плановых консультаций социальный
педагог намечает заранее. От темы предстоящей консультации зависит, всех ли
родителей можно пригласить, поговорить по данному вопросу, или только тех,
с кем необходимо поговорить по данному вопросу. Для всех родителей хорошо
провести консультации юриста, работника милиции, детской комнаты и т.д.
Внеплановые консультации назначаются как по инициативе учителя, так и
по просьбе самих родителей.
Социальному педагогу можно предложить и помочь учителям начального
звена организовать дежурство родителей. Во время дежурств роди
тели более глубоко знакомятся с организацией жизни класса, наблюдают, а
иногда и практически принимают участие в учебно-воспитательном процессе.
Конечно, родители очень заняты на сегодняшний день. Но, в начальном звене,
это осуществимо, так как некоторые из родителей специально берут отпуск для
того, чтобы в этот трудный переходный период для своего ребенка быть рядом
с ним.
Социальному педагогу можно отдельно работать с членами родительских
комитетов каждых классов. Для этой работы можно проводить конференции
родителей. Основной задачей родительских конференций является обмен опытом
семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи.
Члены родительского комитета вместе с учителем готовят доклады, с которыми
выступают на конференциях. Такие конференции помогут более сильно сплотить
учителей и родителей, учителя могут получить со стороны родителей большую
информацию и наоборот.
Также можно организовать педагогические кружки, которые может вести и
социальный педагог, и учителя начальных классов.
Для этого социальный педагог составляет график проведения
педагогических кружков учителями. Допустим, если в школе 13 начальных
классов, то каждому учителю не будет составлять труда 1-2 раза за учебный
год провести педагогический кружок.
На педагогическом кружке можно рассматривать следующие темы: как
организовать чтение детей в семье, разучивать с ними стихи, слушать
музыку, разбирать трудные проблемные ситуации, как преодолеть их и т.д.
Организуя такую работу социальный педагог поможет учителям привлечь
больше родителей в учебно-воспитательный процесс.
В план работы социального педагога входит такие виды совместной
деятельности школы и семьи: организация экскурсий на различные предприятия
по месту работы родителей; организация экскурсий и прогулок по городу с
целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города, продукцией,
которую они выпускают; проведение бесед о профессиях и их пользе для людей.
Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то ,что
педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности
работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы
школы в целом.
2.2 Взаимодействие школы и семьи в воспитании.
Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего
общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов
воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на
ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными
возможностями в формировании его личностных качеств.
К факторам семейного воспитания социологи относят материальные условия
жизни семьи, ее структуру, образовательный уровень, интересы, духовные
потребности, уровень культуры. По характеру взаимоотноше-
ний родителей семьи разделялись на три группы: живут дружно, иногда
ссорятся, конфликтуют.
На основе полученных данных проследили, каким образом характер
взаимоотношений родителей влияет на нравственное формирование личности
ребенка, утвердилось мнение, что в большинстве семей, где
существует понимание между отцом и матерью, дети растут добрыми
отзывчивыми. Это подтверждают данные учителей школ Красноярского края. Иное
положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты
детей. В таких семьях дети в лучшем случае воспитаны удовлетворительно, но
чаще плохо (см.приложение N1).
В исследованиях социологов вскрыты факторы, которые снижают
воспитательное влияние семьи: ее нестабильность, наличие одного ребенка,
недостаток рабочего времени у родителей для воспитания детей, отсутствие
должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений.
Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы
родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их
воспитанность. А для этого необходимо:
- разработать содержание и методику педагогического просвещения
родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;
- пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу
самообразования в области специальных педагогических и психологических
знаний.
- совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным
руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения.
Поэтому социальные педагоги Красноярского края составили конкретную
методику анализа воспитанности детей в семье, которая помогла бы са-
мим разобраться в результатах семейного воспитания, целенаправленно
воспитывать соответствующие качества у своих детей. (См. приложение
№ 11)
Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные
отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих
наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы,
гласного коллектива и семьи.
Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не
только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом
самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить
свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания.
Семья, дом располагают немалыми позитивными условиями, способствующими
повышению воспитательных возможностей домашних игр: во-первых, родители и
дети проводят совместно достаточное количество времени, часто вместе
занимаются, играют, отдыхают; во-вторых, для организации проведения игр в
домашних условиях существует немало разнообразного инвентаря.
Как показывает практика, контакты родителей младших школьников с их
учителем - самые тесные и активные в сравнении с учителями более старших
детей. Именно эти родители становятся главной опорой учителя в проведении
игр.
Интересен опыт взаимодействия учителя с родителями по организации
совместных игр взрослых и детей в начальном звене, в школе № 103 г. Москвы,
учитель экспериментального класса, Лукина И.Ю. разработа-
ла конкретный план совместной работы и на одном из собраний познакомила с
ним родителей.
Ирина Юрьевна рассказала родителям о содержании, главных моментах
предстоящей совместной работы, о конкретной помощи, которую могут
оказать родители учителю. На последующих родительских собраниях часть
времени также посвящалась проблемам совместных игр с детьми. Родители
получали необходимые знания, овладевали практическими умениями по созданию
дома детского игрового уголка. Иногда родители приглашались в школу для
практического участия в играх детях. На одном из собраний учитель предложил
родителям на время принести в класс новые занимательные игрушки. Таким
образом была создана клас-сная игротека. В новой обстановке, в новой игре
надоевшая игрушка ста-новилась привлекательной и полезной даже для ее
владельца.
Родители, обладающие нужными знаниями, выступали в качестве экспертов,
консультантов, а иногда в новых командных играх - ведущими.
Так благодаря взаимодействию учителя с родителями детей младших
школьников значительно повысилась воспитательная функция игр, в которых
активно участвуют и родители, и их дети.
Продуманную систематическую работу с родителями ведет учитель
начального звена школы г. Козьмодемьянска В.Ф. Юречко. Перед началом каждой
четверти она знакомила родителей с планом воспитательной работы на
четверть, обязательно рассказывала о тех родителях, которые принимали
активное участие в общественной жизни класса.
По истечении первого полугодия В.Ф.Юречко поставила перед собой цель:
приобщить отцов к воспитанию детей, так как они стараются не
приходить на собрания. К дню Армии она подготовила утренник с участием
отцов. Торжественная обстановка преобразила их. Также Валентиной Федоровной
проводились собрания на тему "Эстетического воспитания ребенка в семье".
Накануне ведения таких собраний, вместе с членами родительского
комитета оформила классную комнату; подготовила выставку детских поделок и
рисунков, стенд с педагогической литературой и т.д.
В.Ф.Юречко считает, что только тематические собрания повышают
педагогическую культуру родителей, а отсюда и значительно улучшают
семейное воспитания детей.
Интересен опыт работы с родителями Л.В.Чупиной сш.N 17, г.Нерюн-гри,
которая организовала семейный клуб у себя в классе. В клубе задействованы
все родители детей. Презентация клуба состоялась в марте 1996 г., на
котором было утверждено название клуба "Зернышко". Девиз - "Научи ребенка
любить и ты его научишь всему". Работу клуба Любовь Владимировна начала с
привлечения родителей в культурно-досу-говую деятельность, то есть родители
совместно с учителем и детьми готовят развлекательные мероприятия. На
данном этапе Любовь Владимировна начала проводить лекторий по повышению
педагогической куль-туры родителей. По словам Л.В.Чупиной положительные
результаты вид-ны не только в воспитательном аспекте, но и в учебной
деятельности де-тей.
За последние 5-7 лет Российская школа накопила некоторый опыт социально-
педагогической работы. Проводилась она в рамках программы ВНИКа "Школа-
Микрорайон"(1988-1991гг.) под руководством доктора педагогических наук
профессора В.Г. Бочаровой.
Интересен опыт Буденновской школы п. 7 на Ставраполье, которая
изначально вошла в число экспериментальных площадок уже названного ВНИКа, а
затем центра социальной педагогики РАО. Особый интерес представляет он в
связи с тем, что социально-педагогическая работа в школе проводилась на
основе созданных в ее структуре социальных
служб: медико-психолого-педагогической; семейной; культурного досуга и
педагогической анимации; правовой и экономической защиты семьи;
профессиональной ориентации и социальной адаптации; социальной
профилактики; физического и психического здоровья; развития и поддержки
детских и юношеских инициатив. Руководит их деятельностью Ольга Васильевна
Зейбель.
Однако, прежде чем рассказать об этом опыте, следует отметить, что по
отношению к проблеме организации социально-педагогической службы существуют
две принципиально разных концепции. Одна из них заключается в том, что эта
служба организационно должна строиться в специальных социально-
педагогических центрах микрорайона.
Другая заключается в том, что центрами социально-педагогической работы
должна стать школа. Сторонников второй концепции на много больше и немало
среди специалистов нынешнего поколения. Подобная точка зрения в известной
мере разделяется коллективом авторов (В.Н. Каласьев, И.В.Яковлева, Н.М.
Полуэктова, Н.В.Старков) разработки "Диагностика профессиональных
способностей системы отбора социальных педагогов и социальных работников".
* Они в частности считают, что местами работы социального педагога -
дошкольные учреждения, шко-
лы, колледжи и т.д.
Так сложилось в Буденновской школе, что социально-педагогическая работа
пошла через школу, ими накоплен определенный опыт.
Главным в повышении роли семьи в социализации личности является тесное
взаимодействие ее со школой в этом процессе на основе научной
--------------
* Центр соц.пед.,М.,1994г.
системной организации работы воспитателей, более широкого использования
общественности (школьные родительские комитеты, школьные советы отцов,
советы содействия семье и школе и т.д.).
1.Организация социальных служб в школе.
Создание социальных служб в Буденновской школе началось с того, что
коллектив решил повысить эффективность воспитательной работы, качество
социализации личности. Они исходили из следующего предположения,
организуемая социальными педагогами работа с семьями и детьми позволит
школе стать открытой системой, а широта и разнообразие социальных связей в
такой школе повысит социальную подготовленность личности. Основной путь
решения этой задачи - воздействие социальных педагогов на семью, т.е.
гипотеза следующая: социализация личности школьника становится эффективнее,
если:
- в структуре школы создаются социальные службы;
- семья становится основным объектом воздействия со стороны школы через
посредство социальных служб.
Первой в школе была создана Медико-психолого-педагогическая семейная
служба, в 1992 году, в настоящее время в ней работает 9 социальных
педагогов, психолог и врач 10,5 ставки.
Социальными педагогами этой службы за 3 года проведена следующая работа:
изучена среда, в результате чего оформлена характеристика
микрорайона; проведена работа по диагностики семьи с целью выявления ее
нравственно педагогического климата и воспитательного потенциала. На основе
полученных данных семьи отдифференцированны на типы и cоответственно типам
разработаны программы воздействия на них.
2. Служба культурного досуга.
Эта служба была создана 1992 году, в ней работали от 3 до 5 человек
(социальные педагоги). Основное назначение службы - задействовать как
детей, так и взрослых в различные совместные виды деятельности культурно-
досуговой направленности . Формы организации той деятельности разнообразны:
различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей ( "День
матери", “Праздник новоселов” и т.д. ), игровых семейных конкурсов и
состязаний ("Спортивная семья", "Семья эрудит" и т.д ), читательских
конференций типа "Вечер воспоминаний, забытые имена”, или “Отдыхаем всей
семьей", - встреча с артистами народного театра "Заря".
При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и
учащимися практикуются деловые игры, такие как "Вертушка общения", "Пресс-
центр" и т.д.
Специалистами службы велся постоянный учет занятости детей в различных
видах культурно-досуговой и спортивной деятельности.
Следующая социальная служба:
Служба правовой и экономической защиты семьи и личности, професиональной
ориентации и социальной адаптации. Основная цель службы - помочь учащимся,
родителям адаптироваться в современных социально-экономических условиях,
обеспечить успех их профессионального са-моопределения. Для учащихся
организовывались встречи с представи-телями разных специальностей и
профессий. Для родителей и детей был организован экономический всеобуч,
давались консультации по состале-нию бюджета семьи, планирование расходов
на рациональное питание. Велась работа и по правовой просвещенности
родителей и детей. Дава-
лись конкретные советы правовой направленности, проводились тематические
занятия, вечера вопросов и ответов, конкурсы правоведов.
3. Служба психического и физического здоровья семьи и личности.
Основные задачи этой службы - пропаганда здорового образа жизни;
выявление причин психического и физического нездоровья детей; организация
взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика
вредных привычек.
4. Служба развития и поддержки детских и юношеских инициатив.
Деятельность службы по поддержке и развитию детско-юношеских социальных
инициатив в школе разграничена на такие основные аспекты:
Социальный - обеспечение условий для школьников в реализации их
увлечений и творческих проектов, в творческом освоении окружающего мира
(это творческие занятия, коллективные творческие дела).
Коммуникативный - обобщение через развивающие интеллектуально-
тренинговые игры, другие досуговые формы.
Образовательный - разработка и поведение коллективных и индивидуальных
игр, занятий, игр, дел по дополнительному образованию.
Информационный - изучение основ научных знаний, специальной литературы,
консультативная учебная работа с организаторами творческих дел, педагогами,
инициативными группами.
5. Служба социальной профилактики.
Основными задачами являются:
- Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом
внимании.
- Организация услуг семейного общения, психолого-педагогические
консультации для родителей.
- Организация помощи детям, социально мало защищенной категории семей,
приобретение льготных путевок и т.д.
- Работа с учителями по обеспечению индивидуального обучения и
воспитания детей с целью преодоления ими школьной дезадаптации.
- Защита детей от жестокости взрослых.
- Охрана прав ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка.
Социальной помощи и более пристального к себе внимания требуют семьи,
имеющие статус беженцев. Число таких семей за последние годы сильно
возросло, семей, в которых родители имеют статус безработных.
Силами социальных педагогов в школе организована работа "Телефона
доверия".
По данным социальных педагогов в этой школе значительно улучшилась
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|