МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы

    педагог начинает заранее сбор различного материала. Во-первых, о со

    держании следующего собрания сообщают родителям на предыдущей встречи с

    ними. Родителям необходимо предложить вопросы над которыми нужно подумать.

    Иногда к собранию готовят выставку ученических работ, выступления

    художественной самодеятельности ребят. Такие мероприятия оживляют

    родителей.

    Собрание не должно затягиваться более чем на 1 час - 1 час 30 минут.

    Начало должно настраивать родителей на деловой лад. Вместе с тем

    непринужденное, эмоционально окрашенное вступительное слово учителя или

    члена родительского комитета создает ту доброжелательную атмосферу

    доброжелательности.

    Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений

    семьи, итогов работы родительских собраний, социальный педагог может

    проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим их

    проблемам.

    Коллективные консультации для родителей могут быть плановые и

    внеплановые. Время и сроки проведения плановых консультаций социальный

    педагог намечает заранее. От темы предстоящей консультации зависит, всех ли

    родителей можно пригласить, поговорить по данному вопросу, или только тех,

    с кем необходимо поговорить по данному вопросу. Для всех родителей хорошо

    провести консультации юриста, работника милиции, детской комнаты и т.д.

    Внеплановые консультации назначаются как по инициативе учителя, так и

    по просьбе самих родителей.

    Социальному педагогу можно предложить и помочь учителям начального

    звена организовать дежурство родителей. Во время дежурств роди

    тели более глубоко знакомятся с организацией жизни класса, наблюдают, а

    иногда и практически принимают участие в учебно-воспитательном процессе.

    Конечно, родители очень заняты на сегодняшний день. Но, в начальном звене,

    это осуществимо, так как некоторые из родителей специально берут отпуск для

    того, чтобы в этот трудный переходный период для своего ребенка быть рядом

    с ним.

    Социальному педагогу можно отдельно работать с членами родительских

    комитетов каждых классов. Для этой работы можно проводить конференции

    родителей. Основной задачей родительских конференций является обмен опытом

    семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи.

    Члены родительского комитета вместе с учителем готовят доклады, с которыми

    выступают на конференциях. Такие конференции помогут более сильно сплотить

    учителей и родителей, учителя могут получить со стороны родителей большую

    информацию и наоборот.

    Также можно организовать педагогические кружки, которые может вести и

    социальный педагог, и учителя начальных классов.

    Для этого социальный педагог составляет график проведения

    педагогических кружков учителями. Допустим, если в школе 13 начальных

    классов, то каждому учителю не будет составлять труда 1-2 раза за учебный

    год провести педагогический кружок.

    На педагогическом кружке можно рассматривать следующие темы: как

    организовать чтение детей в семье, разучивать с ними стихи, слушать

    музыку, разбирать трудные проблемные ситуации, как преодолеть их и т.д.

    Организуя такую работу социальный педагог поможет учителям привлечь

    больше родителей в учебно-воспитательный процесс.

    В план работы социального педагога входит такие виды совместной

    деятельности школы и семьи: организация экскурсий на различные предприятия

    по месту работы родителей; организация экскурсий и прогулок по городу с

    целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города, продукцией,

    которую они выпускают; проведение бесед о профессиях и их пользе для людей.

    Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то ,что

    педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности

    работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы

    школы в целом.

    2.2 Взаимодействие школы и семьи в воспитании.

    Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего

    общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов

    воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на

    ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными

    возможностями в формировании его личностных качеств.

    К факторам семейного воспитания социологи относят материальные условия

    жизни семьи, ее структуру, образовательный уровень, интересы, духовные

    потребности, уровень культуры. По характеру взаимоотноше-

    ний родителей семьи разделялись на три группы: живут дружно, иногда

    ссорятся, конфликтуют.

    На основе полученных данных проследили, каким образом характер

    взаимоотношений родителей влияет на нравственное формирование личности

    ребенка, утвердилось мнение, что в большинстве семей, где

    существует понимание между отцом и матерью, дети растут добрыми

    отзывчивыми. Это подтверждают данные учителей школ Красноярского края. Иное

    положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты

    детей. В таких семьях дети в лучшем случае воспитаны удовлетворительно, но

    чаще плохо (см.приложение N1).

    В исследованиях социологов вскрыты факторы, которые снижают

    воспитательное влияние семьи: ее нестабильность, наличие одного ребенка,

    недостаток рабочего времени у родителей для воспитания детей, отсутствие

    должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений.

    Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы

    родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их

    воспитанность. А для этого необходимо:

    - разработать содержание и методику педагогического просвещения

    родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;

    - пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу

    самообразования в области специальных педагогических и психологических

    знаний.

    - совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным

    руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения.

    Поэтому социальные педагоги Красноярского края составили конкретную

    методику анализа воспитанности детей в семье, которая помогла бы са-

    мим разобраться в результатах семейного воспитания, целенаправленно

    воспитывать соответствующие качества у своих детей. (См. приложение

    № 11)

    Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные

    отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих

    наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы,

    гласного коллектива и семьи.

    Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не

    только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом

    самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить

    свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания.

    Семья, дом располагают немалыми позитивными условиями, способствующими

    повышению воспитательных возможностей домашних игр: во-первых, родители и

    дети проводят совместно достаточное количество времени, часто вместе

    занимаются, играют, отдыхают; во-вторых, для организации проведения игр в

    домашних условиях существует немало разнообразного инвентаря.

    Как показывает практика, контакты родителей младших школьников с их

    учителем - самые тесные и активные в сравнении с учителями более старших

    детей. Именно эти родители становятся главной опорой учителя в проведении

    игр.

    Интересен опыт взаимодействия учителя с родителями по организации

    совместных игр взрослых и детей в начальном звене, в школе № 103 г. Москвы,

    учитель экспериментального класса, Лукина И.Ю. разработа-

    ла конкретный план совместной работы и на одном из собраний познакомила с

    ним родителей.

    Ирина Юрьевна рассказала родителям о содержании, главных моментах

    предстоящей совместной работы, о конкретной помощи, которую могут

    оказать родители учителю. На последующих родительских собраниях часть

    времени также посвящалась проблемам совместных игр с детьми. Родители

    получали необходимые знания, овладевали практическими умениями по созданию

    дома детского игрового уголка. Иногда родители приглашались в школу для

    практического участия в играх детях. На одном из собраний учитель предложил

    родителям на время принести в класс новые занимательные игрушки. Таким

    образом была создана клас-сная игротека. В новой обстановке, в новой игре

    надоевшая игрушка ста-новилась привлекательной и полезной даже для ее

    владельца.

    Родители, обладающие нужными знаниями, выступали в качестве экспертов,

    консультантов, а иногда в новых командных играх - ведущими.

    Так благодаря взаимодействию учителя с родителями детей младших

    школьников значительно повысилась воспитательная функция игр, в которых

    активно участвуют и родители, и их дети.

    Продуманную систематическую работу с родителями ведет учитель

    начального звена школы г. Козьмодемьянска В.Ф. Юречко. Перед началом каждой

    четверти она знакомила родителей с планом воспитательной работы на

    четверть, обязательно рассказывала о тех родителях, которые принимали

    активное участие в общественной жизни класса.

    По истечении первого полугодия В.Ф.Юречко поставила перед собой цель:

    приобщить отцов к воспитанию детей, так как они стараются не

    приходить на собрания. К дню Армии она подготовила утренник с участием

    отцов. Торжественная обстановка преобразила их. Также Валентиной Федоровной

    проводились собрания на тему "Эстетического воспитания ребенка в семье".

    Накануне ведения таких собраний, вместе с членами родительского

    комитета оформила классную комнату; подготовила выставку детских поделок и

    рисунков, стенд с педагогической литературой и т.д.

    В.Ф.Юречко считает, что только тематические собрания повышают

    педагогическую культуру родителей, а отсюда и значительно улучшают

    семейное воспитания детей.

    Интересен опыт работы с родителями Л.В.Чупиной сш.N 17, г.Нерюн-гри,

    которая организовала семейный клуб у себя в классе. В клубе задействованы

    все родители детей. Презентация клуба состоялась в марте 1996 г., на

    котором было утверждено название клуба "Зернышко". Девиз - "Научи ребенка

    любить и ты его научишь всему". Работу клуба Любовь Владимировна начала с

    привлечения родителей в культурно-досу-говую деятельность, то есть родители

    совместно с учителем и детьми готовят развлекательные мероприятия. На

    данном этапе Любовь Владимировна начала проводить лекторий по повышению

    педагогической куль-туры родителей. По словам Л.В.Чупиной положительные

    результаты вид-ны не только в воспитательном аспекте, но и в учебной

    деятельности де-тей.

    За последние 5-7 лет Российская школа накопила некоторый опыт социально-

    педагогической работы. Проводилась она в рамках программы ВНИКа "Школа-

    Микрорайон"(1988-1991гг.) под руководством доктора педагогических наук

    профессора В.Г. Бочаровой.

    Интересен опыт Буденновской школы п. 7 на Ставраполье, которая

    изначально вошла в число экспериментальных площадок уже названного ВНИКа, а

    затем центра социальной педагогики РАО. Особый интерес представляет он в

    связи с тем, что социально-педагогическая работа в школе проводилась на

    основе созданных в ее структуре социальных

    служб: медико-психолого-педагогической; семейной; культурного досуга и

    педагогической анимации; правовой и экономической защиты семьи;

    профессиональной ориентации и социальной адаптации; социальной

    профилактики; физического и психического здоровья; развития и поддержки

    детских и юношеских инициатив. Руководит их деятельностью Ольга Васильевна

    Зейбель.

    Однако, прежде чем рассказать об этом опыте, следует отметить, что по

    отношению к проблеме организации социально-педагогической службы существуют

    две принципиально разных концепции. Одна из них заключается в том, что эта

    служба организационно должна строиться в специальных социально-

    педагогических центрах микрорайона.

    Другая заключается в том, что центрами социально-педагогической работы

    должна стать школа. Сторонников второй концепции на много больше и немало

    среди специалистов нынешнего поколения. Подобная точка зрения в известной

    мере разделяется коллективом авторов (В.Н. Каласьев, И.В.Яковлева, Н.М.

    Полуэктова, Н.В.Старков) разработки "Диагностика профессиональных

    способностей системы отбора социальных педагогов и социальных работников".

    * Они в частности считают, что местами работы социального педагога -

    дошкольные учреждения, шко-

    лы, колледжи и т.д.

    Так сложилось в Буденновской школе, что социально-педагогическая работа

    пошла через школу, ими накоплен определенный опыт.

    Главным в повышении роли семьи в социализации личности является тесное

    взаимодействие ее со школой в этом процессе на основе научной

    --------------

    * Центр соц.пед.,М.,1994г.

    системной организации работы воспитателей, более широкого использования

    общественности (школьные родительские комитеты, школьные советы отцов,

    советы содействия семье и школе и т.д.).

    1.Организация социальных служб в школе.

    Создание социальных служб в Буденновской школе началось с того, что

    коллектив решил повысить эффективность воспитательной работы, качество

    социализации личности. Они исходили из следующего предположения,

    организуемая социальными педагогами работа с семьями и детьми позволит

    школе стать открытой системой, а широта и разнообразие социальных связей в

    такой школе повысит социальную подготовленность личности. Основной путь

    решения этой задачи - воздействие социальных педагогов на семью, т.е.

    гипотеза следующая: социализация личности школьника становится эффективнее,

    если:

    - в структуре школы создаются социальные службы;

    - семья становится основным объектом воздействия со стороны школы через

    посредство социальных служб.

    Первой в школе была создана Медико-психолого-педагогическая семейная

    служба, в 1992 году, в настоящее время в ней работает 9 социальных

    педагогов, психолог и врач 10,5 ставки.

    Социальными педагогами этой службы за 3 года проведена следующая работа:

    изучена среда, в результате чего оформлена характеристика

    микрорайона; проведена работа по диагностики семьи с целью выявления ее

    нравственно педагогического климата и воспитательного потенциала. На основе

    полученных данных семьи отдифференцированны на типы и cоответственно типам

    разработаны программы воздействия на них.

    2. Служба культурного досуга.

    Эта служба была создана 1992 году, в ней работали от 3 до 5 человек

    (социальные педагоги). Основное назначение службы - задействовать как

    детей, так и взрослых в различные совместные виды деятельности культурно-

    досуговой направленности . Формы организации той деятельности разнообразны:

    различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей ( "День

    матери", “Праздник новоселов” и т.д. ), игровых семейных конкурсов и

    состязаний ("Спортивная семья", "Семья эрудит" и т.д ), читательских

    конференций типа "Вечер воспоминаний, забытые имена”, или “Отдыхаем всей

    семьей", - встреча с артистами народного театра "Заря".

    При проведении совместных мероприятий педагогов с родителями и

    учащимися практикуются деловые игры, такие как "Вертушка общения", "Пресс-

    центр" и т.д.

    Специалистами службы велся постоянный учет занятости детей в различных

    видах культурно-досуговой и спортивной деятельности.

    Следующая социальная служба:

    Служба правовой и экономической защиты семьи и личности, професиональной

    ориентации и социальной адаптации. Основная цель службы - помочь учащимся,

    родителям адаптироваться в современных социально-экономических условиях,

    обеспечить успех их профессионального са-моопределения. Для учащихся

    организовывались встречи с представи-телями разных специальностей и

    профессий. Для родителей и детей был организован экономический всеобуч,

    давались консультации по состале-нию бюджета семьи, планирование расходов

    на рациональное питание. Велась работа и по правовой просвещенности

    родителей и детей. Дава-

    лись конкретные советы правовой направленности, проводились тематические

    занятия, вечера вопросов и ответов, конкурсы правоведов.

    3. Служба психического и физического здоровья семьи и личности.

    Основные задачи этой службы - пропаганда здорового образа жизни;

    выявление причин психического и физического нездоровья детей; организация

    взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика

    вредных привычек.

    4. Служба развития и поддержки детских и юношеских инициатив.

    Деятельность службы по поддержке и развитию детско-юношеских социальных

    инициатив в школе разграничена на такие основные аспекты:

    Социальный - обеспечение условий для школьников в реализации их

    увлечений и творческих проектов, в творческом освоении окружающего мира

    (это творческие занятия, коллективные творческие дела).

    Коммуникативный - обобщение через развивающие интеллектуально-

    тренинговые игры, другие досуговые формы.

    Образовательный - разработка и поведение коллективных и индивидуальных

    игр, занятий, игр, дел по дополнительному образованию.

    Информационный - изучение основ научных знаний, специальной литературы,

    консультативная учебная работа с организаторами творческих дел, педагогами,

    инициативными группами.

    5. Служба социальной профилактики.

    Основными задачами являются:

    - Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в особом педагогическом

    внимании.

    - Организация услуг семейного общения, психолого-педагогические

    консультации для родителей.

    - Организация помощи детям, социально мало защищенной категории семей,

    приобретение льготных путевок и т.д.

    - Работа с учителями по обеспечению индивидуального обучения и

    воспитания детей с целью преодоления ими школьной дезадаптации.

    - Защита детей от жестокости взрослых.

    - Охрана прав ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка.

    Социальной помощи и более пристального к себе внимания требуют семьи,

    имеющие статус беженцев. Число таких семей за последние годы сильно

    возросло, семей, в которых родители имеют статус безработных.

    Силами социальных педагогов в школе организована работа "Телефона

    доверия".

    По данным социальных педагогов в этой школе значительно улучшилась

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.