Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и начального звена школы
выполнением прав и обязанностей того гражданина, которому передан ребенок.
Среди форм семейной опеки на первом месте стоит усыновление, которое
занимает исключительное положение среди остальных форм семейной опеки.
Между родителями и усыновленным ребенком обычно воз-никают такие
взаимоотношения, какие бывают в семьях с родными детьми.
Ребенок живет в семейном коллективе, в котором он формирует свои первые
жизненные навыки, получает основы необходимых знаний. В семье в первую
очередь формируются такие качества человека, как чуткость, доброта, умение
любить и переживать радость и горе другого человека. От семейного
воспитания в детские годы во многом зависит вся будущая жизнь взрослого
человека.
3.2 Защита прав ребенка в школе.
В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию о правах ребенка
- документ высочайшего правового и педагогического значения. В настоящее
время права ребенка защищены Законом Российской Федерации об образовании
(статьи 5, 6, 32, 50, 51 и др.); преподавание права включено в обязательную
часть базисного, учебного плана, утвержденного Министерством образования
Российской Федерации.
Прежде чем перейти к вопросу о защите прав ребенка в школе, необходимо
составить четкое представление о том, а от чего же его следует
защищать. Так в статье 15 закона Российской Федерации об образовании
записано, что применение методов "физического и психического насилия по
отношению к обучающимся воспитанникам не допускаются".
Невозможно провести в жизнь эту статью закона , не зная, какие действия
могут быть квалифицированны как "физическое и психическое насилия", как оно
проявляется в разных возрастных группах учащихся.
Чтобы ответить на эти вопросы М.А.Галагузова и .А.Шеланков в течении 5
лет проводили исследования, экспериментом были охвачены свыше 5 тысяч
учащихся школ Хабаровска, Екатеринбурга и ряда городов, Свердловской
области, 150 учителей и родителей. Исследователи посещали уроки, проводили
доверительные беседы, организовывали дискуссии по проблемам прав человека,
анализировали творческие работы детей.
В результате было сделано 2 вывода:
1. В школах господствует авторитарный стиль общения в системе:
"администрация - учитель - ученик".
2. В школах практикуются различные виды насилия над учеником.
Вооружая ребенка нравственно-педагогическими знаниями и не предоставляя
ему никаких гарантий защиты, мы создаем условия для формирования у него
социальной апатии или цинизма.
Анализ сущности физического или психического насилия применяемого в
школе по отношению к ученику, позволил выделить несколько его видов.*
------------- *см.приложение п. 9
Самым грубым и жестоким видом является физическое оскорбление.
Подвергаются ему в наибольшей степени ученики младшего школьного
возраста: "Во втором классе, - рассказывала пятиклассница Лена К., - меня
учительница ударила по голове линейкой за то, что я не поняла урок. И у
меня появился страх к этому предмету." Нравственно эстетическое сознание
ребенка в начальных классах находится на стадии становления. Ему сложно
ориентироваться в своих чувствах, ведь этому возрасту свойственно
уникальное и уязвимое качество души - доверие. И тем не менее, данные
приведенные в таблице показывают, что пик всех видов насилия приходится
именно на начальную школу.
Следующие пять видов из перечисленных видов в таблице, вызывают чувство
страха и психологического дискомфорта и могут быть отнесены к психическим.
Под словесным оскорблением понимается такая ситуация, когда взрослый
намеренно, пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство
психологического дискомфорта при помощи грубых слов. Такие действия обычно
вызваны недовольством поведением ученика, его успеваемостью, учитель не
задумывается над последствием своих слов. Характерная особенность этой
ситуации - отсутствие свидетелей.
Словесное оскорбление при свидетелях еще больше усугубляют ситуацию и
выделяется в отдельный вид насилия - публичное унижение: "Это было в
третьем классе - пишет Катя К. - Я сидела с мальчиком - непоседой и
"разобралась" с ним, учительница, поставила меня в угол и стала ругать при
всем классе. Затем заставила меня извиниться перед ней. Мне было так
обидно, что я даже заплакала. Так меня унизили перед всем классом".
Под коллективным осуждением с унижением достоинства мы понимаем
унижающие достоинство ребенка осуждение его поступка при участии свидетелей
с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение
окружающих.
Под шантажом, как видом психического насилия, применяемого в шко-льной
практике, мы понимаем угрозу нежелательного, противоречащего этическим
нормам разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его
поведения.
В школьной жизни довольно часто практикуется наказание трудом, зачастую
унижающее личность школьника, посягающее на его индивидуальность и
здоровье: "Я был наказан трудом по причине, что пришел без “сменки”.
Учитель заставил меня убирать снег. Дело было зимой и на улице было
холодно".
Все сказанное подтверждает острую необходимость создание системы мер,
которые обеспечили реальную защиту и соблюдение прав ребенка в школе. В
этой связи исследователями была разработана и апробирована концепция
социальной службы, предназначенной для организации активного сотрудничества
школьной администрации, педагогов, учителей, родителей, внешних социальных
структур с целью оказания реальной, всесторонней и своевременной помощи по
защите прав личности и предупреждению нарушения этих прав в школе.
Принципы деятельности социальной службы школы:
Объективность - принятие во внимание как можно большего числа
аспектов жизнедеятельности конкретного школьного коллектива и отдельной
личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей
личности.
Коммуникативность - организация широких связей (с администрацией
школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами и
т.д) для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива,
для свободной ориентации во всех его делах, быстрого нахождения средств
квалифицированной помощи.
Интеграция - аккумулирование полученной информации в замкнутую
систему, обеспечивающую ее неразглашение и анонимность респондентов.
Оперативность - быстрое разрешение назревших или профилактика
назревающих проблем и конфликтов.
Автономность - независимость от администрации школы и органов
управление образованием.
Репрезентативность - представительство и учет интересов всех
подразделений школьного коллектива.
Адаптация - оперативность и быстрое реагирование на изменения во
внешней среде и внутри коллектива.
Основные функции социальной службы школы:
Диагностическая - изучение на основе современных достижений
социологии и психологии особенностей личности, микро-коллективов, школьного
коллектива, неформальных объединений молодежи, в которых участвуют
представители данной школы, а также исследование межличностных отношений и
процессов;
Прогностическая - составление на основе наблюдений и исследований
прогноза развития негативных и позитивных параметров, характеризующих ту
или иную социальную группу;
Консультативная - разработка советов и методик, обеспечивающих
коррекцию поведения учащихся, педагогов, администрации, профилактику или
стимуляцию того или иного социального процесса, явления;
Предупредительно-профилактическая - разработка на основании
собранной информации комплекса мер и мероприятий, предотвращающих развитие
негативных процессов и тенденций, ослабляющих их влияние на личность,
учебно-воспитательный процесс в школе, функционирование школьных микро-
коллективов.
Представительная - представление интересов и защита социальных прав
коллектива, группы или отдельных лиц в различных инстанциях, включая суд и
прокуратуру.
Структура социальной службы школы:
1. Общешкольный комитет социальных проблем, включающих подкомитеты: I-
III кл., V-VI кл.,...XI кл.
2. Советы групп, классов, параллелей классов.
3. "Телефон доверия".
4. Служба ЭВМ.
Заключение.
Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную
социализацию детей благодаря усилий всех ее функций - воспитательной,
рекреативной ( сюда входит физическая, материальная, моральная,
психологическая поддержка, организация досуга ), коммукативной ( общение и
через него - социализация ), регулятивной, фемецитологической ( ощущение
счастья в семье ).
На это указывают В.Г.Бочарова и Г.Н.Филонов: "Особой сферой социальной
педагогики является семья. Огромный диапазон и уникальность средств влияния
на семью делает ее одним из самых мощных средств социализации, социальной
поддержки и защиты личности". И далее: "В то же время семья - объект
многоплановых социальных воздействий со стороны государства и общества. Она
сама нуждается в разносторонней, поддержке общества и его институтов. В
социально педагогическом аспекте семья, семейный социум рассматривается как
приоритетная среда поведения всей социальной политики, ориентированной не
на подмену функций семьи деятельностью разного рода государственно-
обществен-ных структур, а на оздоровление отношений в семейном социуме,
укрепление и развитие потенциала семьи как главного условия развития
задатков и способностей человека, приобщение его к культуре, развития
и социальной защиты личности.
Но сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-эко-
номические и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных
явлений организационного и бытового характера, оптимально влияющие на
обучение и воспитание подрастающего поколения. Идет
снижение качества воспитания и общей успеваемости. В настоящее время роль
социального педагога становится более значимой, так как численность детей
"трудного поведения" растет, а эффективность педагогического воздействия на
таких детей можно достичь только через работу с их семьями.
В жизни каждой семьи возникают свои объективные и субъективные
трудности. Особого внимания заслуживают проблемы неполных семей и вопросы
воспитания детей в них. Решением этих вопросов и проблем не-обходимо
начинать уже с первого класса общеобразоательной школы.
Первый этап в работе с неблагополучными семьями заключается в
выявлении всех типов таких семей ( конфликтные, аморальные, педагогические
несостоятельные, асоциальные ). Значение специфики каждой благополучной
семьи помогает социальному педагогу сориентироваться, определить с кем
именно, в начальном звене школы он должен координировать свои усилия.
Постепенно необходимо формировать у родителей потребность к разрушению
имеющихся барьеров недоверия к школе, помогать изменять условия жизни в
семье.
Дальнейшее диагностирование взаимоотношений в классе, своевременное
корректирование учебно-воспитательной деятельности позволяет многим трудным
учащимся освоить программный материал, улучшить свое поведение,
взаимоотношения в семье, найти занятия по душе.
"Инструментом" воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли
в социализации личности ребенка является социально-педаго-гическая работа,
организуемая социальными педагогами.
Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная
деятельность по оказанию помощи семье в целях улучшения или восста-
новления ее способности к социальному функционированию.
Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания,
социальный педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях
и умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен
организовать социально-педагогическую защиту, которая позволяет найти
оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся,
соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной
задачей социального педагога остается помощь семье и учителю в привитии
учащимся определенных навыков, умений. Для этого необходимо разработать и
осуществить систему вза-имосвязанных мероприятий по подготовке учителей и
родителей к работе с детьми младшего школьного возраста.
Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых
особенностей учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы на
современном этапе.
В результате исследований, которые проводились в общеобразовательной
школе N 13 г.Нерюнгри, в данной дипломной работе определены некоторые
особенности учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы,
проблемы сотрудничества учителя и родителя:
- Прослеживается зависимость между обстановкой в семье и
успеваемостью.
Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством детей
успевающих на 4 и 5.
- В школе выявился достаточно известный факт унификации требований к
ученицам и ученикам, из-за преимущественно женским составом учителей.
- Методика "Анализ семейного воспитания" позволила определить
преобладающий стиль воспитания детей младшего школьного возраста в семье,
большинство родителей авторитарного стиля воспитания.
- С целью оптимального воздействия семьи и школы, необходимо вести
изучение социального самочувствия учителей. Частичное исследование
состояние учителей по некоторым аспектам позволило сделать следующие
выводы:
1. Неготовность учителей к адаптации в нынешних социальных
условиях.
2. Разрыв между материальным обеспечением учителей и возможностями
свободной деятельности.
- Выявлена необходимость работы по выравниванию требований семьи и
школы.
- Наблюдается снижение предложений от учителей по педагогическим
услугам, а спрос на эти услуги среди родителей и детей повышается.
С учетом выявленных особенностей в данной дипломной работе дано
обоснование деятельности социального педагога в начальном звене
общеобразовательной школы, направленной на организацию совместной работы
семьи и школы.
В течении уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения роли
семьи как социального института в процессе социализации личности ребенка. В
современной педагогической литературе осуществляется поиск наиболее
эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этом вопросе.
Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как можно
более раннего влияния на
семью, оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению кон-
фликтных ситуаций в ней, решению вопросов социальной защиты как семьи в
целом, так отдельных ее членов.
В заключении, результаты и положения нашего исследования позволили
сделать следующие выводы:
1. Необходимо тщательное изучение семей ( в первую очередь
нравственно-психологического климата в них, педагогической просвещенности
родителей ).
2. Эффективность "домашнего воспитания" заключается в создании в
семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу
и детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем
повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом
национальных, региональных и других особенностей.
3. Основа решения проблемы качественной социализации личности в
семье, мы считаем в устранении причин которые приводят к созданию
конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем
оказания семье действенной педагогической помощи.
4. Деятельность социального педагога в начальном звене школы
оказывает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы
путем совершенствования социально-педагогической направленности
деятельности педагогического коллектива.
5. Повышение познавательной к социальной активности ребенка младшего
школьного возраста зависит от организации социальными педагогами
систематических, совместных мероприятий с родителями и учителями.
6. Защита прав, здоровья и интересов ребенка - как одно из главных
направлений в работе социального педагога, которое осуществляется путем
проведения лекций, бесед, организации встреч с работниками
правоохранительных органов.
Проанализировав работу многих социальных педагогов в
общеобразовательных школах г.Нерюнгри, мы пришли к выводу, что в школах
очень мало социальных педагогов ( 1-2 на школу ), и они не в состоянии
плодотворно работать с большим количеством учеников и с их семьями. И
зачастую, при всей загруженности, социальные педагоги не заостряют свое
внимание на начальном звене школы, а направляют свои усилия на работу с
детьми среднего и старшего звена.
Но наше исследования позволяют утверждать, что деятельность социального
педагога по организации сотрудничества семьи и школы может привести к
положительным результатам только тогда, когда она будет начата уже с
первого класса, и поэтому существует необходимость пересмотра и
корректировки системы воспитательной работы школы.
Данное исследование не имеет своей целью дать полную картину
деятельности социальных педагогов по организации сотрудничества семьи и
начального звена школы. В задачу входило предложения наиболее эффективного
направления в этой области. Более конкретного изучения требуют сама
подготовка кадров социальных педагогов, уточнение сферы их деятельности и
т.п.
Например, сам анализ семейного воспитания, более подробного его
осмысления технологии взаимоотношений, и многое другое также должны стать
предметом серьезного изучения.
Список литературы.
1. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и
доп. - М.: Просвещение, 1985.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.:
Аргументы и факты, 1993.
3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.
4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных
заведений. - М.: Просвещение, 1986.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|