МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

    Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

    Министерство образования Российской Федерации

    Волгоградский социально-педагогический колледж

    Кафедра педагогики и психологии

    «Роль воображения в игровой деятельности дошкольников».

    Выпускная квалификационная работа

    Исполнитель: Сихварт Светлана Владимировна

    студентка группы 5 «Ж»

    Научный руководитель: Передельская Светлана

    Александровна

    Рецензент:_________________________________

    Дата допуска к защите:______________________

    Волгоград 2002г.

    Оглавление

    1. Введение 3

    12. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований

    роли воображения в игровой деятельности дошкольников. 5

    §1. Теоретическое представление о воображении,

    его видах и функциях 5

    §2. Психологические особенности воображения

    детей дошкольного возраста 22

    §23. Проявление воображения

    в игровой деятельности дошкольников 26

    §3. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста

    Вывод по 1 главе 31

    23. Глава 2. Опыт экспериментального исследования

    роли воображения в дошкольном возрасте. 33

    §1. Организация и методики изучения особенностей воображения

    в дошкольном возрасте .33

    §2. Результаты изучения особенностей воображения

    в дошкольном возрасте и их анализ. 37

    §3. Психолого-педагогические рекомендации

    по развитию воображения у детей .45

    4. Вывод по 2 главе 49

    5. Заключение 51

    36. Библиография 52

    47. Приложение 53

    Введение

    Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну,

    отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого

    друга.

    Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих

    учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило

    воображения». Именно благодаря воображению, в науке совершены великие

    революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы

    элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

    Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует

    педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное

    обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К

    первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых

    происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть

    готовым к предвосхищению возможных изменений.

    Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также

    на занятиях рисованием, особенно, когда ребенок начинает «сочинять»,

    «воображать», сочетая реальное с воображением. [2]

    Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались

    исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А.

    В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л., Вернер.

    В современной психологии существует представление о воображении, как

    о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств

    путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

    Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения,

    грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное

    воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое. В творческое

    входят мечта и фантазия.

    Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.

    Эффективнее всего в игровой деятельности.

    К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих

    функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик

    диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.

    Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и

    использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности

    дошкольников. Поэтому темой нашей работы является «Роль воображения в

    деятельности дошкольников».

    Наше исследование посвящено роли воображения в игровой деятельности

    дошкольников 6-7 лет.

    Цель исследования: определение роли, которую выполняет воображение в

    игре дошкольника.

    Объектом исследования является игровая деятельность дошкольников.

    Предмет исследования: проявление воображения в игровой деятельности

    дошкольника.

    Гипотеза: Развитие воображения и развитие игровой деятельности –

    взаимозависимые процессы, поэтому по уровню развития воображения, можно

    предполагать уровень развития игровой деятельности и соответствующим

    образом строить развивающую и коррекционную работу с ребенком.

    С целью проверки данной гипотезы выдвинем следующие задачи:

    1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, посвященной

    данной теме.

    2. Раскрыть сущность понятия воображение.

    3. Описать особенности воображения в дошкольном возрасте.

    4. Подобрать методики для диагностики особенностей воображения в

    дошкольном возрасте.

    5. Провести исследование воображения в игровой деятельности

    дошкольников.

    6. Проанализировать полученные в исследовании данные.

    7. Составить рекомендации по развитию воображения в игровой

    деятельности дошкольника.

    12. Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований

    роли воображения

    в игровой деятельности дошкольников.

    1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях.

    В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство –

    воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек

    узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих

    реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего

    человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам,

    и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и, то,

    что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии

    человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он

    может соединять и разъединять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи,

    события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного

    пространства в другое.

    Воображение – это психический процесс создания образов предметов,

    ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в

    новое сочетание.

    Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы

    начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить

    впечатления и удержать их в памяти.

    Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его

    впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение

    возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты

    труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в

    данный момент. Точил ли первобытный человек камень для наконечника стрелы

    или топора, ломал ли палку для лука, готовил ли яму для поимки зверя – во

    всех этих делах присутствовал образ, мысленная картина того, что получится,

    произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целенаправленных

    действий.

    С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и

    воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние

    результаты. Первобытный человек был слаб, в единоборстве с природой.

    Природа подавляла его: он не мог объяснить происходящее вокруг. Так

    родилось представление о существовании сил, стоящих над человеком,

    появилась религия.

    Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в

    сверхъестественные силы, а знает законы природы, и не только знает, но и

    использует их в создании средств существования, в удовлетворении духовных

    потребностей. И тем не менее воображение продолжает играть в его жизни

    огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия,

    воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь. [14]

    Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть

    только у человека. Только у человека, который как субъект общественной

    практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В

    процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той

    деятельности человека, посредством которой он реально изменяет

    действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен

    кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования

    действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в

    практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. [18]

    Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то,

    что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от

    данного может выразиться, во-первых, в том, человек, исходя из знаний и

    опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в

    действительности сам он никогда не видел.

    Воображение может предвосхищая будущее, создать образ, картину того,

    что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем

    воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем

    тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно,

    осуществимая ли.[1]

    Воображение может совершить и такой отлет от действительности,

    который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от

    действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту

    действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей

    мере оно, преобразуя действительность, отклоняя от нее, при этом все же

    учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом,

    и в этой, форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики,

    воображение не порывает связь с действительностью.

    В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от

    действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

    Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно

    выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается

    затем определенная способность, по мере того как воображение формируется в

    какой-нибудь конкретной творческой деятельности.

    Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под

    влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования

    приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию

    действительности.[18]

    Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно

    порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ

    человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином,

    созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется

    другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под

    воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом

    человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может

    уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной любви

    протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который

    порожден чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе:

    образ, складывающийся при равнодушном – а может быть, и бездушном отношении

    к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских

    отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и

    несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться

    мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в

    человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную

    сущность.[7]

    Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем

    наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ

    Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения,

    принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных

    способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни

    шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже

    перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии,

    никогда не запустило бы в космос ракеты».

    Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни

    поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто

    человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек начисто

    лишенный этой способности, был бы тупицей».

    При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но

    в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение

    преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.

    Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно

    преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия

    и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической

    деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

    Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется

    их построение?

    Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-

    синтетическую деятельность человеческого мозга.

    Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или

    явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся

    комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых

    реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном,

    измененном виде и содержании.

    Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно

    неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на

    нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом

    окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал,

    отражение того, что станет реальностью в будущем.[4]

    Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний, из

    временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий

    мозга.

    Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы

    невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не

    представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без

    воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в

    искусстве. [18]

    Функции воображения.

    Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть

    «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека

    не поступает новая информация, когда он не решает ни каких проблем. Именно

    в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по

    своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить

    воображение.

    В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

    Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах

    и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения

    связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция

    воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи

    своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие

    потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная

    функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья

    функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции

    познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия,

    внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов

    человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он

    получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

    Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана

    действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец,

    пятая функция – это планирование и программирование деятельности,

    составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

    [14]

    Виды воображения.

    В психологии выделяют следующие виды воображения:

    Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под

    воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения,

    галлюцинации, грезы, состояния «безумного отдыха».

    Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна

    люди пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Обрывки воспоминаний прошлого

    причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно,

    вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В

    полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов

    говорил, что сновидения – это «небывалые комбинации бывалых впечатлений».

    Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, так как

    прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием,

    контролируют наши впечатления и представления. Сон – это разлитое

    торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое

    торможение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но торможение происходит

    неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.