МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

    пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся

    незаторможенными. Характерными для сновидения являются:

    - чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не

    сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись,

    «стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся

    фантазиям;

    - невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

    - явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна

    пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она

    постоянно думает о нем, и вот его образ - во сне.[3]

    Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться

    лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые

    механизмы сновидений.

    Например, поводом для сновидений могут послужить, раздражения которые

    получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги,

    может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что

    ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.

    На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого

    подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным

    раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение

    лица спящего красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки

    молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с

    духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг

    другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее

    дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.

    Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день –

    сон снится на ту же, тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон

    может сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго

    преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском

    обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных

    причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из

    специальной литературы.[19]

    Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования

    последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы

    для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это

    может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой

    психики являются галлюцинации.

    Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У

    людей психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии

    приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что

    он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший

    родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не

    сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются

    галлюцинациями. А. С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого

    мельника в результате сильнейшего эмоционального потрясения из-за

    самоубийства дочери. («Русалка»):

    Я продал мельницу бесам запечным,

    А денежки отдал на сохраненье

    Русалке, вещей дочери моей.

    Они в песке Днепра-реки зарыты,

    Их рыбка одноглазка стережет.

    Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под

    влиянием сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

    При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки.

    Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими,

    громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные

    поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве

    алкоголизма.

    Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как

    эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой

    горячки.

    Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга

    душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы

    прошлых восприятий, комбинируемые в образах, фантазии, вызывают такую же

    реакцию, как и реальные раздражители.

    Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не

    связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то

    приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь

    фантазии с потребностями и желаниями.[4]

    Грезит человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от

    бодрости ко сну. В этом случае хотя и есть какая-то общая нить наплывающих

    образов, но ассоциируются, связываются они, не считаясь с реальностью.

    Результат такого воображения остается на уровне идеального, психического.

    Его реализация в поведении невозможна. У некоторых людей грезы играют

    гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек

    живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие. [14]

    Вспомним Манилова – героя повести Н. В. Гоголя «Мертвые души».

    Манилов, пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от

    необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался

    размышлению. Незаметно мысли занесли его Бог знает куда. «Он думал о

    благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на

    берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост,

    потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть

    даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о

    каких-нибудь приятных предметах…»[4]

    Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного

    построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной

    деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее

    развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли

    (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т. Д.)д.). Необходимость

    построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует

    активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие

    предметы и саму ситуацию игры.

    По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на

    воссоздающее, или репродуктивное и творческое.

    Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа

    предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу,

    схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые

    образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже

    существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении

    художественной литературы, при изучении географических, исторических и

    других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи

    фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или

    слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением,

    чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать писатель, рассказчик.

    Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение

    географических карт. К. Паустовский писал: «Еще в детстве у меня появилось

    пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку

    часов, как над увлекательной книгой. Я изучил течение неведомых рек,

    прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги… Постепенно все эти

    места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы

    написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

    Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что

    сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди

    (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.)

    Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер,

    рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины,

    которая «зашифрована» условными обозначениями.

    Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно

    позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе.

    Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других

    людей. [3]

    Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов,

    которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются

    без опоры на готовое описание или условное изображение. [15]

    Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные

    произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников,

    скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь

    относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Балконского,

    Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину…). [4]

    Источник творческой деятельности – общественная необходимость,

    потребность в том или ином новом продукте. Еще наши далекие предки на заре

    человеческой истории вынуждены были придумывать, изобретать новое для

    удовлетворения потребностей. Работая руками, люди видели ограниченность

    возможностей человеческих рук и начали изобретать простейшие орудия и

    приспособления, которые могли быстрее и лучше выполнять функции рук. Роющая

    рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы, которыми человек

    сгребал сухие листья для подстилки, навели на мысль о граблях; сжатую в

    кулак руку он заменил молотком. В течение многих веков творческое

    воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда. [11]

    Наиболее простым предметом создания творческих образов является

    агглютинация (в переводе с греческого – склеивание). Этот прием состоит в

    том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и

    соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим

    приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище

    быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и

    голова женщины, хвост – рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы,

    машины в настоящее время.

    Агглютинация широкого распространения не имеет: при ее помощи

    довольно редко удается создать образ, который затем воплощается в реальную

    вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией,

    когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.

    Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность

    состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую

    вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная

    область знания и инженерного дела – бионика. Известно, что бионика выделяет

    некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает

    их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие

    приборы разного назначения (локатор – аналог с органами ориентации летучей

    мыши, электронный глаз – «отпрыск» глаза леопардовой лягушки).

    Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной

    ступенчатой. Например, внешний вид современного самолета очень напоминает

    парящую птицу. Это близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с

    птицей.

    Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения

    (преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая-

    либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник рисует

    карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека

    неповторимые присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает,

    заостряет. Карикатура, шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же

    время это сходство относительно. Писатель юморист изображает действующее

    лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно

    вызвать чувство юмора.

    Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от

    акцентирования. Если акцентирование – подчеркивание части объекта,

    заострение, обнажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется

    на весь объект, на всю ситуацию. Например, сказки для детей «Гулливер у

    лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием

    широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается

    мощного сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести

    борьбу с целым вражеским войском. [17]

    Наиболее сложный прием творческого воображения – типизация.

    Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее.

    Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже,

    ситуации выразить ее единичное лицо или событие, а типичное, много раз

    повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация – сложный процесс

    разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый

    образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). По этому

    поводу А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся,

    конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут

    тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и их

    них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это –

    обобщенные типы». Типизация как прием воображения близко примыкает к

    мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания

    типического образа.

    Воображение является существенной составной частью творческого

    процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот

    или иной прием создания творческих образов используется, в зависимости от

    цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от

    богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большое значение

    приобретает аналогия, в изобразительной деятельности – акцептирование,

    типизация, в литературном труде – типизация. [16]

    Особый вид воображения – мечта. Мечта всегда направлена на будущее,

    на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной

    личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение

    для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего еще нет)

    человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем

    мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в

    будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин – образ творческого

    воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои Алых парусов» А.

    Грина – мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

    Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но

    всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью

    человека является мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек

    так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не

    выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения

    равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».

    К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы,

    служащие ему образами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал –

    это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного

    человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция

    развития личности. [4]

    Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая

    воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением в

    действительности, чтобы бороться за ее осуществление. Д.И. Писарев писал:

    «Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать… если бы он не

    мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и

    законченной картине то самое творение, которое только что начинает

    складываться под его руками, - тогда я решительно не могу представить,

    какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить

    до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и

    практической жизни…» Но из стимула к действию мечта воображения может

    иногда превратиться и в заместитель действия, перерождаясь в ту пустую

    мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от

    реального мира и необходимости его изменять. Роль воображения и его

    характер существенно определяются тем, что представляют собой его продукты.

    Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и

    праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела.

    Другие, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение

    своего воображения в реальной дело творчества. Их творения вводят в

    реальный мир как бы новое измерение. В созданных художественным творчеством

    произведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ

    мира, далеко выходящего за ограниченные рамки их часто узкого личного

    существования; в практической жизни они ломают устаревшие нормы и реально

    изменяют действительность. [18]

    Еще один вид творческого воображения – фантазия или мечтательность.

    Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К

    образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические

    образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И

    сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения. Но их

    авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение. [22]

    Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во

    всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной мысли,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.