МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

    поднимающейся под непосредственно даны; кусочек фантазии есть и в каждом

    действии, которое хоть в какой-то мере преобразует мир; кусочек фантазии

    есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь

    хотя бы крупинку чего-то нового, своего. [18]

    1.2. Психологические особенности воображения

    детей дошкольного возраста.

    Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода

    раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать

    одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других

    (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх,

    где символические замены совершаются довольно часто и с помощью

    разнообразных средств и примеров.

    О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не

    только по представлениям и роям, которые дети берут на себя в играх, но и

    на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок

    и рисунков. [19]

    В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает

    репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные

    впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком

    в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания

    рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе

    воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного,

    творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-

    воображения такого типа восстанавливают действительность не на

    интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно

    воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление,

    вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось

    особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще

    довольно слабым.

    Маленький ребенок, например трехлетка не в состоянии еще полностью

    восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и

    использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых

    можно сложить что-либо новое. Для младших детей-дошкольников характерно

    неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их

    собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку

    расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены

    на другой ее части, повернутой к первой под углом в 900, то это обычно

    вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно

    преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные

    изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность

    в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего

    действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется

    с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей

    в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным

    видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей,

    совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые

    игры.[14]

    Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в

    онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала,

    что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам,

    каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и

    внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится

    произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в

    опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка

    являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка,

    чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети

    составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение

    представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное

    порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана

    ее реализации. [7]

    Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у

    детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет

    растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно

    тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения,

    ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие

    перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что

    через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего

    напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое

    трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. [1].

    У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения

    развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии

    воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как

    непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться

    в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на

    познавательное и аффективное.

    Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от

    предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение

    складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я»,

    психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

    На первом этапе развития воображение связано с процессом

    «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается

    управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а

    следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако

    планировать его заранее, составлять в уем программу предстоящих действий он

    еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

    Детское аффективное с возраста 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по

    несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у

    детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок.

    Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы

    его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо

    выраженным положительными качествами). [9].

    Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают

    замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны

    снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает

    практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные

    знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально

    неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим

    людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие

    аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них

    оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире. [8]

    1.3. Проявление воображения в игровой деятельности дошкольников.

    Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу

    раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой

    ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями к

    использованию речевых, математических и других знаков и к овладению

    логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению

    возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события

    воображаемыми, скроить из материала накопленных представлений новые образы.

    [13]

    Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельность

    воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей

    действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому

    преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой

    способности , отображая, преображать действительность, заключается основное

    значение игры.

    Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является

    отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности,

    но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от

    действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все,

    чем игра живет и что она воплощает в действии, она черпает из

    действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от

    одних сторон действительности, с тем чтобы еще глубже в действенном плане

    выявить другие. В игре нереально только то, что для нее несущественно; в

    ней нет реального воздействия на предметы, и на этот счет играющий не

    питает обычно никаких иллюзий; но все, что в ней существенно, - в ней

    подлинно, реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в

    ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются.

    В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и

    отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к

    преобразованию действительности в образе и преобразованию вдействии, ее

    изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии; в игре

    прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к

    чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и

    через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях,

    которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается,

    углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются

    свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к

    обучению.

    Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения,

    состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании

    окружающей действительности, способность к созданию нового. [18]

    В психологии принято отмечать, что воображение ребенка складывается в

    игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с

    ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он

    всадник, а палка – лошадь. Но при отсутствии предмета, пригодного для

    скакания, он не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время,

    когда не действует с ней.

    В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение

    имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает.

    У детей более старшего возраста воображение может опираться и на

    такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. [12]

    Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит

    интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в

    действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему

    нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия.

    Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

    С другой стороны, игра может происходить без видимых действий,

    целиком в плане представления. [20]

    Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет ролевая игра. В

    игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать

    на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх

    детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители,

    так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются

    отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем

    воображении. Игра может протекать во внутреннем плане. [21]

    В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или

    воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая

    содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют»

    игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем

    непосредственном значении, но и, когда они выполняют функцию, не

    закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится

    бегемотом, а пояс от халата – змеей в режиссерской игре «В зоопарк»; кубики

    превращаются в учителей и детей в игре «В школу»). К игрушкам-заместителям

    дети охотно прибегают в играх, что говорит о развитии воображения. [12]

    Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, чтобы

    через нее он знакомился с поведением и взаимоотношениями взрослых людей,

    которые становятся образом для его собственного поведения, и в ней

    приобретает основные навыки общения, качеста, необходимые для установления

    контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться

    правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию

    чувств и волевой регуляции поведения. [11]

    Овладевая действиями игры, ребенок одновременно осваивает

    произвольные стороны психических процессов, а также действия замещения.

    Также постепенно ребенок осваивает собственно человеческий знаково-

    символический мир – прежде всего вербально очерченное пространство, которое

    стандартизирует, социализирует его, а также особое знаково-символическое

    пространство, где доминируют образы воображения. [23]

    Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности

    дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении

    ребенком сказок, стихов. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются

    на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой

    штрихи на бумаге.

    Сочиняя сказки, стишки, дети воспроизводят знакомые образы и нередко

    просто повторяют запомнившиеся фразы, строки. При этом дошкольники трех-

    четырех лет обычно не осознают, что воспроизводят уже известное. Так, один

    мальчик заявил однажды: «Вот послушайте, как я сочинил: «Ласточка с весной

    в сени к нам летит». Другой ребенок также был уверен, что он автор

    следующих строк: «Не боюсь я никого, кроме мамы одного…» Нравится, как я

    сочинил?» Его пытаются вывести из заблуждения: «Это не ты сочинил, а

    Пушкин: «Не боишься никого, кроме бога одного». Ребенок разочаровался: «А я

    думал, что это я сочинил».

    В подобных случаях детские сочинения целиком строятся на памяти, не

    включая работы воображения. Однако чаще ребенок комбинирует образы, вводит

    новые, необычные их сочетания. [11]

    Нетрудно проследить происхождение всех элементов, вошедших в сказку.

    Это образы знакомых сказок, но новое их объединение создает фантастическую

    картину, не похожую на ситуации, воспринимавшиеся ребенком или рассказанные

    ему.

    Преобразование действительности в воображении ребенка происходит не

    только путем комбинирования представлений, но и путем придания предметам не

    присущих им свойств. Так, дети в своем воображении с азартом преувеличивают

    или преуменьшают предметы. Один хочет крошечный земной шар, чтобы на нем

    все было «взаправду»: реки и океаны, тигры и обезьяны. Другой рассказывает,

    какой он построил «домик до потолка! Нет, до седьмого этажа! Нет, до туч!

    Нет, до звезд!» [10]

    Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение

    взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по

    самым различным поводам. Трехлетний мальчик, рисуя угол, прибавил к нему

    маленький крючок и, пораженный сходством этой закорючки с сидящей

    человеческой фигурой, вдруг воскликнул: «Ах, он сидит!» Другой ребенок, в

    том же возрасте, однажды, играя в салочки и, не догнав детей, осалил землю.

    Через мгновение он уселся на лавочку и заплакал: «Теперь она меня всегда

    салить будет!» – «Кто?» – спрашивают. – «Сальная земля». Еще один мальчик

    искренне верил, что камни могут думать и чувствовать. Он считал очень

    несчастными булыжниками, так как они вынуждены изо дня в день видеть одно и

    то же. Из жалости ребенок переносил их с одного конца дороги на другой. [9]

    Однако воображение ребенка на самом деле же богаче, а во многих

    отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе

    гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный

    жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее

    разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем

    воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого,

    проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлет от

    действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа

    воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми

    окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа

    требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых

    ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительности. [6]

    Вывод по первой главе.

    Заканчивая главу, можно отметить, что воображение – это психический

    процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем

    приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

    В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

    Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах.

    Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний.

    Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции

    познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в

    формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и

    программирование деятельности.

    В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или

    пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные);

    произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.