МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

    творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.

    Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни

    взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое

    отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная

    работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению

    детьми узкого личного опыта.

    В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает

    репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные

    впечатления в виде образов.

    В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в

    запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего

    действительность превращается в творчески ее преобразующее.

    Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным

    (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное,

    причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные

    эталоны.

    Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у

    детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.

    Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от

    предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение

    складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я»,

    психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

    Глава 2. Опыт экспериментального исследования

    роли воображения в дошкольном возрасте.

    2.1. Организация и методики изучения особенностей воображения

    в дошкольном возрасте.

    К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих

    функциональные механизмы представливания и воображения. Более того, для

    большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не

    определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность

    изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в

    процессе организации деятельности дошкольников.

    Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно

    использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно

    ограничиться наблюдением за дошкольником, беседой с ним, анализом продуктов

    его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого опыта и

    занимает много времени. Тем не менее можно назвать ряд жизненных

    показателей, по которым можно судить о сфере вторичных образов ребенка и

    его способности оперировать ими. В частности, об уровне развития

    представленной можно судить по тому, что играет решающую роль в

    формировании представлений: о низком уровне развития данной способности

    свидетельствует доминирующая роль восприятия, о более высоком - способность

    оперировать представлениями и менять их под влиянием слова, а о наличии еще

    более высокого уровня – решающая роль слова в процессах формирования и

    изменения представлений (П.А. Сорокун).

    Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих

    его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих

    процессов.

    Для диагностики способностей воображения традиционно используются

    следующие методические подходы:

    1) оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;

    2) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих

    (нереальных) или непонятных объектов;

    3) тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов

    воображения;

    4) самооценка параметров образов воображения. [7]

    Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и

    изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при

    построении образов сказочных персонажей. Все эти методы по своему хороши,

    позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения. В данной

    работе для выявления роли воображения в игровой деятельности дошкольников

    использованы методики: наблюдение за игровой деятельностью воображения при

    понимании сказочных образов и изучение построения образов сказочных

    персонажей.

    Методика 1. Изучение воображения при понимании сказочных образов.

    Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например,

    «Петушок – Золотой гребешок и чудо-меленка»), составить вопросы, помогающие

    ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бумагу,

    цветные карандаши для рисования.

    Проведение исследования. Детям 4-7 лет выразительно читают сказку.

    После чтения проводят 2 серии экспериментов.

    1 серия. Выясняют, насколько понял сюжет и образы главных героев

    сказки. Если ребенок затрудняется, то ему задают подготовительные вопросы:

    1) назови главных героев сказки.

    2) кто тебе понравился в сказке? Почему?

    3) Кто не понравился? Почему?

    4) О чем эта сказка?

    2 серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петушка –

    Золотого гребешка, чудо-меленку, горох). Эксперимент можно проводить

    коллективно, но при этом необходимо следить, чтобы каждый ребенок выполнял

    задание индивидуально.

    Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу

    созданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и

    обогащение созданного образа). Описывают возрастные изменения в понимании –

    воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу:

    |Возраст |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    |детей |соответствия|соответствие|соответст|образа |образа |

    | |образов |образов |вие | | |

    | | | |образов | | |

    |3 года | | | | | |

    |4 года | | | | | |

    |5 лет | | | | | |

    |6 лет | | | | | |

    |7 лет | | | | | |

    Методика 2. Изучение построения образов сказочных персонажей.

    Подготовка исследования. Подготовить бумагу, цветные карандаши или

    краски. Продумать включение в эксперимент сказочных персонажей, существенно

    отличающихся от реальных (например, Кощей Бессмертный, Баба Яга, ведьма и

    др.), а также волшебные превращения сказочных героев, например Иванушки в

    козленка, Василисы Прекрасной в лягушку и т.д.

    Проведение исследования. Эксперимент проводится коллективно с

    дошкольниками 3-7 лет (но при этом необходимо проследить, чтобы дети

    выполняли задания самостоятельно). Вначале их знакомят с образами сказок

    или напоминают об этих образах и их превращениях, читая выразительно

    соответствующие произведения или отрывки из них.

    1 ситуация – детей просят нарисовать эти образы и превращения, затем

    спрашивают о содержании изображенного;

    2 ситуация – детей просят рассказать об образах и превращениях.

    Обработка данных. По каждой ситуации анализируют степень соответствия

    образа оригиналу (количество соответствующих деталей, усложнение и

    обогащение образа), особенности изображения волшебных превращений, перехода

    из одного состояния в другое. Результаты оформляют в таблицу (см. таблицу к

    методике 1).

    Выясняют возрастные изменения в воссоздании сказочных персонажей и

    волшебных превращений, анализируют трудности при воссоздании, устанавливают

    эффективность передачи образа при словесной и образной форме: как легче

    передать ребенку образ и превращение – при помощи слов или при помощи

    рисунка. [5]

    2.2. Результаты изучения особенностей воображения дошкольников

    и их анализ.

    Экспериментальное диагностическое исследование воображения проводилось

    с целью выявить роли, которые выполняет воображение в игре дошкольника на

    примере сравнения детей 3, 4, 5, 6 и 7 лет Купцовского детского сада

    «Колосок». В эксперименте приняли участие по два ребенка каждого возраста.

    Работа с методиками проводилась индивидуально, в процессе рисования и

    по его окончании с ребенком велась беседа. В ходе беседы уточнилось что

    нарисовал ребенок, как он представляет себе тот или иной образ.

    По результатам исследования были составлены и проанализированы

    таблицы.

    1) Дети 3-х лет (Максим и Миша):

    |Методика 1 |

    |Максим, 3 года |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Петушок |+ | | | | |

    |Горох |+ | | | | |

    |Меленка |+ | | | | |

    |Методика 2 |

    |Максим, 3 года |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Девочка |+ | | | | |

    |Гусь |+ | | | | |

    |Миша, 3 года |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Девочка | |+ | | | |

    |Гусь | |+ | | | |

    В рисунках детей 3-х летнего возраста (см. Приложение) прослеживается

    отсутствие соответствия образов. Хотя малая часть деталей имеет частичное

    соответствие образов:

    Максим в методике 1 частично изобразил петушка. У Миши менее

    отображены детали птицы. Каждый из детей пытался нарисовать горох, но он не

    соответствует натуральному. У Максима отсутствуют пропорции: горох больше

    петуха.

    В методике 2 Миша частично изобразил девочку и была попытка изобразить

    гуся: голова и длинная шея.

    На основании данных Методики 2 можно предположить, что ребенку легче

    передать образ при помощи рисунка. А Максиму, наоборот, легче передать

    образ при помощи слов.

    2) Дети 4-х лет (Оля и Влада):

    |Методика 1 |

    |Оля, 4 года |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Петушок |+ | | | | |

    |Горох | |+ | | | |

    |Меленка |+ | | | | |

    |Влада, 4 года |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Петушок | |+ | | | |

    | | | | | |+ |

    |Горох | |+ | | | |

    |Меленка |+ | | | | |

    |Методика 2 |

    |Оля, 4 года |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Девочка |+ | | | | |

    |Гусь | | | | | |

    |Влада, 4 года |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Девочка | | | | |+ |

    |Гусь | |+ | | | |

    В рисунках детей 4-летнего возраста также прослеживается отсутствие

    соответствия образов. В Методике 1 Оля частично изобразила только горох, а

    Влада и горох, и петушка. К тому же Влада обогатила образы, добавив

    солнышко, но оно у нее синего цвета и находится ниже петуха.

    В Методике 2 Влада также обогатила образы, нарисовав речку, но она не

    соответствует натуральному цвету. У Оли отсутствует соответствие всех

    образов, но ей лучше, чем Владе удается передать образы при помощи слов.

    3) Дети 5-ти лет (Галя и Владик):

    |Методика 1 |

    |Галя, 5 летгода |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Петушок | | |+ |+ | |

    |Горох | |+ | |+ | |

    |Меленка |+ | | | | |

    |Владик, 5 летгода |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Галя, 5 летгода |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Девочка | | | | |+ |

    |Гусь | | |+ | | |

    |Владик, 5 летгода |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Девочка | | | | |+ |

    |Гусь | | |+ | | |

    В рисунках детей 5-летнего возраста предмет имеет признак внешнего

    сходства с изображаемым объектом. Ребенку присуще полное соответствие

    образов. В 5 лет дети уже усложняют образы. В Методике 2 и Галя, и Владик

    обогатили образы, нарисовав речку. Выполнение детьми второй методики

    позволяет предположить, что детям в данном случае легче передать образы при

    помощи рисунка.

    Это может быть связано с тем, что в этой методике предполагается

    изобразить не статичный конкретный объект, а процесс превращения. Эта

    задача гораздо сложнее, пятилетние дети также как и дети 3 и 4 лет пытаются

    решить ее на уровне слов, скорее всего в связи с недостаточным арсеналом

    художественных средств для изображения.

    4) Дети 6-ти лет (Олег и Анжела):

    |Методика 1 |

    |Олег, 6 лет |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Петушок | | |+ |+ | |

    |Горох | |+ | |+ |+ |

    |Меленка | |+ | | | |

    |Анжела, 6 лет |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Петушок | | |+ |+ |+ |

    |Горох | |+ | | | |

    |Меленка | | |+ |+ | |

    |Методика 2 |

    |Олег, 6 лет |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    | |соответстви|соответствие|соответств|образа |образа |

    | |я образов |образов |ие образов| | |

    |Аня, 7 лет |

    | |Отсутствие |Частичное |Полное |Усложнение |Обогащение |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.