МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

    Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

    Введение

    Актуальность постановки проблемы

    Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую

    затронули и образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и

    учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис,

    выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим

    его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и

    содержания самого образования.

    В этой ситуации возникла и все более осознается необходимость решения

    стратегических задач развития образования, о чем свидетельствует появление

    ряда работ ( Е.П. Белозерцев [23], Б.С. Гершунский [35], В.Н. Гончаров,

    В.Н. Филиппов [34], В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрья [41], Э.Д. Днепров [42],

    О.В. Долженко [40], Г.Б. Корнетов [58, 59], В.Б. Миронов [74], Ф.Т.

    Михайлов [75], А.Г. Пашков [83], Н.С. Розов [84], А.И. Субетто [98], В.Ю.

    Троицкий [99], В.Д. Штерн [104], П.Г. Щедровицкий [105] и др.)

    Общественные преобразования, осуществляемые в настоящее время,

    сопровождаются рождением кардинально нового типа социокультурного

    наследования, при котором обеспечивается обладание изменения над

    сохранением, созданием нового над копирование старого. Между тем, речь

    должна идти не о революционной ломке, но об отрицании отрицания, о

    прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений прошлого.

    Сказанное в полной мере относится к реформированию российской школы в

    контексте европейского образования.

    С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема

    которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции

    становления и развития российской школы как феномена европейской

    педагогической культуры.

    Решение этой проблемы составляет цель исследования.

    Объект исследования – историческое развитие европейского образования.

    Предмет исследования – генезис российской школы в контексте

    европейского образования.

    Задачи исследования:

    - проанализировать основные этапы исторического развития

    западноевропейского и российского образования;

    - охарактеризовать особенности культурно-исторического развития России и

    организации школьного образования;

    - представить генезис российской школы как явления европейского

    образования;

    - выявить ведущие тенденции развития российской школы как феномена

    европейской культуры.

    Исходные методологические позиции исследования определяет

    диалектический метод познания, благодаря которому раскрытие сущности

    педагогических явлений осуществлялось на основе конкретного исторического

    анализа, с учетом того, что образование обуславливается материальной жизнью

    общества, уровнем социокультурного и историко-культурного уровня развития.

    Основными методологическими и теоретическими ориентирами исследования

    служили культурологический принцип, позволяющий рассматривать образование и

    педагогическое сознание как составляющую часть мировой культуры,

    аксиологический подход к изучению педагогической реальности (В.И. Додонов

    [37], Н.Д. Никандров [77], З.И. Равкин [86]); концепция целостного мирового

    педагогического процесса (В.П. Борисенков [25], Б.Л. Вульфсон [27], В.М.

    Кларин [57], З.А. Малькова [70], В.Л. Пилиповский [80], А.И. Пискунов [81],

    К.И. Салимова [90]), цивилизованный подход к всемирному историко-

    педагогическому процессу (Г.Б. Корнетов [58,59]); положения, разработанные

    В.В. Краевским [60], И.Л. Лернер [68], М.Н. Скаткиным [89] о сущности

    образования; философия воспитания и теория воспитательных систем (В.С.

    Библер [24], С.И. Гессен [30], Э.В. Ильенков [49,50], И.С. Кон [52], Б.Т.

    Лихачев [62], Л.И. Новикова [76], А.К. Рычков [85] и др.)

    Для решения поставленных задач использовался комплекс методов

    исследования: теоретический, сравнительно-исторический, ретроспективный и

    прогностический анализ источников, систематизация и классификация.

    Источники исследования: труды отечественных психологов и педагогов;

    документальные и литературные материалы; издания периодической

    педагогической печати; учебные планы, программы, учебники, учебные и

    методические пособия.

    Исследование выполнялось в два этапа.

    1. 1997-1998 гг. – анализ историографии и оценка современного состояния

    проблемы, изучение степени ее разработанности в историко-педагогических

    исследованиях.

    2. 1998-1999 гг. – теоретическое осмысление и обобщение полученного

    материала, систематизация и обобщение основных идей и результатов,

    литературное оформление дипломной работы.

    Научная новизна и теоретическое значение исследования

    Полученная в нем совокупность объективных результатов может быть

    квалифицирована как решение крупной научной проблемы формирования

    российского образования как феномена европейской педагогической культуры

    - реализован конструктивно-генетический подход к изучению развития

    российской школы в контексте европейского образования;

    - охарактеризованы социокультурные условия развития идеологии,

    содержания и технологии образования;

    - осуществлен анализ тенденций современного состояния российской школы,

    намечены пути преодоления кризисных явлений в ее развитии.

    Практическая значимость исследования

    Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут изменить

    педагогическое сознание, сформулировать новые профессиональные

    педагогические установки у руководителей разного уровня.

    Достоверность полученных научных результатов

    Обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций

    исследования, применением системы методов, адекватных его задачам и

    логике, репрезентативностью источников базы, разнообразием документальных и

    литературных данных.

    На защиту выносятся следующие положения:

    - по своему происхождению и историческому развитию российская школа

    является достоянием европейского образования. Как и западноевропейские

    государства, Россия унаследовала основы образования и педагогической

    культуры от христианского греко-римского мира. Это родство еще в

    большей мере стало обнаруживаться в Новое время, когда

    западноевропейские государства стали отказываться от развития

    универсальной классической системы образования и переходить к созданию

    национальных школ;

    - российская школа имеет ряд своих особых специфических черт, делающих

    ее неповторимым, самобытным феноменом европейской педагогической

    культуры. Прежде всего, это особое видение человека не как

    изолированного индивида, а как существа, включенного в сеть сложнейших

    отношений (с Богом, семьей, государством, народом, миром) и мыслимого

    только в этих отношениях. Отсюда развитие духовных начал человека,

    реализующиеся в целом комплексе духовно-нравственных качеств: любовь,

    добролюбие и добродеяние, человеколюбие и духовность, сострадание и

    совестливость, стойкость духа и терпимость, целомудрие жизни и мысли,

    поступка и чувства, собранность, взаимопонимание и взаимопомощь. Эта

    особенность, сформированная еще на заре принятия христианства,

    усиленная духовной деятельностью Сергея Радонежского, не исчезла при

    создании новой школы в XVIII веке;

    - следуя принципу народности, сформированному К.И. Ушинским, и продолжая

    лучшие традиции российского образования, советская школа выдвигала на

    первый план духовно-нравственное формирование личности. Эта система

    ценностей интегрировалась в образование, во многом определяя его дух и

    высокое качество. В традиционной русской школе были представлены

    предметы трех главных циклов – народного, научного и православного.

    Важное отличие российской школы от западноевропейской состояло в том,

    что последняя развивалась преимущественно в русле латинской культуры и

    латинского языка, отсюда отстраненность европейской школы и

    образования от народной жизни, тогда как русское образование,

    построенное на старославянском языке, было близко народной культуре.

    При этом содержание образования, даже в начальной школе отличалось

    фундаментальностью, позволяющей достигать достаточно высокого уровня

    интеллектуального развития ученика. Это, в свою очередь, требует

    отношения к учебе как к серьезному труду, «делу жизни», что

    реализуется в соответствующих технологиях, рассчитанных, в первую

    очередь, на серьезный умственный труд. Отличительной чертой российской

    школы является отечески-материнский, родительский характер отношений

    между учителями и учениками, что требует от учителя высочайшей

    ответственности и работы над своим профессиональным и нравственным

    совершенствованием. Особенностью русской школы было активное участие в

    ряде случаев государства в ее развитии и управлении. Отличительная

    черта современной школы - ее единство и многообразие, отсутствие

    тупиковых ветвей. Все это создает образ российской школы как духовно-

    нравственного, интеллектуального и трудового учебно-воспитательного

    учреждения.

    Глава 1. Основные этапы становления западноевропейского и российского

    образования

    Важнейшими ориентирами-принципами данного исследования является то,

    что

    во-первых, это будет практико-ориентированное исследование.

    Осмысление истории с целью понимания современности и будущего известно с

    древних времен, во всяком случае, оно фиксировано со времен писаной

    истории. И в этом смысле одинаково мыслили Конфуций и Платон, Экклезиаст и

    Аристотель, поскольку в прошлом они хотели найти ответ на вопросы

    современности.

    Поскольку наше время это время размышлений о судьбе России, то

    поэтому любое осмысление истории, помимо воли, имеет отношение и к России.

    И поэтому, осмысливая историю, нельзя не решать, – что есть наше

    образование, воспитание? Что внесло оно в педагогическую культуру?

    Во-вторых, в исследовании мы будем стремиться к беспристрастному

    анализу развития образования.

    В-третьих, осмысление образования, как в целом, так и в его отдельных

    формах, происходит в рамках современных временно-пространственных

    представлений, которые исходят из линейного развития истории.

    В-четвертых, стремление избежать как плоского эволюционизма, видящего

    ценность каждой ступени развития воспитания и педагогического сознания в

    том, что каждая предшествующая ступень есть предварительная ступень и

    подготовка к последующей (из общинного воспитания выросло государственное,

    педагогика Греции родила педагогику Рима, а педагогика Возрождения –

    педагогику Просвещения и т.д.), так и прямо противоположного принципа,

    отрицающего какую-либо преемственность между разными формами образования и

    педагогического сознания.

    В исследовании необходимо увидеть самобытное значение каждого этапа и

    вместе с тем выявить конкретные механизмы связи между разными формами

    воспитания и педагогического сознания. Поэтому основным методологическим

    принципом нашего исследования должен стать принцип конкретного осмысления и

    понимания каждой формы воспитания и педагогического сознания.

    Чтобы приступить к анализу европейского образования надо выделить

    основные этапы его развития.

    В историческом развитии западноевропейского образования можно выделить

    ряд крупных этапов.

    Первый этап — становление системы средневекового образования с конца V

    века н. э. Благодаря трудам Боэция, Кассиодора, Бенедикта и др. сложилась

    система средневекового образования, включая его идеологию, содержание,

    формы, методы и организацию. С этого времени образование стало делом

    церкви.

    Содержание средневекового образования составляла уходящая своими

    корнями в латинскую культуру система семи свободных искусств: грамматика,

    риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. И хотя

    реальное содержание этих предметов постоянно менялось (особенно квадриума),

    но их структура оставалась неизменной вплоть до эпохи Возрождения.

    Второй этап – «каролингское возрождение», вторая половина VIII – вторая

    половина IX вв. В это время, благодаря деятельности Карла Великого и

    Алкуина был дан новый импульс развитию образования: усовершенствовано его

    содержание и организация; открыты элементарные школы при сельских церквях и

    школы, дающие более высокое образование при крупных церквях и монастырях;

    организованы высшие школы в Турском монастыре и при резиденции Карла.

    «Система» образования, созданная в этот период, просуществовала века, а

    начальная школа — до конца XVIII в.

    Третий этап начинается с XII в., когда в Европе складывается светская

    система образования, имеющая определенную — особенно университеты —

    автономию и существовавшая наряду с церковными школами. В этот период

    значительно увеличивается объем содержания образования, особенно

    университетского. В него включается много новых предметов и произведений,

    прежде всего античных и арабских авторов. В это же время создаются новые

    формы обучения: лекция, экзамен. Прогресс образования и его содержания, в

    первую очередь, был вызван быстрым ростом городов, потребностью и массовым

    стремлением европейцев учиться. В то же время в Европе, особенно начиная с

    XII — XIII в., в ее университетах идет создание своей образовательной

    культуры: философии, логики, которые становятся важнейшими предметами в

    университетах.

    Четвертый этап, имеющий исключительное значение не только в истории

    европейского образования, но и всего человечества, начинается в эпоху

    Возрождения, которая выработала новую идеологию и философию образования,

    утвердила понимание его ведущей роли в жизни общества и человека, создала

    его систему с классическим содержанием и оригинальными формами (классно-

    урочная, экскурсионная и т.д.) и методами (обучение в игре, творческие

    задания, живое изучение языков и т.д.) обучения, направленного на развитие

    активности ребенка, его творческих способностей и самостоятельности.

    Пятый, принципиально новый этап в развитии европейского образования

    приурочен к XVII в. В этот период произошло формирование общественного и

    педагогического движения, получившего название Просвещения, которое вызвало

    к жизни философию и идеологию нового образования. Важнейшей для эпохи

    Просвещения стала идея решающей роли образования и просвещения в судьбах

    мира и каждой отдельной страны, каждого сословия и каждого человека. Отсюда

    настойчивая борьба за массовую школу, которая, правда, только во второй

    половине XX в. привела к созданию фактически единой системы образования —

    от дошкольного до высшего профессионального образования. Было сформировано

    принципиально новое (по сравнению со средневековьем и Возрождением)

    содержание образования. Осуществлен постепенный переход от

    древнеклассического к национальному содержанию образования во всех его

    звеньях.

    Совершенствование форм и методов обучения было направлено на

    максимальное развитие творческих способностей каждого ребенка. С конца XIX

    в. началась интенсивная разработка и модернизация организационных форм и

    технологий обучения и воспитания, ориентированных на творческое развитие

    личности. Вместе с тем, начиная с Нового времени, нарастающий кризис семьи

    приводит к тяжелейшим деформациям в духовно-нравственном воспитании и

    развитии семьи. В динамике западноевропейского педагогического сознания

    можно выделить следующие характеристики.

    Педагогическое сознание до эпохи Возрождения было представлено

    народной, нормативной и теоретической педагогикой, оно было тесно связано с

    христианской культурой (поучениями, проповедями и т.д.) и теологией,

    представленной трудами Альберта Великого, Фомы Аквинского и других

    средневековых мыслителей. Вершиной этого сознания стали педагогические

    произведения Я.А. Коменского, рожденные на рубеже позднего Возрождения и

    Нового времени.

    Педагогическое сознание эпохи Возрождения наиболее яркое выражение

    нашло в гуманистической педагогике. Ее идеи развиваются, начиная с А.

    Данте, Ф. Петрарки, К. Салютати и кончая М. Монтенем и Ф. Бэконом. В рамках

    гуманистического движения педагогика фактически выделилась в

    самостоятельную науку — труды П.П. Верджерио, Э. Роттердамского, ХЛ. Вивиса

    и др. Гуманистической педагогике принадлежат, идеи ведущей роли воспитания

    в развитии человека, формирования его как всесторонне (гармонично)

    развитого свободного индивида, организации образования построения его

    содержания в соответствии с возрастом ребенка и др.

    Педагогическое сознание Просвещения, представленное сотнями имен

    выдающихся философов, литераторов, государственных и общественных

    деятелей, выработало особую, антропологическую, форму теоретического

    понимания воспитания. 0но провозгласило идею громадной роли просвещения,

    воспитания, образования в исправлении общества и человека, "человеческого

    рода", что нашло выражение в многочисленных моделях воспитания и

    образования, реальных и фантастических проектах «педагогических общин» и

    "педагогических провинций», в кардинальном обновлении содержания и

    технологий образования.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.