МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Русская гимназия 19 века

    монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек,

    сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам .

    В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и

    Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись

    частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 века в

    России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом

    общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда

    в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество

    благородных девиц.

    Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения

    для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу

    1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако,

    число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г. В 315

    училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них

    приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года не

    смотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском

    образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного

    образования.

    С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние

    учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было

    предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось

    не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях

    крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся.

    Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19

    века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

    В середине 19 века среднее женское образование пришло в полное

    противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы

    К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы

    Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему

    закрытого привилегированного женского образования, её косность,

    узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения

    (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к

    русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего

    равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный,

    открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.

    Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько

    расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения

    девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов

    Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского

    образования. Однако по прежнему средние школы в основном оставались

    доступными только для девочек из состоятельных семей.

    В 60-е годы 19 века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости

    обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден

    особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и

    девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с

    мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863

    году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833

    девочек.

    В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских

    женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт.

    Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей

    в 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут. В 1896 году

    женщинам представилось право поступать в институты и университеты.

    Важным событием в истории женского образования является первый

    Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в

    1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система

    образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и

    мужчин в образовании.

    Таблица 1.1.

    Динамика роста образованности женского населения России

    (середина 19 века – начало 20 века)

    | |1856 г. |1896 г. |1911 г. |

    |Число учащихся девочек, тыс. |36.9 |810.3 |2130.1 |

    |Процент к числу всех учащихся |8.2 |21.3 |32.1 |

    |Процент к женскому населению |0.1 |1.3 |2.6 |

    После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся

    девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса

    женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать

    специальное образование, но и оставалось неграмотной. По данным переписи

    1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской

    местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин

    национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек,

    среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин.

    Смольный институт - первое в России среднее учебное заведение

    закрытого типа. Создано по инициативе И.И.Бецкого в 1864 г. в Петербурге

    при Воскресенском - Смольном Новодевичьем монастыре,. Под названием

    «Воспитательное общество благородных девиц». В смольном институте учились

    дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет.

    Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования

    его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году,

    которая установило плохое знание воспитанницами русского языка и предписала

    увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов

    на русском языке. В то же время комиссия общечеловеческие цели воспитания в

    институте чисто женскими.

    С начало 19 века Смольный институт становится замкнутым,

    привилегированным учебным заведением, в его «мещанскую» часть принимаются

    не мещанские дочки, а менее обеспеченные дворянские дети. В нем вновь

    усиливается влияние иноязычных культур, культивируется преклонение перед

    царской фамилией, процветает лицемерие и ханжество.

    В 1848 году «мещанская половина» Смольного института была

    преобразована в Александровское училище и в том же году в нем был открыт

    класс с педагогическим уклоном.

    Назначенный в 1859 году в Смольный институт инспектором К.Д.Ушинский,

    провел ряд прогрессивных мероприятий, пытаясь реорганизовать весь учебно-

    воспитательный процесс. Он ввел новый учебный план, организовал предметные

    уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т.д.

    Во второй половине 19 века по объему и характеру даваемых знаний

    Смольный институт отставал от других женских гимназий и лишь в 1905 - 1907

    гг. его программы были приравнены к программа Мариинских женских гимназий.

    Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько

    соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у

    многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об

    основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли

    или не решались помещать их в институт, не находили себе выхода, не зная,

    где обучать подрастающих дочерей, и в то же время не имея сил примерится с

    мыслью оставить их при элементарном или модном пансионном образовании. На

    эти сердечные желания многих родителей отозвался предприимчивый и

    энергичный человек, имя которого теперь принадлежит истории -

    Н.А.Вышнеградский.

    В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного

    заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для

    основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную

    плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института

    свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы

    для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы

    уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал

    найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

    Для образца такое женское училище было устроено на следующих

    основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии

    Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище,

    подчиняясь Главному Совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по

    назначению государеву, особому попечителю; а для непосредственного

    наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная

    надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего

    педагогического персонала утверждалось попечителем.

    К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект

    определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись

    средства для открытия параллельных классов.

    Учебный курс включал в себя первоначально: русский язык, Закон Божий,

    словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию,

    французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование,

    пение, женские хозяйственные рукоделия и танцы. Особый интерес вызвала у

    меня программа по рукоделию, тем более, что это связано с темой данной

    дипломной работы (см. Приложение 1). Иностранные языки и танцы были

    необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная

    плата.

    Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин,

    К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать

    ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое

    значение они предавали естественным наукам.

    Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней

    учительницы».

    В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских

    гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении

    приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к

    «особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году

    «Нормальная учебная программа» (см. Приложение 2) окончательно уровняла

    учебный курс гимназии с институтским курсом.

    Женские гимназии ведомства императрицы Марии были платными учебными

    заведениями, причем плата за обучение превышала плату в мужских гимназиях.

    Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году

    было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году

    число женских гимназий и прогимназий составило 958.

    С 1872 в России стали открываться частные женские гимназии, что было

    вызвано недостатком числа женских средних учебных заведений, а так же

    неудовлетворенностью общества содержанием обучения и объемом учебных курсов

    в казенных женских гимназиях. По положению о частных женских

    гимназиях 1972 года предусматривалось, что они обладают теми же правилами,

    что и правительственные, обязаны придерживаться правил и программ,

    установленных министерством народного просвещения, и подчинятся местному

    учебному округу. В 70-х было открыто 23 таких гимназии: семь- в Санкт-

    Петербурге, пять- в Харькове, четыре - в Москве и по одной в Орле, Одессе,

    Киеве, Тифлисе, Омске, Иркутске. В связи с высокой платой за обучение

    учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных

    женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (

    например женские гимназии в Царском Селе, классическая гимназия С. Н.

    Фишер в Москве ). Некоторые частные женские гимназии носили сословный

    характер, например женская гимназия аристократического типа княжны

    Оболенской в Петербурге.

    Женский медицинский институт - единственный в дореволюционной России

    институт ,дававший высшее образование женщинам. В 1872 году при медицинско

    -хирургической академии ( в Петербурге ) были организованы Женские

    врачебные курсы, которые существовали на частные средства и за 15 лет

    выпустили около 600 женщин - врачей. В 1887 году курсы были закрыты.

    Приемником их был открытый в Петербурге В 1897 году Женский медицинский

    институт, приравненный в 1904 году к медицинским факультетам университетов

    и принятый на содержание казны. Окончившим женский медицинский институт

    предоставлялись права лекаря (врача ) и право получения ученой степени

    доктора медицины.

    Женский педагогический институт - высшее педагогическое учебное

    заведение в России, основанное в Петербурге в 1903 году на базе женских

    педагогических курсов. В институт принимались девочки не моложе 16 лет,

    окончившие женские гимназии, институты благородных девиц. Институт имел

    два отделения : физико - математическое и словесно - историческое. Курс

    обучения делился на четыре года : два года изучались общеобразовательные

    дисциплины, с третьего года начинались занятия по педагогике и

    педагогическая практика. Для проведения практики при институте были созданы

    женская гимназия, начальная школа, детский сад. В 1913 году в женском

    педагогическом училось 1030 студенток. После 1917 года институт был

    переименован в первый Петроградский государственный педагогический

    институт.

    Большой интерес для меня, в связи с темой дипломной работы,

    представила программа воспитания и образования, разработанная специально

    для «Воспитательного Общества благородных девиц» (см. Приложение 2). Моё

    внимание привлекли цели и задачи, которые ставило для себя это учебное

    заведение при воспитании своих подопечных, на что обращало большее внимание

    при формировании личности девушки, от чего отталкивалось и на что опиралось

    при организации воспитательного процесса.

    Итак, 5-го мая 1764 года императрицею Екатериною II был подписан указ

    о воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском

    монастыре: «Для пользы государства»,-говорилось там, - «Повелеваем сенату

    разослать по всем губерниям, провинциям и городам, дабы, ведая о сем новом

    учреждении, каждый из дворян мог дочерей своих в младенческих летах

    препоручить сему от нас учрежденному воспитанию».

    Таким вызовом сопровождалось основание первого женского института в

    России, который скоро стал слыть под именем Смольного монастыря, а на

    официальном языке «Воспитательным Обществом благородных девиц».

    Идеальная система воспитания как мальчиков, так и девочек, была

    выработана известным Бецким, который увлек императрицу блестящей идеей

    воспитать новое поколение людей. Была разработана вся программа

    государственного воспитания с шести до восемнадцатилетнего возраста. Весь

    этот период дети не должны были видеть свои семьи.

    Нравственное воспитание как для мальчиков, так и для девочек было одно

    и тоже; разница между ними была в научном образовании, которое для девочек

    не считалось нужным и отодвигалось на второй план. Весь воспитательный

    период девочки разделяли на четыре класса, или возраста; каждому

    назначалось по три года. В первом возрасте (от 6 до 9 лет) для преподавания

    назначались русский и иностранные языки, арифметика, рисование, танцы,

    музыка вокальная и инструментальная, шитье и рукоделие; во втором возрасте

    (от 9 до 12 лет) к этому добавлялась география с историей и некоторая часть

    экономии или домостроительства; в третьем (от 12 до 15 лет) прибавлялось

    чтение исторических и нравоучительных книг, часть архитектуры и геральдики.

    Этим собственно и заканчивалось все учение. Геральдика является в ряде наук

    как необходимая для развития чувства чести в благородном звании, конечно,

    уже по влиянию западноевропейских примеров. Арифметике отдавалась очень

    невиданная роль: предписывалось обучать этой науке благородных девиц с

    целью, чтобы «вперед содержать в добром порядке домашнюю экономику». В

    четвертом возрасте (от 15 до 18 лет) назначалось девицам «повторять свое

    учение почти одной практикой». Большую же часть времени они должны были

    употреблять на другие занятия: «дежурить понедельно по хозяйству, вести

    запись по расходам, договариваться с поставщиками о припасах, каждую

    субботу делать расчет и производить платеж, определять цену товара по его

    качеству, смотреть, чтоб во всем наблюдаемом был совершенный порядок и

    чистота». Кроме того, по две девицы должны были каждый день дежурить в

    других классах, как помощницы учительницы: «и от сей практики навыкнуть

    заблаговременно, как им, будучи матерями, обучать детей своих и в

    собственном своем воспитании найдут себе великое вспоможение, в каком бы

    состоянии им жить не случилось».

    Для занятий с воспитанницами назначались учительницы во всех классах.

    Учительницам предписывалось более всего учить благонравию: «Стараться,

    чтобы девицы не привыкали излишне важничать или унылый вид являть. Паче

    всего наставлять их в основаниях благоразумия, добронравия,

    благопристойности, благородной, а не принужденной учтивости и всех

    добродетелей. Чтобы от самого юношества и до возраста приучаемы были к

    добродетелям, учтивости, ласковым и приятным разговорам не только с

    равными, но и с самыми последними, какого бы звания кто ни был. Через такое

    доброе поведение и поступки при первом их в свете вступлении учинятся они

    отличными в обществе»

    Под словом общество здесь нужно понимать светские собрания,

    переродившиеся петровские ассамблеи, где при общих удовольствиях

    сближались между собой благородные люди обоих полов и где женское влияние

    должно было смягчать грубость мужской натуры. Только в таком обществе

    русская образованная женщина могла иметь значение, и, естественно, что к

    этому велось всё воспитание благородных девиц.

    В интересах светского общества обращалось и особое внимание на

    развитие остроумия в девушках.

    На практике, действительно, должно было всё свестись к воспитанию

    благородной светской барышни, т.к. иного идеала женщины не могла и вызвать

    среда. Нельзя упрекнуть императрицу Екатерину, что она думала только о

    воспитании дворянских дочерей. 13 января 1765 года императрица подписала

    новый указ: «Для пользы общества требуется, чтобы всякого чина и женский

    пол воспитан был в добронравии и в приличных состоянию его знаниях и

    рукоделиях. В Воскресенском монастыре, учредить училище для малолетних

    девушек (мещанского звания) под управлением главной начальницы Общества

    благородных девиц».

    Таким образом появилось мещанское отделение при Воспитательном

    Обществе благородных девиц. Главные основания физического и нравственного

    воспитания там были те же. Принимались только шестилетние девочки и

    воспитывались до 18-летнего возраста. Обучались Закону Божьему, русскому и

    иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, рукоделию, музыке и

    пению. Кроме того, приучались к «домостроительству», т.е. к хозяйству, и в

    4-м классе должны были быть изучены все женские рукоделия и работы, т.е.

    шить, ткать, вязать, стряпать, мыть, чистить и всю службу экономическую

    знать.

    Воспитательное Общество благородных девиц с мещанским отделением

    послужило образцом для других женских институтов, о распространении которых

    заботилась уже императрица Мария Федоровна. Так, в 1797 году она открывает

    в Петербурге на собственные средства сиротское училище на 50 беднейших

    сирот мещанского сословия, вскоре затем названное Мариинским институтом. С

    1798 по 1807 гг. Были открыты ещё 4 женских училища в Москве и Петербурге.

    Институтское воспитание давало то, что соответствовало тогдашнему

    идеалу барышни; оно стало привлекать родителей-помещиков, которые, живя в

    своих поместьях, не имели возможности воспитать своих дочерей согласно с

    этим идеалом. Дворянство стало на свои средства основывать женские

    институты в разных провинциальных центрах, и все они поступали в то же

    ведомство, в каком находились институты столичные. Только благодаря женским

    институтам, у нас долгое время поддерживалось и распространялось женское

    образование.

    В сороковых и пятидесятых годах было обращено на женские институты

    особое внимание. Они были значительно преобразованы. Цель женского

    образования была определена «в образовании добрых жен и полезных матерей

    семейств». С этой целью была разработана учебная часть «чтобы с

    образованием, в надлежащей мере ума и сердца, воспитанницы могли

    приготовиться к будущему важному их значению». С другой стороны,

    выставлялось на вид, что «образование свыше состояния учащихся не всегда

    для них полезно, иногда обращается им во вред». Задача состояла в

    согласовании средств с целями, не выпуская в то же время из вида и

    состояния будущих жен материй. Образование женщины должно было резко

    отличаться от образования в мужских заведениях. В инструкции

    высказывалось следующее: «По предназначению женщины не для службы

    государственной или общественной, подобно мужчине, не для ученного поприща,

    а для круга семейного, и само воспитание и образование девицы должно быть

    направлено к иной цели, чем воспитание юношей».

    * * *

    Из написанного выше следует, что одной из главных задач

    воспитательного процесса была подготовка девушек к семейной жизни, к

    осознанию роли матери и жены.

    Большой акцент в воспитании личности девушки делался на формирование в

    ней качеств, необходимых ей в дальнейшей жизни, при создании семьи и

    воспитании детей.

    Уделяя особое внимание именно на формирование в девушках женственности

    и воспитании в них всех качеств, которые являются составляющими этого

    широкого понятия, общество в результате имело хороших матерей, жен, как

    говорится, хранительниц семейного очага, которые не только прекрасно

    справлялись со своими обязанностями, но и создавали уют и тепло в своих

    домах, дарили любовь всем его обитателям.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Среди всего количества достоинств, которые были перечислены в

    настоящей работы, к числу недостатков гимназической системы образования XIX

    века относились, по моему мнению, следующее:

    1) Отчужденность от семьи и бюрократический характер средней школы,

    вносящие сухой формализм в живое педагогическое дело, а отсюда

    возникновение ложных взаимных отношений между преподавателями и

    учениками;

    2) Невнимание к личным особенностям учащихся, пренебрежение трудом

    нравственным и физическим;

    3) Чрезмерность умственной работы, возлагаемой на учеников;

    4) Недостаточная умственная зрелость, оканчивающих курс гимназий и

    неудовлетворительность подготовки, прошедших курс реальных училищ для

    обучения в высших специальных заведениях.

    Н. Высотский напоминает о том, какую цель должна достичь классическая

    школа – воспитывать бодрых телом и духом, проникнутых хорошими

    нравственными началами молодых людей, вполне готовых к восприятию наук в

    высших учебных заведениях.

    Причинами недостатков, происходящих с системой гимназий в XIX в.

    являлось, прежде всего то, что происходит обременение совершенно

    непосильным трудом учащихся и чрезмерная умственная деятельность учащихся,

    скудность денежных средств, отпускаемых на содержание гимназий, стремление

    к установлению совершенно одинаковых порядков во всех средних учебных

    заведениях на всем пространстве Российской Империи и проистекавшая отсюда

    детальная регламентация, определяющая заранее мельчайшие подробности в

    жизни школы.

    Литература и источники

    1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС. 1996.

    № 9.

    2. Панферова В.В. Социология образования //СПЖ . 1996. №4

    3. Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные

    ориентации молодежи. М., 1995

    4. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки //

    СОЦИС. 1996. № 6.

    5. Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // СОЦИС. 1996. №

    8. С.68.

    6. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся

    молодежи: состояние и перспективы // СОЦИС. 1996. №9. С.88-92.

    7. с. с. фролов Социология: учебник. - М.: 1999. -344 с.

    8. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы,

    пути решения. М., 1992.

    9. Борисова Л. Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере

    российского учительства 60—90-х гг.): Новосибирск, 1993.

    10.. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. -512

    11. мухаев Р. Т. Политология: учебник для вузов. М.: 1998. -368 с.

    12. Ильин М. В. Выступление на заседании круглого стола "Свободное слово"

    18 сентября 1996 г. - "Нужна ли России новая идеология, и если нужна - то

    какая?" - М., 1996. - С. 47-53.

    13. Мельвиль А. Ю. США - сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической

    жизни США 80-х годов. - М., 1986. - С. 35-54.

    14. Шапиро И. Введение в типологию либерализма. // "Полис", # 3, 1994. С.7-

    12.

    15. Струве П. В. О мере и границах либерального консерватизма. // "Полис",

    # 3, 1994. С. 131-134.

    16. Гарбузов В. Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический

    обзор). // "Полис", # 4, 1995. С. 60-68.

    17. Государственная идеология /Ковалев А. М. //Вестник МГУ; серия

    12;Социально-политические исследования; 1994 №1

    18. Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А.

    И. Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 1997 №12

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.