Русская гимназия 19 века
монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек,
сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам .
В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и
Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись
частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 века в
России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом
общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда
в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество
благородных девиц.
Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения
для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу
1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако,
число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г. В 315
училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них
приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года не
смотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском
образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного
образования.
С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние
учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было
предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось
не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях
крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся.
Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19
века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.
В середине 19 века среднее женское образование пришло в полное
противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы
К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы
Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему
закрытого привилегированного женского образования, её косность,
узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения
(чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к
русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего
равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный,
открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.
Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько
расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения
девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов
Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского
образования. Однако по прежнему средние школы в основном оставались
доступными только для девочек из состоятельных семей.
В 60-е годы 19 века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости
обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден
особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и
девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с
мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863
году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833
девочек.
В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских
женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт.
Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей
в 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут. В 1896 году
женщинам представилось право поступать в институты и университеты.
Важным событием в истории женского образования является первый
Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в
1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система
образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и
мужчин в образовании.
Таблица 1.1.
Динамика роста образованности женского населения России
(середина 19 века – начало 20 века)
| |1856 г. |1896 г. |1911 г. |
|Число учащихся девочек, тыс. |36.9 |810.3 |2130.1 |
|Процент к числу всех учащихся |8.2 |21.3 |32.1 |
|Процент к женскому населению |0.1 |1.3 |2.6 |
После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся
девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса
женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать
специальное образование, но и оставалось неграмотной. По данным переписи
1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской
местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин
национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек,
среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин.
Смольный институт - первое в России среднее учебное заведение
закрытого типа. Создано по инициативе И.И.Бецкого в 1864 г. в Петербурге
при Воскресенском - Смольном Новодевичьем монастыре,. Под названием
«Воспитательное общество благородных девиц». В смольном институте учились
дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет.
Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования
его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году,
которая установило плохое знание воспитанницами русского языка и предписала
увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов
на русском языке. В то же время комиссия общечеловеческие цели воспитания в
институте чисто женскими.
С начало 19 века Смольный институт становится замкнутым,
привилегированным учебным заведением, в его «мещанскую» часть принимаются
не мещанские дочки, а менее обеспеченные дворянские дети. В нем вновь
усиливается влияние иноязычных культур, культивируется преклонение перед
царской фамилией, процветает лицемерие и ханжество.
В 1848 году «мещанская половина» Смольного института была
преобразована в Александровское училище и в том же году в нем был открыт
класс с педагогическим уклоном.
Назначенный в 1859 году в Смольный институт инспектором К.Д.Ушинский,
провел ряд прогрессивных мероприятий, пытаясь реорганизовать весь учебно-
воспитательный процесс. Он ввел новый учебный план, организовал предметные
уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т.д.
Во второй половине 19 века по объему и характеру даваемых знаний
Смольный институт отставал от других женских гимназий и лишь в 1905 - 1907
гг. его программы были приравнены к программа Мариинских женских гимназий.
Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько
соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у
многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об
основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли
или не решались помещать их в институт, не находили себе выхода, не зная,
где обучать подрастающих дочерей, и в то же время не имея сил примерится с
мыслью оставить их при элементарном или модном пансионном образовании. На
эти сердечные желания многих родителей отозвался предприимчивый и
энергичный человек, имя которого теперь принадлежит истории -
Н.А.Вышнеградский.
В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного
заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для
основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную
плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института
свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы
для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы
уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал
найти в одном из частных домов, ближайших к институту.
Для образца такое женское училище было устроено на следующих
основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии
Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище,
подчиняясь Главному Совету. Ближайшее заведование училищем вверялось, по
назначению государеву, особому попечителю; а для непосредственного
наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная
надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего
педагогического персонала утверждалось попечителем.
К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект
определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись
средства для открытия параллельных классов.
Учебный курс включал в себя первоначально: русский язык, Закон Божий,
словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию,
французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование,
пение, женские хозяйственные рукоделия и танцы. Особый интерес вызвала у
меня программа по рукоделию, тем более, что это связано с темой данной
дипломной работы (см. Приложение 1). Иностранные языки и танцы были
необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная
плата.
Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин,
К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать
ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое
значение они предавали естественным наукам.
Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней
учительницы».
В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских
гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении
приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к
«особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году
«Нормальная учебная программа» (см. Приложение 2) окончательно уровняла
учебный курс гимназии с институтским курсом.
Женские гимназии ведомства императрицы Марии были платными учебными
заведениями, причем плата за обучение превышала плату в мужских гимназиях.
Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году
было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году
число женских гимназий и прогимназий составило 958.
С 1872 в России стали открываться частные женские гимназии, что было
вызвано недостатком числа женских средних учебных заведений, а так же
неудовлетворенностью общества содержанием обучения и объемом учебных курсов
в казенных женских гимназиях. По положению о частных женских
гимназиях 1972 года предусматривалось, что они обладают теми же правилами,
что и правительственные, обязаны придерживаться правил и программ,
установленных министерством народного просвещения, и подчинятся местному
учебному округу. В 70-х было открыто 23 таких гимназии: семь- в Санкт-
Петербурге, пять- в Харькове, четыре - в Москве и по одной в Орле, Одессе,
Киеве, Тифлисе, Омске, Иркутске. В связи с высокой платой за обучение
учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных
женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (
например женские гимназии в Царском Селе, классическая гимназия С. Н.
Фишер в Москве ). Некоторые частные женские гимназии носили сословный
характер, например женская гимназия аристократического типа княжны
Оболенской в Петербурге.
Женский медицинский институт - единственный в дореволюционной России
институт ,дававший высшее образование женщинам. В 1872 году при медицинско
-хирургической академии ( в Петербурге ) были организованы Женские
врачебные курсы, которые существовали на частные средства и за 15 лет
выпустили около 600 женщин - врачей. В 1887 году курсы были закрыты.
Приемником их был открытый в Петербурге В 1897 году Женский медицинский
институт, приравненный в 1904 году к медицинским факультетам университетов
и принятый на содержание казны. Окончившим женский медицинский институт
предоставлялись права лекаря (врача ) и право получения ученой степени
доктора медицины.
Женский педагогический институт - высшее педагогическое учебное
заведение в России, основанное в Петербурге в 1903 году на базе женских
педагогических курсов. В институт принимались девочки не моложе 16 лет,
окончившие женские гимназии, институты благородных девиц. Институт имел
два отделения : физико - математическое и словесно - историческое. Курс
обучения делился на четыре года : два года изучались общеобразовательные
дисциплины, с третьего года начинались занятия по педагогике и
педагогическая практика. Для проведения практики при институте были созданы
женская гимназия, начальная школа, детский сад. В 1913 году в женском
педагогическом училось 1030 студенток. После 1917 года институт был
переименован в первый Петроградский государственный педагогический
институт.
Большой интерес для меня, в связи с темой дипломной работы,
представила программа воспитания и образования, разработанная специально
для «Воспитательного Общества благородных девиц» (см. Приложение 2). Моё
внимание привлекли цели и задачи, которые ставило для себя это учебное
заведение при воспитании своих подопечных, на что обращало большее внимание
при формировании личности девушки, от чего отталкивалось и на что опиралось
при организации воспитательного процесса.
Итак, 5-го мая 1764 года императрицею Екатериною II был подписан указ
о воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском
монастыре: «Для пользы государства»,-говорилось там, - «Повелеваем сенату
разослать по всем губерниям, провинциям и городам, дабы, ведая о сем новом
учреждении, каждый из дворян мог дочерей своих в младенческих летах
препоручить сему от нас учрежденному воспитанию».
Таким вызовом сопровождалось основание первого женского института в
России, который скоро стал слыть под именем Смольного монастыря, а на
официальном языке «Воспитательным Обществом благородных девиц».
Идеальная система воспитания как мальчиков, так и девочек, была
выработана известным Бецким, который увлек императрицу блестящей идеей
воспитать новое поколение людей. Была разработана вся программа
государственного воспитания с шести до восемнадцатилетнего возраста. Весь
этот период дети не должны были видеть свои семьи.
Нравственное воспитание как для мальчиков, так и для девочек было одно
и тоже; разница между ними была в научном образовании, которое для девочек
не считалось нужным и отодвигалось на второй план. Весь воспитательный
период девочки разделяли на четыре класса, или возраста; каждому
назначалось по три года. В первом возрасте (от 6 до 9 лет) для преподавания
назначались русский и иностранные языки, арифметика, рисование, танцы,
музыка вокальная и инструментальная, шитье и рукоделие; во втором возрасте
(от 9 до 12 лет) к этому добавлялась география с историей и некоторая часть
экономии или домостроительства; в третьем (от 12 до 15 лет) прибавлялось
чтение исторических и нравоучительных книг, часть архитектуры и геральдики.
Этим собственно и заканчивалось все учение. Геральдика является в ряде наук
как необходимая для развития чувства чести в благородном звании, конечно,
уже по влиянию западноевропейских примеров. Арифметике отдавалась очень
невиданная роль: предписывалось обучать этой науке благородных девиц с
целью, чтобы «вперед содержать в добром порядке домашнюю экономику». В
четвертом возрасте (от 15 до 18 лет) назначалось девицам «повторять свое
учение почти одной практикой». Большую же часть времени они должны были
употреблять на другие занятия: «дежурить понедельно по хозяйству, вести
запись по расходам, договариваться с поставщиками о припасах, каждую
субботу делать расчет и производить платеж, определять цену товара по его
качеству, смотреть, чтоб во всем наблюдаемом был совершенный порядок и
чистота». Кроме того, по две девицы должны были каждый день дежурить в
других классах, как помощницы учительницы: «и от сей практики навыкнуть
заблаговременно, как им, будучи матерями, обучать детей своих и в
собственном своем воспитании найдут себе великое вспоможение, в каком бы
состоянии им жить не случилось».
Для занятий с воспитанницами назначались учительницы во всех классах.
Учительницам предписывалось более всего учить благонравию: «Стараться,
чтобы девицы не привыкали излишне важничать или унылый вид являть. Паче
всего наставлять их в основаниях благоразумия, добронравия,
благопристойности, благородной, а не принужденной учтивости и всех
добродетелей. Чтобы от самого юношества и до возраста приучаемы были к
добродетелям, учтивости, ласковым и приятным разговорам не только с
равными, но и с самыми последними, какого бы звания кто ни был. Через такое
доброе поведение и поступки при первом их в свете вступлении учинятся они
отличными в обществе»
Под словом общество здесь нужно понимать светские собрания,
переродившиеся петровские ассамблеи, где при общих удовольствиях
сближались между собой благородные люди обоих полов и где женское влияние
должно было смягчать грубость мужской натуры. Только в таком обществе
русская образованная женщина могла иметь значение, и, естественно, что к
этому велось всё воспитание благородных девиц.
В интересах светского общества обращалось и особое внимание на
развитие остроумия в девушках.
На практике, действительно, должно было всё свестись к воспитанию
благородной светской барышни, т.к. иного идеала женщины не могла и вызвать
среда. Нельзя упрекнуть императрицу Екатерину, что она думала только о
воспитании дворянских дочерей. 13 января 1765 года императрица подписала
новый указ: «Для пользы общества требуется, чтобы всякого чина и женский
пол воспитан был в добронравии и в приличных состоянию его знаниях и
рукоделиях. В Воскресенском монастыре, учредить училище для малолетних
девушек (мещанского звания) под управлением главной начальницы Общества
благородных девиц».
Таким образом появилось мещанское отделение при Воспитательном
Обществе благородных девиц. Главные основания физического и нравственного
воспитания там были те же. Принимались только шестилетние девочки и
воспитывались до 18-летнего возраста. Обучались Закону Божьему, русскому и
иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, рукоделию, музыке и
пению. Кроме того, приучались к «домостроительству», т.е. к хозяйству, и в
4-м классе должны были быть изучены все женские рукоделия и работы, т.е.
шить, ткать, вязать, стряпать, мыть, чистить и всю службу экономическую
знать.
Воспитательное Общество благородных девиц с мещанским отделением
послужило образцом для других женских институтов, о распространении которых
заботилась уже императрица Мария Федоровна. Так, в 1797 году она открывает
в Петербурге на собственные средства сиротское училище на 50 беднейших
сирот мещанского сословия, вскоре затем названное Мариинским институтом. С
1798 по 1807 гг. Были открыты ещё 4 женских училища в Москве и Петербурге.
Институтское воспитание давало то, что соответствовало тогдашнему
идеалу барышни; оно стало привлекать родителей-помещиков, которые, живя в
своих поместьях, не имели возможности воспитать своих дочерей согласно с
этим идеалом. Дворянство стало на свои средства основывать женские
институты в разных провинциальных центрах, и все они поступали в то же
ведомство, в каком находились институты столичные. Только благодаря женским
институтам, у нас долгое время поддерживалось и распространялось женское
образование.
В сороковых и пятидесятых годах было обращено на женские институты
особое внимание. Они были значительно преобразованы. Цель женского
образования была определена «в образовании добрых жен и полезных матерей
семейств». С этой целью была разработана учебная часть «чтобы с
образованием, в надлежащей мере ума и сердца, воспитанницы могли
приготовиться к будущему важному их значению». С другой стороны,
выставлялось на вид, что «образование свыше состояния учащихся не всегда
для них полезно, иногда обращается им во вред». Задача состояла в
согласовании средств с целями, не выпуская в то же время из вида и
состояния будущих жен материй. Образование женщины должно было резко
отличаться от образования в мужских заведениях. В инструкции
высказывалось следующее: «По предназначению женщины не для службы
государственной или общественной, подобно мужчине, не для ученного поприща,
а для круга семейного, и само воспитание и образование девицы должно быть
направлено к иной цели, чем воспитание юношей».
* * *
Из написанного выше следует, что одной из главных задач
воспитательного процесса была подготовка девушек к семейной жизни, к
осознанию роли матери и жены.
Большой акцент в воспитании личности девушки делался на формирование в
ней качеств, необходимых ей в дальнейшей жизни, при создании семьи и
воспитании детей.
Уделяя особое внимание именно на формирование в девушках женственности
и воспитании в них всех качеств, которые являются составляющими этого
широкого понятия, общество в результате имело хороших матерей, жен, как
говорится, хранительниц семейного очага, которые не только прекрасно
справлялись со своими обязанностями, но и создавали уют и тепло в своих
домах, дарили любовь всем его обитателям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди всего количества достоинств, которые были перечислены в
настоящей работы, к числу недостатков гимназической системы образования XIX
века относились, по моему мнению, следующее:
1) Отчужденность от семьи и бюрократический характер средней школы,
вносящие сухой формализм в живое педагогическое дело, а отсюда
возникновение ложных взаимных отношений между преподавателями и
учениками;
2) Невнимание к личным особенностям учащихся, пренебрежение трудом
нравственным и физическим;
3) Чрезмерность умственной работы, возлагаемой на учеников;
4) Недостаточная умственная зрелость, оканчивающих курс гимназий и
неудовлетворительность подготовки, прошедших курс реальных училищ для
обучения в высших специальных заведениях.
Н. Высотский напоминает о том, какую цель должна достичь классическая
школа – воспитывать бодрых телом и духом, проникнутых хорошими
нравственными началами молодых людей, вполне готовых к восприятию наук в
высших учебных заведениях.
Причинами недостатков, происходящих с системой гимназий в XIX в.
являлось, прежде всего то, что происходит обременение совершенно
непосильным трудом учащихся и чрезмерная умственная деятельность учащихся,
скудность денежных средств, отпускаемых на содержание гимназий, стремление
к установлению совершенно одинаковых порядков во всех средних учебных
заведениях на всем пространстве Российской Империи и проистекавшая отсюда
детальная регламентация, определяющая заранее мельчайшие подробности в
жизни школы.
Литература и источники
1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС. 1996.
№ 9.
2. Панферова В.В. Социология образования //СПЖ . 1996. №4
3. Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные
ориентации молодежи. М., 1995
4. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки //
СОЦИС. 1996. № 6.
5. Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // СОЦИС. 1996. №
8. С.68.
6. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся
молодежи: состояние и перспективы // СОЦИС. 1996. №9. С.88-92.
7. с. с. фролов Социология: учебник. - М.: 1999. -344 с.
8. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы,
пути решения. М., 1992.
9. Борисова Л. Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере
российского учительства 60—90-х гг.): Новосибирск, 1993.
10.. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. -512
11. мухаев Р. Т. Политология: учебник для вузов. М.: 1998. -368 с.
12. Ильин М. В. Выступление на заседании круглого стола "Свободное слово"
18 сентября 1996 г. - "Нужна ли России новая идеология, и если нужна - то
какая?" - М., 1996. - С. 47-53.
13. Мельвиль А. Ю. США - сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической
жизни США 80-х годов. - М., 1986. - С. 35-54.
14. Шапиро И. Введение в типологию либерализма. // "Полис", # 3, 1994. С.7-
12.
15. Струве П. В. О мере и границах либерального консерватизма. // "Полис",
# 3, 1994. С. 131-134.
16. Гарбузов В. Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический
обзор). // "Полис", # 4, 1995. С. 60-68.
17. Государственная идеология /Ковалев А. М. //Вестник МГУ; серия
12;Социально-политические исследования; 1994 №1
18. Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А.
И. Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 1997 №12
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|