МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Рязанский Кремль

    каменных сооружений этого периода почти ничего не сохранилось, кроме

    археологических остатков белокаменного подклета палат Ионы и части

    белокаменной церкви Иоанна Предтечи (подклет и фрагменты I и II ярусов).

    ХVII век для искусства Рязани был самым ярким и плодотворным, несмотря на

    тяжелые испытания, особенно в начале века. Смутное время, нашествие поляков

    в 1611 году. В это время рязанский воевода Прокопий Ляпунов оказал

    действенную помощь Москве в борьбе с интервентами. Не менее тяжелым

    оказалось второе нападение польского войска в 1618 году, во главе с отрядом

    Сагайдачного, который сжег Переславль. Тогда в Кремле, наскоро

    восстановленном, было построено восемь деревянных церквей и дубовая

    колокольня у Архангельского собора. Пожар 1647 года и «моровая» язва опять

    нанесли Переславлю большой ущерб.

    В 1650-х годах были снова отстроены крепостные сооружения Кремля. Кроме

    каменной Глебовской башни ХVI века с проезжими воротами на Московскую

    дорогу, на земляных валах стояло еще 11 деревянных башен, из них три

    проездные.

    Каменное строительство ХVII века оставило целый комплекс интересных в

    художественном отношении зданий. Это новый храм Иоанна Предтечи, в 1692

    году надстроен третий этаж Архиерейского дома, Певческий и Консисторский

    корпус.

    В ХVII веке была построена Архиерейская гостиница и остальные здания

    Архиерейского двора.

    К концу 1699 года на территории Кремля воздвигнут самый замечательный и

    величественный Успенский собор. К нему уже в ХIХ веке была пристроена

    колокольня.

    К постройкам ХVII века относят также Богоявленскую церковь, Спасо-

    Преображенский собор, Гостиница знати, составляющие комплекс Спасского

    монастыря.

    Окружающая монастырь ограда сооружена в середине ХVIII века. С восточной

    стороны она полностью разобрана, но в земле сохранились фрагменты угловой

    северо-восточной башни.

    Замечательно своими художественными формами церковь Святого Духа,

    построенная также в ХVII веке.

    Такова в целом история комплекса Рязанского Кремля, дошедшего до наших

    дней.

    Все памятники Кремля постоянно изучаются и реставрируются. При этом

    открываются все новые и новые страницы его истории и искусства русских

    мастеров прошлого. Так заглянем же в древнюю книгу истории. Сопроводим

    каждый памятник Кремля на пути его возникновения.

    ПО ПЕРЕЯСЛАВСКИМ УКРЕПЛЕНИЯМ

    В давние времена «город» был окружен не только валом, но и стенами и

    башнями. На том месте, где сейчас стоит соборная колокольня, раньше стояла

    Глебовская башня.

    «Это была каменная башня 8,5 сажень длины и 6 сажень ширины. В ней были

    Глебовские ворота, а в воротах калитка. Ворота запирались железным засовом,

    а калитка- маленьким, тоже железным засовом и висячим замком. На стене у

    Глебовской башни висел вестовой колокол в 11 пудов.

    Если ехать от «города» через Глебовские ворота, то у ворот попадешь на

    дубовый мост с перилами, он назывался Глебовским. Сделан он был над

    глубоким сухим рвом. По ту сторону моста были опять ворота, с дубовыми

    вереями и сосновыми притворами, крытые тесом. Ров этот сухой и сейчас есть,

    есть и мост, только не деревянный, а каменный.»[ ]

    Над Глебовскими воротами была каменная часовня, в которой располагался

    образ Пресвятыя Богородицы. Одигитрия. Образ этот является чудотворным. В

    настоящее время он находится в церкви святого Илии пророка.

    Про Глебовскую башню ходят следующие легенды. «В 1521 году крымский хан

    Магмет Гирей осуществлял набег на русскую землю, перешел Оку и подступил к

    Москве. Князь Василий поехал собирать полки, а в Москве остались бояре.

    Стал Магмет около Москвы села. Деревни жечь, разорять, бросился народ в

    Москву: теснота там поднялась, давка, суматоха, хотели было бояре стрелять

    в татар из пушек, да на грех еще пороху не хватило. Подумали бояре и стали

    с Магметом переговариваться, а Магмет им говорит, что тогда уйдет он от

    Москвы, если дадут они ему грамоту, а чтобы в грамоте той было написано,

    что князь московский обязуется платить ему дань. Бояре Магмету такую

    грамоту дали, и сейчас же он ушел от Москвы некий литовец, именем Евстафий

    Дашкович, он привел с собою днепровских казаков. Задумали они с Магметом

    взять Переяславль хитростью: послал Дашкович к переяславцам звать их

    покупать пленных; это затем, чтобы как придут они за пленными, под шумок

    вместе с ними пробраться в город. А Магмет задумал заманить к себе

    московкого наместника. В ту пору в Переяславле уже не князь сидел, а

    московский наместник, и им был Хабар Симский. Приказал ему хан явиться к

    нему в стан потому де, что великий князь теперь его данник, а Хабар

    великого князя холоп и должен и его слушаться, и на грамоту ссылался. А

    Хабар не поверил речам татарских послов о грамоте московских бояр и сказал,

    чтобы ту грамоту ему показали, и татары дали грамоту ему в руки. А тем

    временем Евстафий подошел уже к Переяславлю и, чтобы лучше заманить

    переяславцев, выпустил несколько пленных. Пленники побежали в город, татары

    бросились за ними, кричат, чтобы отдали им пленных. Переяславцы отдали. В

    это самое время пушкарь, немец Иордан, стал стрелять в татар. Татары

    испугались, разбежались. Хан рассердился, но Иордан не выдавал пушкаря.

    Видит Магмет: хитростью Переяславль не возьмешь, и ушел, а грамота

    московских бояр так и осталась у Хабара. Стрелял Иордан, говорят, с

    Глебовской башни».[ ]

    К северу от Глебовской башни стояла глухая, без ворот Спасская башня, на

    том углу, который был обращен к Спасоярскому храму. У нее на крыше была

    маковица, опаянная белым железом, и прапор- железный значок вроде флага. На

    этой башне был нерукотворный образ Спасителя, который в настоящее время

    хранится в Спасоярском храме, у правого клироса.

    «Сажень на 114» от Спасской башни стояла Тайничная башня, предположительно

    там, где спуск к пароходным пристаням на Трубеж, когда их туда переводят в

    период половодья. Это была деревянная четырехугольная башня высотой в 6

    сажень, а длиной и шириной в 3,5 сажень. Называлась она Тайничной потому,

    что в ней был тайник, деревянный, чтобы ходить за водой на Трубеж.

    Тайничная башня была проезжая, с деревянными створчатыми воротами, которые

    запирались железным засовом и висячим замком.

    «От Тайничной башни было 47,25 сажень до угольной Духовской башни. Эта

    башня, тоже деревянная, была восьмиугольная, шириной и длиной по 4,5сажень,

    а вышиной 8 сажень; крыша на ней была шатром. Она стояла недалеко от церкви

    святого Духа, а от нее на 24,25 сажени стояла Ипацкая проезжая башня.

    За Ипацкой башней было еще три башни; все эти башни были глухие без

    ворот».[ ] «На 56,25 сажень от третьей глухой башни на том углу Кремля, что

    выходит к теперешней Дашковской богадельне, стояла Всесвятская глухая

    башня, деревянная, восьмиугольная, с крышей-шатром.

    Рядом с Всесвятской башней стояла Рязанская проезжая башня. Крыша у нее

    была шатром, сверх шатра был сделан выход, где висел вестовой колокол в 10

    пудов. На самой верхушке была маковица и прапор, опаянные белым железом. В

    этой башни были «Рязанские» ворота.[ ]

    На том месте, где сейчас стоит Успенский собор, до 1692 года стояла

    зелейная (пороховая) палата; кроме нее была еще другая палата, в ней

    хранилось оружие. Эти палаты были каменные, одна из палат имела железную

    дверь, другая- деревянную. Кроме пороха и горючей серы в них хранилось и

    оружие: пищали, пистоли, мушкеты, карабины, копья, самопалы, латы и т.д.

    Кроме этого оружия, в «городе» Переяславле хранились пушки, а на случай

    осады были заготовлены дубовые колья и кирпичный лом.

    С той стороны города, где были Спасская, Глебовская и Введенская башни,

    около него был «большой острог», позже окруженный стенами с башнями.

    Об переяславских укреплениях в старину много заботились: «бывало воеводам

    приказывали у города и острога худые места поделать, городовые тайники и

    колодезы чистить, чтобы в городе и в остроге в осадное время без воды не

    было, и ров около города и острога почистить, чтобы ров был не мелок. Еще

    лет 250 тому назад, в 1651 году, много было заделано худых мест в стенах и

    башнях».[ ]

    ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР

    Повесть «Хождение Пименова в Царьград», помещенная в летописи под 1389 г.,

    вносит много нового в наши представления о Переславле Рязанском. Митрополит

    Пимен прибыл в Переславль водным путем, то есть по Оке. Он был встречен у

    города «Сынове великого князя Олега Ивановича Рязанского»: затем тут же:

    «мало от своего места пришедшим,- повествует рассказчик, - и срете нас с

    великою любовию сам князь велики Олег Иванович, и з детми своими, и з

    бояры»...»Еремей епископ Рязанский Гречин «встретил митрополита еще до

    Переславля на границе рязанского княжества у города Перевитска «и пришедшим

    нам ко граду Переславлю, и сретоша нас со кресты, пришед же митрополиту в

    соборную церковь и молебна совершив, и пирова у великого князя».

    В приведенном выше отрывке из «Хождения Пименова в Царьград» имеются

    сведения о древнейшем памятнике Переславля Рязанского- Успенском

    соборе.(переименован в Христорождественский)

    Хорошо известно, что ныне существующий Успенский собор был построен в

    конце ХVII в. группой мастеров, возглавлявшейся талантливейшим зодчим того

    времени Я.Г. Бухвостовым. Все авторы, писавшие об архитектурных памятниках

    современной Рязани, говорят, что в связи с постройкой этого собора, ранее

    существовавший каменный Успенский собор был переименован в

    Христорождественский. Последний неоднократно перестраивался и потому дошел

    до нас, имея внешнее обличие здания начала ХIХ в. (1826 г.)

    В литературе высказано весьма правдоподобное предложение, что первый

    Успенский собор в Переяславле был выстроен великим князем Олегом

    (следовательно, до 1389 г., когда произошла торжественная встреча

    митрополита Пимена) в связи с переносом столицы княжества в этот город.

    Как известно, сам князь Олег с женой были похоронены в Солотчинском

    монастыре, что отмечено даже московским летописным сводом конца ХV в. Его

    сын Федор Ольгович, скончавшиуся в 1427 году, был первым среди других

    членов княжеской семьи похоронен в Переяславском Успенском соборе; каменные

    гробницы рязанских князей и княгинь ХV- ХVI вв. Существовали в Успенском

    (ныне Христорождественском ) соборе вплоть до ХVIII в.

    О наличии в конце ХV в. в Переяславле соборной церкви во имя Успения мы

    имеем прямое свидетельство в виде надписи на покрывале (’’ воздухе ’’): « В

    лето 6993 (следовательно, 1485 год) индикта 3 сей воздух создан бысть в

    церковь Успения Святой Богородицы в граде Переяславле Рязанском...». Собор

    упоминается и в первой половине ХVI в., когда рязанский епископ Иона был

    переведен служить в Успенский собор.

    При введении патриаршества на Руси рязанский епископ ( Митрофан )

    получил в 1589 г. сан архиепископа. По- видимому, в сязи с этим он

    предпринял перестройку Успенского собора с целью придать ему большую

    торжественность и пышность. В записи, относящейся к 1598 г., можно

    прочитать следующее: « Да перед Архиепископли вороты церковь соборная во

    имя Успения Пресвятыя Богородицы каменна новая, сооружает ее Архиепископ

    Митрофан да в пределе Христова Мученика Федора Тирона». Придел Федора

    Тирона упоминается при соборе и раньше. Можно думать, что он был устроен

    еще князем Федором, сыном князя Олега, следовательно, между 1402 и 1427 гг.

    Из документа, дотированного 1598 г., неясно, был ли храм построен вновь

    или он перестраивался. Думается, что имело место последнее, так как в той

    же записи упоминаются гробницы рязанских князей внутри строящегося здания.

    Если бы прежний собор был деревянным и заменился в 1598 году каменным, то и

    гробницы при рытье котлована для фундаментов собора пришлось бы изъять из

    храма (собор отличается сравнительно небольшим размером. Что обязывало

    копать сплошной котлован для фундамента). Наличие сплошного котлована

    привело бы к уничтожению всех имеющихся здесь захоронений.

    Перестройка собора была закончена в начале ХVII в. В 1606 году царь

    Василий Шуйский прислал на стройку каменных дел подмастерья Сергея Абрамова

    и с ним 24 человека каменщиков с наказом завершить постройку собора в том

    же году. О внешнем облике этого храма дает представление опись 1638 года: «

    На площади подле архиерейского двора церковь Успения Пречистыя Богородицы

    каменная о пяти верхах, крыта немецким железом; кровля ветха, кресты

    обложены белым немецким железом; над дверьми в сводах образы спереди и с

    полудни и с севера писаны стенным письмом; над ними киоты крыты немецким

    белым железом. Перед троими дверми три рундука о пяти ступенях без

    папертей. Церковные трои двери железные. Придел Федора Тирона. У правого

    столпа место архиепископле каменное; за столпом пять гробниц каменных,

    почивают великие князи рязанские, а на них покровы бархатные ветхи...»

    «... На левом клиросе столп же каменный, да за столпом три гробницы

    великих княгинь, покровы на них бархатные ветхи гораздо.»

    Это описание дает возможность выяснить облик храма, постройка или

    перестройка которого относится к концу ХVI- началу ХVII века. Собор был

    четырехстолпный, пятиглавый (что так соответствовало тогдашнему зодчеству

    Москвы); он был поставлен на цоколь. Об этом свидетельствует тот факт, что

    к его дверям « вели всходы о пяти ступенях», то есть уровень пола от уровня

    земли поднимался на высоту примерно до 1 м.

    Упомянутый придел Федора Тирона мог помещаться в диаконнике, однако

    небольшие размеры собора заставляют предполагать, что придел представлял

    собой отдельную пристройку, подобную приделу Ирины в соборе Боровского

    Пафнутьева монастыря конца ХVI в. (1598 год) (Придел Федора Тирона

    относится к началу ХV в. и не мог быть создан в конце ХVI в., так как царь

    Федор Иванович имел своим патроном мученика Федора Стратилата).

    Многие авторы, писавшие о древностях Переяславля Рязанского, отмечали

    значительную толщину стен Христорождественского- Успенского собора,

    достигавшую, по их словам, 2 м. Можно было предполагать, что в стенах

    существующего здания сохранились части древнего здания. Действительно,

    стены восточной части собора значительно толще западной. Особенно массивны

    стены апсиды, несмотря на то, что с внутренней стороны они значительно

    стесаны. Трехчастное построение апсиды неоспоримо свидетельствует о том,

    что эта часть здания менее других подверглась перестройке и сохранила.

    Следовательно, свою древнюю форму. Поэтому исследование собора было

    сосредоточено именно на этой части здания. Удаление штукатурки в левой

    части центральной апсиды у стыка со стеной дьяконника показало, что под нею

    находится белокаменная кладка.

    Лишь в месте стыка стены дьяконника со стеной центральной апсиды была

    обнаружена кирпичная заделка, что легко объясняется позднейшими ремонтами

    собора. В этом месте должны были проходить водосточные трубы, неисправность

    которых приводила к разрушению каменной кладки. Последняя оказалась не

    столь совершенной, как в московских памятниках начала ХV в. Блоки камня

    имели неодинаковую длину и ширину (28*31- 33 см. ), значительное

    расхождение имели швы, которые то сужались, то расширялись. Этот характер

    кладки стены собора свидетельствует о продолжении рязанских строительных

    традиций, по- видимому, прочно державшихся среди местных зодчих.

    Кладка апсид из белого камня в период широкого распространения

    большемерного кирпича (конец ХVI в. ) убеждает нас, что они являются частью

    древнейшего каменного собора. Запись, сделанная в 1598 году, явно указывала

    на наличие здесь какого-то древнего здания, построенного задолго до

    строительства, осуществленного в период деятельности архиепископа

    Митрофана: « Церковь соборная ... каменна новая»; следовательно, до этого

    была старая. Сопоставление всех документальных данных об Успенском соборе

    позволяет утверждать, что первый успенский собор был каменным и построен не

    ранее 1382 года (то есть до разгрома Рязани Дмитрием Донским и не позже

    1389 года ( то есть до приезда митрополита Пимена в Переяславль)).

    (Сомнительно, чтобы белокаменный собор мог быть построен в Переяславле

    раньше, то есть в начале ХIII в. (не ранее 1208 г. и не позже 1237 г.)

    Дальнейшие раскопки у стен существующего здания безусловно позволяет многое

    уточнить в архитектуре этого редкого для цетральных русских областей

    памятника каменного зодчества конца ХIV в.

    Точный обмер апсид снаружи и внутри показал, что. По- видимому, в

    последнюю крупную перестройку, в 1826 г.. внутренние стены апсид были

    стесаны и своды обрушены с целью придать алтарю единый пространственный

    объем: произведена надстройка стен, вызванная тем, что вокруг собора

    образовался мощный слой. Новая архитектура фасадов собора с пилястрами

    коринфского ордера, а также расширение окон вызвали облицовку стен

    кирпичом. Замена пятиглавия широким световым барабаном. Перекрывающим

    пространство собора, предопределила уничтожение внутренних четырех столбов

    всех сводов.

    Христорождественский храм является усыпальницей великих рязанских князей и

    княгинь. На правой стороне здесь похоронены:

    -Федор Ольгович, сын Олега Ивановича, скончался в 1427 году;

    -Иван Федорович, скончался в 1456 году;

    -Василий Иванович, сын Ивана Федоровича, скончался в 1483 году;

    -Иван Васильевич Третной, скончался в 1500;

    -Федор Васильевич, младший брат Ивана Васильевича Третного, скончался в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.