МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Самообучение и самообразование студента

    Обязательные приемы, используемые во всех видах групповой деятельности:

    организация успеха, уверенности в собственных силах; организация взаимной

    ответственности; оказание доверия; экспертный анализ, имеющий свои

    оценочные критерии; вопросы к преподавателю.

    Обязательные методы: метод временных ограничений, коллективных

    обсуждений в совокупности с другими методами.

    Обязательные средства: проведение практических занятий (технология);

    использование аудио- или видеотехники; использование справочного материала;

    средства контроля (графики, схемы, таблицы, листы самоконтроля,

    мониторинговые срезы и др.).

    Цели проведения практических работ заключаются в отработке умений и

    навыков, в систематизации и обобщении полученной информации, переводе ее в

    личностные знания, что способствует формированию «Я-концепции» и таких

    практических умений, которые необходимы в профессиональной деятельности

    преподавателя.

    3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ

    В ходе познания и практического действования студент должен понять,

    осознать педагогический процесс как жизненно важный; научиться оперировать

    понятиями, категориями

    педагогики; применять способы, приемы, методы практической

    конструктивной деятельности и общения, приучая себя к постоянному

    пересмотру и совершенствованию педагогики общения, к выработке собственных

    убеждений.

    Студент-заочник, дистантник, готовясь к зачетам, экзаменам,

    самостоятельно проводит ряд практикумов, что позволяет ему получить зачет

    автоматически. Представленные в практических материалах вопросы и задания

    составляют актуальные темы практики и позволяют проверить умения и навыки

    студента в пользовании первоисточниками, учебниками, справочниками,

    дополнительной литературой.

    Решение типовых и нетиповых задач и ситуаций помогает студенту-заочнику

    подготовиться не только к экзаменам, но и к написанию контрольных, курсовых

    и дипломных работ, к практике. Особенно важно упражняться в решении

    нетиповых задач, позволяющих переносить знания в новые ситуации, решать

    задачи нового класса.

    Необходимо подготовить письменно ряд вопросов по выбору к семинару,

    практикуму и представить их преподавателям на сессию, это поможет

    подготовиться к третьему вопросу экзаменационного билета, представляющему

    собой нетиповую задачу.

    Семинар — вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой

    проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных

    сообщений, докладов и т. п. С тематикой семинаров студенты-заочники

    знакомятся заранее, поэтому они могут подготовить ряд вопросов для

    выступления на семинарах, которые проводятся в период сессии. Алгоритм

    подготовки к семинару следующий: выбрав тему, студент составляет свой план-

    график подготовки к семинару. Для приобретения широкого видения проблемы

    студент старается осмыслить ее в общем объеме; познакомиться с темой по

    базовому учебному пособию или другой основной рекомендуемой литературе;

    выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения

    со справочниками, энциклопедией; подготовить план-проспект раскрытия данной

    проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для

    их освещения; составить тезисы выступления на отдельных листах для

    последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для

    сообщения на семинаре; проанализировать собранный материал для

    дополнительной информации по темам семинара; готовясь к выступлению на

    семинаре, по возможности проконсультироваться с преподавателем; относиться

    к собранному материалу, как к источнику будущих исследований.

    Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории

    предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или

    проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе

    сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару — предварительное

    ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.

    Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий.

    Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо

    усваивается новая информация, видны убеждения студента; обсуждаются

    противоречия (явные и скрытые) и недостатки; для обсуждения берутся

    конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно

    ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для педагогической и

    интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой

    ставятся проблемные вопросы); дискуссия может развертываться заочно как

    круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и

    защищаются проектные задания. После этого проходит «мозговой штурм» по

    нерешенным проблемам дискуссии, а также выявляются прикладные аспекты,

    которые можно рекомендовать для включения в курсовые и дипломные работы или

    в апробацию на практике. На сессии преподаватель обобщает результаты

    проделанной студентом работы.

    Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по

    актуальным вопросам образования и чаще всего носят такие названия, как

    «Встреча умов и мнений», «Мое мнение таково...», «Каждый решает по-

    своему...». Попытайтесь выборочно выполнить задания из базового учебника,

    что позволит вам подготовиться к третьему вопросу экзаменационных билетов

    по педагогике и научит умению рассуждать на проблемные темы.

    Семинар-исследование предполагает предварительную работу — написание

    реферата, доклада по итогам опытной работы. Участие в нем — это, прежде

    всего, диалог студента-дистантника с преподавателем. Результаты обсуждаются

    на семинаре или конференции с наглядным показом исследовательского

    материала (схемы, таблицы, графики, диагностические методики). Частично

    материал может быть включен в дипломную работу. При подготовке к семинару-

    исследованию студент изучает результаты теоретических исследований,

    составляет библиографию по теме, учится писать исторические обзоры.

    В пособии мы представляем также семинар-зачет, которым заканчивается

    каждая изучаемая тема. Чтобы хорошо подготовиться к нему, следует решить

    как можно больше практических упражнений, в том числе нетиповых. При

    подготовке следует также остановить свое внимание на опорных схемах,

    таблицах, тестах. Так, например, при подготовке к зачету по педагогике

    дается такой тест: «Что есть педагогика — наука об искусстве воздействия

    воспитателя на поведение воспитанника; наука, изучающая закономерности

    развития ребенка и определяющая направления его воспитания; наука о

    воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с потребностями

    общественно-экономического развития; наука, которая определяет общие

    закономерности становления личности...?»

    Проблемный семинар готовится преподавателем достаточно основательно:

    подбираются проблемные и контрольно-проверочные вопросы. Такой семинар

    возможен только после прохождения темы. К нему студенты готовятся по

    пособиям,а также используют хрестоматии, энциклопедии, справочники,

    словари, журналы.

    К проблемному семинару просматривается литература в рамках различных

    исследовательских школ (например «Традиционные и нетрадиционные подходы к

    проблеме...»).

    Многолетняя практика показала, что наибольшую эффективность приносят

    семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности,

    имеющей определенные особенности, а именно:

    • разделение студентов на группы по их желанию (с обязательным

    • участием студента с устойчивым интересом к данному предмету);

    • постановка общих целей и задач для группы;

    • работа в последовательности — индивидуальная, парная (чаще всего

    • перекрестный опрос), работа в группе, коллективная;

    • обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа

    занятий;

    • экспертный анализ;

    • оценка работы группы преподавателем;

    • проведение самооценки.

    4. ПОДГОТОВКА К ОТЧЕТНОСТИ (КОЛЛОКВИУМ, ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН)

    Наиболее ответственным этапом в обучении студентов является

    экзаменационная сессия. На ней студенты отчитываются о выполнении учебной

    программы, об уровне глубины и объеме полученных знаний. Это

    государственная отчетность студентов за период обучения, за изучение

    учебной дисциплины, за весь вузовский курс. Поэтому так велика их

    ответственность за успешную сдачу экзаменационной сессии. На сессии

    студенты сдают экзамены или зачеты. Зачеты могут проводиться с

    дифференцированной отметкой или без нее с записью в зачетной книжке

    «зачтено» или «не зачтено». Экзамен как высшая форма контроля знаний

    студентов оценивается по пятибалльной системе.

    Залогом успешной сдачи всех экзаменов являются систематические,

    добросовестные занятия студента. Однако это не исключает необходимости

    специальной работы перед сессией и в период сдачи экзаменов. Специфической

    задачей работы студента в период экзаменационной сессии являются

    повторение, обобщение и систематизация всего материала, который изучен в

    течение года.

    Начинать повторение рекомендуется за месяц-полтора до начала сессии.

    Прежде чем приступить к нему, необходимо установить, какие учебные

    дисциплины выносятся на сессию и, если возможно, календарные сроки каждого

    экзамена или зачета.

    Установив выносимые на сессию дисциплины, необходимо обеспечить себя

    программами. В основу повторения должна быть положена только программа. Не

    следует повторять ни по билетам, ни по контрольным вопросам. Повторение по

    билетам нарушает систему знаний и ведет к механическому заучиванию, к

    «натаскиванию». Повторение по различного рода контрольным вопросам приводит

    к пропускам и пробелам в знаниях и к недоработке иногда весьма важных

    разделов программы.

    Повторение — процесс индивидуальный; каждый студент повторяет то, что

    для него трудно, неясно, забыто. Поэтому, прежде чем приступить к

    повторению, рекомендуется сначала внимательно посмотреть программу,

    установить наиболее трудные, наименее усвоенные разделы и выписать их на

    отдельном листе.

    В процессе повторения анализируются и систематизируются все знания,

    накопленные при изучении программного материала: данные учебника, записи

    лекций, конспекты прочитанных книг, заметки, сделанные во время

    консультаций или семинаров, и др. Ни в коем случае нельзя ограничиваться

    только одним конспектом, а тем более чужими записями. Всякого рода записи и

    конспекты — вещи сугубо индивидуальные, понятные только автору. Готовясь по

    чужим записям, легко можно впасть в очень грубые ошибки.

    Само повторение рекомендуется вести по темам программы и по главам

    учебника. Закончив работу над темой (главой), необходимо ответить на

    вопросы учебника или выполнить задания, а самое лучшее — воспроизвести весь

    материал.

    Консультации, которые проводятся для студентов в период экзаменационной

    сессии, необходимо использовать для углубления знаний, для восполнения

    пробелов и для разрешения всех возникших трудностей. Без тщательного

    самостоятельного продумывания материала беседа с консультантом неизбежно

    будет носить «общий», поверхностный характер и не принесет нужного

    результата.

    5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

    Есть целый ряд принципов — «секретов», которыми следует

    руководствоваться при подготовке к экзаменам.

    Первый — подготовьте свое рабочее место, где все должно способствовать

    успеху: тишина, расположение учебных пособий, строгий порядок.

    Второй — сядьте удобнее за стол, положите перед собой чистые листы

    бумаги, справа — тетради и учебники. Вспомните все, что знаете поданной

    теме, и запишите это в виде плана или тезисов на чистых листах бумаги

    слева. Потом проверьте правильность, полноту и последовательность знаний по

    тетрадям и учебникам. Выпишите то, что не сумели вспомнить, на правой

    стороне листов и там же запишите вопросы, которые следует задать

    преподавателю на консультации. Не оставляйте ни одного неясного места в

    своих знаниях.

    Третий — работайте по своему плану. Вдвоем рекомендуется готовиться

    только для взаимопроверки или консультации, когда в этом возникает

    необходимость.

    Четвертый — подготавливая ответ по любой теме, выделите основные мысли

    в виде тезисов и подберите к ним в качестве доказательства главные факты и

    цифры. Ваш ответ должен быть кратким, содержательным, концентрированным.

    Пятый — помимо повторения теории, не забудьте подготовить практическую

    часть, чтобы свободно и умело показать навыки работы с текстами, картами,

    различными пособиями, решения задач и т. д.

    шестой — установите четкий ритм работы и режим дня. Разумно чередуйте

    труд и отдых, питание, нормальный сон и пребывание на свежем воздухе.

    Седьмой — толково используйте консультации преподавателя. Приходите на

    них, продуктивно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами, а

    не просто послушать, о чем будут спрашивать другие.

    Восьмой — бойтесь шпаргалки — она вам не прибавит знаний.

    Девятый — не допускайте как излишней самоуверенности, так и недооценки

    своих способностей и знаний. В основе уверенности лежат твердые знания.

    Иначе может получиться так, что вам достанется тот единственный вопрос,

    который вы не повторили.

    Десятый — не забывайте связывать свои знания по любому предмету с

    современностью, с жизнью, с производством, с практикой.

    Одиннадцатый — когда на экзамене вы получите свой билет, спокойно

    сядьте за стол, обдумайте вопрос, набросайте план ответа, подойдите к

    приборам, картам, подумайте, как теоретически объяснить проделанный опыт.

    Не волнуйтесь, если что-то забыли.

    Контрольные задания и листы самоконтроля уровня знаний

    Проверка уровня знаний, умений и навыков студентов проводится в

    соответствии с требованиями, изложенными в стандартах, и ожидаемыми

    результатами по итогам каждого курса, а также с учетом начального уровня

    знаний и способностей студента.

    Индивидуально-ориентированное обучение как главный принцип современного

    образования предполагает и ряд дифференцированных заданий трех уровней —

    репродуктивного, продуктивного и творческого.

    Особенно важно, чтобы в контрольных заданиях чаще использовались

    задания творческого уровня — на развитие критического мышления,

    исследовательских умений

    (сравнить, систематизировать, найти логическую ошибку, ее причину,

    оценить преимущества и недостатки, привести аргументы и контраргументы,

    составить проверочные тесты по теме, защитить реферат по проблеме) и

    достижения нового знания.

    Использование рейтинговой методики особенно помогает в организации

    самостоятельной работы и со студентами-дистантниками, и с заочниками, как

    по отдельным проблемам, так и по любому заданию и по всем видам учебной

    нагрузки за семестр.

    Если преподаватель хочет проверить, как студент работает над проблемой,

    то оценка заданий производится в комплексе (выполнены все 15 заданий —

    «отлично», 10 заданий — «хорошо» и т. д.).

    Если преподаватель оценивает все практические задания за семестр на 150

    условных единиц, то «отлично» — 100 условных единиц, «хорошо» — 80,

    «удовлетворительно» — 60, из них: обобщающее задание — 30,

    исследовательское задание — 50 условных единиц.

    Для оперативной информации о результатах всей учебно-познавательной

    деятельности студентов-заочников можно провести мониторинговые исследования

    по вопросам:

    — планирование развития психолого-педагогических знаний на курсе,

    факультете;

    — результативность нововведений (спецкурсов, специализаций и т. д.);

    — качество работы преподавателей и студентов;

    — соотношение инвариантной и вариативной части базисного учебного

    плана.

    Мониторинг демонстрирует лишь общую картину действий всех факторов,

    влияющих на обучение, а также показывает по итогам результативности

    направления, нуждающиеся в более детальном исследовании.

    Методика проведения мониторинга заключается в следующем:

    — выделяются учебные дисциплины, составляющие определенную

    образовательную область;

    — определяются сроки проведения (например посемест-ровые);

    — выделяется количественный состав учащихся;

    — выписывается таблица оценок учащихся по всем предметам;

    — вычисляется индивидуальный средний балл по группе и т. д.

    Понимая значимость этих общих мер комплексной проверки результативности

    образования, следует учесть особое значение системности и

    последовательности контроля со стороны каждого преподавателя и самоконтроля

    знаний со стороны студентов. В нашей практике для контроля за деятельностью

    студентов используются системы контрольных вопросов по каждой теме,

    контрольно-срезовые задания по отдельным вопросам, темам, проблемам.

    Коллективно-познавательная деятельность также предполагает разные типы

    контроля со стороны студентов — в парной и групповой деятельности (листы

    взаимоконтроля, таблицы, сводные таблицы по анализу занятия в группе и

    др.).

    Особое внимание мы придаем контрольно-срезовым заданиям, проводимым по

    итогам темы. Каждое задание имеет не менее трех взаимосвязанных вопросов,

    позволяющих не только провести «срез» знаний студентов по теме, но и

    подумать над педагогической технологией подачи данной темы в условиях

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.