МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Самостоятельная работа как условие эффективного усвоения нового материала

    деятельности способствует развитию речи и овладению научной терминологией.

    Элементарный подсчет показывает, что обычно ученик говорит на уроке «по

    делу» не более 1-2 минут. Значит, если мы предложим учащимся думать «про

    себя» в течение 10-15 минут о тексте учебника, проговаривая рассуждения,

    чтобы правильно сделать записи в тетради, то мы значительно увеличим объем

    воспроизводимой каждым из них учебной информации. А поскольку письменная

    речь более точна, чем устная, в ней все, каждое слово должно быть продумано

    и взвешено, она в большей степени служит развитию логического мышления

    школьников и их культуры мысли.

    Надо отметить, что в логическую цепочку можно уложить материал на

    одного, а 2-3 параграфов. Например, возможно составление такой цепочки:

    опыты по изменению формы и объема тел — промежутки между частицами вещества

    — молекулы — размеры молекул — состав молекул воды. Каждое звено цепочки в

    процессе рассказа учителя и работы с текстом учебника «наполняется»

    содержанием — экспериментальными и логическими подтверждениями, которые

    кратко фиксируют на доске и в тетрадях. В качестве плана ответа логическая

    цепочка имеет преимущества перед вопросами к параграфу: она меньше по

    объему, более целенаправленно отражает содержание параграфа и лучше

    запоминается. Использовать ее целесообразнее на стадии изучения материала.

    А на обобщающих уроках предпочтительнее структурные схемы, строят

    которые по алгоритму: факты — гипотеза следствия проверочный эксперимент —

    выводы. Вот как выглядит подобного рода схема по теме «Первоначальные

    сведения о строении вещества»: исходные факты (изменение объема тел при

    нагревании, охлаждении, сжатии или растяжении) — гипотеза (все тела состоят

    из молекул, находящихся в непрерывном движении, между ними существуют

    промежутки) — следствие (существование различных агрегатных состояний

    вещества) — эксперимент (диффузия, броуновское движение, притяжение

    свинцовых цилиндров) — выводы.

    Вторая группа — это умения извлекать знания из наглядного материала

    учебника, которого там много. Рисунки и фотографии из школьного учебника

    знакомят с

    1) информацией, помогающей уяснить главные понятия и закономерности;

    2) машинами (например, автомобильного, железнодорожного, водного,

    воздушного и космического транспорта);

    3) бытовыми приборами и инструментами (например, лампой накаливания,

    электролитами, пылесосом, термосом, холодильником, телевизором,

    ножницами и т.д.);

    4) измерительными приборами (например, термометром, весами, секундомером,

    барометром, манометром, амперметром и др.);

    5) графическими условными обозначениями электрических приборов;

    6) дискретной фиксацией изучаемых явлений и процессов (например, на

    рисунке могут быть показаны начальный, промежуточный и конечный

    результаты диффузии);

    7) реальным видом реальных физических объектов;

    8) различными графиками и схемами.

    Психологическая особенность восприятия рисунков состоит в том, что

    вначале человек как бы приковывает свой взор к изображения и интенсивно

    всматривается в него, запоминая. Но эта реакция быстро угасает, если не

    организовать специальную деятельность по анализу изображения, выделения в

    нем наиболее значимых компонентов (например, по рисунку двигателя

    внутреннего сгорания — поршня цилиндра, впускного и выпускного клапана,

    свечи) или отдельных этапов процесса (скажем, в ДВС — впуск рабочего тела —

    такт сжатия — рабочий ход — выпуск). Серия рисунков учебников второго типа

    может послужить основой для повторения учеником устного рассказа о ДВС.

    Графики позволяют раскрывать динамику исследуемых явлений процессов,

    выявлять причинно-следственные связи, устанавливать количественные

    зависимости и записывать их в виде формул. Например, из графика зависимости

    скорости равномерного движения от времени легко извлечь формулу [pic],

    т.е. графики не только дают картину протекания явления или процесса, но и

    вооружают учащихся экономным методом исследования.

    Все сказанное убеждает в том, что в учебном процессе необходима

    различная по форме работа с иллюстративным материалом учебника. При этом

    эффективны такие задания:

    - внимательное рассмотрение рисунков, схем, чертежей, графиков с целью

    выявление природы и особенностей физического процесса (устное или

    письменное задание);

    - составить собственную опись рисунков, сопоставить рисунки с текстом

    учебника (эти задания развивают наблюдательности, аналитическое

    мышление, умение выражать свои мысли);

    - установление и развитие причинно-следственных связей (давая такое

    задание нужно обратить внимание учащихся на то, что причину и следствие

    нужно относить только к конкретному событию, явлению, процессу,

    поскольку один и тот же факт в одних условиях может быть причиной, в

    других — следствием);

    - можно внести изменения в ту или иную схему, график, экспериментальную

    установку, приведенные в учебнике и попросить учащихся дать описание

    процесса в новых условиях.

    Третья группа — это умения, связанные с решением задач. В учебниках

    обычно представлены различные типы задач: задачи-рисунки, качественные,

    графические, расчетные, задачи с образцами решения, экспериментальные.

    Учебник может помочь в выработке умений решать их. Полезно предлагать такие

    задания:

    - прочитать условие задачи и найти в учебнике параграф или фрагмент в нем

    с описанием того физического явления, о котором идет речь в условии;

    - найти в учебнике условные обозначения необходимых физических величин,

    формулы, таблицы для определения искомой величины;

    - после решения задачи-вопроса и получения ответа найти в учебнике тот

    материал, который подтвердит его правильность(например, после ответа на

    вопрос «как набирают чернила в авторучку?» записать в тетрадь фразы:

    «чернила набираются по действием атмосферного давления»; ученик находит

    в учебнике слова — подтверждения о том, что в пространство,

    образующееся под поднимающимся поршнем, устремляется вслед за поршнем

    вода под давлением наружного воздуха).

    Четвертая группа — умения работать с таблицами физических величин. Для

    их отработки полезно формировать навык производить следующие действия:

    - объяснить, пользуясь таблицей в учебнике, физический смысл значений

    входящих в нее величин;

    - находить наибольшее и наименьшее значение для названного интервала

    значений;

    - составлять задачи с использованием таблиц.

    Эта работа формирует у учащихся количественные представления об

    изучаемых физических величинах, умения работать со справочником, понимать

    смысл входящих в него данных.

    Пятая группа — экспериментальные умения. Для их формирования нужна

    большая практика. Поскольку лимит учебного времени не позволяет резко

    увеличить число классных фронтальных работ, то можно применять домашние

    экспериментальные задания, тематика, содержание и методика которых

    адекватны программным лабораторным работам, разница в объектах исследования

    и измерительных инструментах. Для выполнения этих заданий учебник необходим

    как руководство к действию. Например, в классе проделана лабораторная

    работа «Изучение мензурки и измерение с ее помощью объема жидкости». На дом

    можно дать похожие экспериментальные задания: «Определить цены деления и

    пределы измерения домашних измерительных приборов: мерных кружек,

    медицинского шприца, детских бутылочек для молока», «определить вместимости

    посуды (кружки, чашки, стаканы, глубокие тарелки), которой вы пользуетесь».

    Подобного рода здания сближают обучение и практическую жизнь.

    Домашнее экспериментальное задание предлагается выполнить по учебнику:

    найти в нем описание похожей лабораторной работы и выполнить «те действия,

    которые включены в указания к работе».

    Шестая группа — умение ориентироваться в тексте и справочном материале

    учебника. Для их выработки можно использовать такие упражнения:

    - по оглавления рассказать о тематической структуре учебника, тематике

    его параграфов;

    - по предметно-именному указателю найти материал о таком-то ученом и

    пересказать его.

    В настоящее время учебник чаще всего используется для повторения

    материала дома, реже — на уроках в качестве справочника или источника

    упражнений и задач и очень редко — источника самостоятельного приобретения

    знаний (в лучшем случае на эту работу учеников отводится 2-3% времени

    урока). Такая недооценка возможностей применения учебника отрицательно

    сказывается на развитии общеучебных навыков школьников.

    За время обучения в средней школе учащиеся должны овладеть следующими

    умениями и навыками в работе с книгой:

    - уметь пользоваться оглавлением, предметно-именным указателем;

    - уметь выделять главное (существенные признаки изучаемых явления,

    сущность законов и др.) в прочитанном тексте;

    - уметь самостоятельно разобраться в математических выводах формул;

    - уметь пользоваться рисунками, таблицами и графиками;

    - уметь составлять план и конспект прочитанного материала;

    - уметь излагать прочитанное своими словами, логично, последовательно;

    дополнять материал имеющий в учебнике, сведениями, полученными из

    других источников;

    - уметь работать, составить библиография по интересующему вопросу.

    Перечисленные умения и навыки необходимы и для продолжения обучения в

    вузе, особенно в системе заочного и вечернего образования.

    В VI классе ученикам на уроках физики необходимо объяснить, почему

    выделенные в учебнике жирным шрифтом определения нужно заучивать дословно.

    Для этого следует прочитать определение, выпустив из него одно или два

    слова, а затем разобрать, как изменился смысл. Здесь же следует разъяснить,

    зачем в учебнике применяется жирный, обычный и мелкий шрифты.

    Для использования иллюстративного материала учебника следует давать

    задания типа: «Рассмотрите рисунок установки и выясните:

    1) физическое явление, которое она показывает,

    2) ее составные части и их назначение,

    3) наличие описания установки в тексте параграфа.

    Сопоставьте это описание с рисунком»; «Проанализируйте график и

    определите:

    1) величины, которые отложены на координатных осях,

    2) ход процесса,

    3) значение функции при данном аргументе» и т.п.

    так, например, при самостоятельном изучении шестиклассниками по

    учебнику системы водопровода роль ориентировочной основы для нее

    выполняет следующие вопросы-задания:

    1. Назвать основные части системы водопровода и найти их на схеме, указать

    значение (см. рис. 6).

    2. Показать на схеме части водопровода, представляющие собой сообщающиеся

    сосуды.

    3. Описанный в учебнике водопровод называется башенным. Объясните почему.

    Какие вы еще знаете системы водопровода.

    Обучая школьников умению работать с учебником при решении задач, можно

    давать такие задания: 1) прочитайте параграф, в котором описано данное

    явление или закон, 2) найдите обозначения физических величин, нужных для

    решения. 3) выберите необходимые формулы, 4) найдите в таблицах справочный

    материал (значения описанных физических величин).

    Для выработки умений пользоваться различными таблицами физических

    величин рекомендуется давать такие задания: 1) объясните физический смысл

    приведенных в таблице значений величин, 2) найдите наибольшее и наименьшее

    значение величины и др.

    В VII классе: самостоятельно выделить главное в изучаемом материале,

    составлять план прочитанного параграфа. Эту работу следует выполнять

    вначале на уроке, а затем — дома. Для поощрения учеников лучшие планы можно

    зачитывать на уроке и разрешать учащимся пользоваться ими при ответе.

    В VII — XI классах следует формировать более сложные умения: составлять

    и использовать обобщенные планы, анализировать и синтезировать текст

    учебника, обнаруживать и понимать логические связи внутри его отдельных

    глав, разделов и всей книги.

    Самостоятельная работа школьников с учебником должна находиться в

    логической связи со всеми другими видами деятельности учителя и учащихся на

    уроке.

    Учебник должен быть использован и на уроках для усвоения нового

    материала, что способствует активизации учащихся в процессе обучения.

    Это может быть осуществлено в следующих случаях:

    Часто работа с учебником может быть проведена в связи с демонстрацией

    опыта.

    Например, при изучении вынужденных колебаний ставится опыт для

    наблюдения резонанса маятников и внимание учащихся обращается на то, что

    данное явление возникает, когда маятники имеют одинаковую частоту. Как же

    его объяснить? Учащимся дается задание: найти объяснение в книге (§ 51).

    После самостоятельной работы учащихся в беседе подчеркивается сущность

    резонанса, закрепляется его оформление, а затем вычерчивается на доске

    резонансная кривая.

    Иногда можно начать изучение темы с самостоятельной работы на уроке с

    учебником. Это возможно в том случае, если учащиеся имеют запас знаний,

    необходимых для правильного понимания нового материала. Например, на уроке,

    посвященном изучению процесса кипения, вначале вспоминаем основные

    положения молекулярно-кинетической теории, явления испарения, охлаждения

    при испарении, наличия давления насыщенного пара и т.д. затем после

    постановки новой темы предлагается прочитать § 91 «Кипение». В это время

    учитель пишет на доске вопросы:

    . Чем объяснить появление пузырьков внутри жидкости вначале

    нагревания?

    . В чем причина поднятия пузырьков?

    . Объясните увеличение объема пузырьков?

    . Объяснение различие в изменении объема поднимающихся пузырьков в

    начале нагревания и после того, как жидкость прогрелась.

    . Что называется кипением?

    . При какой температуре происходит кипение?

    . Как изменяется температура кипения жидкости с изменением давления?

    Почему?

    По учебнику школьники готовят ответы на эти вопросы, после чего

    проводится беседа, в которой разбирается процесс кипения с молекулярно-

    кинетической точки зрения. У учащихся возникает желание наблюдать процесс

    нагревания и кипячения воды. Ставится опыт с кипячением воды в колбе.

    Обращается внимание на возникновение и стремительное поднятие пузырьков,

    проверяется постоянство температуры при кипении жидкости, снижение

    температуры кипения при уменьшении давления (с той же колбой), кипение

    раствора поваренной соли.

    Такая методика создает прочное усвоение материала, так как

    самостоятельная работа учащихся сочетается с их активной мыслительной

    деятельностью, направляемой учителем.

    Большое значение имеет привитие школьникам умений не только находить

    формулировки в тексте учебника, но и давать определения на основании чтения

    его текста. Например, при изучении свободных колебаний ставим следующий

    опыт. Поднимаем маятник на некоторую высоту, а затем отпускаем его.

    Ставится вопрос: «За счет какой энергии маятник колеблется?». Очевидно, за

    счет потенциальной энергии, сообщенной маятнику вначале. Говорим, что такие

    колебания называются свободными. Ставится задача сформулировать, какие

    колебания называются свободными. Прочитать начало § 51, учащиеся

    формулируют: «Колебания, которые происходят благодаря только начатому

    запасу энергии, называются свободными.

    Как показывает опыт, при таком сочетании демонстрации, слова учителя и

    использования учебника, школьники не только усваивают содержание

    определения, но и запоминают его формулировку.

    Если для постановки новой темы и для ее усвоения нужно базироваться на

    давно пройденном и частично забытом учащимися материале, то соответствующую

    подготовку можно провести при помощи учебника.

    При закреплении нового материала на уроке полезно использовать учебник

    для связи нового материала с пройденным ранее, но родственным, логически

    связанным с ним. При этом происходит не только закрепление вновь

    изученного, но и расширение и углубление старого материала, который может

    предстать в несколько новом свете. Это особенно полезно при формировании

    основных понятий курса физики — силы, массы, энергии, теплоты и т.д.

    Очень полезной является методика обобщения учебного материала на уроке,

    когда она проводится по учебнику с последующим анализом прочитанного. По

    указаниям и направляющим вопросам учителя школьники быстро просматривают

    текст учебника; при этом они не читают все параграфы целиком (на это нужно

    было бы очень много времени), но, хорошо ориентируясь в знакомом тексте,

    быстро находят нужное. Например, по темам «Колебание и волны» и «Звук»

    обобщение и систематизацию проводят следующим образом:

    Ставиться ряд вопросов, на которые учащиеся отвечают, пользуясь по мере

    надобности книгой.

    . Какие колебания называются гармоническими?

    . Какие величины их характеризуют?

    . В чем заключаются законы гармонического колебания?

    . Какие колебания называются свободными? Вынужденными?

    . В чем заключается явление резонанса, каково условие его появления?

    . Что называется волновым движением? Длиной волны?

    . От чего зависит скорость распространения звуковых колебаний:

    высота, громкость, тембр звука?

    Таким образом, когда учащиеся вспомнят основные вопросы темы, учителю

    легко сделать обобщение. При этом школьники гораздо глубже осознают

    систематизацию учебного материала. Домашнее задание на повторение по

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.