МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

    Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

    Министерство образования Российской Федерации

    Иркутский педагогический колледж № 2

    Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение

    подростков к спиртным напиткам

    (Дипломная работа)

    Выполнила: Зюзина Н. С.

    студентка 4 курса 5 группы,

    специальность 0314

    "Социальная педагогика"

    Научный руководитель:

    Деревцова

    Е. Н.

    Иркутск 2002

    СОДЕРЖАНИЕ

    |ВВЕДЕНИЕ | |

    |Глава 1. Теоретические подходы, рассматривающие проблемы | |

    |влияния семьи алкоголиков на социализацию подростков | |

    |1.1. Семья – главный социальный институт | |

    |1.2. Влияние семьи алкоголиков на социализацию подростка | |

    |1.3. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение | |

    |подростков к алкоголю | |

    |1.4. Социально-педагогическая деятельность с семьей | |

    |алкоголиков | |

    |Глава 2. Алкоголизм семьи как фактор риска, обусловливающий | |

    |положительное отношение подростков к спиртным напиткам | |

    |2.1. Отношение подростков к алкоголю | |

    |2.2. Подростки, воспитывающиеся в семье алкоголиков | |

    |2.3. Факторы риска в семье алкоголиков, обусловливающие | |

    |положительное отношение подростков к спиртным напиткам | |

    |РЕКОМЕНДАЦИИ | |

    |ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |

    |СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |

    |ПРИЛОЖЕНИЕ | |

    Введение

    Семья – древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в

    человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были

    залогом стабильности и благополучия в обществе. Именно в семье человеческая

    индивидуальность присоединяется к общественной культуре, в ней человек

    усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. Однако

    современные семьи переживают кризис, существуя в мире жестокого обращения

    с детьми, насилия в браке, алкоголизма и других проблем.

    На сегодняшний день в России отмечается рост числа семей

    алкоголиков. Такие семьи – острая социально-педагогическая проблема, так

    как они не выполняют основную общественную функцию – воспитательную. По

    результатам различных исследований (Л.С. Алексеевой, М. М. Плоткина, А.С.

    Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено отрицательное

    влияние алкогольной семьи на нравственное и психическое развитие подростка.

    Деятельность социального педагога заключается в том, чтобы помочь семье

    находящейся в кризисе.

    Цель исследования: выявить обусловленность отношения подростка к

    спиртным напиткам от факторов риска, существующих в неблагополучной семье

    алкоголиков.

    Объект: отношение подростков к спиртным напиткам.

    Предмет: отношение подростков к спиртным напиткам из семьи-

    алкоголиков.

    Гипотеза: одним из факторов риска, обуславливающим положительное

    отношение подростков к спиртным напиткам является семья алкоголиков, в

    которой:

    - родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков,

    - периодическое употребление алкоголя родителями,

    - в семье приняты алкогольные традиции,

    - подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные

    напитки и др.

    Задачи:

    1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на

    социализацию подростка.

    2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам.

    3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие

    положительное отношение подростков к спиртным напиткам.

    4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное

    воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-

    профилактические мероприятия.

    Во введении дипломной работы включены актуальность проблемы и

    понятийный аппарат исследования.

    В теоретической части исследования рассмотрены вопросы влияния семьи

    алкоголиков на социализацию подростков.

    Во второй главе изучены факторы риска в семье алкоголиков

    обуславливающие положительное отношение подростка к спиртным напиткам.

    В выпускной квалификационной работы представлены рекомендации

    предлагаемые социальным педагогом родителям по антиалкогольному воспитанию

    подростков.

    Глава 1. Теоретические подходы, рассматриваемые проблемы влияния семьи

    алкоголиков на социализацию подростков

    1.1. Семья – главный социальный институт

    Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за

    всю историю своего существования. Т. А. Куликова рассматривает семью как

    малую социально-психологическую группу, члены которой связаны брачными или

    родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной

    ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена

    потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

    Исследователь считает, что семья – это специфический социальный институт, в

    котором определяются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из

    них в отдельности [ ]. Семья – это «дом», объединяющий людей, где

    закладывается основа человеческих отношений, осуществляется первая

    социализация личности [ ]. Семья, по признанию ученых, – одна из

    величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего

    существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без

    семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано

    общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек

    независимо от возраста. В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку

    межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений.

    По мнению В. И. Курбатовой, «семья – это малая группа, основанная на браке

    или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью

    и моральной ответственностью» [ ]. Ф. Адлер определил семью как

    общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего

    большого человеческого общества [ ].

    Для одних семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие

    взаимных забот, радости; для других – своего рода поле брани, где все ее

    члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом,

    невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство

    живущих на земле связывает прежде всего с семьей: счастливым себя считает

    тот, кто счастлив в своем доме [ ].

    Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет

    на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все

    социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность

    от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых

    традиционных и устойчивых социальных институтов [ ].

    В понятие «семья» изначально входили представления о питании

    (кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат

    функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья

    является первичной защитной средой индивида [ ]. Семья – это и

    результат и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья –

    важнейший источник социального и экономического развития общества. Она

    производит главное общественное богатство – человека [ ].

    Основное значение семьи – удовлетворение общественных, групповых и

    индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья

    удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и воспроизводства

    населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого

    своего члена, а также общественные (групповые) потребности [ ].

    Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во

    многом зависит дальнейшая судьба человека [ ]. Семью характеризует

    несколько факторов.

    Первое, что характеризует как фактор воспитания – это ее

    воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и

    деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста

    развивается как существо социальное, для которого среда является не только

    условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и

    прежде всего со средой социальной, микросредой, усвоение им «созданной

    человечеством культурой» (А. Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его

    психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для

    ребенка первой культурной пищей, многогранна, она включает в себя предметно-

    пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное

    окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду

    воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное

    питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения,

    аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и

    образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят

    методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

    Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций:

    прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам и т.д. [Стефан, с. 58].

    Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она

    воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.

    Особенность воспитательной деятельности семьи – в ее

    непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой

    малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные

    «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств,

    качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное

    место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования,

    запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни

    вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего

    характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода,

    присмотра, обучения, воспитания. Домашнее воспитание сугубо индивидуально,

    конкретно, персонализированно; благодаря этому оно благоприятно для

    инициирования активности ребенка. Активность самого ребенка, реализуясь в

    той или иной деятельности – основа формирования социально-психологических

    новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие

    свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребенка со

    средой, в процессе его собственной активной деятельности.

    Содержание семейного воспитания очень разнообразно. В семье ребенок

    бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не

    всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт,

    приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму

    наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается

    собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или

    иных явлений, объектов. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам

    поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно,

    благодаря его общению со всеми членами семьи. Семья предоставляет ребенку

    разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться,

    приобретая свой собственный социальный опыт. Можно с полным правом говорить

    о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры

    складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ

    жизни.

    С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую

    общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на

    общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные

    временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от

    поколения к поколению. Наблюдается и заимствование новых способов

    воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, о

    которых узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических

    возможностей семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его

    здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии.

    Это тоже характеризует семью как фактор воспитания.

    Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является

    организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок,

    в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями,

    которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром

    организуют родители и другие члены семьи. По мере овладения ребенком теми

    или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности,

    но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная

    поддержка, одобрение, оценка, иногда – подсказка, дополнительная информация

    о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Следует

    помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его

    возможностей.

    Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда

    бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и

    способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут

    в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и

    средств к существованию, аморальное поведение и др.)

    Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими

    воспитательными возможностями, или, говоря языком науки, – воспитательным

    потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и

    целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего

    воспитания.

    Понятие «воспитательный (иногда говорят – педагогический) потенциал

    семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет

    однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик,

    отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые

    определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей

    степени обеспечить успешное развитие ребенка [ ].

    А. С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что

    воспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но

    процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети

    – это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом.

    Семья представляет собой систему социального функционирования

    человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и

    физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных,

    условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих

    членов чувством любви, общности и радости жизни […..].

    Таким образом, будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет ряд

    функций (от лат. functis – действие), важна для общества, необходима для

    жизни каждого человека […..].

    Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями,

    детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют

    микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное

    самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается остальной

    мир и свое место в нем […..].

    Характеризуя современную семью как целостное образование, следует

    выделить ее основные особенности.

    Преобладание городских семей. Число семей в городах выше, чем в селе.

    Город в определенной степени снижает, во-первых, значимость родственных

    связей; родственники чаще встречаются только на юбилеях, свадьбах,

    похоронах. Во-вторых, в городе ослабевает социальный контроль за поведением

    молодежи со стороны родственников, что влечет за собой более легкомысленное

    отношение к добрачным связям, бракам с малознакомыми людьми, спешности и

    массовости разводов и т.д. В-третьих, наблюдается усиление материнского

    влияния на детей и снижение отцовского («скрытая безотцовщина»), что в

    конечном счете свидетельствует о снижении воспитательных функций семьи.

    Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного

    коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность

    семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества,

    семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому

    на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными:

    появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержанием ранее

    возникшие […..]. Между функциями, по мнению исследователей, существует

    тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость; поэтому какие-либо

    нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой […..].

    Галогузова выделяет следующие функции.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.