МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

    интерес к алкоголю.

    Методы исследования.

    1. Беседа «Отношение подростков к спиртным напиткам» (в устной форме).

    Материал: перечень вопросов.

    Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 13

    вопросов.

    1. Мое желание выпить зависит от настроения:

    а) редко

    б) иногда

    в) всегда

    2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться:

    а) да

    б) нет

    в) свой вариант

    3. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет:

    а) иногда

    б) всегда

    в) свой вариант

    4. Я люблю выпить в веселой компании:

    а) да

    б) нет

    в) иногда

    5. Я боюсь пить спиртное потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и

    презрение:

    а) да

    б) нет

    в) свой вариант

    6. Спиртное не вызывает у меня веселого настроения

    а) да

    б) нет

    в) не всегда

    7. К спиртному я испытываю отвращение:

    а) да

    б) нет

    в) свой вариант

    8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или

    тревоги:

    а) да

    б) нет

    в) иногда

    9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной

    головной боли впоследствии:

    а) да

    б) нет

    в) иногда

    10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам:

    а) да

    б) нет

    в) свой вариант

    11. Спиртные напитки меня пугают:

    а) да

    б) нет

    в) иногда

    12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир:

    а) да

    б) нет

    в) иногда

    13. Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию:

    а) да

    б) нет

    в) иногда

    По результатам беседы можно сделать следующий вывод: большинство

    подростков положительно относятся к спиртным напиткам:

    . 5% не употребляют спиртных напитков, считают, что это вредно для

    здоровья и что в их возрасте употреблять спиртное еще нельзя;

    . 15% употребляют спиртные напитки 1 раз в неделю, выпивают на

    дискотеке, говорят, что так интереснее проводить время;

    . 20% употребляют спиртные напитки 2-3 раза в месяц; это происходит

    либо по праздникам, либо в кругу друзей; утверждают, что в малых

    дозах это здоровью совершенно не вредит.

    . 60% употребляют спиртные напитки чаще 3 раз в неделю, считают, что

    это модно и совершенно не вредит их здоровью, чаще все это происходит

    в кругу друзей;

    Тест

    «Определение подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи»

    Материал: перечень вопросов на листе бумаги.

    Инструкция: подростку предлагается изучить тест и ответить на 14

    вопросов.

    Первое в жизни употребление алкоголя оставило у вас приятные воспоминания?

    Алкоголь для вас – средство занять свободное время?

    Ваши друзья выпивают чаще двух раз в месяц?

    Разговоры о выпивке вызывают у вас желание выпить?

    Приходила ли вам когда-нибудь мысль о необходимости сократить употребления

    алкоголя?

    Появлялось ли у вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с

    употреблением алкоголя?

    Считают ли некоторые ваши знакомые, что вы много пьете?

    Считают ли некоторые ваши родные или родственники, что вы много пьете?

    Бывает ли вам трудно провести день рождения или праздник, совершенно не

    выпивая.

    Бывает ли вам трудно воздержаться от приема алкоголя?

    Были ли у вас когда-либо неприятности в учебе или на работе из-за

    употребления алкоголя?

    Задерживались ли вы дружинниками или милицией в состоянии опьянения?

    Забывали ли вы часть минувшего вечера после выписки?

    Случалось ли вам выпивать утром, натощак, чтобы улучшить свое состояние?

    По результатам теста:

    20% юношей положительно относятся к спиртным напиткам;

    35% юношей относятся к ним отрицательно;

    15% девушек положительно относятся к спиртным напиткам;

    30% девушек относятся к ним отрицательно.

    Анкета

    «Что значит алкоголь для подростка»

    Материал: перечень вопросов.

    Инструкция: подростку предлагает изучить анкету и ответить на 15

    вопросов.

    1. Фамилия, имя.

    2. Класс.

    3. Ходите ли вы на дискотеку?

    4. Спиртное – это…

    5. Вы его употребляете:

    а) да; б) нет; в) иногда

    6. Во сколько лет вы попробовали спиртные напитки?

    7. Для чего вы их употребляете:

    а) поднять настроение;

    б) таким образом утверждаю свое я;

    в) потому что это делают все мои друзья.

    8. Какие из спиртных напитков вам больше нравятся?

    а) пиво;

    б) вино;

    в) коктейль;

    г) свой вариант.

    9. Как вы выбираете спиртные напитки?

    а) по градусам;

    б) по вкусу;

    в) мне все равно, что употреблять;

    г) свой вариант.

    10. Часто ли вы употребляете спиртные напитки?

    а) да

    б) нет

    в) иногда

    г) свой вариант

    11. Где это обычно происходит?

    а) дома

    б) на дискотеке

    в) в кругу друзей

    г) свой вариант

    12. У вас дома принято употреблять спиртные напитки?

    а) да

    б) нет

    в) иногда

    13. Как вы думаете, в праздники обязательно употреблять спиртные

    напитки?

    а) да (почему?)

    б) нет (почему?)

    14. Как вы думаете, что такое алкоголизм?

    15. Ваше отношение к нему?

    а) положительное

    б) отрицательное

    в) безразличное

    г) свой вариант

    По результатам анкетирования мы распределили обследуемых подростков на

    следующие группы:

    К 1-й группе подростков (15%) относятся подростки, которые не

    употребляют спиртных напитков;

    ко 2-й группе подростков (50%) относятся подростки, эпизодически

    употребляющие спиртные напитки;

    3-я группа подростков (35%) характеризуется умеренным употребление

    спиртных напитков;

    в 4-й группе подростков (0%) никто систематически не употребляет

    спиртных напитков.

    Беседа с педагогами школы

    Материал: перечень вопросов в устной форме.

    Инструкция: педагогам предлагается ответить на ряд вопросов.

    Определенное время проработав в школе, как вы думаете, какова степень

    влияния алкоголизма родителей на социализацию подростков?

    Встречались ли в вашей практике случаи негативного влияния на подростка?

    Есть ли на данный момент такие случаи?

    Как вы можете охарактеризовать личность таких подростков, их поведение?

    Каково ваше собственное отношение к таким подросткам?

    На ваш взгляд, в каком возрасте происходит знакомство с алкоголем?

    Не могли бы вы сейчас назвать причины, побуждающие к употреблению спиртных

    напитков?

    Какая из них является основной (занимает первое место)?

    Какую работу проводите вы по предупреждению алкоголизма среди детей и

    подростков?

    Имеет ли она результаты?

    По результатам беседы можно сделать следующие выводы: алкоголизм среди

    подростков встречается все чаще. Основной возраст, с которого начинается

    употребление спиртных напитков, примерно 11 лет. Педагоги называют основные

    причины:

    60% - неблагополучная семья;

    10% – окружение ребенка;

    30% - реклама.

    Беседа с родителями

    Материал: перечень вопросов.

    Инструкция: родителям предлагается ответить на 10 вопросов.

    1. Как вы думаете, употребляет ли ваш ребенок спиртные напитки?

    2. С чем это связано?

    3. На ваш взгляд, где он может их употреблять?

    4. Принято ли у вас в семье употреблять спиртные напитки?

    5. Проводите ли вы с подростком беседу на тему «Алкоголизм»?

    6. Сколько времени вы уделяете своему ребенку?

    7. На ваш взгляд, что больше влияет на ребенка в подростковом возрасте:

    семья или окружающая его среда?

    8. Все ли вы знаете о друзьях вашего ребенка?

    9. Какие отношения у вас в семье?

    10. Пользуетесь ли вы какой-нибудь литературой по воспитанию своего ребенка

    или используете только свой личный опыт?

    Результаты беседы показали следующее:

    40% родителей уверены, что их дети употребляют спиртные напитки, в

    основном в кругу друзей или на дискотеке.

    Выделяются следующие причины:

    15% родителей считают основной причиной рекламу.

    10% родителей считают, что ребенок употребляет спиртное, потому что

    так поступают его друзья.

    Дополнительной литературой пользуется только 20% родителей.

    Достаточное внимание детям уделяет 15% родителей.

    Таким образом, по результатам первого этапа исследования мы выявили,

    что:

    1) 10% подростков (3 чел.) негативно относятся к спиртным напиткам,

    алкоголь не употребляют;

    2) 33% (10 подростков) положительно относятся к употреблению спиртных

    напитков, так как считают, что небольшие дозы здоровью не вредят, алкоголь

    употребляют 1-2 раза в месяц;

    3) 27% (9 подростков) выражают безразличное отношение к употреблению

    спиртных напитков, выпивают крайне редко;

    4) 17% (5 подростков) употребляют спиртные напитки чаще 1 раза в

    месяц, к алкоголю относятся положительно;

    5) 13% (3 подростка) выпивают чаще 1 раза в неделю в кругу друзей или

    на дискотеке для поднятия настроения. Есть любимые спиртные напитки.

    2.2. Подростки, воспитывающиеся в семье алкоголиков

    Цель: выявление подростков из семей алкоголиков.

    Критерии: – низкий материально-экономический уровень;

    – социальное неблагополучие;

    – отсутствие контроля;

    – низкий образовательный, педагогический, культурный уровни;

    – несправедливая оценка ребенка и т.д.

    Методы исследования:

    1. Наблюдение за семьей и подростком.

    2. Беседа с классным руководителем.

    Материал: перечень вопросов.

    Инструкция: классному руководителю предлагается ответить на вопросы.

    1. Есть ли у вас в классе подростки из семьи группы риска (семьи

    алкоголиков)?

    2. Дайте характеристику названным Вами семьям (материальное, социальное

    благополучие/неблагополучие).

    3. Проявляется ли это в поведении подростка и т.д.

    Педагогом было названо 7 семей алкоголиков. Эти семьи отличаются

    низким социально-экономическим уровнем, невыполнением своих родительских

    обязанностей, в них не проявляют интереса к учебе детей, поэтому подростки

    из таких семей часто пропускают занятия, так как к ним не готовятся, у них

    нет заинтересованности в какой-либо деятельности (посещении секций, кружков

    и т.п.).

    На каждую из обследуемых семей была составлена карта семьи

    Материал: перечень вопросов (был предложен социальным педагогом).

    Инструкция: заполняется социальным педагогом.

    1. Фамилия, имя, отчество ребенка.

    2. Какое образовательное учреждение посещает.

    3. Возраст.

    4. Домашний адрес (по прописке и фактический).

    5. Родители: мать:

    отец:

    6. Возраст родителей.

    7. Образование родителей.

    8. Род занятий родителей и их профессия.

    9. Сколько лет существует семья.

    10. Тип семьи (подробно охарактеризовать).

    11. Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень

    родства).

    12. Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи,

    получение пособий, пенсий, дотаций и т.д.).

    13. Жилищные условия:

    – нормальные (благоустроенная квартира, дом);

    – неблагоустроенная квартира, комната, общежитие;

    – подробно описать все особенности.

    14. Отношения в семье.

    15. Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется).

    16. Наследственные болезни.

    17. Психолого-педагогическая культура: матери;

    отца:

    18. Знание интересов детей.

    19. Забота родителей о детях.

    20. Суть конфликтов родителей с детьми.

    21. Анализ ситуации в семье.

    22. Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы ее

    результаты).

    23. В каких видах помощи нуждается семья.

    24. Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной

    семьей и ее отдельными членами.

    25. Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении.

    26. Какова помощь образовательного учреждения ребенку.

    27. Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование

    ребенка в семье.

    28. Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение,

    родственники и т.д.

    29. Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и ребенку.

    30. Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени,

    незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в

    воспитании, другие причины).

    31. Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие,

    эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость,

    невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и

    т.д.).

    32. Цели работы с семьей.

    33. Основные направления работы для составления программы.

    Беседа с социальным педагогом, психологом, медицинским работником

    Материал: ряд вопросов.

    Инструкций: предлагается изучить и ответить на следующие вопросы.

    1. Сколько насчитывается в общем подростков из семей алкоголиков?

    2. Как семья влияет на социализацию подростка?

    3. Как подростки из этой семьи относятся к учебному процессу? Возникают ли

    у них трудности?

    4. Стоят ли подростки на медицинском учете?

    5. Какая помощь оказывается семье и подростку и т.д.

    По результатам беседы мы определили, что семья алкоголиков

    отрицательно влияет на социализацию подростка. Они дети плохо находят общий

    язык со сверстниками, мало общаются с классным руководителем. Авторитетом

    для них являются родители. С подростком и семьей проводятся индивидуальные

    беседы и т.д.

    Посещение семьи алкоголиков

    Цель: определить необходимость и возможность работы с семьей, создание

    информационной платформы.

    По результатам посещения семьи мы выделили особенности семейного

    воспитания.

    1. Родители не создают условия для нормального развития детей: отсутствуют

    нормальные жилищно-бытовые условия (санитарно-гигиеническая запущенность,

    неорганизованный быт; отсутствие домашней библиотеки и игровых уголков;

    отсутствие контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий, режима

    дня).

    2. Родители не развивают познавательные интересы детей: не слушают вместе с

    детьми радиопередачи и не обсуждают их; не читают книги, не ходят с детьми

    в кино, на совместные прогулки и т.д.

    3. Родители показывают своим детям пример злоупотребления алкоголем.

    4. Родители не оказывают помощи в организации домашнего полезного труда.

    5. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье (покупают при наличии

    средств продукты питания, иногда производят уборку в квартире и т.д.).

    6. Родители не видят недостатков в воспитании своих детей.

    Причины недостатков в семье:

    – неблагополучие семьи (злоупотребление алкоголем, низкий материальный

    уровень, санитарно-гигиеническая запущенность);

    – низкий образовательный, педагогический, культурный уровни;

    – частое отсутствие контроля;

    – неправильная оценка подростка;

    – переоценка воспитательных возможностей семьи и другие причины.

    Таким образом, основываясь на полученной нами информации, можно

    говорить о несостоятельности родителей как воспитателей будущего

    самостоятельного члена общества, поскольку они не прилагают усилий в

    оказании ему посильной помощи в учебе, не проводят совместно свободное

    время, часто игнорируют подростка, практически не занимаются его

    воспитанием, требуя от него однако постоянного посещения школы, что

    является положительным моментом в просоциальном отношении родителей к

    своему ребенку.

    Беседа с подростком

    Материал: ряд вопросов.

    Инструкция: подростку предлагается ответить на ряд вопросов.

    1. Контролируют ли родители употребление вами спиртных напитков?

    2. Наказывают ли вас за употребление спиртных напитков?

    3. Употребляют ли ваши родители спиртные напитки в вашем присутствии?

    4. Как часто они это делают?

    5. С чем связано употребление ими спиртных напитков и т.д.

    По результатам второго этапа мы выявили 7 семей алкоголиков, в которых

    воспитываются подростки. Используемые диагностические методики показали,

    что в таких семьях присутствуют: неблагополучие, низкий материально-

    экономический уровень, родители не выполняют своих обязанностей по

    воспитанию своего ребенка и т.д.

    2.3. Факторы риска в семье алкоголиков, обусловливающие положительное

    отношение подростков к спиртным напиткам

    Цель: выявление факторов риска в семьях алкоголиков, обусловливающие

    положительное отношение подростков к спиртным напиткам.

    Критерии:

    – родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков;

    – периодическое употребление алкоголя родителями;

    – основные финансовые затраты идут на потребление спиртных напитков;

    – в семье приняты алкогольные традиции;

    – отмечается затягивание праздничных торжеств;

    – подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют

    спиртные напитки, и т.д.

    Методы исследования.

    1. Наблюдение за семьей и подростком.

    2. Посещение семьи.

    3. Беседа с родителями.

    4. Беседа с педагогами.

    5. Беседа с подростком.

    По третьему этапу мы выявили, что в семьях алкоголиков присутствуют

    все (или почти все) вышеназванные критерии.

    По результатам констатирующего эксперимента было установлено: одним из

    факторов, обусловливающих положительное отношение подростков к спиртным

    напиткам, является семья алкоголиков, в которой подросткам не запрещается:

    – употребление спиртных напитков в присутствии родителей;

    – свободное посещение школы;

    – неподготовка к занятиям;

    – бесконтрольно проводить свободное время.

    РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СЕМЬЕ

    1. Необходимо помнить, что каждый «проблемный» подросток индивидуален

    и по своим особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых

    им, а также по социальной ситуации развития.

    2. Знать о болезненных проявлениях чувств в состоянии утомления или

    при общем ослаблении организма.

    3. Помнить, что подростки, входящие в группу риска, наиболее уязвимы к

    негативным влияниям, неспособны к успешному преодолению возникших у

    них трудностей без специальной помощи.

    4. Социально-культурная помощь.

    Направления:

    а) Организация совместного досуга всей семьи (возможно на

    государственные, муниципальные, общественные и частные средства).

    Дети и взрослые проводят свое свободное время вместе. Родители

    лучше узнают своих детей.

    б) Организация семейного отдыха, такого как туризм (прогулки,

    экскурсии и т.д.).

    в) Организация куров по ведению домашнего хозяйства и семейного

    бюджета.

    г) Консультации: по вопросам, касающимся особенностей распределения

    обязанностей в алкогольной семье:

    – нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание

    детей;

    – трудовое воспитание в семье;

    – проблемы организации режима труда, учебы, отдыха и досуга детей

    в семье;

    д) Консультации по вопросам поддержания в семье здорового образа

    жизни. Помощь в организации обычаев и традиций, способствующих

    укреплению семьи.

    5. Программа работы социального педагога с алкогольной семьей.

    Цель: определить основные направления работы с семьей алкоголиков и

    поддержание коррекции благополучного климата в семье.

    I. Диагностический этап.

    1. Определение проблемы.

    2. Анализ межличностных отношений в семье.

    3. Положение детей в семье.

    4. Отношения семьи и общества

    Социальный педагог с помощью психологических методов или других

    методик выявляет те неблагоприятные явления, которые приводят к конфликту и

    возникновению проблем.

    II. Поддержание благоприятного климата в семье, направленное на

    создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса.

    III. Составление контракта (договора) между социальным педагогом,

    оказывающим помощь, и семьей или ее конкретным представителем. При

    составлении контракта необходимо определить желательные и

    осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль

    социального педагога – определить предельные сроки, которые будут

    обязательны и для него и для семьи и в течение которых

    предполагается помочь семье в выборе и осуществлении целей.

    Составление контракта – это один из способов, который реализуется на

    практике.

    IV. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных

    условиях, что позволяет получить больше информации, чем при

    поверхностном знакомстве. Проведение патронажа требует соблюдения

    ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи,

    добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому

    необходимо информировать семью о предстоящем визите и его целях.

    Патронаж может проводиться со следующими целями:

    – диагностическими: ознакомление с условиями жизни, изучение факторов

    риска (медицинские, социальные и бытовые), исследование сложившихся

    проблемных ситуаций;

    – контрольными: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем

    (если контакт с семьей повторный), анализ хода реабилитационных

    мероприятий, выполнение родителями рекомендаций;

    – адаптационно-реабилитационными: оказание конкретной образовательной,

    психологической, посреднической помощи.

    V. Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности

    социального педагога, следует выделить консультационные беседы,

    как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по

    определению, предназначено в основном для оказания помощи.

    Социальный педагог, работая с семьей алкоголиков, может использовать

    наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение,

    внушение, убеждение художественной аналогией, мини-тренинг и др. При этом

    консультационная беседа может быть наполнена физическим содержанием и

    выполнять различные задачи -–образовательную, психологическую, психолого-

    педагогическую. Если семья не является инициатором взаимодействия с

    социальным педагогом, консультирование может проводиться в устной форме.

    Конечная цель консультационной работы с помощью социально организованного

    общения – актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее

    реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к

    подростку.

    VII. Наряду с индивидуальными консультативными беседами могут

    применяться групповые методы работы с семьей, семья-тренинг.

    Тренинги представляют собой сочетание многих приемов индивидуальной и

    групповой работы, являются одним из самых перспективных методов решения

    проблем психолого-педагогического образования родителей, эта проблема не

    утратила своей актуальности и особенно остро стоит в отношении родителей

    тех подростков, которые имеют психические, физические и социальные

    отклонения от нормы.

    Заключение

    Семья – это главный социальный институт. Ни одна нация, ни одна

    культурная общность не обошлась без семьи. Она имеет свою структуру,

    выполняет ряд функций и принципов. Существует типология неблагополучных

    семей. Одну, из которых мы рассмотрели в нашей работе – это семья

    алкоголиков. На этот момент это актуальная проблема, с которой работает

    социальный педагог.

    Результаты нашего исследования показали, что положительное отношение

    подростка к спиртным напиткам зависит от благополучия (неблагополучия) его

    семьи. Таким образом была доказана наша гипотеза, определяющая

    обусловленность положительного отношения подростков к спиртным напиткам от

    факторов неблагополучия, существующих в семье алкоголиков.

    Работа социального педагога должна осуществляться по двум основным

    направлениям. Это работа с семьей и работа с самим подростком.

    По мнению И.В. Дубровина, основной задачей социального педагога

    является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных

    проблем в семье, испытывающей на себе драматизм сложных социальных

    коллизий. Для укрепления взаимоотношений в семье социальный педагог

    разрабатывает рекомендации.

    Приложение

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние

    внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.:

    ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – С. 40.

    Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего

    алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

    Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра:

    Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – С. 234.

    Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций:

    Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. центр

    «Академия», 1999. – С. 289.

    Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат, 1992. –

    С. 272.

    Вроно Е. С. Трудные родители, несчастные дети // Семья и школа. – 1996.

    Выготский Л. С. История культурного развития нормального и ненормального

    ребенка // Психология личности. – М.: Тексты, 1989. – С. 386.

    Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1990.

    – С. 432.

    Кевля Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска

    // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998.

    – С. 46.

    Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1989. – С.

    340.

    Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. –

    М.: Педагогика, 1984.

    Кочетов А. И., Верницкая Н. Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя. –

    М.: Просвещение, 1986. – С. 198.

    Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.

    сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. –

    С. 238.

    Ласточкина В. А., Якужева А. Н. Антиалкогольное воспитание учащихся

    средних, учебных заведений. – М., 1987.

    Макеева А. Г. Лысенко И. А. Долго ли до беды? Пед. профилактика детского

    наркотизма. – М.: Инка-Пресс, 2000. – С. 157.

    Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.

    В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – С. 256.

    Патронг Д. П. Профилактика социальной дезадаптации учащихся // Сов.

    педагогика. – 1990. – № 5.

    Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. –

    М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр «Владос», 1996. – С. 476.

    Селеванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания:

    Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А.

    Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – С. 336.

    Сидоров П. И., Митюхляев А. В. Ранний алкоголизм. – Архангельск: Изд. АГМД,

    1999. – С. 306.

    Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – С. 487.

    Смирнова Е. // Семья и школа. – 1987. – № 12.

    Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. – М.:

    Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. – С. 320.

    Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под

    ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. – С. 272.

    Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и

    родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – С.

    324.

    Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. – М.:

    Академический Проект, 2000. – С. 496.

    Титаренко В. И. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987. – С. 176.

    Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения

    // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996.

    – № 3.

    Турбовской Я. С. Парадоксы воспитания / Педагогический факультет. – М.:

    Знание, 1984. – № 12.

    Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для

    студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. – С.

    432.

    Харчева В. Г. Основы социологии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. –

    М.: Логос, 1997. – С. 365.

    Шершнева А. И. Безопасность человека. – М., 1994.

    Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с

    неблагополучной семьей: Метод. рекомендации специалистов. – М.:

    Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999. – С. 20.

    Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Методика работы с неблагополучной семьей: Из

    опыта учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. –

    М.: Благотворительный фонд «Слово» – ООО «Симс», 1999. – С. 35.

    Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,

    1989. – С. 96.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.