МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

    Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

    СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

    Своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь

    дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая

    поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него

    предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе образования,

    здравоохранения и социальной защиты. В системе образования педагогическая

    помощь этим детям реализуется в разных организационных формах.

    Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных

    учреждениях и в учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов:

    1. компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными

    отклонениями в развитии;

    2. комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально

    развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;

    3. общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с

    нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной

    поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

    Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних

    условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при

    учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, при дошкольных

    отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных

    учреждений.

    Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии

    осуществляется также:

    1. в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-

    педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных

    воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и

    консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-

    педагогической реабилитации и коррекции и др.;

    2. в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для

    детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей

    дошкольного возраста;

    3. в учреждениях дополнительного образования: центры дополнительного

    образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.

    Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреждений «Начальная

    школа - детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного

    пребывания для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений

    (групп) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов

    для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется

    постоянно действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК).

    Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления

    в ДОУ общеразвивающего вида или учреждение «Начальная школа - детский сад»

    также находятся в компетенции ПМПК.

    Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в образовательные

    учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-

    социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования,

    здравоохранения и социальной защиты по согласованию с родителями (законными

    представителями ребенка).

    Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа комплектуются

    органами здравоохранения.

    В учреждения дополнительного образования дошкольники с отклонениями в

    развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов.

    Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в развитии в дошкольных

    учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа

    - детский сад» компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах)

    специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного

    пребывания осуществляются в соответствии со специальным учебным планом и

    программами, в том числе и лицензированными авторскими. В данных

    учреждениях создается предметно развивающая среда, отвечающая особенностям

    развития дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание

    и обучение детей осуществляется специально подготовленными учителями-

    дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами

    по физическому воспитанию.

    Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в

    условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так

    и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися

    детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии

    возможна при соблюдении следующих условий:

    1. осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в

    развитии и формирование компенсаторных механизмов;

    2. обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку,

    воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;

    3. наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели

    интегрированного воспитания.

    Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а

    выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция — модель специальной

    педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с

    отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в

    специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо

    обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с

    нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две

    образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы

    межу ними.

    В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и

    индивидуальных особенностей развития детей интеграции должна осуществляться

    в различных ее формах:

    1. комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизической и речевого

    развития, соответствующим или близким возрастав! норме, самостоятельно себя

    обслуживающие, по 1 — 2 человек; воспитываются в массовых группах, получают

    систематически коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-

    психолога;

    2. частичная интеграция. Дети (1 — 2 человека), еще не способные наравне со

    здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь

    часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся

    сверстников;

    3. временная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне

    зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков

    самообслуживания объединяются ее здоровыми детьми не реже 1 — 2 раз в месяц

    для проведения различных мероприятий воспитательного характера (эта модель

    интеграции может и должна реализовываться в образовательных учреждениях

    компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных

    (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов).

    Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом

    интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые

    помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в

    развитии в коллективе здоровых сверстников.

    Полная интеграция может быть эффективна для детей с отклонениями в

    развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития

    соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя

    обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками

    обучению. Такие дети по 1 — 2 человека включаются в обычные группы

    общеразвивающего детского сада учреждения «Начальная школа - детский сад»,

    при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту

    обучения, либо в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения

    (группы) компенсирующего вида или дошкольного отделения (группы)

    специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, либо в

    специализированных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства.

    Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в

    коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации

    дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно

    создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет

    собой единое сообщество людей.

    Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонениями в развитии

    является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и

    комбинированного, так и компенсирующего вида. Если перед специальными

    дошкольными учреждениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления

    коррекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в

    развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждениями «Начальная школа -

    детский сад», в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в

    развитии, оказываются принципиально иные задачи:

    1. педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направленные на

    выявление дошкольников с подозрением на отклонение в развитии;

    работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости

    комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка;

    2. постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в

    развитии индивидуальными коррекционно-разви-вающими занятиями с учителем-

    дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях

    учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития

    ребенка с тем или иным отклонением в развитии;

    3. обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с

    отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в

    соответствии с рекомендациями специалистов: врача, учителя-дефектолога,

    педагога-психолога;

    4. обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и

    специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с

    отклонением в развитии;

    5. работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения

    единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдения рекомендаций

    специалистов, оказания помощи дошкольнику в овладении программными

    требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей;

    6. целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в

    развитии, за его продвижением — с целью своевременного решения вопроса об

    изменениях в процессе его воспитания и обучения. Речь может идти а) о

    желательности перевода дошкольника в специальное учреждение (группу); б) об

    интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в

    ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями,

    рассчитанными на нормально развивающихся до-школьников, о совершенствовании

    материально-технической базы интегрированного воспитания; в) об оказании

    помощи воспитателям в организации обучения ребенка с отклонениями в

    развитии в среде нормально развивающихся детей.

    Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса

    коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе

    динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. При

    этом соблюдаются следующие условия:

    1. содержание воспитания и обучения направлено на амплификацию (обогащение)

    развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

    2. задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру,

    степень и характер нарушений в развитии;

    содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды

    детства различны;

    3. материально-технические и медико-социальные условия, предметно

    развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;

    4. профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и

    укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие,

    коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно

    совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и

    практики.

    Список использованной литературы

    1.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика М., 2002 г.

    2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом М., 1996

    г.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.