МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

    основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного

    и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и

    делового общения со взрослыми, возможности взаимодействия со сверстниками;

    уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в

    физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же

    ребенка довольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами:

    временем наступления первичного нарушения, степенью выраженности этого

    нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания

    коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей

    каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность

    выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка

    в соответствии с его особенностями и потребностями.

    Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка является важнейшей

    задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки

    индивидуальной коррекционной программы развития, v

    В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-

    первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-

    педагогическая работа с ребенком. Работа с родителями включает в себя

    следующие организационные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-

    рекомендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со

    своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздников

    и т. д.

    Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на

    стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию

    основных базисных характеристик его личности.

    Ниже приводится пример индивидуальной программы.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,

    ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

    Лена К., возраст 2 г. (диагноз: синдром Дауна).

    1. Здоровье. Обеспечить необходимые условия для защиты, сохранения и

    укрепления здоровья ребенка. Наладить четкое выполнение режима дня. В

    процессе выполнения режимных моментов необходимо уделять внимание

    формированию навыков еды: учить есть ложкой, используя совместные действия

    со взрослым, пить самостоятельно из чашки; закрепить навык опрятности —

    проситься на горшок словами; учить выполнять некоторые самостоятельные

    действия — брать самостоятельно ложку, чашку, ставить чашку на стол; брать

    самостоятельно некоторые свои вещи (давать их взрослому).

    2. Социальное развитие. Стремиться устанавливать более прочные

    эмоциональные контакты ребенка с близкими взрослыми, заражать эмоциями

    радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать

    состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные

    связи; прививать различные формы общения с близкими взрослыми (улыбаться,

    смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече со знакомыми; при прощании

    махать рукой — «пока», посылать поцелуй); проводить следующие игры: «Жил-

    был бычок» (проговаривается текст: «Жил-был бычок, соломенный бочок, у него

    четыре ножки, очень острые рожки, пришел он к нам домой, покачал головой и

    говорит: «Где здесь Лена, я ее забодаю!»); «Прятки с оглядкой», «Ветер-

    ветер-ветерок»; «Ласковый ребенок» (ребенок должен показать, как он

    обнимает маму, папу, бабушку, дедушку, знакомую тетю); закрепить

    эмоциональную реакцию на появление родителей — мамы или папы, близких

    взрослых, радоваться, улыбаться и говорить: мама, папа, баба, деда, тетя;

    учить узнавать на фото себя и близких взрослых: находить себя (и близких

    взрослых) среди других лиц, выполнять инструкции: «Покажи, где Лена, где

    мама, где папа, где баба, где деда», выделять эти фото среди других, 2—3

    фотографии; учить показывать части тела и лица («Покажи, где у Лены губы,

    щечки, большой пальчик, коленки»); закрепить умение выражать просьбу жестом

    и словом: дай-дай, на; учить благодарить словом за игрушку, еду, песенку,

    за оказанную помощь и т. д.

    3. Физическое развитие и физическое воспитание. Развитие общих движений:

    продолжать учить самостоятельно ходить, используя для поддержки различные

    средства поддержки и стимулирования (пояс, игрушка в руке ребенка, пяльцы и

    т. д.); развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:

    учить удерживать (3—4 мин.) двумя руками предметы различные по материалу,

    размеру, весу и форме (мячи, кубики, кегли, пирамидки, колечки, матрешки,

    колокольчики, мешочки с камнями, с горохом, с крупой, резиновые шарики,

    коробочки и т. д.); схватывать предметы, которые находятся вверху, над

    головой, впереди — дотягиваться до них рукой, схватывать их и удерживать в

    руках; хлопать в ладоши, прокатывать палочки (шарики) между ладонями;

    кидать различные предметы в определенном направлении (мячи, кольца, кубики,

    мешочки с горохом, с крупой, с камнями и т. д.); схватывать и перекладывать

    мелкие предметы (крупные пуговицы, камешки, шишки, желуди, каштаны и т.д.);

    выделять каждый пальчик отдельно, предлагать надеть

    на пальчик наперстки, колечки; «играть» на пианино разными пальчиками;

    учить самостоятельно сползать с дивана, с кресла, с кровати; учить влезать

    на диван, на кресло, на кровать, используя спинки стула, дивана или

    подставки; учить самостоятельно садиться и вставать со стульчика, со

    скамейки, ступеньки, с горшка; учить ударять по мячу ногой из положения

    стоя, в то время как взрослый держит ребенка за руки.

    Делать ежедневно массаж рук и пальцев рук; массаж ног и пальцев ног, а

    также подошвы ног.

    4. Формирование предметной деятельности. Учить выполнять орудийные

    действия с предметами: набирать крупу в ложку (или в чашку) и пересыпать ее

    в коробочку; ударять молоточком по коробочке: «Кто там?»; забивать

    деревянные гвоздики; ударять молоточком по шарикам;

    доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки: шарики, тележки, мячики;

    доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики)

    за веревочку (вначале за привязанную, а затем учить использовать скользящую

    тесьму); играть деревянными ложками; играть на барабане, на металлофоне;

    играть маракасами; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики,) ложкой,

    сачком из тарелки в коробочку; учить выполнять предметно-игровые действия:

    прокатывать шарики, мячики по желобку или через ворота; катать матрешку

    (зайку) в тележке; возить в машинке кубики (кирпичики); катать куклу

    (зайку, мишку, кошку) в коляске; играть с воздушными шариками; махать

    ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому, брать за ленточку; кормить

    матрешку (куклу, зайку, мишку и т.д.), используя совместные действия

    взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого; снимать колечки с

    пирамидки и нанизывать их на стержень; строить из кубиков башню; строить из

    кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке прыгает зайчик «прыг-прыг» или

    мишка идет «топ-топ»; ляля-матрешка идет); угощать кукол (зайчиков, мишек)

    бараночками (колечки из пирамидки): «Всех угощаем, каждому даем и говорим:

    «Угощайся, вот тебе, на, возьми, вкусная бараночка» и т. д.; учить играть в

    прятки; играть с Леной — накрывать ее головку платочком и говорить: «Сейчас

    Лена спрячется — нет Лены, где Лена?» Открыть платочек: «Вот она, наша

    Лена!». Затем взрослый себя накрывает этим же платком и сам спрашивает: «А

    где тетя?» Открывает платок и произносит: «Вот тетя, я здесь!». Затем

    прятать и искать игрушки: под салфетку, под кубик, в коробочку и т.д.

    5. Познавательное развитие.

    А) Сенсорное развитие. Развитие ориентировки на величину, форму. Учить

    брать маленькие предметы одной рукой, большие — двумя руками (шарики,

    мячики, кубики, матрешки, машинки и т. д.), при этом взрослый говорит с

    подчеркнутой интонацией: «Держи обе ручки — это большая матрешка! Возьми

    маленькую матрешку!»; закрывать крышками маленькие и большие коробочки

    (разные по форме, величине и фактуре), опуская туда соответствующие

    предметы по размеру, при этом выделять интонационно голосом «большой —

    маленький»; опускать предметы в различные по форме коробки; закрывать

    крышками круглые и квадратные коробки, затем заглядывать туда, что там

    спрятали, доставать предметы и снова прятать; раскладывать предметы в две

    коробки: в одну — кубики, в другую — шарики; раскладывать большие шарики в

    большие коробки, маленькие — в маленькие.

    Б) Ознакомление с окружающим. Учить ребенка обращать внимание на предметы и

    явления окружающей действительности, выделять игрушки: «Вот наши игрушки —

    кукла «ляля», машинка «би-би-би», матрешка «топ-топ»; мячик «хлоп — хлоп»,

    он катится, лови мячик»; выделять и действовать с предметами посуды: «Где

    ложка? Вот она — кушать будем ложкой. Где чашка? Пить будем из чашки. Где

    тарелка? В тарелку кашку будем класть, кашку кушать будем (ам-ам)»;

    выделять предметы одежды: «Где ботиночки — сейчас наденем на ножки. Лена

    будет ходить — топ-топ. Ножки будут бегать по дорожке. Где колготки? Вот

    они, наденем на ножки, тепло будет ножкам. Где шапочка? Вот она, наденем

    Лене на головку. Лене будет тепло. Где шубка? Мы гулять идем. Там холодно,

    шубку надеть надо»; обращать внимание на предметы в окружающем: «Где

    телевизор? Где диван? Где стульчик? Там Лена сидит. Где горшок? Вот он.

    Лена будет пи-пи делать в горшок. Вот кроватка, Лена баю-бай. Глазки

    закрывает Лена»; обращать внимание на животных и птиц: «Где собачка? Вон

    она побежала. Она лает: гав-гав. Где птичка? Вон ворона. Она кричит: кар-

    кар. Крылышками машет, полетела высоко-высоко»; обращать внимание ребенка

    на изменения в каждодневной жизни: «Вот пришла мама (тетя)», «Мама (тетя)

    уже ушла — нет мамы (тети)», «Вот кто-то там идет. Посмотрим, кто же там

    пришел», «Вот телевизор, включили, смотрим телевизор», «Сейчас выключим

    его, уже не работает телевизор» и т. д.

    Обогащать представления ребенка об окружающей действительности: «Снег

    идет, вокруг много снега», «Машина едет, машина уехала», «Посмотрим, что

    там на улице, кто там ходит. Там дядя (мальчик) идет» и т. д.

    6. Развитие речи.

    А) Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые

    действия: «Покажи, как Саша спит? (Ребенок демонстрирует: закрывает глаза).

    Покажи, как играть на барабане? Покажи, где Лена спит? Покажи, где мишка?

    Покажи, где собачка? Покажи, где зайка? Возьми молоточек, сделай тук-тук.

    Топни ножкой! Потрогай ушко — знай-знай. Спой песенку — ля-ля-ля!»

    Петь песенки Лене, петь песенки зайке (мишке, кукле). Читать потешки А.

    Барто и других авторов и просить Лену выполнить какое-либо действие при

    чтении конкретного стиха: «Мишка косолапый», «Зайку бросила хозяйка», «Я

    люблю свою лошадку», «Серенькая кошечка», «Дудочка», «Идет бычок качается»

    и т. д.

    Б) Формироване активной речи:

    вырабатывать воздушную струю — дуть в свирель, дудочку, на воздушный

    шарик, на бабочку, на уточку (лодочку), плавающую по воде и т.д.

    учить движениям губ: па-па-па; ба-ба-ба-ба; да-да-да; ма-ма-ма; ля-ля-ля;

    использовать игру: «Вот он язычок — нет язычка»; учить произносить

    звукоподражания и лепетные слова: «ам-ам»; «би-би», «баю-бай», «пи-пи», «па-

    па», «ма-ма», «бах», «упал», «топ-топ»; «ку-ку» и т.д.;

    учить произносить отдельные слова: мама, папа, Лена, кушать, спать, тетя,

    дай, на, гулять, петь, топать, пить, баба, деда, тетя, петя, миша, зайка;

    учить произносить элементарные фразы: «Дай пить; Дай ам-ам; Дай лялю; Дай

    би-би, На лялю; Дай сок; На, читай» и т. д.

    7. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.

    Формировать интерес к рисованию. Взрослый рисует на глазах у ребенка

    красками, при этом поначалу можно брать краску рукой (затем кисточкой):

    снежинки, падающие на землю; шарик с веревочкой; елочку с игрушка-

    ми; дорожку для зайчика; следы зайчика; колобок катится по дорожке; ежика и

    т. д. Все рисунки сопровождаются речью взрослого: «Вот они снежинки, падают

    на землю и ложатся как снег. Снежинок много на земле — это снег, его много

    везде — на земле, на елках» и т. д.; давать пробовать Лене выполнять

    некоторые действия: делать красками следы на бумаге; рисовать мелом на

    доске (или линолеуме). Формировать интерес к лепке — взрослый лепит из

    теста лепешки для матрешки; конфетки для куклы; баранки для матрешки;

    колобок; учить отщипывать кусочки от большого куска, мять тесто, вдавливать

    одним пальцем в большой кусок; обыгрывать поделки из теста — угощать ими

    кукол.

    Формировать интерес к конструированию. Взрослый на глазах у ребенка

    строит дорожку, заборчик из строительного материала (из кирпичиков) и

    обыгрывает их; взрослый строит на глазах у ребенка из конструктора «Лего»

    дорожки, лесенки и обыгрывает их, привлекая ребенка к совместной

    деятельности.

    При проведении педагогической работы по индивидуальным программам

    необходимо соблюдать следующие важные условия: во-первых, обеспечение

    положительного отношения ребенка к занятиям; во-вторых, индивидуализация

    содержания занятий в соответствии с интересами, склонностями, возможностями

    ребенка, также характером его первичного нарушения; в-третьих, регулярность

    проведения занятий. Если занятия проводятся педагогом-дефектологом 2 раза в

    неделю, то остальные дни с ребенком занимаются родители по этой же

    программе.

    КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

    ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    Вся деятельность специального дошкольного учреждения базируется на

    соблюдении основополагающих принципов и подходов к вопросам изучения,

    воспитания и обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического

    развития. Общие принципы перечислены в главе настоящего пособия, некоторые

    из частных упомянуты в 6-м параграфе данной главы.

    Специализированные детские сады компенсирующего вида решают комплексные

    социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции

    ребенка с ЗПР в общество, формирование у него адекватных способов вхождения

    в социум и обеспечение ребенка объемом представлений, знаний, умений и

    навыков, необходимых для дальнейшего воспитания и обучения.

    Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание

    условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального

    потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств,

    компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в

    развитии.

    В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки

    задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие,

    оздоровительные и образовательные.

    В диагностическом блоке задач ведущей является организация комплексного

    медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения

    диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития

    ребенка. При этом изучение проводится как в ходе диагностического

    обследования, так и при динамическом наблюдении за развитием дошкольника,

    осуществляемом в ходе коррекционно-воспитательного процесса.

    Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации,

    повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления

    нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также

    воспитание у него положительных личностных качеств.

    Следующим блоком задач является коррекционный. Содержание и организация

    коррекционной работы направлена, во-первых, на развитие компенсаторных

    механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-

    вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада

    вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и

    личностных ориентиров. Коррекционная работа осуществляется не только на

    специальных — групповых и индивидуальных — занятиях. Вся система

    организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении должна быть

    направлена на решение задач этого блока. Организация работы специалистов в

    этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-

    педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком,

    стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в

    собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами

    дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе распределенной, по

    согласованию, профессиональной деятельности.

    Блок оздоровительных задач определяет условия, необходимые для защиты,

    сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного

    учреждения. В нем определяются задачи формирования у детей представлений о

    здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья. В

    рамках данного блока планируются все возможные воспитательные и

    образовательные мероприятия, направленные на обучение детей приемам и

    навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья как важнейшего

    условия жизненного благополучия. В этом же блоке осуществляется также весь

    комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПР.

    Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения

    общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование

    всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного

    периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к

    школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных

    особенностей и возможностей каждого ребенка.

    Все задачи этих блоков решаются на занятиях у специалистов дошкольного

    учреждения.

    Воспитатель специализированного дошкольного учреждения проводит следующие

    виды групповых и подгрупповых занятий:

    * уроки здоровья;

    * лепка;

    * аппликация;

    * рисование;

    * конструирование;

    * ручной труд;

    * физическое воспитание;

    * трудовое воспитание;

    * обучение игре;

    * социальное развитие и ознакомление с окружающим миром.

    Учитель-дефектолог проводит следующие занятия:

    * социальное развитие;

    * познавательное развитие;

    * ознакомление с окружающим миром;

    * обучение игре;

    * математика;

    * развитие речи;

    * развитие тонкой ручной моторики;

    — подготовка к обучению грамоте.

    Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповые и индивидуальные

    занятия с детьми своей группы по указанным выше видам деятельности. При

    этом каждый ребенок должен посетить не менее трех индивидуальных занятий в

    неделю у учителя-дефектолога.

    Задачи обучения в ходе всех вышеперечисленных видов занятий существенно

    изменяются в разных возрастных группах. Так, например, обучение игре на

    первом году пребывания ребенка в диагностической группе (возраст от 3 до 4

    лет) проводится в целях формирования у него предметно-игровых действий; для

    ребенка в возрасте от 4 до 5 лет эти занятия направлены на формирование

    сюжетной игры; от 5 до 6 лет идет формирование сюжетно-ролевой игры, а в

    подготовительной группе (с детьми от 6 до 7 лет) в процессе занятий по

    обучению игре у детей формируются воображение и основы творческого

    мышления. При этом игра трансформируется в театрализованные виды

    деятельности.

    Отдельные занятия (из тех, что перечислены) вводятся в процесс воспитания

    не сразу, а по ходу взросления ребенка, с учетом психологических

    новообразований возраста и психических процессов, складывающихся в рамках

    ведущей деятельности и служащих предпосылками для формирования нового типа

    ведущей деятельности. Естественно, что для старшего дошкольника этим новым

    типом является учебная деятельность.

    Все вышеперечисленные виды занятий тесно связаны с такими направлениями

    деятельности детей в дошкольном учреждении, как:

    1) общение и коммуникативное взаимодействие,

    2) физическое воспитание,

    3) развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной

    координации,

    4) сенсорное развитие,

    5) музыкальное воспитание,

    6) предметная деятельность и игра,

    7) познавательное развитие,

    8) социальное воспитание,

    9) развитие продуктивной деятельности,

    10) подготовка к школьному обучению.

    Коррекционно-педагогическая работа в рамках указанных направлений тесным

    образом связана с основными линиями развития детей-дошкольников, имеющих

    ЗПР.

    В младенческом возрасте ее содержание направлено на развитие у ребенка

    эмоционально-положительных реакций, на формирование предпосылок к

    ситуативно-деловому общению со взрослым, развитие дифференцированного

    восприятия окружающего, нормализацию нервно-мышечного тонуса и формирование

    умения перераспределять пальчики рук в зависимости от формы, объема и

    величины предметов, развитие действий с предметами, общих движений и

    развитие предпосылок понимания речи взрослого. В этот же период с детьми

    проводится дыхательная гимнастика, направленная на тренировку ритмичности

    движений и дыхания, на увеличение объема, силы и длительности выдоха. Для

    активизации функционирования органов артикуляции проводится

    дифференцированный массаж лицевых и жевательных мышц. Предпосылки активной

    речи развиваются в процессе вызывания слогов лепета (совместно и по

    подражанию), через развитие подражания разным интонациям голоса взрослого.

    В ходе кормления нормализует-

    ся положение губ и языка при питье из чашки и еде из ложки, ребенка учат

    самостоятельно пить, придерживая руками чашку, и держать в руке ложку или

    корочку хлеба [12]. Постепенно формируются навыки самообслуживания.

    В раннем возрасте содержание коррекционно-педагогической работы

    обогащается. Круг общения ребенка расширяется, расширяются и средства этого

    общения. Занятия с ребенком на данном этапе носят интегративный характер.

    Они непродолжительны по времени (не более 15—20 минут) и носят игровую

    направленность. Сенсорное воспитание направлено на стимуляцию

    ориентировочной деятельности и развитие мотивации на целенаправленное

    манипулирование с предметами. При этом сначала формируется навык

    идентификации предмета — без анализа его признаков и свойств — из группы

    однородных предметов, дифференцируется умение соотносить предмет и его

    изображение на картинке. Знакомство с признаками предметов осуществляется в

    три этапа. Сначала формируется умение устанавливать сходство предметов по

    заданному качеству или признаку («Дай такой же»), затем детей учат находить

    предмет по называемому взрослым признаку — сначала одному, затем двум

    («Принеси большой красный мяч»). И лишь потом ребенку предлагают назвать

    предмет с его основными характеристиками («Что ты принес? Какой он

    (предмет)?»). Практическая ориентировка в свойствах предмета закрепляется в

    ходе выполнения заданий: ребенок заполняет вкладышами заданные формы,

    подбирает одноцветные ленточки, складывает из частей грибок, 3-со-ставную

    пирамидку, заполняет «доски Сегена», «коробки форм».

    Развитие пространственных ориентировок начинается с ориентирования

    ребенка в частях собственного тела. Дети выделяют основные части тела

    (голова, туловище, руки, ноги), показывают их у себя, на кукле, на

    плоскостных изображениях животных. Ребенку необходимо видеть себя в

    зеркале. А взрослому надо помочь ребенку закрепить свои наблюдения в речи.

    Ребенок четвертого года жизни должен научиться выделять группу предметов,

    дифференцировать понятия «один» и «много», группировать предметы по

    заданному признаку: «Тут все большие, а здесь все маленькие». Даже

    маленький ребенок с ЗПР способен определить, какая из песенок веселая, а

    какая — грустная. Выполнение простейших ритмических комплексов развивает

    музыкальное восприятие детей и обогащает их сенсорную культуру.

    Ранний возраст — начало развития продуктивной деятельности ребенка. Он

    знакомится с карандашами и красками. Учится рисовать точки, дорожки,

    клубочки, линии. Важно помочь увидеть маленькому рисовальщику в каракулях

    узнаваемый предмет (клубок, дорожку), наделить его именем и смыслом.

    Содержание социального воспитания строится на связях ребенка с близкими

    ему людьми. Ребенок должен научиться узнавать себя и своих родных на

    фотографиях, понимать эмоционально значимые жесты и мимику, передавать свое

    эмоциональное состояние через улыбку, гримасу, иные мимические движения.

    Именно в данном возрасте начинается взаимодействие ребенка со сверстниками,

    поэтому очень важно научить детей считаться с интересами друг друга, играть

    рядом друг с другом, пользоваться одной игрушкой на двоих, радоваться друг

    за друга. v Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста продолжает

    развиваться по отмеченным выше направлениям. Но к ним добавляются новые.

    Совершенствуется восприятие детей, развивается наглядно-действенное

    мышление и начинает формироваться наглядно-образное мышление. Под

    руководством взрослого ребенок овладевает новым способом ориентировки —

    зрительным примериванием.

    Расширяются представления детей об окружающей действительности. Ребенок

    должен знать свое имя, фамилию, называть улицу, город, в котором он живет.

    Формируются понятия слов: семья, возраст, родители. Ближайшее окружение

    расширяется до границ детского сада, улицы, расположенных на ней зданий,

    магазинов. Начинают формироваться представления о временах года, об их

    признаках и о сезонных изменениях в природе. В жизнь детей интенсивно

    входит животный и растительный мир.

    Социальное воспитание дает детям с ЗПР первоначальные представления о

    связях людей друг с другом — люди дружат, разговаривают по телефону, пишут

    друг другу письма, шлют телеграммы.

    В старшей группе специализированного детского сада вводятся занятия по

    разделу «Здоровье». Детей знакомят с режимом дня, обучают элементарным

    навыкам ухода за своим телом, в том числе и приемам самомассажа для

    профилактики простудных заболеваний. Проводят закаливающие и

    оздоровительные процедуры.

    В этот период происходит расширение понимания смысла обращенной к ребенку

    речи; он активно овладевает фонетической, лексической и грамматической

    сторонами речи.

    И главное — возраст 5—6 лет становится эрой развития сюжетно-ролевой игры

    ребенка. Именно в игре ребенок усваивает социальные нормы и отношения. Под

    руководством взрослого он овладевает оперативной стороной игровых действий,

    а в их недрах закладываются мотивы познавательной деятельности ребенка,

    развитие которой приходится на старший дошкольный — младший школьный

    возраст.

    В подготовительной группе детского сада происходит дальнейшее расширение

    представлений ребенка об окружающем, последовательное совершенствование его

    знаний и навыков. Особое внимание уделяется подготовке детей с ЗПР к школе.

    На занятиях по родному языку у дошкольников развивается фонематический

    слух, закрепляются умения понимать прочитанный текст, говорить правильным

    литературным языком. В пределах их возможностей детей учат использовать

    интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, приказа. Они обучаются

    правильному согласованию числительных с существительным (один стул, два

    стула), прилагательных с существительным (желтый лимон, желтая груша).

    Особое внимание уделяется пониманию значения предлогов и их употреблению в

    речи (на столе, под стулом, около ног, по полу, вокруг площадки). Задания

    на развитие ориентировки на плоскости бумаги, различных видов графомоторной

    деятельности подготавливают руку ребенка к систематической работе и

    являются предпосылками к становлению у него целенаправленного самоконтроля

    и самоорганизации.

    На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления

    о явлениях, живой и неживой природы. У детей развивается наблюдательность и

    умение видеть закономерности в природе. Рассказывается о значении тепла,

    света и воды для развития и роста растений. Формируются общие представления

    о характерных особенностях животных, дети знакомятся с дикими и домашними

    животными, закрепляют свои представления о них в различных видах

    продуктивной деятельности — лепке, рисовании, аппликации.

    Развитие элементарных математических представлений у детей с ЗПР

    охватывает следующие области: количество и счет, величина, геометрические

    фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Уточняются

    понятия: один, много, больше, меньше, столько же, одинаково, больше на,

    меньше на, поровну. Дети знакомятся с количеством, числом и цифрами в

    пределах 10, присчитывают и отсчитывают по одному, выполняют простейшие

    арифметические действия. К концу обучения дети должны научиться сравнивать

    предметы по величине и располагать их в убывающем и возрастающем порядке;

    различать круг, овал, треугольник, четырехугольник (квадрат), сравнивать и

    группировать геометрические фигуры по форме, величине и цвету, находить эти

    признаки в предметах окружающего мира, сравнивать их способом наложения и

    приложения. Дети с ЗПР могут научиться определять местоположение различных

    предметов в пространстве (по отношению к себе) и на плоскости (на листе

    бумаги), определять время по часам, называть последовательность дней недели

    и месяцев в году.

    Остальные виды занятий в специализированном дошкольном учреждении

    подробно рассмотрены в программных документах и в методических разработках

    по воспитанию и обучению дошкольников с ЗПР.

    Использованная литература

    Е.А.Стребелева-Специальная дошкольная педагогика. М., 2002

    Содержание

    Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием.

    Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта (

    умственно отсталых).

    Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития.

    Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с ЗПР.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.