МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Система образования в Японии, Китае, Корее, Индии

    несколько иерархических категорий. В зависимости от числа баллов,

    полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае одновременно

    по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к

    вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей набранным баллам

    категории (или более низкой категории, что, разумеется, не возбраняется).

    Перечисленные обстоятельства объясняют сохранение высочайшего престижа

    образования, свойственного китайской культурной традиции, а также особое

    положение так называемых ведущих ВУЗов и университетов страны.

    В 1997-1998 годах в КНР была в очередной раз существенно повышена

    заработная плата преподавателей и научных сотрудников. Базовые оклады

    профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа,

    Нанкинский, Фуданьский, Чжуншаньский и др.) составляют теперь порядка 500

    долл. в месяц (против 250-300 в других университетах и ВУЗах), педагоги и

    научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций

    лицам с научными степенями предоставляются различные послабления при

    рождении второго ребенка. При этом, оценивая величину зарплаты в КНР,

    следует учесть куда более низкий уровень цен на основные потребительские

    товары и услуги в этой стране. Он, как минимум, втрое ниже, чем в развитых

    странах.

    Еще одна особенность КНР - значительное преобладание в программах

    ВУЗовского образования естественно-технических и прикладных дисциплин

    (порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22% в

    Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за

    исключением, быть может, социологов) - относительно малая часть

    студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими

    соседями. Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными

    учреждениями различного уровня и профиля, так и содержание программ

    обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем. Некоторые

    усматривают в этом нежелание руководства сильно увеличивать прослойку

    молодых горожан с гуманитарным образованием, нередко представляющих угрозу

    социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая

    уже давно столкнулись с этой проблемой, в том числе из-за перепроизводства

    когда-то модных специальностей: экономистов, юристов, журналистов и тому

    подобных. Многие выпускники с "престижными" профессиями оказываются без

    работы, пополняя ряды активных городских низов и провоцируя молодежные и

    студенческие беспорядки. Впрочем, поддержание существующей структуры

    ВУЗовских курсов в Китае может быть продиктовано и обыкновенными

    соображениями экономии.

    В Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и

    профилей, в которых обучаются более 200 миллионов человек. Законы Китая

    дают право на получение образования каждому человеку, в том числе

    представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам.

    Система образования в Китае включает в себя базисное образование

    (дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально-

    техническое, общее высшее образование и образование для взрослых.

    Китайское правительство придает важное значение распространению базисного

    образования. После обнародования в 1986 году "Закона КНР об обязательном

    образовании" в большинстве районов страны было введено обязательное

    начальное обучение. В крупных городах и некоторых экономически развитых

    районах вводится обязательное среднее образование первой ступени.

    По всей стране в начальную школу поступают 97,7 процента детей школьного

    возраста, из которых 98,1 процента могут ее окончить. Приблизительно 73

    процента подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1

    процента ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Свыше

    половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в

    детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие

    нарушения развития.

    Общий уровень развития образования в Китае остается сравнительно отсталым

    из-за многочисленности населения и неравномерности экономического и

    культурного развития разных районов страны. Лишь 10 процентов китайцев

    соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое

    профессионально-техническое обучение на этапе средней школы второй ступени.

    Ежегодно 12,5 миллиона выпускников начальной школы и первой ступени средней

    школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают

    на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и

    подготовки. По данным всеобщей переписи населения 1990 года, относительно

    низкий процент китайцев имеют среднее специальное образование, окончившие

    вузы с полной и сокращенной программой составляют 1,87 процента, выпускники

    средних специальных учебных заведений - 2,07 процента, а люди с

    образованием средней школы первой ступени и ниже - 87,06 процента.

    Негосударственные образовательные учреждения в Китае

    Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае – это учебные

    заведения, созданные на средства отдельных граждан либо предприятий,

    общественных организаций, выступающих в качестве учредителей, а также школы

    и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности,

    родителей учеников).

    Как показали исследования западных специалистов, участие государства в

    частном образовании в странах Восточной Азии варьируется от полного

    самоустранения до усиленного контроля и субсидирования. Что касается Китая,

    то его современную политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы:

    1) традиционно патерналистская роль государства, находящегося в рамках

    конфуцианской цивилизации. Внутри этой контролируемой центром системы

    действует мощный частный сектор, доля которого в последние годы растет;

    2) сформированная в прошлом позиция чисто политической, но не финансовой

    поддержки НОУ;

    3) идеологический поворот от тоталитаризма к официально объявленной

    правительством КНР в конце XX в. задаче демократизации общества, которая

    подразумевает активное привлечение общественности к управлению и

    финансированию образования.

    Образовательные организации, созданные общественными силами, их

    преподаватели и учащиеся пользуются теми же законными правами, что и

    государственные. К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные

    негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200

    всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.

    Главной чертой курса правительства в отношении НОУ является то, что,

    гарантируя им политическую поддержку, руководство КНР не обещало прямых

    финансовых вливаний. Обоснованием подобной позиции послужили трудности

    переходного периода и осознание нереальности бюджетной поддержки НОУ. По

    предложенной схеме государство брало на себя не более трети расходов,

    связанных со строительством школьных зданий и закупкой мебели и

    оборудования, полностью оставив на своем бюджете зарплату преподавателей

    (при этом следует учесть, что значительная часть учителей в Китае числилась

    в народных школах и их труд оплачивали сами школы).

    В “Положениях...” 1997 г. закреплен запрет на получение прибыли в качестве

    цели создания и функционирования НОУ, т.е. китайские частные школы не имеют

    права свободно распоряжаться денежным остатком. Среди учредителей НОУ в

    Китае 80–90-х гг. частных лиц было немного. Немалую долю среди основателей

    НОУ составили общественные организации и научные ассоциации. Организованные

    частными предпринимателями или компаниями школы носили их имена и названия,

    что повышало социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу.

    Среди основателей негосударственных школ в Китае сегодня немало и

    зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут

    ностальгические мотивы. Но есть и реальные государственные привилегии,

    которые стимулируют интересы всех, кто занимается созданием частных учебных

    заведений в Китае, – это предоставляемые правительством КНР не на словах, а

    на деле налоговые льготы, касающиеся помещений, транспорта, земельных

    участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные

    предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности,

    “бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов

    предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену

    всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами” Вот

    почему фирмам и предприятиям выгодно открывать при школах на их территории

    свои филиалы.

    Финансовые и юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять

    основных моделей:

    1) создание школы при поддержке правительства, т.е. на начальном этапе

    последнее оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа

    сама не накопит средства. Наглядный пример этой модели – неполная средняя

    школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию

    педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной

    средней школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то

    правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в

    другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители

    арендовали помещение, а также помогло им с инвентарем и педагогами.

    2) самостоятельное создание школ одним гражданином или группой лиц (часто

    на базе уже действовавших образовательных учреждений);

    3) создание школ за счет вкладывания капитала отдельными лицами либо

    организациями, становящимися соучредителями НОУ совместно с государственным

    предприятием либо учреждением.

    4) акционерная форма;

    5) совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.

    Наиболее распространены в Китае 90-х гг. первые три формы.

    Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные

    средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а

    также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.

    Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие

    школы. Инвестиции предприятий в отдельных элитные учебные заведения

    составляли в период возрождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось

    это не только вышеперечисленными престижем и налоговыми льготами,

    возможностью создавать на земле, покупаемой по льготных ценам, филиалы

    предприятий, клубы и пр., но также и выгодой от связей с частным капиталом

    в лице родителей учеников. Школы, созданные коллективным либо частными

    предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый

    центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном

    фундаменте. Для открытия маленькой школы достаточно было 20 тыс. юаней,

    которые могли внести на паях несколько человек.

    Экономический эффект частного сектора в образовании КНР проявился

    достаточно ярко. Как и задумывалось, НОУ облегчили финансовую ношу

    государства и уже к середине 90-х гг. аккумулировали значительное

    количество общественных средств – более 10 млрд. юаней (свыше 100 млн.

    долл.).Тем не менее китайские власти на различных уровнях в 90-е гг. с

    сожалением констатировали и немалые финансовые трудности НОУ. В частности,

    из всех источников финансирования гарантированным оставался, пожалуй,

    единственный – взносы за обучение. Плата за обучение остается в настоящее

    время для большинства китайских НОУ и основным источником покрытия текущих

    расходов. Поскольку 90% негосударственных учебных заведений в Китае –

    интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма

    платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие

    развитию школы, за обучение, за общежитие и пр.

    Взносы в НОУ зависят от множества факторов и резко колеблются по

    провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от

    успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим.

    Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это

    делается раз в семестр. В настоящее время китайские НОУ переживают

    следующие трудности:

    1) несформированность базового образовательного рынка, столь необходимого

    для полного раскрытия роли рыночных отношений в оптимизации распределения

    образовательных ресурсов. Он должен включать рынок капитала, помещений,

    оборудования, учителей (как часть рынка рабочей силы). Препятствуют его

    созданию прежде всего официальные образовательные структуры и чиновники,

    которые предпочитают привычное административное распределение ресурсов, а

    не их свободное перемещение, опасаясь негативного влияния этого процесса на

    государственные учебные заведения. Отсутствие образовательного рынка - одна

    из причин того, что большинство НОУ в Китае арендуют помещения и

    оборудование, что, в свою очередь, не стимулирует учредителей делать

    вложения в основной капитал;

    2) серьезные проблемы накопления капитала; поэтому сейчас в Китае раздаются

    призывы стимулировать банки к выдаче НОУ ссуд, а правительству предлагается

    оказывать помощь учащимся через систему поощрительных стипендий, субсидий

    специального назначения и студенческих займов;

    3) отсутствие специальных фондов (в отличие, например от Японии) содействия

    развитию НОУ (при том, что действуют многочисленные фонды поддержки

    государственных учебных заведений);

    4) преграды на пути повышения эффективности НОУ за счет так называемой

    экономии на масштабах.

    Большинство частных и “народных” школ в Китае невелико по размерам,

    численность учащихся в них колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ,

    не уступающих государственным или даже превосходящих их по численности

    учащихся ( 500 - 1000 и более учеников) и территории, мало - не более 10%

    всех НОУ.

    Китайские специалисты подметили такую закономерность: в крупных городах

    страны обычно представлены все ступени НОУ (Именно здесь создаются

    “образовательные империи”), в средних и небольших преобладают средние школы

    первой ступени, а в уездных и поселковых центрах и в сельской местности

    сосредотачиваются по преимуществу начальные школы.

    Анализ социального состава учащихся элитных частных школ Китая показывает,

    что они возникли прежде всего в ответ на дифференцированный спрос,

    рожденный в среде новых предпринимателей, руководителей высокого ранга,

    соотечественников с Тайваня, желающих учиться на материке. НОУ имеют классы

    малой наполняемости (25–35 человек), акцентируют изучение английского языка

    с 1 класса (в отличие от государственных школ, где он изучается с III

    класса и в меньшем объеме), овладение компьютером, эстетическое воспитание

    (в основном музыкальное), развитие индивидуальных способностей и т.п.

    Появление НОУ в Китае увеличило количество школ с различными уклонами

    (художественных, спортивных), экспериментальных и дополнительных учебных

    заведений, способствовало созданию широкой сети неформального образования.

    В целом НОУ должны строго следовать учебным программам, разработанным

    Государственным комитетом по образованию и соответствующими ведомствами на

    уровне провинций, автономных районов и городов центрального подчинения

    (Пекин, Шанхай). Однако они имеют возможность повышать качество обучения за

    счет включения различных дополнительных курсов с учетом индивидуальных

    потребностей учащихся и рыночного спроса. В случае проведения эксперимента

    разрешается самостоятельно определять также и учебную программу, но

    непременным условием являются консультации со специалистами из

    административных органов образования.

    Негосударственным вузам предоставлено право самим выбирать учебные пособия

    и определять набор специальностей. Их учебные программы могут быть

    ориентированы на насущные нужды местной экономики с целью заполнить

    пустоты, оставляемые государственными учебными заведениями.

    Появление НОУ дало возможность резко повысить эффективность использования

    людских, финансовых и материальных ресурсов – в них работают вышедшие на

    пенсию опытные учителя, оплата их труда тесно увязывается с нагрузкой и

    квалификацией. Они имеют хорошо оснащенные компьютерные классы, лингафонные

    кабинеты, лаборатории, оборудование которых, в отличие от большинства

    государственных школ, используется и в вечернее, и в каникулярное время.

    С другой стороны – указанные особенности НОУ вызывают тревогу властей в том

    смысле, что потенциально они могут способствовать элитарности выпускников,

    превращению их в оппозиционеров или носителей чуждых в данном обществе идей

    и ценностей. Кроме того, ориентация многих элитных частных школ и вузов

    Китая на подготовку выпускников к продолжению обучения за рубежом влечет за

    собой “утечку мозгов”.

    Показателем эффективности работы учебных заведений является

    востребованность их выпускников. За 1992–1994 гг. более 85% выпускников-

    очников частных пекинских вузов были приняты на работу по профилю, их

    теоретическая подготовка и практические навыки не уступали уровню

    выпускников государственных вузов.

    3. Образование в Корее

    В конце 1980-х гг. начальные школы были совместными, хотя такое обучение

    редко приветствовалось на последующих уровнях. Число поступающих в

    начальную школу в 1987 г. в 6 531 школе составило 4 771 722 ученика с

    педагогическим составом в 130 142 человека. Приблизительно 54%

    преподавателей начальной школы составляли мужчины.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.