Система образования в Японии, Китае, Корее, Индии
несколько иерархических категорий. В зависимости от числа баллов,
полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае одновременно
по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к
вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей набранным баллам
категории (или более низкой категории, что, разумеется, не возбраняется).
Перечисленные обстоятельства объясняют сохранение высочайшего престижа
образования, свойственного китайской культурной традиции, а также особое
положение так называемых ведущих ВУЗов и университетов страны.
В 1997-1998 годах в КНР была в очередной раз существенно повышена
заработная плата преподавателей и научных сотрудников. Базовые оклады
профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа,
Нанкинский, Фуданьский, Чжуншаньский и др.) составляют теперь порядка 500
долл. в месяц (против 250-300 в других университетах и ВУЗах), педагоги и
научные работники имеют льготы при приобретении жилья, в ряде провинций
лицам с научными степенями предоставляются различные послабления при
рождении второго ребенка. При этом, оценивая величину зарплаты в КНР,
следует учесть куда более низкий уровень цен на основные потребительские
товары и услуги в этой стране. Он, как минимум, втрое ниже, чем в развитых
странах.
Еще одна особенность КНР - значительное преобладание в программах
ВУЗовского образования естественно-технических и прикладных дисциплин
(порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22% в
Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за
исключением, быть может, социологов) - относительно малая часть
студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими
соседями. Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными
учреждениями различного уровня и профиля, так и содержание программ
обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем. Некоторые
усматривают в этом нежелание руководства сильно увеличивать прослойку
молодых горожан с гуманитарным образованием, нередко представляющих угрозу
социально-политической стабильности. Дело в том, что многие соседи Китая
уже давно столкнулись с этой проблемой, в том числе из-за перепроизводства
когда-то модных специальностей: экономистов, юристов, журналистов и тому
подобных. Многие выпускники с "престижными" профессиями оказываются без
работы, пополняя ряды активных городских низов и провоцируя молодежные и
студенческие беспорядки. Впрочем, поддержание существующей структуры
ВУЗовских курсов в Китае может быть продиктовано и обыкновенными
соображениями экономии.
В Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и
профилей, в которых обучаются более 200 миллионов человек. Законы Китая
дают право на получение образования каждому человеку, в том числе
представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам.
Система образования в Китае включает в себя базисное образование
(дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально-
техническое, общее высшее образование и образование для взрослых.
Китайское правительство придает важное значение распространению базисного
образования. После обнародования в 1986 году "Закона КНР об обязательном
образовании" в большинстве районов страны было введено обязательное
начальное обучение. В крупных городах и некоторых экономически развитых
районах вводится обязательное среднее образование первой ступени.
По всей стране в начальную школу поступают 97,7 процента детей школьного
возраста, из которых 98,1 процента могут ее окончить. Приблизительно 73
процента подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1
процента ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Свыше
половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в
детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие
нарушения развития.
Общий уровень развития образования в Китае остается сравнительно отсталым
из-за многочисленности населения и неравномерности экономического и
культурного развития разных районов страны. Лишь 10 процентов китайцев
соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое
профессионально-техническое обучение на этапе средней школы второй ступени.
Ежегодно 12,5 миллиона выпускников начальной школы и первой ступени средней
школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают
на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и
подготовки. По данным всеобщей переписи населения 1990 года, относительно
низкий процент китайцев имеют среднее специальное образование, окончившие
вузы с полной и сокращенной программой составляют 1,87 процента, выпускники
средних специальных учебных заведений - 2,07 процента, а люди с
образованием средней школы первой ступени и ниже - 87,06 процента.
Негосударственные образовательные учреждения в Китае
Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае – это учебные
заведения, созданные на средства отдельных граждан либо предприятий,
общественных организаций, выступающих в качестве учредителей, а также школы
и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности,
родителей учеников).
Как показали исследования западных специалистов, участие государства в
частном образовании в странах Восточной Азии варьируется от полного
самоустранения до усиленного контроля и субсидирования. Что касается Китая,
то его современную политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы:
1) традиционно патерналистская роль государства, находящегося в рамках
конфуцианской цивилизации. Внутри этой контролируемой центром системы
действует мощный частный сектор, доля которого в последние годы растет;
2) сформированная в прошлом позиция чисто политической, но не финансовой
поддержки НОУ;
3) идеологический поворот от тоталитаризма к официально объявленной
правительством КНР в конце XX в. задаче демократизации общества, которая
подразумевает активное привлечение общественности к управлению и
финансированию образования.
Образовательные организации, созданные общественными силами, их
преподаватели и учащиеся пользуются теми же законными правами, что и
государственные. К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные
негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200
всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.
Главной чертой курса правительства в отношении НОУ является то, что,
гарантируя им политическую поддержку, руководство КНР не обещало прямых
финансовых вливаний. Обоснованием подобной позиции послужили трудности
переходного периода и осознание нереальности бюджетной поддержки НОУ. По
предложенной схеме государство брало на себя не более трети расходов,
связанных со строительством школьных зданий и закупкой мебели и
оборудования, полностью оставив на своем бюджете зарплату преподавателей
(при этом следует учесть, что значительная часть учителей в Китае числилась
в народных школах и их труд оплачивали сами школы).
В “Положениях...” 1997 г. закреплен запрет на получение прибыли в качестве
цели создания и функционирования НОУ, т.е. китайские частные школы не имеют
права свободно распоряжаться денежным остатком. Среди учредителей НОУ в
Китае 80–90-х гг. частных лиц было немного. Немалую долю среди основателей
НОУ составили общественные организации и научные ассоциации. Организованные
частными предпринимателями или компаниями школы носили их имена и названия,
что повышало социальный престиж компании, создавая ей хорошую рекламу.
Среди основателей негосударственных школ в Китае сегодня немало и
зарубежных китайцев, которыми, помимо деловых соображений, движут
ностальгические мотивы. Но есть и реальные государственные привилегии,
которые стимулируют интересы всех, кто занимается созданием частных учебных
заведений в Китае, – это предоставляемые правительством КНР не на словах, а
на деле налоговые льготы, касающиеся помещений, транспорта, земельных
участков. Действует и дополнительный стимул: пришкольные коллективные
предприятия пользуются системой льгот, которая включает, в частности,
“бессрочное освобождение от подоходного и некоторых других налогов
предприятий, учрежденных средними учебными заведениями, и бессрочную отмену
всех налоговых выплат для предприятий, управляемых начальными школами” Вот
почему фирмам и предприятиям выгодно открывать при школах на их территории
свои филиалы.
Финансовые и юридические формы создания НОУ в Китае представляют собой пять
основных моделей:
1) создание школы при поддержке правительства, т.е. на начальном этапе
последнее оказывает материально-техническую помощь до тех пор, пока школа
сама не накопит средства. Наглядный пример этой модели – неполная средняя
школа Юйин в г. Нашсине, созданная Ассоциацией вышедших на пенсию
педагогов. Они арендовали помещение и часть оборудования государственной
средней школы, а поскольку набрали больше учащихся, чем рассчитывали, то
правительство городского района выделило 300 тыс. юаней, чтобы перевести в
другое помещение начальные классы той школы, у которой учредители
арендовали помещение, а также помогло им с инвентарем и педагогами.
2) самостоятельное создание школ одним гражданином или группой лиц (часто
на базе уже действовавших образовательных учреждений);
3) создание школ за счет вкладывания капитала отдельными лицами либо
организациями, становящимися соучредителями НОУ совместно с государственным
предприятием либо учреждением.
4) акционерная форма;
5) совместное создание НОУ китайскими и зарубежными партнерами.
Наиболее распространены в Китае 90-х гг. первые три формы.
Структура первоначального капитала учредителей могла включать собственные
средства владельцев, привлеченный капитал в паевой (акционерной) форме, а
также банковские займы, кредиты и ссуды частных лиц.
Все имущество и доходы разрешалось использовать исключительно на развитие
школы. Инвестиции предприятий в отдельных элитные учебные заведения
составляли в период возрождения НОУ весьма внушительную сумму. Объяснялось
это не только вышеперечисленными престижем и налоговыми льготами,
возможностью создавать на земле, покупаемой по льготных ценам, филиалы
предприятий, клубы и пр., но также и выгодой от связей с частным капиталом
в лице родителей учеников. Школы, созданные коллективным либо частными
предприятиями, постепенно превращались вместе с ними в единый холдинговый
центр. Однако лишь немногие НОУ в Китае были основаны на таком прочном
фундаменте. Для открытия маленькой школы достаточно было 20 тыс. юаней,
которые могли внести на паях несколько человек.
Экономический эффект частного сектора в образовании КНР проявился
достаточно ярко. Как и задумывалось, НОУ облегчили финансовую ношу
государства и уже к середине 90-х гг. аккумулировали значительное
количество общественных средств – более 10 млрд. юаней (свыше 100 млн.
долл.).Тем не менее китайские власти на различных уровнях в 90-е гг. с
сожалением констатировали и немалые финансовые трудности НОУ. В частности,
из всех источников финансирования гарантированным оставался, пожалуй,
единственный – взносы за обучение. Плата за обучение остается в настоящее
время для большинства китайских НОУ и основным источником покрытия текущих
расходов. Поскольку 90% негосударственных учебных заведений в Китае –
интернатного типа, то в оплату входит и проживание учащихся. Общая сумма
платы за обучение состоит из нескольких видов взносов на содействие
развитию школы, за обучение, за общежитие и пр.
Взносы в НОУ зависят от множества факторов и резко колеблются по
провинциям. Некоторые школы варьируют плату за обучение в зависимости от
успеваемости учеников, снижая ее отличникам и увеличивая неуспевающим.
Формы взимания взносов за обучение разнообразны. В основном по стране это
делается раз в семестр. В настоящее время китайские НОУ переживают
следующие трудности:
1) несформированность базового образовательного рынка, столь необходимого
для полного раскрытия роли рыночных отношений в оптимизации распределения
образовательных ресурсов. Он должен включать рынок капитала, помещений,
оборудования, учителей (как часть рынка рабочей силы). Препятствуют его
созданию прежде всего официальные образовательные структуры и чиновники,
которые предпочитают привычное административное распределение ресурсов, а
не их свободное перемещение, опасаясь негативного влияния этого процесса на
государственные учебные заведения. Отсутствие образовательного рынка - одна
из причин того, что большинство НОУ в Китае арендуют помещения и
оборудование, что, в свою очередь, не стимулирует учредителей делать
вложения в основной капитал;
2) серьезные проблемы накопления капитала; поэтому сейчас в Китае раздаются
призывы стимулировать банки к выдаче НОУ ссуд, а правительству предлагается
оказывать помощь учащимся через систему поощрительных стипендий, субсидий
специального назначения и студенческих займов;
3) отсутствие специальных фондов (в отличие, например от Японии) содействия
развитию НОУ (при том, что действуют многочисленные фонды поддержки
государственных учебных заведений);
4) преграды на пути повышения эффективности НОУ за счет так называемой
экономии на масштабах.
Большинство частных и “народных” школ в Китае невелико по размерам,
численность учащихся в них колеблется от 100 до 200 человек. Крупных школ,
не уступающих государственным или даже превосходящих их по численности
учащихся ( 500 - 1000 и более учеников) и территории, мало - не более 10%
всех НОУ.
Китайские специалисты подметили такую закономерность: в крупных городах
страны обычно представлены все ступени НОУ (Именно здесь создаются
“образовательные империи”), в средних и небольших преобладают средние школы
первой ступени, а в уездных и поселковых центрах и в сельской местности
сосредотачиваются по преимуществу начальные школы.
Анализ социального состава учащихся элитных частных школ Китая показывает,
что они возникли прежде всего в ответ на дифференцированный спрос,
рожденный в среде новых предпринимателей, руководителей высокого ранга,
соотечественников с Тайваня, желающих учиться на материке. НОУ имеют классы
малой наполняемости (25–35 человек), акцентируют изучение английского языка
с 1 класса (в отличие от государственных школ, где он изучается с III
класса и в меньшем объеме), овладение компьютером, эстетическое воспитание
(в основном музыкальное), развитие индивидуальных способностей и т.п.
Появление НОУ в Китае увеличило количество школ с различными уклонами
(художественных, спортивных), экспериментальных и дополнительных учебных
заведений, способствовало созданию широкой сети неформального образования.
В целом НОУ должны строго следовать учебным программам, разработанным
Государственным комитетом по образованию и соответствующими ведомствами на
уровне провинций, автономных районов и городов центрального подчинения
(Пекин, Шанхай). Однако они имеют возможность повышать качество обучения за
счет включения различных дополнительных курсов с учетом индивидуальных
потребностей учащихся и рыночного спроса. В случае проведения эксперимента
разрешается самостоятельно определять также и учебную программу, но
непременным условием являются консультации со специалистами из
административных органов образования.
Негосударственным вузам предоставлено право самим выбирать учебные пособия
и определять набор специальностей. Их учебные программы могут быть
ориентированы на насущные нужды местной экономики с целью заполнить
пустоты, оставляемые государственными учебными заведениями.
Появление НОУ дало возможность резко повысить эффективность использования
людских, финансовых и материальных ресурсов – в них работают вышедшие на
пенсию опытные учителя, оплата их труда тесно увязывается с нагрузкой и
квалификацией. Они имеют хорошо оснащенные компьютерные классы, лингафонные
кабинеты, лаборатории, оборудование которых, в отличие от большинства
государственных школ, используется и в вечернее, и в каникулярное время.
С другой стороны – указанные особенности НОУ вызывают тревогу властей в том
смысле, что потенциально они могут способствовать элитарности выпускников,
превращению их в оппозиционеров или носителей чуждых в данном обществе идей
и ценностей. Кроме того, ориентация многих элитных частных школ и вузов
Китая на подготовку выпускников к продолжению обучения за рубежом влечет за
собой “утечку мозгов”.
Показателем эффективности работы учебных заведений является
востребованность их выпускников. За 1992–1994 гг. более 85% выпускников-
очников частных пекинских вузов были приняты на работу по профилю, их
теоретическая подготовка и практические навыки не уступали уровню
выпускников государственных вузов.
3. Образование в Корее
В конце 1980-х гг. начальные школы были совместными, хотя такое обучение
редко приветствовалось на последующих уровнях. Число поступающих в
начальную школу в 1987 г. в 6 531 школе составило 4 771 722 ученика с
педагогическим составом в 130 142 человека. Приблизительно 54%
преподавателей начальной школы составляли мужчины.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|