МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальная работа с детьми инвалидами

    социальная защита гарантируются детям–инвалидам,с особенностями

    психофизического развития и оказавшимся в других

    неблагоприятных ситуациях .

    Как и все другие дети , ребенок со специфическими по-

    требностями имеет право жить и воспитываться в семье ,

    которое закрепляется “Кодексом о браке и семье”.Родители ,

    соответственно , должны принять на себя обязанности по

    содержанию своего ребенка до 16 лет и далее,если ребенок

    в этом нуждается. Однако,особое внимание уделяется и

    людям,воспиты-вающим ребенка–инвалида(его родителям,опекунам).

    Государством выплачивается пособие по уходу за такими

    детьми,независящие от дохода семьи. Время ухода за ребенком

    со специфическими нуждами зачисляется одному из родителей

    (который осуществляет уход) в стаж работы для получения

    трудовой пенсии. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте

    до 16 лет,ежемесячно получают оплачиваемый свобод-ный

    день(Постановление Совета Министров РБ №533 от 27.05.1997г.).

    Кроме того, родители инвали-дов с детства имеют право на

    более ранний срок ухода на пенсию ( Закон РБ “О

    пенсионном обеспечении” ) .

    Дети со специфическими потребностями имеют право на

    получение пенсии,которая зависит от его (ребенка) степени

    нарушения здоровья.Так, дети-инвалиды первой степени нарушения

    здоровья имеют право на пенсию в размере 150% от

    минимального размера пенсии по возрасту,второй степени - 175% ,

    третьей степени - 200% , четвертой степени - 250% [ 19 ] .

    Предусматривается для таких детей и бесплатное

    получение медикоментов, а так же предоставление физкультурно-

    оздоровительных услуг с их частичной оплатой или

    бесплатно [ 23 ] .

    Важным документом в сфере организации помощи детям

    с ограниченными способностями являются “Основные направления

    в государственной семейной политике” ( 1998 г. ) . Одной из

    ее целей является создание условий для воспитания в семье

    детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для

    реализации этой цели предлагаются следующие меры :

    - предоставление нуждающимся семьям с детьми

    дополнительной финансовой и натуральной помощи , услуг ;

    - развитие сети дошкольных учреждений различных форм соб-

    ственности с гибким режимом работы , различного типа и

    назначения ( в том числе и для детей с особенностями

    развития );

    - предоставление возможностей для обучения и воспитания

    детей с особенностями психофизического развития в учебно

    –воспитательных учреждениях общего типа;

    - развитие сети специализированных учреждений, предназначенных

    для содержания детей-инвалидов;

    - формирование системного подхода к решению проблем этой

    категории детей и созданию условий для их реабилитации и

    интеграции в общество;

    - совершенствование системы социальной защиты семей , воспиты-

    вающих детей –инвалидов .

    В Республике Беларусь утвержден так же ряд других

    документов, гарантирующих права и льготы детей с особенностями

    развития: закон “О здравоохранении” ( 1993 г.), закон “О социальной защите

    инвалидов” (1991 г.), Постановление Совета Министров РБ “О

    соврешенствовании порядка организации, оздоровления и лечения детей за

    пределами РБ” (1997 г.). Постановление Совета Министров РБ “О санаторно-

    курортном лечении инвалидов в возрасте до 18 лет” (1998 г.), закон “О

    социальной защите граждан, пострадавших в следствие катастрофы на ЧАЭС”

    (1991 г.), Постановление Совета Министров РБ “Об утверждении перечня

    технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно

    или на льготных условиях”, а так же информационный бюллетень №8 Центра

    гендерной информации и политики Министерства социальной защиты РБ “Правовые

    гарантии социаольной защиты семей, воспитывающих ребенка инвалида”.

    Особо важен, на наш взгляд, приказ Министерства социальной защиты РБ

    от 18 августа 1995 г. “Об интегрированном обучении детей с особенностями

    психофизического развития в общеобразовательной школе” и Инструкции по

    оргазизации индивидуального обучения на дому больных детей, детей с

    особенностями психофизического развития и детей инвалидов (1995 г.), как

    явный прогресс в сфере обеспечения образования детей с ограниченными

    возможностями. Ведь долгое время, вплоть до 90-х годов 20 века, многие дети-

    инвалиды и особенно дети с нервно-психическими заболеваниями относились к

    категории “необучаемых”, а детей с особенностями развития определяли в

    специальные школы-интернаты.

    Изменения в социальной политике в отношении детей со специфическими

    потребностями влекут за собой и изменения типов учреждений, занимающихся

    оказанием помощи этой категории детей, и появления следующих документов:

    Постановление Совета Министров РБ “Об утверждении примерного положения о

    территориальном центре социального обслуживания семьи и детей”, приказ

    Министерства образования “Об утверждении временного положения о

    дефектологическом пункте”, примерное положение “О диагностико-

    реабилитационном центре в РБ”, Постановление Кабинета Министров “О создании

    Республиканского научно-практического центра детской онкологии и

    гематологии”.

    Важную роль в оказании социальной помощи детям с ограниченными

    возможностями играет Президентская программа “Дети Беларуси” и, в

    частности, ее подпрограмма “Дети – инвалиды”. Ее возникновение связано с

    неразвитостью сети восстановительного лечения, неудовлетворительная

    оснащенность медицинских учреждений современной диагностической и

    реанимационной аппаратурой. Все это приводит к несвоевременному выявлению

    врожденных и наследственных заболеваний и недостаточной реабилитации детей

    – инвалидов.

    Данная подпрограмма ставит перед собой следующие задачи в области

    работы с детьми – инвалидами:

    - повышение эффективности профилактической работы по предупрежедению

    детской инвалидности;

    - создание предпосылок для комплексной психолого-педагогической и

    социальной реабилитации детей – инвалидов;

    - обесчпечение их техническими средствами реабилитации и средствами,

    облегчающими бытовое обслуживание;

    - повышение уровня технической оснащенности детских реабилитационных

    учреждений для внедрения совеременных методов лечения и реабилитации

    детей – инвалидов;

    - организация научных исследований, научно-методическое и информационное

    обеспечение решения проблем детской инвалидности;

    - подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с детьми этой

    категории.

    Таким образом, можно сказать, что законодательство Республики Беларусь

    направлено на создание условий, обеспечивающих жизнь семьи с ребенком –

    инвалидом. Однако, инвалиды и их семьи относятся к наиболее

    малообеспеченным категориям населения, так как, в силу сложившейся в стране

    ситуации, пенсии и пособия на детей инвалидов не могут обеспечить такому

    ребенку и его семье достойную жизнь. Следует также учесть, что забота о

    таких детях отнимает много сил, времени, внимания, терпения и родители не

    могут работать “в полную силу”, что так же создает определенные

    материальные трудности. Также хотелось бы отметить, что законодательство не

    предусматривается архитектурной нормой, необходимые для свободного

    передвижения инвалидов. По нашему мнению, социальной политикой в сфере

    оаказания помощи инвалидам мало внимания уделяется изменению общественного

    мнения относительно этой категории населеничя, что немаловажно.

    Выводы.

    На основе проанализированной литературы можно говорить о следующих

    тенденциях в оказании социальной помощи детям-инвалидам :

    1. Оказание помощи этой категории детей может осу-

    ществляться как в учреждениях интернаторного типа, так и

    в условиях семьи. При этом приоритетность отдается

    воспитанию таких детей в семье .

    2. Использование «командного подхода», который предполагает

    профессиональный , системный подход к социальной работе с

    семьей в целом, что весьма эффективно.

    3. Широкое распространение в последнее время получило

    использование концепции «самопомощи» при работе с этой категорией

    людей. (Она положена в основу рассмотренной нами программы

    РНБО ) .

    4. Многичисленные исследования заболеваний, приводящих к инвалидности,

    содействуют все более широкому использованию индивидуальных реабилитационно-

    коррекционных программ, которые учитывают поторебности ребенка и пожелания

    семьи. На наш взгляд это будет содействовать более эффективному оказанию

    помощи.

    5. Система реабилитации должна охватывать все сферы жизнедеятельности.

    При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной

    ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков

    независимой самостоятельной жихни.

    6. Особое значение, по нашему мнению, имеет изменение общественного

    мнения в отношении инвалидов. Это должно являться первостепеной задачей

    социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется

    должного внимания.

    7. Одним из самых важных, на наш взгляд,является обеспечение

    полноценного образования для детей – инвалидов. Особую роль в этом играет

    интегрированое обучние, которое закреплено законодательством. Оно

    способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений

    здорового ребенка к больному и наоборот и т.п.

    8. Большее внимание следует уделять ранней диагностике и началу

    реабилитации / абилитации. Эта проблема особенно остро стоит у нас, где

    слабость диагностической базы и поздняя выявляемость нарушений приводят к

    росту числа патологий с возрастом. Так, если в возрасте от 0 до 4 лет

    удельный вес детей с особенностями развития составил 5221,2 на 100000

    детей, то в период 10-14 лет он вохзрастает в 2,3 раза [18].

    2.Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в

    Республике Беларусь.

    Для выявления проблем и особенностей социальной

    работы с детьми с ограниченными возможностями в нашей

    стране нами было опрошено 30 респондентов: работники и

    волонтеры различных общественных организаций г. Минска ,

    занимающихся оказанием помощи детям-инвалидам ( адаптационно-

    оздоровительное предприятие «Остров Надежды» , Белорусский

    Детский Хоспис , Центр реабилитации молодых инвалидов

    организации «Next Stop - New Life» , Ресурсно-адаптационный

    центр «Открытые двери» , суполка «Мiласэрднасць») .

    При опросе нами была использована анкета ( Приложение

    1 ) , разработанная нами для социальных работников, работающих

    с этой категорией населения. Анкета направлена на изучение

    проблем и особенностей работы с детьми-инвалидами и их семьями и включает

    следующие блоки вопросов :

    1. Причины выбора в качестве специальности социальную работу с детьми-

    инвалидами.

    2. Принципы работы с семьей ребенка-инвалида (№ 2, 4, 5, 6, 11, 12).

    3. Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей-

    инвалидов (№ 3, 7, 8, 9, 10).

    4. Возможности повышения квалификации и перспективы оказания помощи

    этой категории населения (№ 13, 14).

    Среди респондентов основную группу составили женщины

    18-45 лет (около 82% ) . Большинство из них ( около 50%

    ) с педагогическим образованием, психологи и социальные

    работники составляют по 16% .

    1. Причины выбора в качестве специальности социальную работу с детьми-

    инвалидами.

    В результате исследования нами были выявлены

    следующие причины, побудившие респондентов заняться оказанием

    помощи детям-инвалидам:

    1. Возможность и желание помогать зтой категории

    населения, сострадания (около 33 % ) .

    2. В связи с переживанием рождения ребенка с особен-

    ностями развития или приобретением им инвалидности ( около

    20 % ).

    3. Возможность применить свои знания и умения на

    практике (около 20 % ) .

    4. Необходимость и интересность работы ( около 13% ) .

    5. По приглашению администрации организации (около 13% ) ,

    Однако, это лишь причины, приводящие людей в организации. Сострадание,

    милосердие, желание помочь одной из самых незащищенных категорий населения

    заставляют их остаться и, несмотря на проблемы и сложности, оказывать

    помощь детям-инвалидам и их семьям .

    2. Принципы работы с семьей ребенка-инвалида (№ 2, 4, 5, 6, 11, 12).

    В результате анализа анкет нами были выделены

    следующие основные функции социального работника:

    - организаторская ( %),

    - информативная ( в том числе и в отношении прав

    и льгот ребенка и его семьи) ( %),

    - посредническая ( %),

    - осуществление психолого-педагогической и социально-бытовой

    адаптации и поддержки ребенка и его семьи (

    %),

    - диагностика и коррекция «особенностей» ребенка (

    %).

    Таким образом, можно говорить о многофункциональности

    социальных работников, что, в свою очередь, требует от них

    комплекса разнообразных знаний, умений и навыков .

    Среди основных, респондентами были выделены

    следующие знания:

    - психолого-педагогические (в том числе, и в области специальной

    педагогики ( %),

    - медицинские ( %),

    - знания в области дефектологии ( %),

    - знания в области законодательства ( %).

    Основные умения, выделенные респондентами:

    - тонко чувствовать внутренний мир ребенка и

    быстро реагировать на его внутренние и внешние

    изменения

    ( %),

    - эмпатия ( умение сопереживать ) ( %).

    - работать в команде ( %),

    - гибкий подход к решению проблем ( %).

    В результате проведенного анкетирования были выявлены

    следующие навыки, необходимые при оказании помощи

    детям –инвалидам:

    - организаторские ( %),

    - коммуникативные ( %),

    - работы с детьми ( %),

    - оказания первой медицинской помощи ( %).

    Кроме профессионадльных качеств работники выделили ряд личностных,

    необходимых для работы с этой категорией детей: отзывчивость, терпеливость,

    милосердие, самообладание, мудрость, дисциплинированность,

    стрессоустойчивость и, что интересно, чувство юмора (возможно оно помогает

    справиться с некоторыми ситуациями и, иногда, избежать стресса).

    Итак, можно сказать, что существует определенный набор

    профессиональных и личностных качеств, необходимых при работе с детьми-

    инвалидами и их семьями. Следует так же отметить важность системного

    подхода в оказании помощи этой категории населения, на необходимость

    существования которого указывают все респонденты. Однако, часть

    респондентов (около 33%) указывают на отсутствие такой системы, ее

    несовершенство. В этом плане, в основном, используется зарубежный опыт,

    адаптированный к условиям нашей страны.

    Что касается работы с семьей такого ребенка, то респонденты выделяют

    следующие формы оказания помощи родителям и сиблингам:

    1. Психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации,

    тренинги) ( %).

    2. Информирование в области законодательства, методической литературы

    и т.п. (в том числе, и образовательные конференции и семинары) ( %).

    3. Материально-бытовая помощь ( %).

    А также, в некоторых организациях проводятся праздничные мероприятия.

    В Хосписе большое место в работе с семьей занимает программа «Горевание»,

    проводимая с родителями и сиблингами после смерти ребенка.

    Нами также были получены следующие сведения о теоретических подходах,

    как основные были выделены:

    - гуманистические ( %);

    - командный подход ( %);

    - психологические теории ( %);

    - концепция «самопомощи» ( %);

    - интегративный ( %);

    - эклектический ( %);

    - подход к ребенку-инвалиду как к равному (уважение личности ребенка)

    ( %).

    То есть, можно говорить о применении общепринятых мировых подходов к

    оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в нашей стране. Однако,

    хотелось бы отметить, что у большей части респондентов возникли трудности

    при ответе на этот вопрос.

    Безусловно, существует и определенный набор методов, используемых в

    работе с данной категорией детей. Среди основных респондентами были

    отмечены:

    - игровые (игротерапия) ( %);

    - арттерапия ( %);

    - метод интерактивной работы, взаимодействие ( %);

    - беседа ( %);

    - наблюдение ( %);

    - клоунотерапия ( %);

    - трудотерапия ( %).

    Были даны и другие ответы, но они для нас малоинформативны. Таким

    образом, можно говорить об использовании некоторых общих методов работы со

    всеми категориями детей-инвалидов. Однако, почти всеми респондентами было

    отмечено, что выбор методов зависит от состояния и заболевания ребенка. То

    есть, указывается на необходимость разработки индивидуальных программ,

    учитывающих особенности каждого ребенка.

    3. Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей-

    инвалидов (№ 3, 7, 8, 9, 10).

    Что касается проблем, с которыми сталкиваются работники организаций,

    то они разнообразны и сугубо индивидуальны. Среди них были названы такие

    как:

    - ограниченность доступа к информации ( %);

    - недостаточная компетентность в определенных вопросах, недостаток

    опыта ( %);

    - нехватка времени для своей семьи и личной жизни ( %);

    - недостаток материалов, средств, специального оборудования (

    %);

    а также, некоторые другие проблемы.

    Особое место занимают психологические трудности, которые, как показало

    исследование, испытывают около 60% респондентов. Среди них выделяются и

    непонимание со стороны собственной семьи, и трудности в общении с этой

    категорией детей. и неприятие отдельными родителями детей инвалидов

    (особенно папами) или негативное отношение к работникам организации. В

    Хосписе к этим проблемам относится также переживание смерти ребенка.

    Анализ ответов показал, что наличие или лтсутствие таких проблем во

    многом зависит от заболевания ребенка, личностных качеств работника, а

    также, от длительности срока работы с этой категорией детей.

    Особое внимание стоит уделить проблеме “сгорания специалиста”, наличие

    которой признают все специалисты. Надо сказать, что некоторые волонтеры

    отрицают наличие этой проблемы, что, возможно, связано с кратковременностью

    работы с этой категорией детей. Нами было также выявлено, что лишь 16,6%

    респондентов получают помощь специалистов для решения этой проблемы, но и

    они считают, что помощь недостаточна. Хотелось бы отметить некоторые

    интересные предложения по преодолению этой ситуации. Итак, респондентами

    было предложено:

    1. Самовнушение (постоянно убеждать себя в нужности и полезности

    своего дела).

    2. Обращение к методам релаксации и т.п.

    3. Метод “абсолютного переключения” (при возникновении стрессовой

    ситуации “резко переключиться”, отвлечься на другой резко

    противоположный вид деятельности).

    4. Раннее выявление симптомов “сгорания” и индивидуальный подход при

    снятии проблемы.

    5. Групповая и индивидуальная терапия, тренинги.

    6. Проведение кругловых столов.

    7. Организация сети служб для решения этой проблемы.

    Таким образом можно говорить об остроте этой проблемы в нашей стране,

    необходимости создания службы для оказания помощи специалистам при

    возможном использовании их предложений.

    4. Возможности повышения квалификации и перспективы оказания помощи

    этой категории населения (№ 13, 14).

    В ходе исследования нами была также выявлена пролема повышения

    квалификации. Как оказалось, в нашей стране не существует системы

    подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми-инвалидами.

    Основными источниками повышения квалификации были названы:

    - различные конференции и семинары по обмену опытом (и, в первую

    очередь, с зарубежными коллегами) ( %);

    - через накопления собственного опыта в процессе работы ( %);

    - обучение за рубежом ( %);

    - изучение новой методической литературы ( %).

    При изучении предложений относительно своей работы в будущм нами были

    выявлены следующие пожелания:

    - видеть свою работу углубленной в профессиональном плане ( %);

    - работать в системе (т. е. работа должна быть более организованой)

    ( %);

    - достаточное материальное обеспечение ( %);

    - научная обоснованность подходов к работе ( %);

    - активное участие государственных структур в системе оказания помощи

    детям-инвалидам и их семьям ( %);

    - видеть свою работу полезной и интересной ( %).

    Таким образом, можно говорить о несовершенстве государственной

    социальной политики в отношении оказания помощи этой категории населения,

    плохой материальной обеспеченности, отсутствие системы повышения

    квалификации и служб оказания помощи специалистам, что сказывается на

    эффективности социальной работы с детьми-инвалидами.

    Выводы

    В результате исследования нами было выявлено следующее:

    1. В сфере оказания социальной помощи преимущественно работают

    женщины, чо является особенностью социальной работы в нашей стране.

    И так как социальная работа появилась относительно недавно у нас,

    то это, в основном, люди с педагогическим образованием.

    2. Работа с детьми-инвалидами требует наличие определенного комплекса

    знаний, умений, навыков и личностных качеств, обусловленных

    специфичностью и многофункциональностью работы. Это свидетельствует

    о необходимости функционирования системы подготовки и

    переподготовки кадров, повышения квалификации, которая в нашей

    стране организована недостаточно.

    3. Теоретические подходы к оказанию соцмальной помощи детям-инвалидам

    и их семьям и методы работы с ними, в основном, соответствуют

    мировым страндартам, так как являются адаптированным зарубежным

    опытом.

    4. Выявленные в ходе исследования проблемы указывают на несовершенство

    законодательной базы и социальной политики в области социальной

    работы с детьми с особеностями психофизического развития.

    5. Особую проблему составляет отсутствие служб по оказанию психолого-

    педагогической помощи работникам организации, опрошенных нами.

    Заключение

    В теоретическом плане нами были исследованы следующие проблемы:

    1. Историко-теоретические подходы к оказанию социальной помощи детям-

    инвалидам.

    2. Особенности различных категорий детей с ограниченными возможностями

    и работы с ними.

    3. Проблемы / барьеры, препятствующие нормальной интеграции инвалидов

    в общество.

    4. Особености законодательной базы в области социалной работы с этой

    категорией детей и их семьями в нашей стране.

    Нами были также проведены исследования по выявлению проблем и

    особенностей оказания социальной помощи детям-инвалидам в нашей стране, в

    результате которого были выявлены недостатки социальной политики и

    особенности работы, влияющие на эффективность социальной работы с данной

    категорией населения.

    Таким образом, в результате исследования выдвинутая нами гипотеза:

    Эффективность социальной помощи различным категориям детей-инвалидов

    обусловлена особенностями государственой политики социальной защиты в

    Республике Беларусь, а также уровнем профессиональной подготовки и

    личностными качествами специалиста по социальной работе, - подтвердилась .

    Методические рекомендации

    В результате исследования нами были разработаны следующие рекомендации

    для повышения эффективности социальной работы с детьми со специфическими

    потребностями:

    1. Необходимо создание психолого-педагогической службы для

    сотрудников организации, занимающейся оказанием помощи детям-

    инвалидам.

    2. Необходимо создание организованной системы оказания социальной

    помощи всех видов этой категории населения (так как в настоящий

    момент помощь оказывается стихийно, в отдельных организациях).

    3. Учитывая пожелания респондентов, следует увеличить долю участия

    государственных структур в области социальной работы с детьми-

    инвалидами и их семьями, обеспечить большую поддержку с их

    стороны.

    4. Необходимо расширение сети учреждений, занимающихся оказанием

    социальной помощи и поддержки этой категории населения.

    5. Следует создать систему учреждений по повышению квалификации

    кадров, расширить доступ к зарубежному опыту оказанию помощи,

    создать свои исследовательские группы по разработке и изучению

    методик работы и т.п. в этой области.

    6. Необходимо улучшение материальной базы организации, занимающихся

    социальной работой с этой категорией населения.

    7. Необходимо расширение информационной сферы, обеспечить доступ к

    необходимой информации специалистам и родителям, а также всему

    обществу в целом (что будет содействовать изменению общественого

    мнения в отношении инвалидов).

    8. Следует также совершенствовать законодательную базу в области

    оказания помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям.

    Литература

    1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.:

    Педагогика, 1991. – 88 с., ил.

    2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной

    защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997. - №1. –

    С. 3 -10.

    3. Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра “Ринго –

    Надежда”. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной

    работы. – 1997. – №2. – С. 43-50.

    4. Бобла I. M. Гісторыя станаўлення практыкі выхавання і навучання дзяцей з

    асаблівасцямі развіцця у Беларусі (Дасавецкі час) // Дэфекталогія. –

    1996. - №3. – С. 8-18.

    5. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело

    больных детей. // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №6. – С. 59-

    63.

    6. Бубен С.С. Интеграция: проблемы и перспективы. // Дэфекталогія. – 1996.

    - №5. – С. 5-9.

    7. Ватерс Л., Ланзинд М., Шонглер Э. Поддержка аутичных и отстающих в

    развитии детей: Сборник упражнений для специалистов и родителей. Мн.:

    Издательство БелАПДИ, 1997. – 18 с.

    8. Гимельштейн Е.Э., Мицкевич Л.Н., Ящук Е.С. Реабилитация онкобольного

    ребенка в детском саду. // Социально-педагогическая работа .- 1998. -

    №6. – С. 41-44.

    9. Григорьев А.Д. Очерки истории социальной работы на Беларуси. Мн.:

    Ротопринт БГПУ им. М. Танка, 1998. – 221 с.

    10. Гуровец А.А. Опыт оказания психосоциальной помощи онкологически больным

    детям и их родителям в Королевтсе Норвегия. // Социально-педагогическая

    работа. – 1998. - №5. – С. 81-90.

    11. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в

    обслуживании инвалидов и пожилых людей. М.: Институт социальной работы

    Тюменской области, 1995. – 108 с.

    12. Законодательные основы в области оказания помощи детям с

    психофизическими особенностями в развитии. // Материалы Республиканской

    научно-практической конференции 20-21 июня 1996 г., г. Минск.

    13. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. С-Пб.: Издательство

    ППМИ, 1993. – 76 с.

    14. Искусство и творчество людей с особенностями в умственном развитии:

    Пер. с нем. Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви,

    1999 г. – 32 с.

    15. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам. // Дефектология. –

    1996.- №1. – С. 83-85.

    16. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей.

    М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с.

    17. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика,

    1991. – 160 с.

    18. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и

    инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции 29 –

    31 октября 1996 г. Под редакцией Э.И. Збровского Мн.: Товарищество

    «Хата», 1998. – 352 с, графики, табл., фото.

    19. Методическое письмо по определению степени утраты здоровья детям-

    инвалидам: Министерство здравоохранения РБ. 8.10.1999.

    20. Общество и инвалид – несостоявшийся диалог? Дебаты в малых группах.

    Программа «Выход» Центра реабилитации молодых инвалидов. Организация

    “Next Stop – New Life”. 27.11.1998.

    21. Основы социальной работы: Учебник. Под редакцией П.Д. Павленок. М.:

    ИНФРА – М, 1998. – 368 с.

    22. Питерси М., Трилор Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в

    развитии «Маленькие ступеньки». Мн.: Издательство БелАПДИ, 1999. – 150

    с.

    23. Первый периодический доклад по осуществлению положений Конвенции ООН о

    правах ребенка. // Адукацыя і выхаванне. – 1999. - №6. – С. 3-45.

    24. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. М.: Издательство

    Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб,

    1997. – 230 с.

    25. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации

    детей с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и

    коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №1. – С. 52-61.

    26. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И. Панова,

    Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.

    27. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под. Ред. Ю.Д.

    Арабатской. М.: Медицина, 1981. – 559 с.

    28. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с

    ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-

    реабилитационной работы. – 1997. – №2. – С. 51-56.

    29. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под.

    Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. – 210 с.

    30. Существенные различия между умственной и психической неполноценностью.

    Под. ред. Е.Титовой, Л.Божко. Мн .: Издательство БелАПДИ, 1996. – 11 с.

    31. Хряпина Т. Последний земной приют: Заметки со 2 Международного семинара

    по оказанию помощи безнадежно больным // Медицинский вестник. – 1999. –

    27 мая. – С. 2.

    32. Целок Д.В. Программа «Инклюжен»: Новая модель социализации инвалидов в

    учебных заведениях США // Дэфекталогія. – 1996. - №5. – С. 106-111

    33. Шапорова С.А. Проблема интегрированного обучения в зарубежном опыте //

    Дэфекталогія. – 1997. - №6. – С. 97-109.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.