МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности

    подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические

    упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок,

    театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

    Между работой и отдыхом социологи, психологи, экономисты установили

    прямую взаимосвязь. В культурно-досуговой деятельности также был проведен

    ряд исследований в этой области. Наиболее точными и плодотворными являются

    исследования Ю.А.Стрельцова, который считает «что любой вид свободной

    деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию

    развития знаний и способностей человека. Однако одна из этих функций

    является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, имеет свойство

    развивать человека либо преимущественно восстанавливать его силы»

    [13,с.39], конечно отдых и развлечения тесно переплетаются друг с другом,

    но есть и свои различия.

    Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в

    свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот,

    доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в

    отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или

    полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое

    физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия

    психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно,

    развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

    С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые

    побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти

    поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в

    систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок.

    Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание

    способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и

    проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит

    целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных

    ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

    Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и

    имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый

    серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный

    непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей –

    творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку,

    и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и

    одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент

    творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить

    открывается всем без исключения.

    Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая

    деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и

    способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное,

    художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят

    рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов,

    кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе

    занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением

    музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое

    творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство,

    конструирование, рационализаторство.

    Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу

    любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не

    менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта

    каждого человека, имеет большой общественный эффект.

    Следует сказать о том, что не только творческая и познавательная

    деятельность могут выступать как педагогический процесс. А также

    организация отдыха. Ведь организовать коллективный отдых – это означает

    каждого человека включить в общую деятельность, соединить его личные

    интересы с интересами других людей. И эффективность этого процесса во

    многом будет зависеть от участия в нем самих молодых людей, их умения

    отдыхать.

    Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека

    в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в

    соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и

    делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы

    каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные

    функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так

    же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность

    в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и

    философском размышлении.

    Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение

    между близкими по духу людьми.

    В наше время запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и

    растут, усложняется и структура досуга. Свободное время неравномерно

    распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо

    выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп

    населения. Эта организация должна включать в себя различные виды

    деятельности.

    Журнала «Социс» провел исследования о предпочтениях городской молодежи

    на примере г. Зеленограда. Данные представлены в таблице 1[17].

    Таблица 1 - Предпочтения молодежи по проведению досуга

    |Место |Виды досуга |Доля |

    |досуга | |опрошенных |

    |1 |2 |3 |

    |Дома |Чтение книг, журналов |54,0 |

    | |Просмотр телепередач, видеофильмов; |77,6 |

    | |прослушивание радиопередач, аудиокассет | |

    | |Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, |10,5 |

    | |вышивание) | |

    | |Художественные промыслы (рисование, лепка, |11,1 |

    | |фитодизайн, | |

    |1 |2 |3 |

    | |, роспись по различным материалам и др | |

    | |Сочинение (стихи, проза) |9,7 |

    | |Компьютер (игры) |39,7 |

    | |Компьютер (программирование, отладка) |19,4 |

    | |Спорт, здоровый образ жизни |44,2 |

    | |Уход за домашними животными |28,2 |

    | |Общение с друзьями |73,6 |

    | |Другое |2,8 |

    | |Затруднились ответить |1,2 |

    |Вне дома |Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой |9,1 |

    | |песни, экологи, любители бега, футбола) | |

    | |Спортивные секции |27,4 |

    | |Посещение катка, бассейна, спортплощадок |33,1 |

    | |самостоятельно | |

    | |Курсы иностранных языков |19,6 |

    | |Секции и кружки технического творчества |1,2 |

    | |Секции и кружки народных промыслов |0,8 |

    | |Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п. |14,7 |

    | |Факультативы при учебных заведениях |6,5 |

    | |Посещение библиотеки, читальных залов |14,5 |

    | |Посещение кинотеатров |30,0 |

    | |Посещение театров |32,3 |

    | |Дискотеки |57,3 |

    | |Посещение кафе-баров |40,9 |

    | |Дача, приусадебное хозяйство |24,2 |

    | |Массовые праздники, гулянья |37,1 |

    | |Профессиональная ассоциация |3,6 |

    | |Политические объединения |2,4 |

    | |Общение со сверстниками в клубах свободного |46,4 |

    | |посещения | |

    | |Другое |2,6 |

    | |Затруднились ответить |2 |

    Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса современной

    молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не

    значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию,

    познанию и саморазвитию.

    Жизнь подсказывает, что досуг молодых всегда был интересным и

    привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного

    воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек

    соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и

    художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так

    и поступают, прежде всего добиваются преодоления потребительского отношения

    к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное

    проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны,

    только не она сама.

    Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня

    их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного

    досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения

    свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность

    информацией, возможность творчества и познания нового. Такими

    «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам,

    любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и

    технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

    Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени,

    рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных

    ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы

    молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без

    исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их

    суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию

    чего-то нового.

    Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать

    многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого

    необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи,

    своего призвания – всесторонне развивать собственные способности,

    сознательно формировать себя[8].

    2 Понятие социализации

    Социализация – это процесс становления личности, обучения, усвоения

    ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе.

    У молодежи есть особые черты, которые характеризует ее как самостоятельную

    социально-демографическую группу.

    Человеческая личность весьма сложна и многогранна. Вопросы, связанные

    с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов,

    социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и

    представителей многих других отраслей науки. Философов, например,

    интересует личность в составе классов и общества в целом, политэкономов –

    как производитель и потребитель ценностей в системе общественных отношений,

    психологов – в плане изучения закономерностей проявления и формирования

    различных сторон ее внутреннего, духовного мира и т.д. Вместе с тем это

    разделение аспектов изучения человеческой личности между различными науками

    не исключает их тесной, можно сказать органической, взаимосвязи, поскольку

    личность представляет собой сложное, но целостное образование.

    Каждый молодой человек представляет собой конкретную личность. Для

    которой характерно то или иное отношение к окружающим людям, явлением,

    предметам, характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях.

    Личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект

    познания и преобразования мира.

    Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во

    всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры,

    приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.).

    Становление полноценной, т.е. созидающей, творческой личности –

    процесс длительный, сложный и противоречивый.

    Личность конкретного человека, являющегося членом человеческого

    общества, подчиняется всем присущим каждой личности законам развития и

    формирования. Эти законы выражают отношение каждого молодого человека к

    другим людям, к самому себе, к окружающей действительности в зависимости от

    особенностей общества, в котором этот человек живет. Человек постоянно

    состоит в определенных отношениях с другими членами общества, с различными

    группами и слоями общества, с различными группами и слоями общества. Вот

    эти-то общественные отношения личности с обществом и являются тем

    фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность.

    То есть человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на

    общество, явления и события: усваивает принятые данным обществом правила

    поведения, обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений,

    навыков. Каждая личность связана самым разнообразным образом с окружающим

    ее миром, с обществом, и прежде всего связана отношениями, складывающимися

    через производство и потребление материальных благ. Эти отношения являются

    основными в формировании личности человека, его сознания.

    Благодаря социализации молодой человек приобщается к социальной

    жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль.

    Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный

    процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с

    младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество

    постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и

    нормы и т.д. С другой стороны, общество постоянно развивается, изменяются

    его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой – в течение

    своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы,

    привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди

    реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают

    нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными

    институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им

    чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

    Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта.

    Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или

    менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных

    обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет

    фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и

    целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со

    счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего

    неповторимость и уникальность каждой отдельной личности. Нет, и не может

    быть двух абсолютно одинаковых процессов социализации личности, и поэтому

    нет, и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей.

    На различных этапах жизни человека социализация имеет свои

    существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает

    несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость.

    Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.

    На начальной стадии социализации осуществляется подготовка молодежи к

    жизни в мире взрослых. Главная роль здесь принадлежит родителям – первым

    агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей

    оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей

    близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом

    этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками,

    осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с

    образцами культурных ценностей и норм, учится следовать им даже тогда,

    когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.

    Помимо родителей, большой и все возрастающий вклад в социализацию

    личности вносят детские дошкольные воспитательные заведения, школа, центры

    внешкольной работы, культурно-досуговые учреждения, детские и другие

    программы средств массовой информации и т.д.

    На юношеском этапе (13-19 лет) – на этом «сложном», «переходном»,

    «трудном», «переломном», «нестабильном» периоде своей жизни – подростки и

    молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают

    формирование фундамента своей личности и своего мировоззрения, осмысливают

    в основном через ближайшее окружение свое место и роль в жизни. В

    социализации этого периода прослеживается ряд особенностей. Это –

    возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, которые

    несут разные агенты социализации – родители, школа, сверстники. Они во

    многом по разному трактуют социальный мир, что затрудняет социализацию

    подростка. Эффективнее здесь зачастую срабатывает не то, что действительно

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.