МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социально-педагогический комплекс как условие минимизации личностной тревожности ребенка

    боязливость, страх).

    Опираясь на опыт работы с заикающимися разного возраста и общие принципы

    системного подхода в психологии (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А. Н.

    Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, П. Я. Гальперин, В.

    Д. Небылицын, Д. Б. Эльконин и др.), можно представить психологическую

    модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции

    интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и

    действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно говорящими

    выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в

    специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального

    реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое

    отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в

    волевых усилиях (действиях и поступках) и самостоятельной и безуспешной

    борьбе с заиканием.[8,c.3]

    Понятие феномена фиксированности в данном случае можно определить так:

    это есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых

    судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это

    результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях

    (или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в

    психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся

    в его взаимодействии с окружающей социальной средой.[12,c.71]

    Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных

    уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого критерия

    могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к

    своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и безнадежно-отчаянное) и

    3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и

    перерастание в навязчивые действия и состояния). В связи с этим оправдано

    введение рабочего термина «болезненная фиксация » для выделения

    соответственно трех групп заикающихся:

    1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от

    сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы

    стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к

    преодолению дефекта.

    2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки

    переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным

    уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании,

    испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой

    недостаток.

    3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по

    поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство

    неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму

    речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание

    на речевых» неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в

    болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми,

    ситуациями и пр.[9,c.27]

    Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило

    установить следующее:

    1. Фиксированность является одним из основных факторов, усложняющих

    структуру дефекта и эффективность его преодоления,

    2. Имеется прямая зависимость его от возраста детей (или стажа

    заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных факторов окружающей

    среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в

    связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в нервной и

    эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.

    3. Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений.

    Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка

    заикающегося бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у

    заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением ребенка к дефекту.

    4. Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в

    зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте: чем больше

    фиксированность, тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот.

    Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя

    бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические

    особенности, как-то: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость,

    внушаемость и многое другое.

    В настоящее время делаются попытки не только глубже Изучать

    индивидуальные психологические особенности заикающихся, но и

    комплектовать по этому признаку группы для обоснованной

    психотерапевтической направленности логопедической работы с ними.

    В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в

    которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных

    особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно

    проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические

    состояния и свойства личности, определяя в целом уже

    психологическиеособенности заикающихся. Попытки замаскировать речевые

    Трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки,

    которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом,

    головой и др.); реже — в речевой моторике (покусывания кончика языка,

    нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование

    звуков). Различают три степени заикания: легкая — заикаются лишь в

    возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае

    задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего

    дефекта; средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят

    легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное

    заикание; тяжелая— заикаются в течение всей речи, постоянно, с

    сопутствующими движениями.

    Выделяются следующие типы течения заикания: постоянный — заикание,

    возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи,

    ситуациях ; в о л н о о б р а з н ы й — заикание то усиливается, то

    ослабевает, но до конца не исчезает; рецидивирующий— исчезнув, заикание

    появляется вновь, т. е наступает рецидив, возврат заикания после довольно

    длительных периодов свободной, без запинки речи.

    Классификация заикания

    В большинстве существующих классификаций учитываются общие

    закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста.

    Первые попытки создания классификации относятся к 1937 году. A. Allister

    (1937, 1958) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с

    учетом клинической картины нарушения на 4 группы: 1) заикание,

    сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов, участвующих в

    речи; 2) связанное с левшеством; 3) по подражанию; 4) сопровождающееся

    эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями,

    чувством неполноценности и др. По этиологическому признаку классифицировали

    заикание Ф. Досужев (1957, 1963), Ю. Берендес (1963).

    По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С.

    Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей: 1) дети с

    паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность,

    скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети

    становятся мрачными, не принимают участия в играх; 2) дети со стриарным

    синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические

    нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко

    вступают в контакт.

    По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В.

    С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958).

    Так, В. С. Кочергина выделяет детей, у которых неуравновешенность

    поведения появилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное

    поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их

    личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и

    появлению черт общей детской нервности; а также детей с повышенной

    возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия

    внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые

    и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные

    расстройства, дистрофии, и, наконец, детей, у которых до заикания имелись

    признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

    В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн,

    учитываются в первую очередь форма заикания (тоническая, клоническая),

    некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень

    успешности логопедического воздействия.

    Изучение заикающихся младших школьников представлено в классификации А.

    Ф. Шельтинг (50-е годы XX в.). Ею выделяется заикание, возникающее на фоне

    задержанного развития моторики и речи, связанное с алалией, при наличии

    общей слабости, мышечной вялости, повышенной нервности, нередко осложненное

    «косноязычием», у невротиков.

    В работах, посвященных изучению заикания у подростков и взрослых,

    показана корреляция между спецификой нервно-психического заболевания и

    особенностями заикания.[20,c.43]

    М. Е. Шуберт (1928) исследовала заикание у эпилептоидных психопатов

    (строение тела астеническое), у психастеников (астенико-атлетический тип),

    у шизоидных личностей, у больных истерией, у лиц с циклоидными

    компонентами.

    М. С. Лебединский, Ф. П. Янович и Г. П. Платонова (1960) изучали заикание

    при различных формах неврозов; у психопатов и лиц с патологическим

    развитием личности; при различных органических поражениях центральной

    нервной системы.

    Заикающихся как нозологически разнородную группу рассматривают в своих

    исследованиях Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков (1967, 1970) и др. Ими

    выделяются 4 группы: резидуальные явления органического поражения

    центральной нервной системы различного генеза; невротические расстройства;

    психопатии; вялопрогредиентмая шизофрения.

    Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с разных

    позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое научное

    обоснование.

    Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом

    деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто оно

    возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития

    речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем

    склонность к заиканию понижается, и в течение последующих десяти лет (от 4

    до 14) случаев возникновения заикания примерно столько же, сколько в первые

    три года. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает

    при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено

    сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышением

    требований к ребенку, к его речевым умениям, общению со сверстниками,

    взрослыми, с коллективом. Обострение заикания возможно и в период полового

    созревания.

    Количество заикающихся дошкольников составляет 1,4% (по К. П. Беккер), 2%

    (по М. Е. Хватцеву); заикающихся младших школьников — 1,6% (по М. Соваку).

    Среди взрослых заикающихся немногим более 1%(по М. Е. Хватцеву).

    Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у

    городских сверстников. Некоторые авторы отмечают влияние климатических

    условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М.

    Зееман).[20,c.46]

    2.Практическая часть исследования

    2.1Обследование заикающихся

    Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом,

    невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других

    специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста, отоларинголога и

    др.

    Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений,

    педагогической, психологической и медицинской документации и исследование

    самого заикающегося.

    Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события,

    происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего,

    моторного и речевого развития ребенка.

    Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст

    матери (менее или более 35 лет) при рождении ребенка, нервно-психическое

    здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье

    отца и матери

    до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его

    соматическом и нервно-психическом состоянии. Выявление неблагоприятных

    факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние

    на последующее речевое развитие ребенка.

    Выявленные отклонения, различные отрицательные факты на-

    тального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и

    оцениваются специалистами с целью наиболее полного

    изучения этиологии и патогенеза заикания.

    В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка:

    когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким

    темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты

    речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка

    (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку

    люди).

    Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к

    нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот,

    неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания);

    помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в

    заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля

    за развитием его правильного произношения, грамматически правильного

    речевого общения и т. д.

    Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно

    выражалось? Какие, предполагаемые причины могли его вызвать? Как

    развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание

    родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог,

    постукивания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи

    (лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.)?

    Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от

    разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими

    игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок

    относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает,

    безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить )?

    Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было

    рекомендовано, какие результаты?

    Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном

    случае выбрать основную форму лечебно-педагогического воздействия. Наличие

    сопутствующих нарушений моторики указывает на необходимость двигательных

    упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре.

    Особенности психологических проявлений у заикающегося

    требуют от логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь

    от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к

    своей речи, научить его слышать свою правильную речь.

    После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей

    протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и

    внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую

    деятельность.

    В логопедическом заключении учитывается:

    форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог

    (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания

    (легкая, средняя, тяжелая), темп речи (замедленный, ускоренный,

    скороговорение, наличие тахилалии), сопутствующие заиканию дислалия,

    стертая форма дизартрии.общее недоразвитие речи, состояние моторной

    функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи

    (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля

    речи и др., наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение.

    Фиксация внимания на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние

    сложности речевой ситуации на заикание, индивидуально-психологические

    особенности заикающегося, характер игровой деятельности, отношение к

    учебной деятельности, круг ситуаций, в которых проявляется заикание (во

    всех, в большинстве, в некоторых).

    Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную

    диагностику и отличить заикание от других речевых расстройств (тахилалии,

    дизартрии, от спотыкания физиологического характера), а также отделить

    разные формы заикания друг от друга. Данные комплексного изучения

    заикающегося позволяют установить его природу.

    Наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и

    поведение каждого заикающегося определяют и особенности выбора средств,

    приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого

    заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей

    группой.

    2.2Обоснования выбора методики исследования

    Одна из центральных задач воспитания состоит в том ,чтобы сформировать у

    растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит ,что

    в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения ,мотивы

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.