МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Содержание экологического образования и его основные компоненты

    Содержание экологического образования и его основные компоненты

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

    РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    УО «Оршанский государственный педагогический колледж»

    Содержание экологического образования

    и его основные компоненты

    Курсовая работа

    по курсу «Методика преподавания

    основ начального миропознания»

    Сморжевская Е.В.

    учащейся 179 группы

    отделение учителей

    начальных классов

    Научный руководитель

    преподаватель

    Данилевич Т.А.

    Орша 2003

    План

    |Введение |с. |

    | | |

    |Глава I. Содержание экологического | |

    |образования |с. |

    |1.1.Формирование ответственного отношения к природе |с. |

    |1.2.Формирование экологической ответственности |с. |

    |1.3.Формирование экологической культуры |с. |

    |1.4.Современные подходы к содержанию экологического | |

    |образования в начальной школе |с. |

    |1.5.Принцип системной дифференциации в | |

    |экологическом образовании |с. |

    |1.6.Междисциплинарный подход в экологическом | |

    |образовании школьников |с. |

    |1.7.Логико-психологические принципы конструирования | |

    |содержания экологического образования |с. |

    | | |

    |Глава II. Компоненты экологического | |

    |образования |с. |

    |2.1.Компоненты формирования ответственного | |

    |отношения к окружающей среде |с. |

    |2.2.Компоненты экологической ответственности |с. |

    |2.3.Компоненты экологической культуры |с. |

    | | |

    | Заключение |с. |

    | | |

    |ЛИТЕРАТУРА |с. |

    | | |

    |ПриложениЯ |с. |

    ВВЕДЕНИЕ

    В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных

    экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья

    людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле.

    Необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой.

    Этого можно достичь посредством качественного преобразования сложившейся в

    республике практики экологического образования и воспитания.

    Целью моего исследования является: исследовать содержание современного

    экологического образования и его основных компонентов.

    Задачами исследования являются:

    1.Исследовать содержание экологического образования в Республике Беларусь

    и выявить его значение;

    2.Рассмотреть основные компоненты экологического образования и выделить

    их значение;

    3.Исследовать технологии использования различных компонентов

    экологического образования в начальной школе.

    4.Исследовать педагогические технологии в экологическом образовании

    младших школьников.

    Мною был изучен ряд научной и методической литературы по теме «Содержание

    экологического образования и его основные компоненты».

    Московский профессор Н.Ф.Виноградова в своей книге «Окружающий мир в

    начальной школе» рассказывает, как необходимо внедрять экологическое

    образование в обучение современной начальной школы, как объяснить детям

    само понятие «окружающий мир», характеризуя его разумные части (природу,

    человека, общество) и показывать их во взаимодействии и взаимосвязи.

    Автор дает характеристику младшему школьнику и его взаимодействию с

    окружающей средой. Показаны методы, формы, средства формирования

    экологического образования в начальной школе: «Процесс ознакомления

    младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных

    формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.»

    [1.64].

    Карона Г.Н. в книге «Теоретические основы экологического образования

    школьников» дал четкое определение экологическому образованию:

    «Экологическим образованием – называют непрерывный процесс обучения,

    воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы

    научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и

    деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей

    среде» [3.12].

    В книге четко выделены принципы и цели, задачи экологического

    образования. Разработан междисциплинарный подход в экологическом

    образовании школьников: «Междисциплинарность имеет место обычно там, где

    налицо многокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не

    могут быть решены одной отдельно взятой наукой…» [3.124].

    Определены суть и значение экологического образования, даны советы

    учителям и воспитателям по внедрению экологического образования в начальное

    обучение.

    Ленинградские экологи С.Д.Деребко и В.А.Ягвин написали книгу

    «Экологическая педагогика и психология» в которой составлен целостный курс

    экологического образования. Авторы составили исторический аспект

    экологического образования, стратегии экологического образования в мире:

    «Специалисты считают необходимым разрабатывать отдельный предмет

    «экология», который нужно вводить в содержание образования не эквивалентно

    биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.» [2.136].

    В книге раскрыты темы «Содержание педагогического процесса в

    экологическом образовании» и «Формирование экологического Образования».

    Большое внимание экологи уделили вопросу внеурочных и внешкольных

    мероприятий.

    В пособии для учителей И.В.Михальчука и Т.А.Ковальчука «Основы

    экологического образования младших школьников» показано о необходимости

    экологического образования младших школьников: «Не смотря на большое

    внимание, которое уделяется в педагогической литературе проблемам

    экологического образования и воспитания младших школьников, необходимо

    больше уделять внимания формированию основ экологической культуры с помощью

    различных форм и методов [6.13].

    В пособии четко выделены задачи экологического образования:

    «Эффективность реализации задач экологического образования – использование

    как главных, так и второстепенных примеров взаимодействия общества,

    человека и природы» [6.16].

    Экологи впервые ввели в систему экологических знаний общественный

    компонент – охрана окружающей среды человека и формирование здорового

    образа жизни. Были выделены компоненты экологического образования.

    Вопросы экологического образования и воспитания, их характеристика,

    формы проведения поднимаются в статьях педагогических журналах, таких как

    «Народная асвета», «Адукацыя», «Пачатковая школа», «Родная прырода».

    В журнале «Народная асвета» 1999г. №7 учитель средней школы №216 г.Минска

    Минаев В.М. в статье «Содержание экологического образования и его основные

    компоненты» показал необходимость прививать ученикам младших классов любовь

    и уважение к природе, сформировать положительное отношение к природе:

    «Младшие школьники должны понимать и усваивать простые закономерности

    природы и жизни людей… А учителя должны учить основным экологическим

    принципам» [5.42].

    В статье дается четкое определение экологическому образованию, выделены

    методы, формы, компоненты.

    Т.Р.Коленникова, учитель Несвежской средней школы №2, В статье

    «Экологическое образование младших школьников» опубликованной в журнале

    «Пачатковая школа», предлагает ознакомиться с общими основами

    экологического образования школьников. Выделяет основные задачи

    экологического образования:

    1)Освоение основных идей и экологических понятий;

    2)Понимание места человека в природе и обществе;

    3)Понимание ценностей природы;

    4)Развитие у детей положительного отношения к природе. [4.27].

    В статье показаны методы экологического образования, их использование на

    практике.

    Гродненский эколог Тарасова Т.И. в статье «Экологическое образование

    младших школьников на межпредметной основе» («Адукацыя i выхаванне» 2000г.

    №10), большое внимание уделила внедрению в экологическое образование

    межпредметных связей. Автор, опираясь на опыт ученых-педагогов И.Д.Замкова,

    А.И.Захлебного, И.Г.Савегиной, показала значение экологического образования

    на межпредметной основе и установила его необходимость: «Междисциплинарный

    подход в области экологического образования предполагает взаимное

    согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов, законов

    оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях

    экологических знаний…» [7.12].

    А.Е.Чижевский В журнале «Пачатковая школа» 1999 г. №8 в статье «Экология

    в школе и дома» показывает эффективность проведения практических работ по

    экологии в начальной школе, так как это способствует развитию экологической

    культуры младших школьников: «Внедрение практикума позволяет формировать у

    учащихся положительную мотивацию на решение экопроблем, находить способы

    уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека,

    задействовать воспитательный потенциал семьи в решении экологических

    проблем» [8.24].

    Статья освещает вопросы воспитания в условиях экологического кризиса.

    Автор дает рекомендации учителям и родителям о необходимости формирования

    экологической культуры у детей.

    Таким образом, анализ научной и педагогической литературы, публикаций

    учителей доказывает ведущую роль экологического образования в начальной

    школе.

    Поэтому я выбрала эту тему курсовой работы для того, чтобы глубже изучить

    сущность экологического образования и его основные компоненты, и успешно

    использовать в своей будущей самостоятельной работе.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский

    центр «Академия», 1999, c.27-124.

    2.Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –

    Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.12-86.

    3.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников.

    – Мн.: НМО, 1999, с.70-99.

    4.Коленникова Т.Р. Экологическое образование младших школьников:

    Пачатковая школа. – 1998. - №4, с.10-18.

    5.Минаев В.М. Мы в ответе за природу: Народная асвета. – 1999. - №7, с.31-

    38.

    6.Михальчук М.В., Ковальчук Т.А. Основы экологического образования

    младших школьников. – Мн.: Высш. шк., 1996, с.4-17.

    7.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на

    межпредметной основе: Адукацыя i выхаванне. – 2000. - №10, с.15-18.

    8.Чижевский А.Е. Экология в школе и дома: Пачатковая школа. – 1999. - №8,

    с.42-44.

    I.1.Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых,

    педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у

    них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о

    месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

    Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это

    цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как

    экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде,

    экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по

    своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно

    раскрывается системой учебных предметов начальной школы [6.18].

    В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей

    и средств совершенствования экологического образования.

    По мнению современных педагогов-экологов, содержание экологического

    образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических

    идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий,

    представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков,

    социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению

    учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.

    Содержание экологического образования системно-детерминировано и

    определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими

    факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

    -заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды

    существования;

    -потребность общества в экологически грамотных гражданах;

    -состояние и достижения экологической науки ;

    -психологические закономерности умственной деятельности школьников;

    -психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;

    -общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и

    общества в целом.

    Содержание экологического образования представляет собой динамичное,

    постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное

    совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей

    социально-педагогической значимости [5.45].

    Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического

    образования школьников [9.81]:

    1)повышение роли экологического образования в решении современных

    экологических проблем, а также в целостном процессе формирования

    личности третьего тысячелетия;

    2)активизация международного сотрудничества в сфере экологического

    воспитания молодежи и образования в области окружающей природной

    среды;

    3)обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной

    работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и

    охране окружающей природной среды;

    4)перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных

    мероприятий на учебный процесс;

    5)использование в процессе экологического образования элементов

    системного подхода, методов моделирования и историзмов;

    6)усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;

    7)экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и

    естественнонаучного циклов;

    8)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов

    экологического содержания;

    9)дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на

    личность;

    10)учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к

    природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности,

    а также специфики ее реального отношения к природе;

    11)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм

    экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и

    сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические

    конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы

    родного края, ролевые практикумы).

    Прогрессивный и долговременный характер вышеуказанных тенденций,

    являющихся, несомненно, появлением определенных закономерностей, необходимо

    учитывать при конструировании системы психолого-педагогических путей,

    средств и условий совершенствования экологического образования учащихся

    начальной школы [1.34].

    Содержанию экологического образования принадлежит центральная роль в

    процессе формирования у личности ответственного отношения к окружающей

    среде.

    Остановимся более подробно на раскрытии современными педагогами-экологами

    и психологами понятия «ответственное отношение к окружающей среде». Данное

    понятие обстоятельно раскрыто в трудах И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного,

    И.Т.Суравегиной, А.П.Сидельского, И.Т.Барановой [1.21].

    «Ответственное отношение к окружающей среде», - пишет И.Т.Суравегина, -

    есть способность и возможность школьника сознательно, а значит, намеренно,

    добровольно выполнять требования морального дома и решать задачи морального

    выбора, достигая определенного экологического результата [10.107].

    Согласно Суравегиной, ответственное отношение личности к природе

    характеризуется следующими основными признаками:

    а)устойчивость ценностных ориентаций экологического характера;

    б)овладение знаниями о взаимодействии общества и природы;

    в)желание участвовать в труде по изучению и охране природы и реальное

    участие в нем [10.2].

    Придерживаясь несколько другой точки зрения, А.Н.Захлебный утверждает,

    что ответственное отношение к окружающей среде наиболее универсально

    проявляется:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.