МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Содержание экологического образования и его основные компоненты

    всегда раскрываются с учетом их места и функций внутри некоторой

    целевой структуры [4.146].

    В научной позиции современный подход выполняет функции средства

    объективизации целостных явлений и системных комплексов; раскрытие общих

    механизмов интеграции и показа, представления качественной многомерности

    явлений:

    1)принцип гуманизации;

    2)принцип единства;

    3)принцип междисциплинарности;

    4)принцип интеграции;

    5)принцип комплиментарности;

    6)принцип природоспособности;

    7)принцип прогностичности.

    Принцип гуманизации исходит из права каждого гражданина, жителя планеты

    Земля, прежде всего ребенка, на благоприятную окружающую среду (Конвенция о

    правах ребенка, принятая в 1990 году), из особенностей психического

    развития младшего школьника. Социальное назначение детства – адаптация

    ребенка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое

    поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого

    он сам должен быть добрым ко всему живому. Только при этом условии он

    становится воспитуемым. Именно по этому начальная школа должна стать школой

    радости, доброты, формирования гуманных ценностей и отношений.

    Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые

    благоприятные условия для формирования гуманного человека – гражданина

    нового типа, подлинного хозяина своего общего дома – планеты Земля.

    Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия позволяет

    обеспечить становление многогранных отношений младшего школьника к

    окружающей среде и к своему здоровью.

    Принцип междисциплинаности предполагает согласование различных аспектов

    взаимоотношений с окружающей средой, причем надо помнить не как

    механическое включение разносторонних знаний и отношений в содержании

    школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной

    цели экологического образования.

    Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических,

    социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий

    обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания

    и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами,

    интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и

    деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию

    роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности

    в социоприродной среде. А конкретнее можно сказать, что вышеназванный

    принцип содействует формированию научно-познавательных отношений,

    установлению целостно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию

    практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил

    поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни. Естественно,

    что станет возможным при умелой интеграции различных компонентов

    содержания, призванного обеспечить становление экологически грамотной

    позиции младшего школьника.

    Педагогическая эффективность данных подходов к содержанию экологического

    образования будет успешной только при строгом соответствии экологического

    образования психическому процессу, законам развития организма человека,

    т.е. при опоре на принцип природоспособности. Он предполагает воспитание

    ребенка в единстве и согласии с природой и заботу об экологически

    благоприятной для него среде жизни.

    Принцип прогностичности ставит перед теоретической и практической

    парактикой задачу раскрытия в содержании школьного экологического

    образования двух взаимосвязанных тенденций – природопользование и

    природовосстановление, представляющих собой две стороны единого процесса

    взаимодействия человека и общества с природной средой.

    Принцип прогностичности ориентирует педагога на ознакомление учащихся с

    возможными видами будущего состояния природной среды, с экологически

    целесообразными нормами отношения человека и общества к природе, со

    взглядами и мнениями людей, которые своей практической деятельностью

    изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы усилить доказанность

    экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в окружающей

    природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с

    конечными выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для

    них способы научного исследования.

    Принцип комплементарности позволяет точно охарактеризовать становление и

    развитие у школьников ответственного отношения к природе в условиях

    предметной структуры современного школьного обучения.

    В современной системе школьного образования, как известно, каждый учебный

    предмет выполняет свою специфическую функцию в раскрытии идеальных аспектов

    сложного и неоднозначного взаимодействия в системе «человек-общество-

    природа».

    В ходе экологического образования чрезвычайно важно подвести учащихся к

    выводу о том, что возникновение тех или иных экологических проблем зависит

    от поведения и деятельности практически каждого человека в том конкретном

    месте, где он живет и действует. Знание сущности экологических проблем,

    осознание необходимости их недопущения и важности незамедлительного решения

    уже возникших проблем являются определенными стимулами-мативами для

    соблюдения целесообразных ограничений в личном поведении и деятельности,

    выработки грамотных способов поведения и деятельности в природной среде

    [10.84].

    I.5.Принцип системной дифференциации является одним из «новых»

    общепедагогических принципов экологического образования, вытекающих из

    современного нейрофизиологического и психолого-педагогического знания.

    Объективность и научная состоятельность принципа системной дифференциации

    обосновывается в трудах нейрофизиологов И.М.Сеченова и Н.И.Чуприковой,

    психологов Ж.Плаже и Л.С.Выготского.

    Установлено, что развитие когнитивных структур в онтогенезе идет по линии

    их прогрессивного усиления и всецело подчиняется принципу (закону)

    системной дифференциации. Этот закон состоит в том, что более развитые,

    сложные, высоко расчлененные и иерархически упорядоченные когнитивные

    структуры, допускающие широкий, глубокий, многоаспектный и гибкий анализ и

    синтез окружающей действительности, развивается из более простых,

    диффузных, глобальных или плохо расчлененных структур путем их постепенной

    дифференциации [5.81].

    Таким образом, именно системное дифференцирование разных свойств, сторон

    и отношений объектов и процессов является ведущим нейрофизиологическим

    механизмом и необходимым условием интеллектуального и общего развития

    индивида.

    Реализация принципа системной дифференциации представляет соответствующие

    требования к отбору содержания, форм и методов экологического образования,

    к построению логики и технологии осуществления педагогически грамотного и

    научно обоснованного процесса формирования у школьников ответственного

    отношения к окружающей среде. Важнейшими из этих требований являются:

    1)Обучение охране окружающей среды должно начинаться с усвоения

    школьниками знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический

    характер.

    Более частные и конкретные знания, в том числе различного рода

    эмпирические сведения должны выводиться из общественно-теоретического

    знания как из своей единой генетической основы. Соответственно принципу

    системной дифференциации, совершенно необходимо уже на самых начальных

    этапах обучения экологии и целенаправленного формирования ответственного

    отношения к природе раскрыть учащимся систему ведущих межпредметно-

    экологисеских идей и в этой связи «ввести» в сознание и мышление учащихся

    основные научные экологические и нравственно-экологические понятия. Однако

    педагогическая ценность такого подхода обуславливается тем, что при этом у

    ребенка возникает целостное и принципиально правильное представление об

    изучаемом предмете, о его реальном состоянии и его проблемах, закладывается

    прочная ориентировочно-мотивационная основа всех последующих этапов

    формирования ответственного отношения личности к природе.

    Благодаря такому подходу, в сознании школьников образуется как бы

    некоторый «образ», который в дальнейшем будет целенаправленно и поэтапно

    дифференцироваться и на котором в последующем будет «нанизываться» более

    частные теоретические и эмпирические знания, а также конкретные примеры, их

    подтверждающие.

    2)Обучение экологии следует ориентировать на выявление и первоочередное

    раскрытие совокупности немногих базовых, генетически исходных и всеобщих

    отношений, определяющих содержание и структуры современного экологического

    образования.

    Примерами базовых отношений являются следующие: «экологическая система»,

    «экологическое образование», «экологическое взаимодействие». Указанные

    отношения имеют принципиально абстрактный характер и, конечно, представляют

    собой определенную трудность для понимания и усвоения школьниками. Именно

    по этому эти абстракции должны воспроизводиться самими школьниками в особо

    знаково-символических, предметных или географических изображениях-моделях,

    позволяющих изучать и анализировать существенные свойства данного объекта в

    «чистом» виде.

    3)Обучение экологии должно обеспечивать не только усвоение школьниками

    основных теоретических положений экологической науки, но и умение

    конкретизировать эти положения множеством частных эмпирических знаний и

    умений.

    Все это предполагает развитую способность «совершать» мысленные переходы

    от всеобщего к частному и от частного к всеобщему. Выявленное всеобщее

    отношение должно быть тщательно подтверждено и конкретизировано самими

    школьниками совокупностью факторов, примеров и способов деятельности.

    Более эффективному формированию у школьников экологически грамотных людей

    поведения и деятельности в природе может способствовать специально

    разработанная и поэтапно реализуемая на практике система учебных знаний,

    упражнений, самостоятельных и практических работ, совокупность видов и форм

    практической деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей

    среды родного края [8.68].

    Обучение экологии, реализирующее принцип системной дифференциации,

    всегда протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и

    включает в себя следующие основные этапы: водно-ориентировочный,

    операционно-познавательный и оценочно-результативный.

    Принцип системной дифференциации открывает новые пути и подходы в решении

    чрезвычайно актуальной проблемы экологического образования школьников

    [5.68].

    I.6.Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников

    представляет собой вариант педагогической модификации и практической

    реализации идей системного подхода. В научном понимании междисциплинарность

    – это взаимодействие наук, которое предполагает использование для решения

    какой-либо приоритетной задачи всего интеллектуального потенциала научного

    знания. Междисциплинарность может быть также определена и как применение в

    рамках одного какого-либо конкретного исследования нескольких научных

    методов.

    Междисциплинарность имеет место обычно там, где налицо многокачественные,

    системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть решены одной

    отдельно взятой наукой. В научных исследованиях междисциплинарность

    проявляется двояко, во-первых, многосторонне изучается единый

    многокачественный объект, т.е. исследуется совокупность разнородных, но

    взаимосвязанных вопросов, качеств, признаков и т.д.; во-вторых, один объект

    или даже одно какое-либо его свойство изучается с помощью методов,

    традиционно относящихся к различным наукам [5.108].

    Целесообразность и необходимость применения в экологическом образовании

    междисциплинарного подхода обуславливается не только объективным единством

    мира природы и человека, но и тем отмечаемым педагогами обстоятельством,

    что каждый учебный предмет может обеспечивать раскрытие не всех, а лишь

    одной-двух ведущих эколого-мировозренческих идей, установления

    содержательных, логических, функциональных и других связей между этими

    идеями.

    Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников

    предполагает:

    -систематизацию учебного содержания на основе ведущих экологических идей;

    -конкретизацию основных экологических идей и научных экологических

    понятий системой фактов глобального, регионального и локального

    уровней;

    -системный анализ международных и национальных документов об охране

    окружающей среды;

    -использование в учебно-воспитательном процессе методов и методических

    приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, нравственно-

    эстетического и практического отношения к природе;

    -широкое применение в учебно-воспитательном процессе межпредметных форм

    экологического образования (межпредметные уроки, полевые практикумы,

    ролево-сюжетные игры, походы-экспедиции) [8.113].

    Важнейшим условием эффективной реализации межпредметного подхода является

    нахождение и целенаправленная реализация межпредметных связей того или

    иного школьного предмета с другими учебными дисциплинами и поэтапное

    использование этих связей в различных формах.

    Межпредметные связи экологического характера в процессе обучения могут

    устанавливаться с помощью следующих методических приемов:

    а)изучение биологических, физиологических и других явлений для раскрытия

    важнейших эколого-географических закономерностей;

    б)постановка вопросов комплексного характера для систематизации знаний из

    других учебных предметов;

    в)выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на

    межпредметной основе;

    г)работа с таблицами и иллюстрациями;

    д)составление комплексных характеристик различных объектов природы,

    требующих привлечения знаний из курсов биологии, физики, химии, истории

    и др.;

    е)побуждение школьников к участию в опросе своих товарищей, к диалогу,

    направленному на воспроизведение знаний из курсов других школьных

    предметов [2.46].

    Межпредметные связи, равно как и межпредметный подход в целом, могут

    применяться не только в обучении, но и во внеклассной работе по всем

    предметам естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического

    циклов. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, то есть с позиции

    различных предметов раскрывать содержание важнейших межпредметно-

    экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых,

    обеспечить преемственность и взаимосвязь обучения, внеклассной

    воспитательной работы и общественно-полезной деятельности школьников по

    исследованию и охране окружающей среды родного края, что является

    принципиально важным условием эффективного экологического образования

    школьников [6.84].

    I.7.При конструировании содержания экологического образования важно

    учитывать следующее:

    1)Усвоению знаний, носящих общий и абстрактный характер, должно

    предшествовать знакомство учащихся с более частными и конкретными знаниями;

    2)Знания, конструирующие учебный предмет (или его отдельные разделы),

    должно предлагаться учащимся в процессе анализа объективных условий их

    прохождения, благодаря которым они становятся социально и личностно

    необходимыми;

    3)Учащиеся должны уметь, прежде всего: обнаруживать в учебном материале

    генетически сходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее

    содержание и структуру объекта новых знаний;

    4)Выявленное всеобщее отношение учащиеся затем должны уметь воспроизвести

    (запечатлеть) в особых предметах, графических или буквенных моделях,

    позволяющих изучать свойства исследуемого объекта как бы в чистом виде;

    5)Учащимся необходимо уметь конкретизировать генетически исходное,

    всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем,

    удерживаемых в единстве, которая обеспечивает мысленные переходы от

    всеобщего к частному и от частного к всеобщему;

    6)Учащиеся должны уметь «переходить» от выполнения действий в умственном

    плане к выполнению их во внешнем плане и обратно [6.74].

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий: Дис. канд. пед.

    наук. Л., 1994, с.12-17.

    2.Деребко С.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-

    на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.38-126.

    3.Захлебный А.Н. На экологической тропе. М., 1981, с.21-31.

    4.Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. М., 1993, с.84-92.

    5.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования и

    воспитания школьников. Мн., 1998, с.33-38.

    6.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Мн.: НИО,

    1999, с.3-15.

    7.Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для уч-ся пед. училищ. М.:

    Просвещение, 1986, с.11-18.

    8.Сидельский А.П. Человек и природа. Ставрополь, 1975, с.41-46.

    9.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное

    пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000,

    с.38-86.

    10.Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного

    отношения к природе: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1986, с.31-49.

    II.1.Организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой

    наиболее благоприятную почву для становления и формирования у него

    экологического понимания.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.