Содержание экологического образования и его основные компоненты
всегда раскрываются с учетом их места и функций внутри некоторой
целевой структуры [4.146].
В научной позиции современный подход выполняет функции средства
объективизации целостных явлений и системных комплексов; раскрытие общих
механизмов интеграции и показа, представления качественной многомерности
явлений:
1)принцип гуманизации;
2)принцип единства;
3)принцип междисциплинарности;
4)принцип интеграции;
5)принцип комплиментарности;
6)принцип природоспособности;
7)принцип прогностичности.
Принцип гуманизации исходит из права каждого гражданина, жителя планеты
Земля, прежде всего ребенка, на благоприятную окружающую среду (Конвенция о
правах ребенка, принятая в 1990 году), из особенностей психического
развития младшего школьника. Социальное назначение детства – адаптация
ребенка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое
поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого
он сам должен быть добрым ко всему живому. Только при этом условии он
становится воспитуемым. Именно по этому начальная школа должна стать школой
радости, доброты, формирования гуманных ценностей и отношений.
Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые
благоприятные условия для формирования гуманного человека – гражданина
нового типа, подлинного хозяина своего общего дома – планеты Земля.
Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия позволяет
обеспечить становление многогранных отношений младшего школьника к
окружающей среде и к своему здоровью.
Принцип междисциплинаности предполагает согласование различных аспектов
взаимоотношений с окружающей средой, причем надо помнить не как
механическое включение разносторонних знаний и отношений в содержании
школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной
цели экологического образования.
Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических,
социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий
обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания
и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами,
интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и
деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию
роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности
в социоприродной среде. А конкретнее можно сказать, что вышеназванный
принцип содействует формированию научно-познавательных отношений,
установлению целостно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию
практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил
поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни. Естественно,
что станет возможным при умелой интеграции различных компонентов
содержания, призванного обеспечить становление экологически грамотной
позиции младшего школьника.
Педагогическая эффективность данных подходов к содержанию экологического
образования будет успешной только при строгом соответствии экологического
образования психическому процессу, законам развития организма человека,
т.е. при опоре на принцип природоспособности. Он предполагает воспитание
ребенка в единстве и согласии с природой и заботу об экологически
благоприятной для него среде жизни.
Принцип прогностичности ставит перед теоретической и практической
парактикой задачу раскрытия в содержании школьного экологического
образования двух взаимосвязанных тенденций – природопользование и
природовосстановление, представляющих собой две стороны единого процесса
взаимодействия человека и общества с природной средой.
Принцип прогностичности ориентирует педагога на ознакомление учащихся с
возможными видами будущего состояния природной среды, с экологически
целесообразными нормами отношения человека и общества к природе, со
взглядами и мнениями людей, которые своей практической деятельностью
изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы усилить доказанность
экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в окружающей
природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с
конечными выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для
них способы научного исследования.
Принцип комплементарности позволяет точно охарактеризовать становление и
развитие у школьников ответственного отношения к природе в условиях
предметной структуры современного школьного обучения.
В современной системе школьного образования, как известно, каждый учебный
предмет выполняет свою специфическую функцию в раскрытии идеальных аспектов
сложного и неоднозначного взаимодействия в системе «человек-общество-
природа».
В ходе экологического образования чрезвычайно важно подвести учащихся к
выводу о том, что возникновение тех или иных экологических проблем зависит
от поведения и деятельности практически каждого человека в том конкретном
месте, где он живет и действует. Знание сущности экологических проблем,
осознание необходимости их недопущения и важности незамедлительного решения
уже возникших проблем являются определенными стимулами-мативами для
соблюдения целесообразных ограничений в личном поведении и деятельности,
выработки грамотных способов поведения и деятельности в природной среде
[10.84].
I.5.Принцип системной дифференциации является одним из «новых»
общепедагогических принципов экологического образования, вытекающих из
современного нейрофизиологического и психолого-педагогического знания.
Объективность и научная состоятельность принципа системной дифференциации
обосновывается в трудах нейрофизиологов И.М.Сеченова и Н.И.Чуприковой,
психологов Ж.Плаже и Л.С.Выготского.
Установлено, что развитие когнитивных структур в онтогенезе идет по линии
их прогрессивного усиления и всецело подчиняется принципу (закону)
системной дифференциации. Этот закон состоит в том, что более развитые,
сложные, высоко расчлененные и иерархически упорядоченные когнитивные
структуры, допускающие широкий, глубокий, многоаспектный и гибкий анализ и
синтез окружающей действительности, развивается из более простых,
диффузных, глобальных или плохо расчлененных структур путем их постепенной
дифференциации [5.81].
Таким образом, именно системное дифференцирование разных свойств, сторон
и отношений объектов и процессов является ведущим нейрофизиологическим
механизмом и необходимым условием интеллектуального и общего развития
индивида.
Реализация принципа системной дифференциации представляет соответствующие
требования к отбору содержания, форм и методов экологического образования,
к построению логики и технологии осуществления педагогически грамотного и
научно обоснованного процесса формирования у школьников ответственного
отношения к окружающей среде. Важнейшими из этих требований являются:
1)Обучение охране окружающей среды должно начинаться с усвоения
школьниками знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический
характер.
Более частные и конкретные знания, в том числе различного рода
эмпирические сведения должны выводиться из общественно-теоретического
знания как из своей единой генетической основы. Соответственно принципу
системной дифференциации, совершенно необходимо уже на самых начальных
этапах обучения экологии и целенаправленного формирования ответственного
отношения к природе раскрыть учащимся систему ведущих межпредметно-
экологисеских идей и в этой связи «ввести» в сознание и мышление учащихся
основные научные экологические и нравственно-экологические понятия. Однако
педагогическая ценность такого подхода обуславливается тем, что при этом у
ребенка возникает целостное и принципиально правильное представление об
изучаемом предмете, о его реальном состоянии и его проблемах, закладывается
прочная ориентировочно-мотивационная основа всех последующих этапов
формирования ответственного отношения личности к природе.
Благодаря такому подходу, в сознании школьников образуется как бы
некоторый «образ», который в дальнейшем будет целенаправленно и поэтапно
дифференцироваться и на котором в последующем будет «нанизываться» более
частные теоретические и эмпирические знания, а также конкретные примеры, их
подтверждающие.
2)Обучение экологии следует ориентировать на выявление и первоочередное
раскрытие совокупности немногих базовых, генетически исходных и всеобщих
отношений, определяющих содержание и структуры современного экологического
образования.
Примерами базовых отношений являются следующие: «экологическая система»,
«экологическое образование», «экологическое взаимодействие». Указанные
отношения имеют принципиально абстрактный характер и, конечно, представляют
собой определенную трудность для понимания и усвоения школьниками. Именно
по этому эти абстракции должны воспроизводиться самими школьниками в особо
знаково-символических, предметных или географических изображениях-моделях,
позволяющих изучать и анализировать существенные свойства данного объекта в
«чистом» виде.
3)Обучение экологии должно обеспечивать не только усвоение школьниками
основных теоретических положений экологической науки, но и умение
конкретизировать эти положения множеством частных эмпирических знаний и
умений.
Все это предполагает развитую способность «совершать» мысленные переходы
от всеобщего к частному и от частного к всеобщему. Выявленное всеобщее
отношение должно быть тщательно подтверждено и конкретизировано самими
школьниками совокупностью факторов, примеров и способов деятельности.
Более эффективному формированию у школьников экологически грамотных людей
поведения и деятельности в природе может способствовать специально
разработанная и поэтапно реализуемая на практике система учебных знаний,
упражнений, самостоятельных и практических работ, совокупность видов и форм
практической деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей
среды родного края [8.68].
Обучение экологии, реализирующее принцип системной дифференциации,
всегда протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и
включает в себя следующие основные этапы: водно-ориентировочный,
операционно-познавательный и оценочно-результативный.
Принцип системной дифференциации открывает новые пути и подходы в решении
чрезвычайно актуальной проблемы экологического образования школьников
[5.68].
I.6.Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников
представляет собой вариант педагогической модификации и практической
реализации идей системного подхода. В научном понимании междисциплинарность
– это взаимодействие наук, которое предполагает использование для решения
какой-либо приоритетной задачи всего интеллектуального потенциала научного
знания. Междисциплинарность может быть также определена и как применение в
рамках одного какого-либо конкретного исследования нескольких научных
методов.
Междисциплинарность имеет место обычно там, где налицо многокачественные,
системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть решены одной
отдельно взятой наукой. В научных исследованиях междисциплинарность
проявляется двояко, во-первых, многосторонне изучается единый
многокачественный объект, т.е. исследуется совокупность разнородных, но
взаимосвязанных вопросов, качеств, признаков и т.д.; во-вторых, один объект
или даже одно какое-либо его свойство изучается с помощью методов,
традиционно относящихся к различным наукам [5.108].
Целесообразность и необходимость применения в экологическом образовании
междисциплинарного подхода обуславливается не только объективным единством
мира природы и человека, но и тем отмечаемым педагогами обстоятельством,
что каждый учебный предмет может обеспечивать раскрытие не всех, а лишь
одной-двух ведущих эколого-мировозренческих идей, установления
содержательных, логических, функциональных и других связей между этими
идеями.
Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников
предполагает:
-систематизацию учебного содержания на основе ведущих экологических идей;
-конкретизацию основных экологических идей и научных экологических
понятий системой фактов глобального, регионального и локального
уровней;
-системный анализ международных и национальных документов об охране
окружающей среды;
-использование в учебно-воспитательном процессе методов и методических
приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, нравственно-
эстетического и практического отношения к природе;
-широкое применение в учебно-воспитательном процессе межпредметных форм
экологического образования (межпредметные уроки, полевые практикумы,
ролево-сюжетные игры, походы-экспедиции) [8.113].
Важнейшим условием эффективной реализации межпредметного подхода является
нахождение и целенаправленная реализация межпредметных связей того или
иного школьного предмета с другими учебными дисциплинами и поэтапное
использование этих связей в различных формах.
Межпредметные связи экологического характера в процессе обучения могут
устанавливаться с помощью следующих методических приемов:
а)изучение биологических, физиологических и других явлений для раскрытия
важнейших эколого-географических закономерностей;
б)постановка вопросов комплексного характера для систематизации знаний из
других учебных предметов;
в)выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на
межпредметной основе;
г)работа с таблицами и иллюстрациями;
д)составление комплексных характеристик различных объектов природы,
требующих привлечения знаний из курсов биологии, физики, химии, истории
и др.;
е)побуждение школьников к участию в опросе своих товарищей, к диалогу,
направленному на воспроизведение знаний из курсов других школьных
предметов [2.46].
Межпредметные связи, равно как и межпредметный подход в целом, могут
применяться не только в обучении, но и во внеклассной работе по всем
предметам естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического
циклов. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, то есть с позиции
различных предметов раскрывать содержание важнейших межпредметно-
экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых,
обеспечить преемственность и взаимосвязь обучения, внеклассной
воспитательной работы и общественно-полезной деятельности школьников по
исследованию и охране окружающей среды родного края, что является
принципиально важным условием эффективного экологического образования
школьников [6.84].
I.7.При конструировании содержания экологического образования важно
учитывать следующее:
1)Усвоению знаний, носящих общий и абстрактный характер, должно
предшествовать знакомство учащихся с более частными и конкретными знаниями;
2)Знания, конструирующие учебный предмет (или его отдельные разделы),
должно предлагаться учащимся в процессе анализа объективных условий их
прохождения, благодаря которым они становятся социально и личностно
необходимыми;
3)Учащиеся должны уметь, прежде всего: обнаруживать в учебном материале
генетически сходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее
содержание и структуру объекта новых знаний;
4)Выявленное всеобщее отношение учащиеся затем должны уметь воспроизвести
(запечатлеть) в особых предметах, графических или буквенных моделях,
позволяющих изучать свойства исследуемого объекта как бы в чистом виде;
5)Учащимся необходимо уметь конкретизировать генетически исходное,
всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем,
удерживаемых в единстве, которая обеспечивает мысленные переходы от
всеобщего к частному и от частного к всеобщему;
6)Учащиеся должны уметь «переходить» от выполнения действий в умственном
плане к выполнению их во внешнем плане и обратно [6.74].
ЛИТЕРАТУРА
1.Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий: Дис. канд. пед.
наук. Л., 1994, с.12-17.
2.Деребко С.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-
на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.38-126.
3.Захлебный А.Н. На экологической тропе. М., 1981, с.21-31.
4.Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. М., 1993, с.84-92.
5.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования и
воспитания школьников. Мн., 1998, с.33-38.
6.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Мн.: НИО,
1999, с.3-15.
7.Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для уч-ся пед. училищ. М.:
Просвещение, 1986, с.11-18.
8.Сидельский А.П. Человек и природа. Ставрополь, 1975, с.41-46.
9.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000,
с.38-86.
10.Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного
отношения к природе: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1986, с.31-49.
II.1.Организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой
наиболее благоприятную почву для становления и формирования у него
экологического понимания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|