МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Специфика музыкального воспитания дошкольников

    Специфика музыкального воспитания дошкольников

    В данной работе рассмотрена специфика музыкального воспитания

    дошкольников в теории и практике. Кратко изложено содержание трех программ

    по музыкальному воспитанию дошкольников, это программа Ветлугиной Н.А.,

    программа Радыновой О.П., программы «Синтез». Дана сравнительная

    характеристика этих программ и сделаны выводы о наиболее совершенной, на

    мой взгляд, программе. Описано реальное состояние музыкального воспитания

    дошкольников на примере детских дошкольных учреждений г. Реж, приведена

    таблица, в которой отражена степень использования различных видов детской

    музыкальной деятельности на музыкальных занятиях. Даны рекомендации по

    совершенствованию способов применения уже существующих программ по

    музыкальному воспитанию дошкольников. Сделаны выводы.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    |Введение |Стр. |

    |Глава 1 Основы теории музыкального воспитания |Стр. |

    |дошкольников | |

    | | |

    |§ 1 Значение и задачи музыкального воспитания |Стр. |

    |дошкольников | |

    | § 2 Музыкальная деятельность дошкольников|Стр. |

    | - структура и виды музыкальной |Стр. |

    |деятельности | |

    | - развитие музыкального восприятия |Стр. |

    |дошкольников | |

    | - детское музыкальное исполнительство |Стр. |

    | - детское музыкальное творчество |Стр. |

    | - музыкально образовательная |Стр. |

    |деятельность | |

    |Глава 2 Особенности различных программ по | |

    |музыкальному воспитанию дошкольников |Стр. |

    | § 1 Содержание некоторых программ по | |

    |музыкальному воспитанию дошкольников. |Стр. |

    | - программа Н.А.Ветлугиной |Стр. |

    | - программа О.П.Радыновой |Стр. |

    | - программа «Синтез» |Стр. |

    | § 2 Сравнительная характеристика программ |Стр. |

    |Глава 3 Реальное состояние музыкального воспитания |Стр. |

    |дошкольного возраста | |

    | § 1 Музыкальное воспитание дошкольников в детских | |

    |дошкольных учреждениях г.Реж |Стр. |

    |§ 2 Рекомендации по совершенствованию музыкального | |

    |воспитания дошкольников |Стр. |

    |Выводы |Стр. |

    Введение

    Актуальность данной темы предопределена практикой работы с детьми

    дошкольного возраста в ДМШ.

    Выбранная мной тема в теории разработана достаточно полно, в практике же

    имеется большое количество упущений в данном вопросе.

    Цель данной работы показать и сравнить состояние музыкального воспитания

    дошкольников в теории и на практике, выяснить причину музыкальной

    неразвитости дошкольников.

    Объектом изучения в работе являются методики и программы по музыкальному

    воспитанию в детском саду, их характеристика и сравнение.

    Предмет изучения – специфика музыкального воспитания дошкольников.

    Исследования для данной работы проводились в детских дошкольных

    учреждения города Реж в старших и подготовительных к школе группах.

    Для написания работы использовалось изучение литературы по проблеме

    музыкального воспитания дошкольников, опрос музыкальных работников

    детских дошкольных учреждений, наблюдения музыкальных занятий с детьми

    дошкольного возраста.

    Я предполагаю, что использование в практике всех основных положений

    теории дает полноценное музыкальное воспитание детям дошкольного

    возраста.

    Для изучения теории, по выбранной мной теме, была использована литература

    из библиотек детских дошкольных учреждений, областной библиотеки,

    частично из библиотеки ДМШ.

    В работе три главы, каждая имеет два параграфа. Первая глава посвящена

    теории музыкального воспитания дошкольников, во второй главе

    рассматривается содержание и особенности различных программ по

    музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. В третьей главе

    рассмотрены результаты исследований, даны выводы и рекомендации.

    ГЛАВА 1

    ОСНОВЫ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    § 1

    ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия

    на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых

    ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен

    для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать,

    оказывает влияние на самочувствие ребенка.

    Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического

    воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия,

    воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

    Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие

    музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е.

    музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие

    полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо

    впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно

    процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы

    полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных

    произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать

    настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка,

    попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного

    развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с

    ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и

    будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем

    сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным,

    почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на

    пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя

    потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с

    развитым музыкальным мышлением …» (18; стр.17).

    Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее

    развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление,

    воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая

    эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной

    культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для

    дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной

    деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не

    пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного

    становления» (20; стр.18).

    Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии

    детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека,

    существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их

    оттенков может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта,

    музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей

    эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию,

    ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт

    поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных

    сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает

    характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь

    детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими

    чувства,

    переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков

    в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ,

    сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но

    и на общее развитие ребенка.

    Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу.

    Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных

    способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни,

    с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать

    другому человеку.

    Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального

    воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе

    музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства

    человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды,

    воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний

    анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными

    некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же

    способности всегда являются результатом развития. Способность по самому

    своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в

    движении, только в развитии» (25, стр.19). Способности зависят от

    врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Все

    музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности

    ребенка. «Не том дело – пишет ученый – что способности проявляются в

    деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» (25, стр.20).

    Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии. Рассмотрим, в

    каких видах деятельности развиваются музыкальные способности.

    § 2

    МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

    СТРУКТУРА И ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом,

    достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает

    различные виды деятельности, в результате которых у него формируются

    психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают

    особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях,

    склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные

    качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти,

    мышление, воображение, ощущения.

    В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия,

    которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние,

    психические действия, которые составляют основу содержания психического

    развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная

    деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении

    песни ребенок Внимательно слушает вступление к песни .старается вовремя

    начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные

    оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение. Как

    видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается,

    дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая

    музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное

    и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие

    повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык.

    Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми,

    более сложными действиями.

    «Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы,

    средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей

    жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие»

    (20, стр.63).

    В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной

    деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-

    образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так,

    восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности,

    а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и

    творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре

    на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность

    включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства,

    музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же

    специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной

    деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми

    способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает

    специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та

    важно использовать все виды музыкальной деятельности.

    Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие

    отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы

    Н.А.Ветлугиной.

    |ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ |

    | | | | | |

    |Восприятие музыки| |Восприятие | |Музыкально |

    |специально | |музыки в связи с| |дидактические |

    |созданной для | |ее исполнением | |игры |

    |слушания | | | | |

    | | | | | |

    |ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО |

    | | | | | |

    |Пение | |Музыкально-ритми| |Игра на |

    | | |ческие движения | |музыкальных |

    | | | | |инструментах |

    | | | | | |

    |ТВОРЧЕСТВО |

    | | | | | |

    |Песенное | |Музыкально – | |Игра на |

    |творчество | |игровое и | |музыкальных |

    | | |танцевальное | |инструментах |

    | | |творчество | | |

    | | | | | |

    |МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |

    | | | | | |

    |Знания общего | |Специфические знания, связанные с |

    |характера | |различными видами музыкальной |

    | | |деятельности |

    Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и

    взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством

    развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки,

    различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный

    слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов

    деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах

    исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху.

    Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-

    ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на

    музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку

    развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.

    В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды

    деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух

    может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство

    ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д.. Таким образом, все виды

    музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и

    развития детей.

    РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений,

    воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто

    механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится

    перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный

    процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного

    процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной

    деятельности.

    Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может

    включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в

    состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий

    вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного

    детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер,

    следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный

    музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина:

    восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того,

    состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся

    восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть

    восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми

    обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности,

    как эстетический художественный феномен» (17 стр.91). В противоположном

    случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и

    действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное

    восприятие.

    Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и

    жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста

    отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с

    приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может

    воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с

    жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.