МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Способности и одаренность в младшем школьном возрасте

    ти лет уже окончил два отделения (словесное и юридическое) философского

    факультета; у Мечникова любовь к природе проявилась с детских лет; едва

    начав учиться, он писал “сочинения” по ботанике и “читал лекции” своим

    братьям и другим детям; очень рано овладел микроскопом; еще будучи

    гимназистом, стал печататься в научных журналах, в том числе иностранных.

    “Бывшими вундеркиндами” нельзя не назвать не только ряд великих людей

    прошлого, но и некоторых наших замечательных современников. Известный

    руководитель научного центра в городе Дубне академик Н. Боголюбов в 12 лет

    окончил среднюю школу. Один из крупнейших математиков современности

    академик Н. Виноградов вспоминает: “Писать и читать выучился в три года.

    Сам”. Таким образом , ранний, “из ряда вон выходящий” подъем умственных

    способностей может быть предшественником подлинного таланта.[18]

    Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления ребенка могут

    оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития - вместе с

    укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень

    - происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

    Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как

    определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к

    учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь

    ребенку развить их? Этим и многим другим вопросам посвящена данная глава.

    Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний,

    период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной

    функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:

    доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,

    впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они

    сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей

    выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это

    неповторимое своеобразие данного возраста.[5]

    Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят

    на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом

    разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной

    черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются

    на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего

    развития.

    Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к

    усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные

    достоинства и в будущем.

    Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в

    детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее

    развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей

    ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не

    открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

    Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными

    родителей, педагогов - ведь они могут указывать на предпосылки подлинного

    таланта.[13]

    Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать

    возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил

    по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша,

    совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с

    помощью и под руководством старших,- формируются сложнейшие свойства ума,

    бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в

    таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство -

    неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных

    условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно - о

    таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по

    способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную

    систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени)

    относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы.

    Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже

    небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но

    и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость

    восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных

    детей - а вместе с тем и снижается детская непосредственная

    восприимчивость.

    С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и

    ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской

    психики.[3]

    Но не только свойства нервной системы - вся душевная организация у

    детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

    В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности,- той

    особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз “на свой лад”

    свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии

    реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности

    внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в

    отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние

    условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни

    направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим

    “направлениям” способностей.[12,13]

    0 том, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит

    освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге “От двух до

    пяти”. Но вот что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству -

    особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами

    языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если

    вследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит

    не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые

    годы жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем - и при самом

    благоприятном речевом окружении! - развитие речи крайне затрудняется.

    Казалось бы, ведь ребенок стал старше, “умнее”, так и трудностей в освоении

    языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и

    причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были

    наиболее подходящие для этого возрастные возможности.

    На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В

    младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность

    запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине

    необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников

    младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на

    то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая

    доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом

    неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию

    ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко

    обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и

    слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.

    Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними

    недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся

    с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к

    учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых

    предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на

    то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия

    для обогащения и развития психики.[3,14]

    Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие

    факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения

    иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые

    приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа

    в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе).

    Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и

    нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи

    в усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности, за счет

    свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках

    иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику

    и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в

    иноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении,

    еще не подверженной действию многих психологических “тормозов”

    подросткового возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне

    можно говорить об особой возрастной чувствительности.[13]

    Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто

    усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование

    - затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.

    В этом - специфика детства. Именно в годы созревания возникают

    своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности

    для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно

    говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом

    предпосылки развития.

    Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не

    характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения

    предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не

    упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

    Чтобы понять, каков “вклад” тех или иных возрастных свойств в

    формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности

    не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и

    закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка - по-

    своему, в той или другой степени.

    Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же

    сохранится и будет развито из тех свойств, которые выступают в различные

    периоды детства,- и насколько скажется это на чертах интеллекта.

    Известно, что темп возрастного развития - неравномерен: наблюдения

    ряда психологов (Эльконина, Давыдова, В. В. Клименко, Н. Лейтеса) за

    умственным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкивают с такими

    явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные

    “взлеты” или задержки, причем у каждого - в свои возрастные сроки. Это

    обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания.

    Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах,

    типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях Н. Лейтес

    выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию

    раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие

    очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и

    совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной

    одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по

    всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и

    многократному усилению предпосылок развития интеллекта!

    Рассмотрим с этой точки зрения коренную психологическую

    особенность выдающихся детей: их чрезвычайную умственную

    активность, непроизвольное, непрестанное влечение к умственной

    нагрузке.[12] Так вот, это пристрастие к умственным занятиям, к

    умственному напряжению может быть следствием такого хода возрастного

    развития, когда оказывается возможным одновременное действие, как бы

    суммирование активности разных детских возрастов. В самом деле,

    например, некоторые черты подросткового возраста - деятельная энергия,

    настрой на самостоятельное достижение цели - обретают особую

    силу, если становятся присущи, вследствие ускоренного хода развития,

    детям более младшего возраста, с их повышенной восприимчивостью и наивной

    серьезностью. В ту пору детства, когда впечатлительность, готовность

    усваивать, подражание старшим составляют саму жизнь, когда еще не

    наступило половое созревание, - в такие годы потребность в умственной

    нагрузке, подъем энергии и самостоятельности могут до крайности напрягать и

    сосредоточивать усилия развивающегося ума, выступить в виде необычной

    тяги к умственной работе.

    Таким образом, возрастное явление - своеобразие хода развития -

    сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор одаренности.

    Правда, только у части детей, опережающих свой возраст, подобная

    одержимость умственными занятиями станет устойчивой особенностью. У других

    таких детей - при прочих равных условиях - неустанная потребность

    прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится,- это скажется и на

    развивающихся способностях. Эти различия в последующем ходе развития можно

    рассматривать как подтверждение того, что яркие проявления детской

    одаренности во многом зависят именно от возрастных ,в определенную пору

    возникающих и в какой-то мере преходящих особенностей.

    Особая чувствительность и направленность активности, изменяющиеся от

    одной ступени детства к другой, сочетание, совмещение свойств разных

    возрастных периодов - это необходимые условия, предпосылки становления и

    расцвета интеллекта.

    Интересующие нас индивидуальные различия по способностям - “родом из

    детства”. Яркие проявления возрастной одаренности - та почва, на которой

    могут вырастать выдающиеся способности.

    Вместе с тем в незаурядных проявлениях ребенка - это не надо упускать

    из виду - выступают и те особенности возраста, которые окажутся

    переходящим, недолговечными.

    Например, не следует преувеличивать значение необычно быстрого

    овладения речью; а ведь в этом зачастую видят признаки

    незаурядности интеллекта. Но такая особенность - быстрота

    начального приобщения к языку - нередко характерна лишь на

    определенном этапе развития, затем особая речевая активность ребенка

    может ослабеть, и другие дети постепенно догоняют его.

    Ненадежным предсказателем будущего оказывается и особый

    интерес дошкольника и младшего школьника к вычислениям, счету в

    уме. Известный математик, академик А. Колмогоров отмечает: “ Ранние

    детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже

    при их культивировании старшими”.[11] По-видимому, успехи в

    такого рода занятиях, позволяющие блистать среди сверстников, также

    могут оказаться лишь эпизодом возрастного развития; действительная

    одаренность к математике требует других качеств ума, выступающих в

    более позднем возрасте. А проявятся ли они у данного ребенка - еще

    неизвестно. Некоторые дети, начиная с дошкольного или младшего школьного

    возраста, обнаруживают удивительную легкость и изобретательность в

    оперировании абстрактными понятиями, схемами, условными обозначениями. Но,

    как правило, в дальнейшем, когда потребуется более конкретный,

    содержательный аналиэ, такие дети зачастую испытывают затруднения, и тогда

    становится заметной односторонность и неполнота их умственных возможностей.

    Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная

    активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего

    ребенка, еще не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут

    измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного

    умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта

    неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с

    задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного

    подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии

    ребенка.

    Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с

    многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо

    поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями...

    Известны слова Л. Толстого о вундеркиндах: “Сколько я их встречал,

    и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ничему между ними не

    верю! Пускай наперед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой

    фейерверк!..”

    Но, я думаю, это не значит, что ранние проявления одаренности

    вообще не надо принимать всерьез. Такой вывод был бы совершенно неверным.

    Нельзя упускать из виду, что возрастная одаренность далеко не всегда

    проходит бесследно - она определенным образом сказывается на формирующихся

    способностях.

    У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные

    достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той

    или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются - необычность этих

    детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.

    Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.

    Ненадежность прогноза может порождать безразличие к детским признакам

    одаренности. А ведь каким бы ни оказалось будущее - простор развитию

    индивидуальных особенностей ребенка необходим сейчас; надо поддерживать и

    укреплять ранние ростки способностей.

    Хотя, многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню

    интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.