Способности и одаренность в младшем школьном возрасте
ти лет уже окончил два отделения (словесное и юридическое) философского
факультета; у Мечникова любовь к природе проявилась с детских лет; едва
начав учиться, он писал “сочинения” по ботанике и “читал лекции” своим
братьям и другим детям; очень рано овладел микроскопом; еще будучи
гимназистом, стал печататься в научных журналах, в том числе иностранных.
“Бывшими вундеркиндами” нельзя не назвать не только ряд великих людей
прошлого, но и некоторых наших замечательных современников. Известный
руководитель научного центра в городе Дубне академик Н. Боголюбов в 12 лет
окончил среднюю школу. Один из крупнейших математиков современности
академик Н. Виноградов вспоминает: “Писать и читать выучился в три года.
Сам”. Таким образом , ранний, “из ряда вон выходящий” подъем умственных
способностей может быть предшественником подлинного таланта.[18]
Но, с другой стороны, выдающиеся умственные проявления ребенка могут
оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития - вместе с
укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень
- происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.
Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как
определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к
учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь
ребенку развить их? Этим и многим другим вопросам посвящена данная глава.
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний,
период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной
функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:
доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,
впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они
сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей
выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это
неповторимое своеобразие данного возраста.[5]
Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят
на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом
разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной
черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются
на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего
развития.
Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к
усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные
достоинства и в будущем.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в
детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее
развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей
ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не
открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.
Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными
родителей, педагогов - ведь они могут указывать на предпосылки подлинного
таланта.[13]
Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать
возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил
по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша,
совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с
помощью и под руководством старших,- формируются сложнейшие свойства ума,
бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в
таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство -
неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных
условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно - о
таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по
способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную
систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени)
относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы.
Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже
небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но
и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость
восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных
детей - а вместе с тем и снижается детская непосредственная
восприимчивость.
С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и
ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской
психики.[3]
Но не только свойства нервной системы - вся душевная организация у
детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!
В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности,- той
особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз “на свой лад”
свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии
реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности
внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в
отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние
условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни
направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим
“направлениям” способностей.[12,13]
0 том, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит
освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге “От двух до
пяти”. Но вот что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству -
особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами
языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если
вследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит
не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые
годы жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем - и при самом
благоприятном речевом окружении! - развитие речи крайне затрудняется.
Казалось бы, ведь ребенок стал старше, “умнее”, так и трудностей в освоении
языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и
причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были
наиболее подходящие для этого возрастные возможности.
На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В
младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность
запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине
необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников
младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на
то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая
доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом
неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию
ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко
обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и
слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.
Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними
недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся
с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к
учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых
предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на
то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия
для обогащения и развития психики.[3,14]
Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие
факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения
иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые
приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа
в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе).
Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и
нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи
в усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности, за счет
свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках
иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику
и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в
иноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении,
еще не подверженной действию многих психологических “тормозов”
подросткового возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне
можно говорить об особой возрастной чувствительности.[13]
Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто
усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование
- затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.
В этом - специфика детства. Именно в годы созревания возникают
своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности
для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно
говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом
предпосылки развития.
Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не
характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения
предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не
упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.
Чтобы понять, каков “вклад” тех или иных возрастных свойств в
формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности
не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и
закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка - по-
своему, в той или другой степени.
Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же
сохранится и будет развито из тех свойств, которые выступают в различные
периоды детства,- и насколько скажется это на чертах интеллекта.
Известно, что темп возрастного развития - неравномерен: наблюдения
ряда психологов (Эльконина, Давыдова, В. В. Клименко, Н. Лейтеса) за
умственным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкивают с такими
явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные
“взлеты” или задержки, причем у каждого - в свои возрастные сроки. Это
обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания.
Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах,
типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях Н. Лейтес
выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию
раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие
очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и
совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной
одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по
всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и
многократному усилению предпосылок развития интеллекта!
Рассмотрим с этой точки зрения коренную психологическую
особенность выдающихся детей: их чрезвычайную умственную
активность, непроизвольное, непрестанное влечение к умственной
нагрузке.[12] Так вот, это пристрастие к умственным занятиям, к
умственному напряжению может быть следствием такого хода возрастного
развития, когда оказывается возможным одновременное действие, как бы
суммирование активности разных детских возрастов. В самом деле,
например, некоторые черты подросткового возраста - деятельная энергия,
настрой на самостоятельное достижение цели - обретают особую
силу, если становятся присущи, вследствие ускоренного хода развития,
детям более младшего возраста, с их повышенной восприимчивостью и наивной
серьезностью. В ту пору детства, когда впечатлительность, готовность
усваивать, подражание старшим составляют саму жизнь, когда еще не
наступило половое созревание, - в такие годы потребность в умственной
нагрузке, подъем энергии и самостоятельности могут до крайности напрягать и
сосредоточивать усилия развивающегося ума, выступить в виде необычной
тяги к умственной работе.
Таким образом, возрастное явление - своеобразие хода развития -
сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор одаренности.
Правда, только у части детей, опережающих свой возраст, подобная
одержимость умственными занятиями станет устойчивой особенностью. У других
таких детей - при прочих равных условиях - неустанная потребность
прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится,- это скажется и на
развивающихся способностях. Эти различия в последующем ходе развития можно
рассматривать как подтверждение того, что яркие проявления детской
одаренности во многом зависят именно от возрастных ,в определенную пору
возникающих и в какой-то мере преходящих особенностей.
Особая чувствительность и направленность активности, изменяющиеся от
одной ступени детства к другой, сочетание, совмещение свойств разных
возрастных периодов - это необходимые условия, предпосылки становления и
расцвета интеллекта.
Интересующие нас индивидуальные различия по способностям - “родом из
детства”. Яркие проявления возрастной одаренности - та почва, на которой
могут вырастать выдающиеся способности.
Вместе с тем в незаурядных проявлениях ребенка - это не надо упускать
из виду - выступают и те особенности возраста, которые окажутся
переходящим, недолговечными.
Например, не следует преувеличивать значение необычно быстрого
овладения речью; а ведь в этом зачастую видят признаки
незаурядности интеллекта. Но такая особенность - быстрота
начального приобщения к языку - нередко характерна лишь на
определенном этапе развития, затем особая речевая активность ребенка
может ослабеть, и другие дети постепенно догоняют его.
Ненадежным предсказателем будущего оказывается и особый
интерес дошкольника и младшего школьника к вычислениям, счету в
уме. Известный математик, академик А. Колмогоров отмечает: “ Ранние
детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже
при их культивировании старшими”.[11] По-видимому, успехи в
такого рода занятиях, позволяющие блистать среди сверстников, также
могут оказаться лишь эпизодом возрастного развития; действительная
одаренность к математике требует других качеств ума, выступающих в
более позднем возрасте. А проявятся ли они у данного ребенка - еще
неизвестно. Некоторые дети, начиная с дошкольного или младшего школьного
возраста, обнаруживают удивительную легкость и изобретательность в
оперировании абстрактными понятиями, схемами, условными обозначениями. Но,
как правило, в дальнейшем, когда потребуется более конкретный,
содержательный аналиэ, такие дети зачастую испытывают затруднения, и тогда
становится заметной односторонность и неполнота их умственных возможностей.
Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная
активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего
ребенка, еще не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут
измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного
умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта
неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с
задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного
подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии
ребенка.
Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с
многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо
поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями...
Известны слова Л. Толстого о вундеркиндах: “Сколько я их встречал,
и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ничему между ними не
верю! Пускай наперед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой
фейерверк!..”
Но, я думаю, это не значит, что ранние проявления одаренности
вообще не надо принимать всерьез. Такой вывод был бы совершенно неверным.
Нельзя упускать из виду, что возрастная одаренность далеко не всегда
проходит бесследно - она определенным образом сказывается на формирующихся
способностях.
У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные
достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той
или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются - необычность этих
детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.
Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.
Ненадежность прогноза может порождать безразличие к детским признакам
одаренности. А ведь каким бы ни оказалось будущее - простор развитию
индивидуальных особенностей ребенка необходим сейчас; надо поддерживать и
укреплять ранние ростки способностей.
Хотя, многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню
интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|