МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Средства обучения

    Средства обучения

    Содержание.

    Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.

    Введение………………………………………………………………………с 2

    1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения……...с 4

    2. Характеристика материальных и идеальных средств обучения………с 7

    3. Функции средств обучения……………………………………………...с11

    4. Особенности использования средств обучения в процессе работы с детьми

    младшего школьного возраста………………………………...с 12

    5. Вывод ……………………………………………………………………с 18

    ГлаваII. Исследование влияния различных средств обучения, их рационального

    сочетания на эффективность процесса обучения.

    2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………...с 19

    2.2 Преобразующий эксперимент………………………………………….с 22

    2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………..с 29

    2.4 Вывод……………………………………………………………………. Заключение…………………………………………………………………..с

    32

    Список литературы………………………………………………………….с 33

    Приложения……………………………………………………….с3

    Введение.

    Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения

    одного из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами.

    Средства преподавания имеют существенное значение для реализации

    информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и

    поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного

    материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную

    информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и

    позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса

    обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С.,

    Прессман Л.П., Пидкасистый П.И.. Исследователи делят средства обучения на

    материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается,

    например, в труде Занкова.Л.В. «Дидактика и жизнь», что учителя

    недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с

    целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда

    преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.

    Цель нашей работы установить, что только рациональное сочетание

    идеальных и материальных средств, влияет на эффективность педагогического

    процесса.

    Объектом нашего исследования является процесс обучения детей младшего

    школьного возраста.

    Предметом исследования являются средства обучения.

    В своем исследовании мы выдвигаем следующую

    Гипотезу: если рационально использовать в соответствии с целями урока,

    содержанием обучения, и особенностями учащихся, как материальные, так и

    идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность

    обучения.

    Задачи:

    1) изучить психолог – педагогическую литературу по данной теме.

    2) выявить, на сколько рационально использует учитель средства обучения на

    уроках.

    3) разработать систему уроков с использованием различных средств обучения.

    4) выявить результативность рационального использования различных средств

    обучения.

    Глава 1.Анализ психолого – педагогической литературы.

    1.1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения.

    Процесс обучения – сложное единство деятельности учителя и

    деятельности учащихся направленных к общей цели – вооружению обучающихся

    знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.

    По утверждению Лихачева.Б. педагогический процесс реально существует,

    как научно обоснованная, развивающая и совершенствующаяся система,

    опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов динамику

    возрастного изменения детей. Структура педагогического процесса образуется

    из органически связанных элементов:

    -системообразующим звеном педагогического процесса является

    целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель педагог, он

    определяет цели.

    -полноправным элементом педагогического процесса является ребенок.

    Эти элементы инвариантны.

    -изменяющимся элементом педагогического процесса является его

    содержание.

    Содержание педагогического процесса тщательно подбирается,

    подвергается педагогическому анализу; обобщается, оценивается с позиции

    мировоззрения, структурируется, приводится в соответствии с возрастными

    возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы

    человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии,

    производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческого опыта

    является для педагогики одним из основных и определяющих. Конкретно оно

    раскрывается через понятие; основы наук, общественные отношения, культура,

    технология производства, труд, физическая культура. Благодаря содержанию

    идеологического процесса у детей осуществляется социализация, формируется

    отношение к миру, мировоззрение, формируются основные мотивы, стимулы и

    формы поведения. Содержание педагогического процесса формирует духовные

    потребности и ценные ориентации ребёнка, вооружает его знаниями, способами

    познания и преобразования мира раскрывает ему пути и формы удовлетворения

    материальных и духовных потребностей.

    -вторым изменяющимся структурным компонентом педагогического процесса

    является его организационно-управленческий комплекс (формы, методы,

    средства обучения). Педагогический процесс всегда строится как

    целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и

    детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна

    функционировать при условии регулярного обмена информации, Управленческая

    система педагогического процесса органически связанна со всеми его

    компонентами. Она включает в себя организационные формы, средства обучения,

    методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики,

    осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического

    взаимодействия и воздействия.

    - следующим элементом педагогического процесса является педагогическая

    диагностика. Педагогические способы и приёмы диагностики получения обратной

    информации, используются в целях изучения эффективности педагогического

    процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе

    самого педагога. К способам и методам диагностики относятся: проверка

    знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности

    детей, плоды самостоятельной работы.

    -четвёртым элементом являются критерии эффективности педагогического

    процесса установленных педагогикой и психологией. В их состав входят

    оценки знаний, умений, навыков, экспертные оценки и характеристики

    привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким

    и определенным показателем эффективности педагогического процесса является

    повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к

    учёбе, труду, обществу, людям, друг к другу.

    - пятым структурным элементом педагогического процесса является

    организация взаимодействия с общественной и природной средой.

    Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания.

    Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему,

    не изолируется от жизни. Его цель- в организации отношения к ней

    воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизация

    общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно

    считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи,

    общественных организаций, трудового коллектива, неформальных объединений.

    1.2. Характеристика материальных и идеальных средств обучения.

    Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который

    используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и

    практической деятельности.

    Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения,

    которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

    Материальные средства обучения – это физические объекты, которые

    используют учитель и ученик для детализированного обучения.

    Пидкасистый П.И., опираясь на исследования Выготского.Л.С.,

    Ильину.Т.А., Габай.Т.В., классифицирует объекты, выполняющие функцию

    средств обучения, по различным основаниям: по их свойствам, субъектам

    деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных

    способностей, их эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения

    количество ошибок при решении задач).

    По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на

    средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания

    пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного

    материала, а средствами учения- учащиеся для его усвоения. В то же время

    часть средств обучения может быть и тем и другим, в зависимости от этапа

    обучения, средства преподавания имеют существенное значение для реализации

    информационной и управляющей функций учителя. Они помогают возбудить и

    поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность

    учебного материала, делают его наиболее доступным, обеспечивают более

    точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную

    работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Их можно разделить на

    средства объяснения нового материала, средства закрепления и средства

    контроля.

    Интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства

    обучения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с

    учителем. Изготовление средств даёт большой развивающий эффект и более

    высокое качество знаний учащихся, нежели их ординарное использование по

    образцу, данному преподавателем. Это объясняется тем, что разработка новых

    средств обучения, как и усовершенствование основных, предполагает изменение

    познавательных знаний и инструкций, использование новых видов

    тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие

    составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся ,

    расширения их кругозора и способностей.

    Пидкасистый П.И. разделяет средства обучения на материальные и

    идеальные.

    Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

    1.Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)

    2.Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.

    п.)

    3.Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

    Печатные издания широко используются в практике обучения.

    Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются в типографии или

    выполняются учителем совместно с учащимися. Их целесообразно применять как

    дополнительное средство наряду с натуральными предметами и их моделями.

    Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной

    дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета.

    Система средств обучения строится согласно следующим принципам:

    1.Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим

    требованиям предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно

    воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и

    обозримым, иметь эстетический вид и т.п.

    2.Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать

    материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.

    3.Средства обучения должны соответствовать реальными условиям работы и

    потребностям местного населения. Каждое действие совершается с помощью

    какого-нибудь средства. Умственные действия совершаются при помощи

    идеальных средств, которые входят в состав компонентом мышления наряду с

    образом конечного продукта (целью), условием задачи (деятельности) и

    технологией работы (операционным составом мышления). В процессе объяснения

    нового материала учитель выражает эти средства наглядно (графически,

    символически и т.п.), либо вербализует их (словесно). Вербальные выражения

    средств всегда начинаются с глагола (нарисовать, изобразить и т. п.).

    Последовательность используемых средств обучения (иногда называемый план

    решения задачи). Каков же состав идеальных средств обучения?

    Выготский Л.С. приводит такие средства обучения, как: речь, письмо,

    схемы, условные обозначения, чертежи, произведения искусства и другие. В

    общем случае идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия,

    новых культурных ценностей. Усвоенная информация, ставшая знанием, является

    также и «первоначальным арсеналом» средств обучения. Из нее учащийся

    «черпает» способы рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и

    понимания. Обучение представляет собой коммуникацию, в ходе которой

    происходит обмен информацией между участниками учебного процесса,

    протекающей в виде процесса общения, беседы, дискуссии, сообщения, доклада,

    лекций и т.д.

    Речь как средство обучения многоаспектна: она отражает уровень

    умственного развития говорящего, опосредует процессы восприятия,

    воздействует и управляет, обеспечивает познание и общение, выражает

    отношение и позицию личности к информации и слушателям. В процессе

    овладения лингвистическими средствами речь учителя является образцом для

    учащихся, она не только средство изложения учебной информации, но и

    средство управления вниманием, средство образования представлений и

    понятий.

    Совершенствование содержания образования закономерно требует

    совершенствования форм, методов и приемов, средств обучения. Создание

    средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, уровнем

    педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом.

    Наряду с центральным звеном системы средств обучения (учебники, учебные

    пособия и т.д.), большое внимание в настоящее время уделяется

    совершенствованию наглядных пособий.

    1.3. Функции средств обучения.

    Методика преподавания любого предмета, по утверждению Полат Е.С.,

    предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных

    средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает

    возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки.

    Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные

    особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать

    полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого

    материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно.

    Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих

    влияние на процесс обучения и воспитания. Кроме наглядности содержания

    обучения внимание заслуживает их роль в развитии воображения учащихся,

    мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом

    использовании.

    В комплексном применении средств обучения ведущую роль играет одно из

    средств: остальные являются его дополнением.

    Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной

    подготовки плана (сценария) каждого урока. Для этого необходимо знания о

    принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны

    выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в

    иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего считает их

    самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность

    учащегося.

    1.4. Особенности использования средств обучения в процессе работы с

    детьми младшего школьного возраста.

    Прессман Л.П. отводит особую роль наглядности при обучении детей

    младшего школьного возраста, так как она соответствует особенностям их

    восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные,

    слуховые и т.д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное

    формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более

    прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

    Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного

    отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики

    могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений

    и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности

    полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными.

    Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким

    процесс усвоения, поддерживают внимание ребенка. В использовании любого

    вида средства обучения необходимо соблюдать меру и пропорцию, определяемые

    закономерностью обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество

    средств наглядности снижает количество знаний за счет уменьшения

    познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия

    материала. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное

    настроение учащихся. Оптимальным следует считать при изучении новой

    трудной темы 4-5 демонстраций за урок, считая средства для самостоятельной

    работы учащихся и средства контроля. Прежде чем отобрать для урока тот или

    иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в

    зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в

    виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие

    наглядные средства, которые четко выражают наиболее существенные стороны

    изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те

    существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.