Средства обучения
представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм
сочетания наглядности и рассказа учителя.
Термин «формы сочетания» мы употребляем в качестве понятия,
охватывающего и формы сочетания, и их варианты, таким образом, данный
термин обозначает в наиболее общем виде характер связи между словами
учителя и применяемыми им наглядными средствами. Выявление многообразия
способов сочетания слова учителя и наглядных средств занимает существенное
место в разработке данной проблемы. Основаниями выделения различных форм
сочетания служат:
а) учебные (дидактические) задачи, для выполнения которых применяется
та или иная форма сочинения.
б) функции слова учителя и средств наглядности.
в) характер умственной деятельности учащихся.
Занков.Л.В. выделяет четыре формы сочетания слова и средств
наглядности:
Описание и анализ первой формы сочетания.
При выделении первой формы сочетания и слова и средств наглядности мы
имеем в виду определённую типическую ситуацию, отличающуюся тем, что
учебная задача состоит в ознакомлении с внешним обликом объекта. Знания
школьник получает самостоятельно в процессе непосредственного восприятия
объекта. Одним из существенных оснований для выделения первой формы
сочетания служит своеобразие функций слова учителя и наглядных средств
используемых им в учебном процессе. Роль слова педагога здесь заключается
не в сообщение знаний школьникам, а в том, что словесные обращения педагога
к учащимся побуждают их к наблюдению наглядных объектов, направляет
процесс наблюдения по определённому руслу в целях изучения объекта.
Функция средств наглядности определяется тем, что именно из наблюдения
данного объекта, а не из словесных сообщений учителя школьник получает
знания о внешнем облике объекта.
Характерные черты первой формы сочетания слова учителя и наглядных
средств заключаются в следующем: при посредстве слова учитель руководит
наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта,
его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся
извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.
Описание и анализ второй формы сочетания.
Переходя к рассмотрению второй группы сочетания слова и средств
наглядности, следует обратить внимание на то, что при использовании данной
формы учащиеся познают связи между явлениями, в то время как при применении
первой формы школьники знакомятся с внешним обликом объектов. Таким
образом, вторая форма отграничивается от первой по линии отношения к
учебной (дидактической) задаче.
При использовании первой формы сочетания знания черпаются учащимися в
процессе непосредственного восприятия объекта, в то время как при
использовании второй формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления
связей между явлениями, само же уяснение связей не может быть почерпнуто из
непосредственного восприятия.
Функция слова учителя в составе второй формы сочетания заключается не в
руководстве процессом наблюдения, а в том, чтобы направлять истолкование
сделанных наблюдений и избирательное воспроизведение знаний, которые были
приобретены учащимися ранее. Функция средств наглядности состоит в том,
чтобы служить опорной точкой для осознания связей между явлениями.
Характерные черты второй формы сочетания слова и средств наглядности
следующие: при посредстве слова учитель на основании осуществленного
школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний
ведет учащихся к осмыслению и формулированию таких связей в явлениях,
которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.
Описание и анализ третьей формы сочетания.
.Данная форма сочетания, подобно первой форме, имеет место на уроках в
тех случаях, когда школьник знакомится с внешним обликом объекта, с теми
его свойствами, которые доступны восприятию. В то же время в отношении
функций словесных и наглядных средств, третья форма сочетания
противоположна первой форме сочетания. При использовании третьей формы
сочетания педагог при помощи слова сообщает учащимся сведения об облике
объекта, а наглядные средства лишь иллюстрируют то, что сообщено ученикам
словесным путем. Когда применяется первая форма сочетания, школьник черпает
знания из наглядного объекта благодаря собственным наблюдениям, а при
посредстве слова учитель руководит ходом наблюдения. Характерные черты
третьей формы сочетания слова и средств наглядности следующие: сведения об
облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях
учащихся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства
служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений.
Описание и анализ четвёртой формы сочетания.
В случаях применения четвёртой формы сочетания учитель сообщает
словесным путём о связях между явлениями, недоступных непосредственному
наблюдению. Функции слова учителя в 4-ой и 3-ей форме аналогичны: и в том,
и в другом случае педагог при посредстве слова сообщает знания учащимся. В
то же время функции наглядных средств резко отличаются. При использовании 3-
ей формы сочетания наглядный объект органически включён в процесс познания:
он подтверждает, конкретизирует то, что сообщено словесным путём. Когда
применяется 4-ая форма сочетания наглядный объект служит лишь отправным
пунктом словесного сообщения учителя, которое содержит сведения о явления и
связях, не воспринимаемых непосредственно.
Характерные черты 4-ой формы сочетания слова и средств наглядности
следующие: отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного
объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые
непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет,
обобщает отдельные данные. Количество средств обучения, применяемых на
одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и
развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает
достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим
средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное
применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не
только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия.
Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов
наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств
обучения связано со спецификой их функций.
Прессман.Л.П. пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного
применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал
учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому
учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура
формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную
систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика,
однако функции учебника в том и другом случае несколько различны. Для
ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и
самоконтроля. Для учителя – это прежде всего ориентир в руководстве учебным
познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала,
средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.
Результаты учебно–воспитательного процесса по всем предметам зависят во
многом от того, насколько учитель обеспечен разнообразными средствами
обучения, а также от мастерства его, использующего эти средства.
1.5. Вывод.
Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют
друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся
многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением
интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением
существенно новых знаний; идеальные средства- с пониманием материала,
логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.Между сферами
влияния идеальных и материальных средств нет чётких границ; часто оба они
влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности
учащихся.
Глава II. Исследование влияния различных средств обучения, их
рационального сочетания на эффективность процесса обучения.
Экпериментальная работа проводилась в школе №479 Кировского района, во
2а классе. В классе 22 учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Класс учится по
типовой программе (1-3). Учитель данного класса имеет высшее педагогическое
образование, высшую квалификационную категорию, является отличником
просвещения.
2.1. Констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента:
- наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность их
использования учителем.
- определение уровня обученности детей данного класса.
1).Наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность
их использования учителем.
Наблюдал 4 урока по: русскому языку, математике, природоведению.
Протоколы наблюдения № 1, 2, 3, 4 (См. приложение №1). В ходе наблюдений
отмечал используемые учебные средства учителем и время их использования.
Наблюдение в течение 4 уроков выявило следующие результаты:
|Средства обучения |Время использования |
|информация учителя + наглядные |85 минут |
|пособия | |
|учебник |95 минут |
Из полученных результатов мы видим, исходя из целей урока и содержания
обучения, что учитель отдает своей информации основное время, уделяя мало
внимания на уроке материальным средствам, а следовало бы строить урок
исходя прежде всего из особенностей детей, у которых в этом возрасте
преобладает наглядно – действенное мышление.
2). Определение уровня обученности детей данного класса.
Учащимся была предложена проверочная работа. Знания оценивались по
диагностике Беспалько.[]
Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают
имена существительные.
Уровень «уметь» - включает в себя умение найти в предложении имя
существительное.
Таблица №2
Анализ работ выявил следующие результаты:
|имя |знает |умеет |
|Шамиль |+ |+ |
|Татьяна. |+ |+ |
|Борис |_ |_ |
|Валентин |+ |_ |
|Алена |_ |+ |
|Никита |+ |+ |
|Настя |+ |+ |
|Зина |+ |_ |
|Мари |_ |+ |
|Алекса |+ |+ |
|Таня |+ |+ |
|Галя |+ |+ |
|Коля |+ |+ |
|Ваня |+ |+ |
|Миша |+ |_ |
|Гоша |+ |_ |
|Сейфи |+ |+ |
|Даша |+ |_ |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень
обученности детей экспериментального класса, по данной теме, находится на
низком уровне. Более чётко результат в процентном соотношении можно
посмотреть на диаграмме.
Диаграмма № 1.
2.2 Преобразующий эксперимент.
Цель преобразующего эксперимента:
- построить систему уроков с использованием различных средств обучения.
Предметом на котором мы будем проводить экспериментальную работу будет
«Русский язык».
Тема: «Имя прилагательное».
Задачи: Ознакомить детей с существенными признаками имени прилагательного,
с изменением прилагательных по родам и с родовыми окончаниями.
Умения: Учащиеся должны в результате изучения темы употреблять
прилагательные в речи, изменять прилагательные по родам и писать родовые
окончания, находить прилагательные в тексте.
В соответствии с целями уроков использовал наглядные пособия такие как:
- предметные картинки отображающие свойства предметов,
- иллюстрации,
- карточки для проверки знаний учащихся
(См. приложение № 2).
В ходе эксперимента было проведено 5 уроков.
(См приложение №3 ).
Урок №1
Тема урока: Понятие об имени прилагательном как части речи.
Цель: ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его
ролью в нашей речи.
План урока.
1. Наблюдение над ролью прилагательного в нашей речи.
2. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
3. Упражнения.
4. Подведение итогов урока.
Ход урока.
1). Вызываю ученика, даю ему картинку с изображением предмета и предлагаю
описать его (остальные картинку не видят, отвечающий название предмета в
рассказе не употребляет).
Описание делают 2-3 ученика, чтобы можно было сравнить рассказы.
- Рассказ какого ученика позволил нам ярко представить предмет? Какую часть
речи он особенно часто употреблял, описывая предмет и почему? (Имя
прилагательное. Потому что называл признаки предмета).
2). Работа с учебником.
Упражнение № 387.[]
- В каждом предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и
найдите слово с которым оно связано. С какой частью речи связано имя
прилагательное (с существительным).
- Разберите первое предложение по членам предложения. Каким членом
предложения являются прилагательные?
Вывод по вопросам:
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи связано?
- Каким членом предложения чаще всего бывает?
3).Упражнения.
Игра «Будь внимателен».
На доске написаны слова: цвет, вкус, запах, вес, размер, ширина, высота,
форма.
Показываю предметную картинку:
[pic]
Учащиеся записывают имя существительное. Затем указываю на одно из слов
написанных на доске. Учащиеся дописывают подходящее по смыслу имя
прилагательное вместе с вопросом. Например: мяч (какой?) синий, лёгкий,
круглый.
- Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные (цвет, размер,
форма, материал и так далее).
- Имена прилагательные могут обозначать и качества людей (аккуратный,
весёлый, умный и так далее).
Работа по карточкам с заданиями.
Подчеркните имена прилагательные в предложении.
| |
|На улице дождливая погода. |
|В комнате стоит большой шкаф. |
|Пятнистые коровы пасутся на зеленом лугу. |
(См. приложение № 4)
4).- Что узнали об имени прилагательном?
- С какой целью вы употребляете эти слова в своей речи?
Тщательно продумал используемые на уроке средства обучения.
Уровень обученности детей и учебных умений позволил объяснительную часть
изложить за 10 минут, дальнейшая работа над совершенствованием и
закреплением знаний о прилагательном осуществлялась детьми самостоятельно с
помощью следующих средств обучения:
- предметные картинки отображающие свойства предметов.
- задания из учебника.
- карточки с заданиями.
Урок №2
Тема: употребление в речи имен прилагательных близких и противоположных по
смыслу.
Цель: уточнение представления о синонимах и антонимах; развитие умения
потреблять их в речи.
План урока.
1) наблюдение над употреблением имен прилагательных – антонимов.
2) наблюдение над употреблением имен прилагательных в речи близких по
смыслу.
3) итог урока.
Ход урока.
1).А Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают упражнение и объясняют по какому признаку
противопоставляются предметы (предметы противопоставляются по одному
какому-либо признаку).
1).Б Дополните предложения противоположными по смыслу именами
прилагательными. Допишите предложение (текст на доске).
Слон – животное огромное, а мышь - ……………………
Хорек – слабый зверек, а рысь - …………………..зверь.
Черепаха – медлительное животное, а ящерица - ……………
- почему в речи мы нередко противопоставляем признаки одного предмета
признакам другого предмета?
- назовите предметы, которые можно противопоставить друг другу и по
какому признаку.(некоторые словосочетания записываются).
1).В Творческий диктант.
Текст записан на доске, рядом иллюстрации к нему.
“После дождя”
Теплый ветер дует в лицо.
Легкие облака плывут над рекой.
Доносятся слабые раскаты грома.
Проводится беседа по тексту с использованием иллюстрации:
- Что изображено на картинке?
- Какой бывает ветер? (холодный, сильный).
- Какие бывают облака? (воздушные, легкие, белые)
- Назовите имена прилагательные, которые есть в тексте.
- Какие прилагательные нужно было бы употребить, что бы текст можно было
озаглавить “Перед дождем”. Показ иллюстрации.
Учащиеся самостоятельно записывают новый вариант текста.
“Перед дождем”
Холодный ветер дует в лицо.
Тяжелые облака плывут над рекой.
Доносятся сильные раскаты грома.
Разобрать по составу: холодные и сильные.
Работа по карточкам с заданием.
Напишите противоположные по смыслу прилагательные.
|Высокий - ………………… |
|Толстый - …………………. |
|Мокрый - …………………. |
|Твёрдый - ………………… |
2)Читаю текст.
“В пустыне”
Очень жаркий день.
Жаркое солнце нещадно палит почву.
По жаркой пустыне идет караван верблюдов.
- Что кажется неудачным?
- Как бы вы изменили текст?
Учащиеся рассуждают: солнце, которое нещадно палит – жгучее.
Пустыню точнее можно назвать знойной.
Переделанный текст:
“В пустыне”
Жаркий день.
Нещадно палит жгучее солнце.
По знойной пустыне идет караван верблюдов.
- Выпишете словосочетания.
- Что такое словосочетание?
Слова жаркий, знойный, жгучий близки по смыслу, но неодинаковы.
3) Что нового узнали о прилагательном?
Использованные средства обучения на данном уроке:
- иллюстрации природы – для более полного представления текста;
- текст написанный на доске - для лучшего восприятия.
- карточки с заданием – для проверки знаний учащихся.
Выбор средств обучения обусловлен тем, что дети имеют некоторые знания по
данной теме. И выбраны такие средства обучения, которые помогут учащимся
закрепить уже имеющиеся знания и навыки по данной теме.
2.3.Контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента:
- определение уровня обученности детей данного класса.
Учащимся была предложена проверочная работа на уровне «знать» и «уметь».
Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы
отвечают имена прилагательные.
Уровень «уметь» - включает в себя умение находить в предложении имя
прилагательное.
|Имя |знает |умеет |
|Даша |+ |+ |
|Валентин |+ |- |
|Татьяна Б. |+ |+ |
|Борис |+ |+ |
|Настя |+ |+ |
|Шамиль |+ |+ |
|Зина |+ |+ |
|Мари |+ |- |
|Никита |+ |+ |
|Алекса |+ |+ |
|Таня |+ |+ |
|Галя |+ |+ |
|Николай |+ |+ |
|Иван |+ |+ |
|Алёна |+ |+ |
|Михаил |+ |+ |
|Гоша |+ |+ |
|Сейфи |+ |- |
Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем наблюдать
увеличение уровня обученности данного класса. В процентном соотношении это
можно увидеть на диаграмме № 2.
Диаграмма № 2.
С целью выявления эффективности рационального использования средств
обучения сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Диаграмма № 3.
Сравнение уровня обученности детей показало, что на уроках, где тщательно
отбирают средства обучения в соответствии с целями, задачами уроков,
содержанием обучения и особенностями детей, уровень обученности учащихся
становится выше.
Заключение.
В результате проделанной работы нами были выполнены следующие задачи:
1) Изучена психолого-педагогическая литература по данной теме.
2) Выявлена рациональность используемых учителем средств обучения на
уроках.
3) Разработана система уроков с использованием различных средств обучения.
4) Выявлена результативность рационального использования различных средств
обучения.
Проводя, наше исследование, мы подтверждали важность средств обучения, как
компонента процесса обучения. Тщательный отбор в соответствии с целями и
задачами уроков, содержанием обучения, особенностями детей (уровнем
обученности и обучаемости), позволяет повысить эффективность обучения.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если рационально
использовать материальные и идеальные средства обучения, то можно
существенно повлиять на эффективность обучения.
Список литературы.
1.Бабанский.Ю. Педагогика – М.: 1983.
2.Бабанский.Ю., Нойнер.Г. Педагогика – М.: 1984.
3.Вахтеров.В.П. Избранные педагогические сочинения – М.: 1987.
4.Габай.Т.В. Учебная деятельность и её средства – М.: 1960.
5.Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно
– воспитательном процессе образовательной школы – М.: 1991.
6.Занков.Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: 1960.
7.Ильясов.И.И. Структура процесса учения – М.: 1986.
8.Лордниканидзе.Д.О. Принципы организации и методы обучения – М.: 1957.
9.Махмутова.М.И. Современный урок – М.: 1981.
10.Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000.
11.Преессман.Л.П. Методика и техника эффективного использования средств
обучения в учебно – воспитательном процессе – М.: 1985.
12.Скаткин.М.Н. Совершенствование процесса обучения – М.: 1971.
13.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2
|