МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Средства обучения

    представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм

    сочетания наглядности и рассказа учителя.

    Термин «формы сочетания» мы употребляем в качестве понятия,

    охватывающего и формы сочетания, и их варианты, таким образом, данный

    термин обозначает в наиболее общем виде характер связи между словами

    учителя и применяемыми им наглядными средствами. Выявление многообразия

    способов сочетания слова учителя и наглядных средств занимает существенное

    место в разработке данной проблемы. Основаниями выделения различных форм

    сочетания служат:

    а) учебные (дидактические) задачи, для выполнения которых применяется

    та или иная форма сочинения.

    б) функции слова учителя и средств наглядности.

    в) характер умственной деятельности учащихся.

    Занков.Л.В. выделяет четыре формы сочетания слова и средств

    наглядности:

    Описание и анализ первой формы сочетания.

    При выделении первой формы сочетания и слова и средств наглядности мы

    имеем в виду определённую типическую ситуацию, отличающуюся тем, что

    учебная задача состоит в ознакомлении с внешним обликом объекта. Знания

    школьник получает самостоятельно в процессе непосредственного восприятия

    объекта. Одним из существенных оснований для выделения первой формы

    сочетания служит своеобразие функций слова учителя и наглядных средств

    используемых им в учебном процессе. Роль слова педагога здесь заключается

    не в сообщение знаний школьникам, а в том, что словесные обращения педагога

    к учащимся побуждают их к наблюдению наглядных объектов, направляет

    процесс наблюдения по определённому руслу в целях изучения объекта.

    Функция средств наглядности определяется тем, что именно из наблюдения

    данного объекта, а не из словесных сообщений учителя школьник получает

    знания о внешнем облике объекта.

    Характерные черты первой формы сочетания слова учителя и наглядных

    средств заключаются в следующем: при посредстве слова учитель руководит

    наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта,

    его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся

    извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.

    Описание и анализ второй формы сочетания.

    Переходя к рассмотрению второй группы сочетания слова и средств

    наглядности, следует обратить внимание на то, что при использовании данной

    формы учащиеся познают связи между явлениями, в то время как при применении

    первой формы школьники знакомятся с внешним обликом объектов. Таким

    образом, вторая форма отграничивается от первой по линии отношения к

    учебной (дидактической) задаче.

    При использовании первой формы сочетания знания черпаются учащимися в

    процессе непосредственного восприятия объекта, в то время как при

    использовании второй формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления

    связей между явлениями, само же уяснение связей не может быть почерпнуто из

    непосредственного восприятия.

    Функция слова учителя в составе второй формы сочетания заключается не в

    руководстве процессом наблюдения, а в том, чтобы направлять истолкование

    сделанных наблюдений и избирательное воспроизведение знаний, которые были

    приобретены учащимися ранее. Функция средств наглядности состоит в том,

    чтобы служить опорной точкой для осознания связей между явлениями.

    Характерные черты второй формы сочетания слова и средств наглядности

    следующие: при посредстве слова учитель на основании осуществленного

    школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний

    ведет учащихся к осмыслению и формулированию таких связей в явлениях,

    которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.

    Описание и анализ третьей формы сочетания.

    .Данная форма сочетания, подобно первой форме, имеет место на уроках в

    тех случаях, когда школьник знакомится с внешним обликом объекта, с теми

    его свойствами, которые доступны восприятию. В то же время в отношении

    функций словесных и наглядных средств, третья форма сочетания

    противоположна первой форме сочетания. При использовании третьей формы

    сочетания педагог при помощи слова сообщает учащимся сведения об облике

    объекта, а наглядные средства лишь иллюстрируют то, что сообщено ученикам

    словесным путем. Когда применяется первая форма сочетания, школьник черпает

    знания из наглядного объекта благодаря собственным наблюдениям, а при

    посредстве слова учитель руководит ходом наблюдения. Характерные черты

    третьей формы сочетания слова и средств наглядности следующие: сведения об

    облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях

    учащихся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства

    служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений.

    Описание и анализ четвёртой формы сочетания.

    В случаях применения четвёртой формы сочетания учитель сообщает

    словесным путём о связях между явлениями, недоступных непосредственному

    наблюдению. Функции слова учителя в 4-ой и 3-ей форме аналогичны: и в том,

    и в другом случае педагог при посредстве слова сообщает знания учащимся. В

    то же время функции наглядных средств резко отличаются. При использовании 3-

    ей формы сочетания наглядный объект органически включён в процесс познания:

    он подтверждает, конкретизирует то, что сообщено словесным путём. Когда

    применяется 4-ая форма сочетания наглядный объект служит лишь отправным

    пунктом словесного сообщения учителя, которое содержит сведения о явления и

    связях, не воспринимаемых непосредственно.

    Характерные черты 4-ой формы сочетания слова и средств наглядности

    следующие: отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного

    объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые

    непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет,

    обобщает отдельные данные. Количество средств обучения, применяемых на

    одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и

    развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает

    достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим

    средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное

    применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не

    только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия.

    Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов

    наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств

    обучения связано со спецификой их функций.

    Прессман.Л.П. пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного

    применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал

    учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому

    учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура

    формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную

    систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика,

    однако функции учебника в том и другом случае несколько различны. Для

    ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и

    самоконтроля. Для учителя – это прежде всего ориентир в руководстве учебным

    познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала,

    средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.

    Результаты учебно–воспитательного процесса по всем предметам зависят во

    многом от того, насколько учитель обеспечен разнообразными средствами

    обучения, а также от мастерства его, использующего эти средства.

    1.5. Вывод.

    Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют

    друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся

    многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением

    интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением

    существенно новых знаний; идеальные средства- с пониманием материала,

    логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.Между сферами

    влияния идеальных и материальных средств нет чётких границ; часто оба они

    влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности

    учащихся.

    Глава II. Исследование влияния различных средств обучения, их

    рационального сочетания на эффективность процесса обучения.

    Экпериментальная работа проводилась в школе №479 Кировского района, во

    2а классе. В классе 22 учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Класс учится по

    типовой программе (1-3). Учитель данного класса имеет высшее педагогическое

    образование, высшую квалификационную категорию, является отличником

    просвещения.

    2.1. Констатирующий эксперимент.

    Цель констатирующего эксперимента:

    - наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность их

    использования учителем.

    - определение уровня обученности детей данного класса.

    1).Наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность

    их использования учителем.

    Наблюдал 4 урока по: русскому языку, математике, природоведению.

    Протоколы наблюдения № 1, 2, 3, 4 (См. приложение №1). В ходе наблюдений

    отмечал используемые учебные средства учителем и время их использования.

    Наблюдение в течение 4 уроков выявило следующие результаты:

    |Средства обучения |Время использования |

    |информация учителя + наглядные |85 минут |

    |пособия | |

    |учебник |95 минут |

    Из полученных результатов мы видим, исходя из целей урока и содержания

    обучения, что учитель отдает своей информации основное время, уделяя мало

    внимания на уроке материальным средствам, а следовало бы строить урок

    исходя прежде всего из особенностей детей, у которых в этом возрасте

    преобладает наглядно – действенное мышление.

    2). Определение уровня обученности детей данного класса.

    Учащимся была предложена проверочная работа. Знания оценивались по

    диагностике Беспалько.[]

    Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают

    имена существительные.

    Уровень «уметь» - включает в себя умение найти в предложении имя

    существительное.

    Таблица №2

    Анализ работ выявил следующие результаты:

    |имя |знает |умеет |

    |Шамиль |+ |+ |

    |Татьяна. |+ |+ |

    |Борис |_ |_ |

    |Валентин |+ |_ |

    |Алена |_ |+ |

    |Никита |+ |+ |

    |Настя |+ |+ |

    |Зина |+ |_ |

    |Мари |_ |+ |

    |Алекса |+ |+ |

    |Таня |+ |+ |

    |Галя |+ |+ |

    |Коля |+ |+ |

    |Ваня |+ |+ |

    |Миша |+ |_ |

    |Гоша |+ |_ |

    |Сейфи |+ |+ |

    |Даша |+ |_ |

    Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень

    обученности детей экспериментального класса, по данной теме, находится на

    низком уровне. Более чётко результат в процентном соотношении можно

    посмотреть на диаграмме.

    Диаграмма № 1.

    2.2 Преобразующий эксперимент.

    Цель преобразующего эксперимента:

    - построить систему уроков с использованием различных средств обучения.

    Предметом на котором мы будем проводить экспериментальную работу будет

    «Русский язык».

    Тема: «Имя прилагательное».

    Задачи: Ознакомить детей с существенными признаками имени прилагательного,

    с изменением прилагательных по родам и с родовыми окончаниями.

    Умения: Учащиеся должны в результате изучения темы употреблять

    прилагательные в речи, изменять прилагательные по родам и писать родовые

    окончания, находить прилагательные в тексте.

    В соответствии с целями уроков использовал наглядные пособия такие как:

    - предметные картинки отображающие свойства предметов,

    - иллюстрации,

    - карточки для проверки знаний учащихся

    (См. приложение № 2).

    В ходе эксперимента было проведено 5 уроков.

    (См приложение №3 ).

    Урок №1

    Тема урока: Понятие об имени прилагательном как части речи.

    Цель: ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его

    ролью в нашей речи.

    План урока.

    1. Наблюдение над ролью прилагательного в нашей речи.

    2. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

    3. Упражнения.

    4. Подведение итогов урока.

    Ход урока.

    1). Вызываю ученика, даю ему картинку с изображением предмета и предлагаю

    описать его (остальные картинку не видят, отвечающий название предмета в

    рассказе не употребляет).

    Описание делают 2-3 ученика, чтобы можно было сравнить рассказы.

    - Рассказ какого ученика позволил нам ярко представить предмет? Какую часть

    речи он особенно часто употреблял, описывая предмет и почему? (Имя

    прилагательное. Потому что называл признаки предмета).

    2). Работа с учебником.

    Упражнение № 387.[]

    - В каждом предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и

    найдите слово с которым оно связано. С какой частью речи связано имя

    прилагательное (с существительным).

    - Разберите первое предложение по членам предложения. Каким членом

    предложения являются прилагательные?

    Вывод по вопросам:

    - Что обозначает имя прилагательное?

    - На какие вопросы отвечает?

    - С какой частью речи связано?

    - Каким членом предложения чаще всего бывает?

    3).Упражнения.

    Игра «Будь внимателен».

    На доске написаны слова: цвет, вкус, запах, вес, размер, ширина, высота,

    форма.

    Показываю предметную картинку:

    [pic]

    Учащиеся записывают имя существительное. Затем указываю на одно из слов

    написанных на доске. Учащиеся дописывают подходящее по смыслу имя

    прилагательное вместе с вопросом. Например: мяч (какой?) синий, лёгкий,

    круглый.

    - Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные (цвет, размер,

    форма, материал и так далее).

    - Имена прилагательные могут обозначать и качества людей (аккуратный,

    весёлый, умный и так далее).

    Работа по карточкам с заданиями.

    Подчеркните имена прилагательные в предложении.

    | |

    |На улице дождливая погода. |

    |В комнате стоит большой шкаф. |

    |Пятнистые коровы пасутся на зеленом лугу. |

    (См. приложение № 4)

    4).- Что узнали об имени прилагательном?

    - С какой целью вы употребляете эти слова в своей речи?

    Тщательно продумал используемые на уроке средства обучения.

    Уровень обученности детей и учебных умений позволил объяснительную часть

    изложить за 10 минут, дальнейшая работа над совершенствованием и

    закреплением знаний о прилагательном осуществлялась детьми самостоятельно с

    помощью следующих средств обучения:

    - предметные картинки отображающие свойства предметов.

    - задания из учебника.

    - карточки с заданиями.

    Урок №2

    Тема: употребление в речи имен прилагательных близких и противоположных по

    смыслу.

    Цель: уточнение представления о синонимах и антонимах; развитие умения

    потреблять их в речи.

    План урока.

    1) наблюдение над употреблением имен прилагательных – антонимов.

    2) наблюдение над употреблением имен прилагательных в речи близких по

    смыслу.

    3) итог урока.

    Ход урока.

    1).А Проверка домашнего задания.

    Учащиеся читают упражнение и объясняют по какому признаку

    противопоставляются предметы (предметы противопоставляются по одному

    какому-либо признаку).

    1).Б Дополните предложения противоположными по смыслу именами

    прилагательными. Допишите предложение (текст на доске).

    Слон – животное огромное, а мышь - ……………………

    Хорек – слабый зверек, а рысь - …………………..зверь.

    Черепаха – медлительное животное, а ящерица - ……………

    - почему в речи мы нередко противопоставляем признаки одного предмета

    признакам другого предмета?

    - назовите предметы, которые можно противопоставить друг другу и по

    какому признаку.(некоторые словосочетания записываются).

    1).В Творческий диктант.

    Текст записан на доске, рядом иллюстрации к нему.

    “После дождя”

    Теплый ветер дует в лицо.

    Легкие облака плывут над рекой.

    Доносятся слабые раскаты грома.

    Проводится беседа по тексту с использованием иллюстрации:

    - Что изображено на картинке?

    - Какой бывает ветер? (холодный, сильный).

    - Какие бывают облака? (воздушные, легкие, белые)

    - Назовите имена прилагательные, которые есть в тексте.

    - Какие прилагательные нужно было бы употребить, что бы текст можно было

    озаглавить “Перед дождем”. Показ иллюстрации.

    Учащиеся самостоятельно записывают новый вариант текста.

    “Перед дождем”

    Холодный ветер дует в лицо.

    Тяжелые облака плывут над рекой.

    Доносятся сильные раскаты грома.

    Разобрать по составу: холодные и сильные.

    Работа по карточкам с заданием.

    Напишите противоположные по смыслу прилагательные.

    |Высокий - ………………… |

    |Толстый - …………………. |

    |Мокрый - …………………. |

    |Твёрдый - ………………… |

    2)Читаю текст.

    “В пустыне”

    Очень жаркий день.

    Жаркое солнце нещадно палит почву.

    По жаркой пустыне идет караван верблюдов.

    - Что кажется неудачным?

    - Как бы вы изменили текст?

    Учащиеся рассуждают: солнце, которое нещадно палит – жгучее.

    Пустыню точнее можно назвать знойной.

    Переделанный текст:

    “В пустыне”

    Жаркий день.

    Нещадно палит жгучее солнце.

    По знойной пустыне идет караван верблюдов.

    - Выпишете словосочетания.

    - Что такое словосочетание?

    Слова жаркий, знойный, жгучий близки по смыслу, но неодинаковы.

    3) Что нового узнали о прилагательном?

    Использованные средства обучения на данном уроке:

    - иллюстрации природы – для более полного представления текста;

    - текст написанный на доске - для лучшего восприятия.

    - карточки с заданием – для проверки знаний учащихся.

    Выбор средств обучения обусловлен тем, что дети имеют некоторые знания по

    данной теме. И выбраны такие средства обучения, которые помогут учащимся

    закрепить уже имеющиеся знания и навыки по данной теме.

    2.3.Контрольный эксперимент.

    Цель контрольного эксперимента:

    - определение уровня обученности детей данного класса.

    Учащимся была предложена проверочная работа на уровне «знать» и «уметь».

    Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы

    отвечают имена прилагательные.

    Уровень «уметь» - включает в себя умение находить в предложении имя

    прилагательное.

    |Имя |знает |умеет |

    |Даша |+ |+ |

    |Валентин |+ |- |

    |Татьяна Б. |+ |+ |

    |Борис |+ |+ |

    |Настя |+ |+ |

    |Шамиль |+ |+ |

    |Зина |+ |+ |

    |Мари |+ |- |

    |Никита |+ |+ |

    |Алекса |+ |+ |

    |Таня |+ |+ |

    |Галя |+ |+ |

    |Николай |+ |+ |

    |Иван |+ |+ |

    |Алёна |+ |+ |

    |Михаил |+ |+ |

    |Гоша |+ |+ |

    |Сейфи |+ |- |

    Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем наблюдать

    увеличение уровня обученности данного класса. В процентном соотношении это

    можно увидеть на диаграмме № 2.

    Диаграмма № 2.

    С целью выявления эффективности рационального использования средств

    обучения сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

    Диаграмма № 3.

    Сравнение уровня обученности детей показало, что на уроках, где тщательно

    отбирают средства обучения в соответствии с целями, задачами уроков,

    содержанием обучения и особенностями детей, уровень обученности учащихся

    становится выше.

    Заключение.

    В результате проделанной работы нами были выполнены следующие задачи:

    1) Изучена психолого-педагогическая литература по данной теме.

    2) Выявлена рациональность используемых учителем средств обучения на

    уроках.

    3) Разработана система уроков с использованием различных средств обучения.

    4) Выявлена результативность рационального использования различных средств

    обучения.

    Проводя, наше исследование, мы подтверждали важность средств обучения, как

    компонента процесса обучения. Тщательный отбор в соответствии с целями и

    задачами уроков, содержанием обучения, особенностями детей (уровнем

    обученности и обучаемости), позволяет повысить эффективность обучения.

    Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если рационально

    использовать материальные и идеальные средства обучения, то можно

    существенно повлиять на эффективность обучения.

    Список литературы.

    1.Бабанский.Ю. Педагогика – М.: 1983.

    2.Бабанский.Ю., Нойнер.Г. Педагогика – М.: 1984.

    3.Вахтеров.В.П. Избранные педагогические сочинения – М.: 1987.

    4.Габай.Т.В. Учебная деятельность и её средства – М.: 1960.

    5.Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно

    – воспитательном процессе образовательной школы – М.: 1991.

    6.Занков.Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: 1960.

    7.Ильясов.И.И. Структура процесса учения – М.: 1986.

    8.Лордниканидзе.Д.О. Принципы организации и методы обучения – М.: 1957.

    9.Махмутова.М.И. Современный урок – М.: 1981.

    10.Пидкасистый.П.И. Педагогика – М.: 2000.

    11.Преессман.Л.П. Методика и техника эффективного использования средств

    обучения в учебно – воспитательном процессе – М.: 1985.

    12.Скаткин.М.Н. Совершенствование процесса обучения – М.: 1971.

    13.

    -----------------------

    [pic]

    [pic]

    [pic]

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.