МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Стимулирование самостоятельной деятельности в формировании стержневых интересов у старшеклассников с широкими интересами

    Стимулирование самостоятельной деятельности в формировании стержневых интересов у старшеклассников с широкими интересами

    Челябинский Государственный Университет

    | |

    Реферат по педагогике

    «Стимулирование самостоятельной деятельности в

    формировании стержневых интересов у

    старшеклассников с широкими интересами.»

    Составила: Сагадеева М.А. гр. М-302

    Проверил: Коростелкин Б.Г.

    Челябинск

    1999

    Содержание.

    1. Постановка задачи. 3

    2. Проблема познавательного интереса в истории педагогики. 3

    3. Интерес, его классификация и характеристики. 10

    4. Основная часть. 15

    4.1 Объекты и предметы исследования. 15

    4.2 Модель. 16

    4.3 Гипотеза. 17

    4.4 Задача исследования. 17

    5. Заключение. 18

    Постановка задачи.

    В современной педагогике довольно хорошо изучен вопрос

    познавательных интересов, особенно глубоко и масштабно эту проблему

    рассмотрела Щукина Галина Ивановна, но эти исследования лишены некоторой

    конкретизации, то есть, как применять все, что написано, в жизни. Именно

    это мы и постараемся сделать в данной работе, а именно мы хотим

    рассмотреть вопрос формирования стержневых интересов у старшеклассников

    с широкими интересами.

    Как известно, стержневые интересы, сформированные в школе, в

    последствии определяют выбор профессии учеников. Профессия, выбранная

    таким образом, интереснее и приносит моральное удовлетворение, а,

    следовательно, она более продуктивна.

    К сожалению, сейчас очень много людей выбирают профессию не в

    соответствии со своими наклонностями, о которых они подчас и не знают, а

    так как эта профессия престижнее или может потому, что уже ждет место и

    т.д. Конечно, нужно опустить ту ситуацию, что сложилась сейчас в нашей

    стране с работой, когда трудно найти работу людям с дипломами, но ведь и

    о том речь, что бывает так, что люди по протекции занимаются нелюбимой

    работой и она им все же в тягость, а ведь наверняка найдутся люди,

    которым интересна именно эта работа, а она уже занята.

    Поэтому мы считаем, что довольно важно формировать в школьниках, а

    особенно в старшеклассниках, стержневые интересы, чтобы выбор, сделанный

    в школе, был бы удачен, и человеку не пришлось бы терять много времени в

    поисках «своего дела».

    Проблема познавательного интереса в истории педагогики.

    Проблема интереса в обучении существовала, на протяжении всего

    исторического процесса развития педагогической мысли и школы.

    Средневековая педагогика вслед за философией своего времени

    провозглашала идеи аскетизма, отказа от земных радостей, считала

    проявления интереса греховным началом в человеке. Обучение, отягощенное

    догматизмом, схоластикой, атмосферой мистицизма, умерщвлением

    человеческих желаний, было мучительным испытанием для обучающихся.

    В эпоху гуманизма педагогика выдвинула идею о привлекательном

    обучении, об учете интересов детей. В борьбе со схоластикой и аскетизмом

    средневековья великий чешский педагог Ян Амос Коменский на титульном

    листе «Великой дидактики» указал, что обучение должно быть «сокращенным,

    приятным и основательным», что организация и способы обучения должны

    доставлять детям «больше досуга, радостей и прочного успеха», чтобы

    «воспламенять в мальчике жажду знания пылкое усердие к учению». Хороший

    ученик, считал он, будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких

    трудов, лишь бы овладеть наукой. Он не будет избегать труда, он будет

    даже искать его и не бояться напряжения и усилий, будет ставить себе

    целью самое высшее, стремиться чему-нибудь научиться, подражая учителям

    и соревнуясь с товарищами. Эта прекрасная, удивительно точная трактовка

    Коменским роли интереса в обучении через века, не утратив своей

    педагогической силы.

    Другое освещение получил интерес в теории естественного, свободного

    воспитания. Непосредственный интерес – вот великий двигатель,

    единственный, который ведет верно и далеко, писал Жан Жак Руссо в книге

    «Эмиль, или О воспитании». Жизнь возбуждает интерес ребенка, она

    наталкивает его на раскрытие явлений природы; на основе

    непосредственного интереса есть тысячи способов заинтересовать детей в

    измерении, определении, вычислении расстояний. Любопытство – характерная

    черта человека, оно возникает из естественных желаний, врожденных

    стремлений. Только опираясь на естественную природу ребенка, можно

    обеспечить его учение. Ненависть к феодальным отношениям в обществе, к

    феодальной системе воспитания, борьба за освобождение личности от оков

    феодализма привели Руссо к гипертрофии интереса в воспитании.

    Полтора века спустя идеи свободного воспитания нашли свое выражение

    в педагогической системе Л.Н. Толстого, восставшего против современной

    ему школы. Он считал ее учреждением для мучения детей, которое лишает

    их главного удовольствия и потребности свободного движения. Школа

    коверкает ребенка, превращая его из существа жизнерадостного и

    любознательного, ищущего поучения как радостного в измученное, сжавшееся

    существо с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними

    губами чужие слова на чужом языке. Л.Н. Толстой считал, что воспитание

    не исправляет, а портит людей, поскольку ребенок ближе каждого взрослого

    к тому идеалу гармонии правды, красоты и добра, до которого каждый

    взрослый в своей гордости хочет возвести его. Идеализация природы

    ребенка приводила Л.Н. Толстого к тому, что интересы детей в процессе

    обучения диктовали содержание учебного материала. Его взгляды были

    противоречивыми. На практике, как известно, Л.Н. Толстой опровергал

    некоторые свои утверждения. Он, конечно, воспитывал ребенка с

    ориентацией на развитие положительных черт его личности, но идеализация

    природы ребенка оставалась главным выражением его педагогической теории.

    Обличитель формализма, догматизма современной ему школы, знавший цену

    науки для формирования личности, он отрицал необходимость в школе

    системы знаний учеников. Подлинную науку в своей Яснополянской школе

    Л.Н. Толстой часто подменял случайными сведениями, подчиненными

    интересам детей. Теория свободного воспитания была исторически оправдана

    как борьба за права ребенка, за свободу личности, но подчинение процесса

    обучения интересам детей, отказ от системы знаний нередко вызывали

    отрицательное отношение к педагогическим взглядам Л.Н. Толстого.

    В русской педагогике интерес в обучении рассматривался как важное

    средство воспитания и учебной деятельности. С наиболее верных позиций,

    на мой взгляд, интерес в обучении раскрыт революционными демократами и

    разделяющими их позицию А.Д. Писаревым и К.Д. Ушинским. Руководимые

    идеями гуманизма, они выступали против схоластики в обучении и засилья

    скуки в школьной жизни. Они развенчали идеи педоцентризма, оправдывающие

    теории стихийности в воспитании, идеи потешающей педагогики, принижающее

    достоинство и возможности личности ребенка. Считая учение серьезной

    деятельностью, которую нельзя превращать в забаву, они признавали

    интерес важным побудителем учебной деятельности вместе с мотивами долга,

    ответственности.

    Проблему интереса в индивидуальном развитии человека В.Г. Белинский

    и А.И. Герцен рассматривали на основе материалистического миропонимания,

    через глубокое познание жизни природы и общества. Поэтому, считал В.Г.

    Белинский, молодой ум следует приучить рассуждать без резонерства,

    мыслить без сухости и вникать не только в смысл, но и поэзию науки,

    тогда собственно и появится интерес к изучаемому предмету. Нужно хорошо

    знать детскую природу, поддерживать запросы детей, удовлетворять их

    стремление к фантазии, образному изображению событий и явлений, их

    любопытство, при помощи которого они ищут с удивительной настойчивостью

    и ловкостью истину. Так постепенно можно подводить ребенка к юности –

    времени благородных увлечений, когда душа однажды может придаться

    высоким интересам (А.И. Герцен).

    Одна из главных забот воспитания, считал В.Г. Белинский, в том,

    чтобы приятное было полезно. Охота к чтению – хорошая наклонность, но и

    она может сделаться вредной, приучая детей к мечтательности и похищая

    время учения. Поэтому чтение должно расширять круг знаний о природе и

    обществе. В.Г. Белинский определили требования к детской литературе: для

    детей следует писать так же, как и для взрослых, но исключать то, что

    может нейтрализовать их интерес к науке, который является и побудителем

    и мощным средством активного познания. А.И. Герцен в романе «Былое и

    думы» писал, что ничто на свете не очищает, не облагораживает так

    отроческий возраст, не хранит его, как сильно возбужденный

    общечеловеческий интерес.

    Эта тема нашла свое отражение в работах Н.Г. Чернышевского и Н.А.

    Добролюбова. Если настоящие общественные отношения не согласны с

    требованиями высшей справедливости и не удовлетворяют стремлениям к

    счастью, писал Н.А. Добролюбов, то требуется решимость человека

    предпринять коренное изменение этих отношений, господствующих над нами и

    стесняющих нашу деятельность. Для этого уже в ребенке нужно воспитывать

    нравственные силы, крепкую волю, внутреннюю энергию для сознательной

    деятельности, чтобы противостоять неблагоприятным внешним влияниям и

    вносить в жизнь что-либо новое, более совершенное, отличное от прежде

    установленных порядков. А между тем все, что знает и чему верит

    воспитанник, вбито ему в голову насильно, без всякого участия его воли и

    чувства.

    Все это находит яркое подтверждение в высказываниях Н.Г.

    Чернышевского: лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без

    влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, побуждаемых

    участием в них.

    Неправомерно обосновывая любознательность, склонность ребенка к

    наблюдению, к размышлениям, Н.Г. Чернышевский все же считал, что они

    получают свое развитие а последующей жизни. Это определяло его веру в

    человека.

    Вопрос о необходимости развивать в обучении интерес детей к знаниям

    о предметах и процессах действительности настойчиво поднимался в

    педагогических воззрениях Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова.

    Опираться на интересы учеников и развивать их - прямое назначение

    учителя. Если десятилетний мальчик не любит учиться, причина тому не он,

    а его воспитатель, заглушающий в нем любознательность дурными приемами

    преподавания или непригодным содержанием его, писал Н.Г. Чернышевский.

    В их работах можно найти советы о том, как интересно строить

    обучение: образовательный материал должен будить интерес к реальной

    жизни; изображать природу страны нужно живо; о естественных

    произведениях говорить подробно; говоря о жителях, нужно указывать их

    нравы и обычаи; подробности давать исторические, литературные, примеры

    из наук естественных и нравственных; нужно учить и способам выражения;

    следует заставлять учеников самих делать разборы; делать замечания о

    слоге, о духе языка, о синтаксисе, о значении форм изменения слова и

    т.д.

    Учебники должны быть составлены так, считал Н.А. Добролюбов, чтобы

    ни один факт не оставался в голове учащегося одним праздным словом, а

    возбуждал его мысль, воображение, привлекал его сердечное участие.

    Педагогические взгляды Н.А. Добролюбова и Н.Г Чернышевского

    основаны на том, что интерес в обучении развивается на основе

    природосообразного подхода к ребенку, ценность же интереса состоит в

    том, что он развивает внимание, воображение, чувства, мысленные

    способности, волю, содействует самостоятельности личности на основе ее

    убеждений.

    К.Д. Ушинский писал: «В школьной скуке скрывается источник

    множества детских поступков и даже пороков: шалостей, лени, капризов,

    отвращения от учения, хитрости, лицемерия, обманов и тайных грехов.

    Уничтожьте школьную скуку - и вся эта смрадная туча, приводящая в

    отчаяние педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет

    сама собой».

    К.Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный труд, который можно

    и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением

    усилий воли. Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг

    друга. Учителю следует делать учение привлекательным, не лишая его,

    однако, характера серьезного труда, требующего напряжения и усилий.

    Интерес, по К.Д. Ушинскому, не только средство успешного обучения,

    это и важный стимул нравственного воспитания. Пустые интересы,

    отвлекающие ребенка от нравственного и прекрасного в действительности,

    препятствуют целям воспитания. Лишь направленность к полезному и

    нравственному утверждает в человеке чувство собственного достоинства.

    Последовательным развитием прогрессивных идей о роли интереса в

    обучении являются взгляды Д.И. Писарева, который отвергал искусственную

    занимательность обучения, и утверждал необходимость развития подлинного

    интереса на основе активной мысли. Ощутив свое продвижение в учении,

    радуясь этому, ученик будет смело подходить к каждой новой трудности, с

    воодушевлением работать над её усвоением и, одержав над ней победу,

    выносить из этой победы новый запас силы и веселой энергии. Он советовал

    учителям не пробуждать интерес к учению занимательными рассказами, а

    способствовать самопознанию учеников, так осуществлять «преподавание,

    чтобы ученики сами замечали процесс своего развития. Как только этот

    отрадный факт сделается для них осязательным и несомненным, как только

    они увидят значительный шаг вперед – они, несомненно, пристрастятся к

    умственным занятиям, которые дали им возможность сделать над своими

    особами такие приятные и лестные наблюдения».

    В этой связи проблема интереса и усилия решалась им так же, как и

    Н.А. Добролюбовым. Учение требует преодоления трудностей. В напряжении

    усилий, в борьбе с препятствиями ученик приобретает силу, ловкость,

    отточенность мысли. Если трудности не превышают размеров его наличных

    умственных сил, они дают ученику все «обаятельные» ощущения настоящей

    борьбы, писал Д.И. Писарев. И, что особенно важно, эти состояния имеют

    возможности переноса. «Обаятельная» сторона, найденная учеником, состоит

    в том, что задачи упражняют ум и энергию, а так как эта «обаятельная»

    сторона отыщется во всяком умственном, т.е. не машинальном труде, то

    всякий умственный труд будет привлекателен. Так, математика сделается

    для ученика превосходной школой не только в умственном, но и

    нравственном отношении.

    Для Д.И. Писарева интерес является важным мотивом учения,

    воспитание которого представляет несомненные трудности, так как

    приохочивать гораздо труднее, чем приневоливать. Но эти трудности

    окупаются высоким результатом учения, все то, что изучается по

    принуждению, забывается при первом удобном случае. Средствами воспитания

    интереса как мотива учения Д.И. Писарев считал раскрытие закономерностей

    науки, связь знаний с жизнью, общение со взрослыми, подлинное уважение

    воспитателей и учителей к ученикам.

    Итак, педагоги прошлого, как видно из выше сказанного, считали

    интерес важным стимулом учения. Однако, вместе с тем они показали, что

    интерес в обучении нельзя сводить к подмене сложной учебной деятельности

    развлекательными приемами, лишь облегчающими деятельность учащихся.

    Использование интереса необходимо для обогащения подлинно сложного труда

    в школьные годы – учения.

    В психологической природе интереса прогрессивные педагоги прошлого

    выделяли не только интеллектуальную и эмоциональную его основы, но и

    регулятивные механизмы (внимание, воля), помогающие преодолевать

    трудности, препятствия на пути учения. Интерес к сущности изучаемого

    предмета, а не к внешним его прикрасам, по их мнению, стимулирует

    преодоление трудностей. В борьбе с трудностями, в их преодолении ученик

    зримо ощущает собственный рост. Успешное преодоление трудностей

    возбуждает крепнущие силы. Интерес как важный стимул успешного обучения

    – сильное средство возбуждения детской активности, развития мышления и

    творческих сил ребенка. Подлинный интерес возбуждается активной работой

    мысли, сопряженной с решением сложных задач. Но для этого необходимы

    усилия. Удовлетворение деятельностью служит стимулом дальнейшего

    поступательного движения.

    В обучении необходимо сочетать интерес и усилия. Формируя

    способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы

    ученика и является, таким образом, не только средством успешного

    обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности.

    Интерес, его классификация и характеристики.

    Что же все-таки такое интерес?

    Как сложное и очень значимое для человека образование, интерес

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.