МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

    Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

    Крымский экономический институт

    Киевского национального экономического университета

    Кафедра общественных дисциплин

    Курсовая работа

    По дисциплине «Методика преподавания экономики»

    На тему: «Сущность процесса обучения и особенности преподавания

    экономических наук».

    Выполнил:

    Студент группы 43

    Цырульников А. И.

    Научный руководитель:

    Доцент Гужва Г. А.

    Симферополь

    2000

    Оглавление.

    Введение.

    2

    1.Основы методики преподавания.

    3

    1. Методика обучения: потенциал преподавателя и студента. -

    1.2.Сущность и содержание методики преподавания. 4

    1.3. Предмет методики.

    6

    1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции. 9

    1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12

    1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.

    15

    1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.

    17

    1. Современные основы преподавания экономики в ВУЗе. 20

    2.1. Современная система высшего экономического образования. -

    2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика. 21

    2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.

    22

    2.4. Роль математики в экономическом образовании. 23

    2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация. 24

    Заключение

    27

    Список использованной литературы

    29

    Введение.

    Проблема высшего образования вообще и экономического в частности

    многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее

    подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то большинство

    гуманитарных дисциплин самым непосредственным образом реагирует на вызовы

    общественного развития. В значительной мере это относится и к

    экономическому образованию. Однако традиционно высшее образование при любых

    обстоятельствах отличается своей основательностью, фундаментальностью. И

    эту особенность университетского образования не может смести никакой ветер

    перемен ни в самой системе образования, ни в украинском обществе в целом.

    В настоящее время в Украине все актуальнее становится проблема

    методики преподавания экономики. Мы становимся свидетелями реформирования

    системы высшего образования. Все большее внимание уделяется самостоятельной

    работе. Заметны также и другие тенденции.

    Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в

    целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать

    основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.

    1.Основы методики преподавания.

    1. . Методика обучения: потенциал преподавателя и студента.

    Не секрет, что эффективность образовательного процесса во многом

    определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных

    методов и переход на исключительно письменный контроль за усвоением

    студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в

    непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и

    эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия

    звена преподаватель—студент.

    В учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. Важно

    избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты

    натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их

    экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач.

    Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и

    реальных экономических процессах.

    Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная

    работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении

    рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность

    деятельности кафедр трудно переоценить.

    Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший

    эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный

    процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем

    раздвигаются и в пространстве, и во времени.

    Предложение курсов и спецкурсов по выбору не должно становиться

    самоцелью. Во-первых, любой выбор должен находиться в русле основного

    стержня подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору следует подбирать на

    одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как

    альтернативные стороны одного общего предмета изучения.

    Применение зарубежных моделей обучения достигает цели тогда, когда в

    аудитории учитываются национальные и культурные традиции основной массы

    студентов, когда в стандартных теоретических ситуациях умело, анализируются

    явления национальной экономики в целом или отдельного региона.

    1.2.Сущность и содержание методики преподавания.

    Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и переводится как путь

    исследования, теория, учение.

    Отсюда методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической

    науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету

    (предметам).

    Методика вычленилась из теории обучения — дидактики, которая впервые в

    полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена

    великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке.

    В узком смысле слова методика преподавания — это учение о методах

    обучения и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как

    сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет

    свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней должен быть таким

    же, как к любой другой науке.

    Зададимся вопросом — каков предмет методики преподавания как науки?

    Предмет методики преподавания — процесс обучения обучаемых, его

    закономерности. На основе познанных (скажем откровенно, и объективных, и

    субъективных) закономерности методика разрабатывает, с одной стороны,

    средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса;

    с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.

    Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности

    методики.

    Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический

    процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения

    педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)

    Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и

    воспитания, закономерностях обучения.

    Третий уровень — закрепленная сумма приемов и организационных мер по

    изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).

    Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика

    преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы

    дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.

    Так в методике проявляется органичное и диалектическое сочетание

    общего, особенного и единичного.

    Вместе с тем, роль и значение методики в современных условиях не

    только не снижается, но и возрастает. Это можно пояснить целым рядом

    факторов.

    Во-первых, практически любой специалист с высшим образованием

    выступает не только исполнителем, но и творцом: следовательно, он должен

    уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и

    коллег.

    Во-вторых, экономическое, политическое, идеологическое настолько

    переплелись в современной жизни, что очень важно уметь выделять и

    разрабатывать экономические задачи и проблемы

    В-третьих, успех любого дела зависит от убежденности, знания,

    информированности и морального единства исполнителей; немаловажно отметить,

    что убедить — значит уже увлечь за собой.

    В-четвертых, экономическая практика на переломном этапе (как никогда

    прежде) нуждается в теоретическом обосновании и практическом подкреплении

    теории, а необходимость связать теорию с практикой является одной из

    важнейших задач педагогики, а в частности - методики.

    Наконец, в-пятых, право преподавать должно подкрепляться

    соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой, в т.

    ч. такими учебными дисциплинами, как: основы психологии и педагогики;

    психология деятельности: коммуникационные процессы обучения; методика

    преподавания экономики.

    Таким образом, методика — не просто наука и учебная дисциплина, но и

    актуальный рычаг постижения актуальной экономической реальности.

    1.3. Предмет методики.

    Методика в точном смысле слова есть учение о методах обучения и

    воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения

    определенной учебной дисциплины. Ее задача заключается в изучении

    закономерностей этого обучения и установлении на их основе нормативных

    требований к деятельности преподавателей. Иначе говоря, методика есть

    совокупность определенных методов, через которые реализуются требования,

    предъявляемые к преподаванию.

    Методика преподавания общественных наук призвана обеспечить высокий

    теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и

    доходчивость изложения материала. Как совокупность определенных приемов,

    методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее

    методологией.

    На многих примерах можно наглядно проследить взаимосвязь методологии и

    методики преподавания. Так, например, не разработанность методики неизбежно

    и самым отрицательным образом сказывается на методологическом уровне лекций

    и семинаров, и наоборот.

    Методика как учение о методах обучения и воспитания представляет собой

    часть общей теории образования и обучения — дидактики, разрабатывающей весь

    комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения. Последняя же

    выступает в качестве органической составной части педагогики, имеющей своим

    предметом образование, обучение и воспитание людей.

    Частные методики преподавания отдельных дисциплин являются звеньями

    общей системы педагогических наук. Они включают в себя и используют

    основные принципы педагогики и дидактики применительно к особенностям

    преподавания конкретных дисциплин.

    Методика имеет дело с закономерностями преподавания и изучением той

    или иной науки. Имея в виду ее служебную роль по отношению к последней,

    можно определить методику как форму, при помощи которой в процессе изучения

    и обучения раскрывается содержание данной науки, ее значение для практики,

    ее связь с другими науками, ее воспитательное значение.

    B методике преподавания общественных наук следует различать общее,

    особенное и частное.

    Преподавание всех общественных наук ведется на основе общих

    методических требований. В то же время для преподавания каждой из этих наук

    необходима своя, особенная методика, отражающая специфику содержания данной

    науки.

    Известно, что всякое особенное является в этом отношении также и

    общим. Поэтому и методика преподавания каждой из общественных наук,

    выступая как особенная по отношению к методике преподавания всех

    общественных наук, в то же время является общей применительно к частным

    методикам.

    Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно:

    связи теории с практикой;

    систематичности и последовательности в подготовке специалистов;

    сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;

    соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в

    коллективе;

    сочетания абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;

    прочности усвоения знаний;

    доступности научных знаний;

    единства обучения и воспитания во всех формах учебного процесса.

    Научные основы методики пронизывают все звенья учебно-воспитательной

    работы.

    В вузовской учебной практике сложились вполне оправдавшие себя

    следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции,

    самостоятельная работа студентов, семинарские занятия, консультации,

    зачеты, экзамены, различные формы внеаудиторной работы.

    Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной

    заменить другие. Поэтому с методической точки зрения нельзя признать

    правильным, когда некоторые кафедры встают на путь искусственного

    разъединения отдельных звеньев учебного процесса, необоснованно заменяя их

    другими.

    Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи,

    взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы

    работы оказывает существенное влияние на другую.

    Следует иметь в виду, что количественное соотношение и роль различных

    методов обучения могут изменяться. Так, на старших курсах возрастает роль

    семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. На методы обучения

    влияют и такие факторы, как количество времени, выделенного на предмет

    учебным планом, обеспеченность современными техническими средствами

    обучения и оборудование ими учебных аудиторий и т. д.

    1.4. Сущность и место в учебном процессе лекции.

    Лекция (от латин.) lectio — чтение) — специфическая форма устного

    общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний.

    Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в

    частности:

    — она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной

    дисциплины;

    — вооружает студентов методологией изучения данной науки;

    — лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие

    современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними

    данными наук;

    — органично сочетает обучение с воспитанием;

    — нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные

    ее направления.

    Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств: это наиболее

    экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из

    наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений,

    средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию

    одновременно.

    Выдающийся ученый Н. Е. Жуковский так писал о лекции: «По силе

    впечатлений лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания и

    ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени».

    Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности: она не может

    совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она

    обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору;

    наконец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем слабее влияние

    лектора на конкретного обучаемого.

    Эта неоднозначность не раз приводила не только к острым дискуссиям о

    роли и месте лекций, но и к периодическим запретам на нее.

    Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что-

    — во-первых, курс лекций по предмету передает основное его содержание;

    — во-вторых, именно лекции определяют не только содержание, но и

    идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного

    процесса:

    — в-третьих, от них зависят направление, содержание и эффективность

    других форм учебного процесса

    Это подкрепляется и тем, что на лекции отводится не менее 50% времени

    каждой экономической дисциплины.

    Современные учебные лекции принято делить на три вида обзорные,

    проблемные и предметные. Если обзорная лекция направлена на восстановление

    прежних знаний или знакомство с каким-то еще не изученным или мало знакомым

    материалом для формирования целостного знания, то проблемная — подает

    материал как проблему, комплекс проблем, палитру разнообразных точек зрения

    на ту или иную сторону современной экономической жизни, при этом — готового

    выхода из проблемы нет. его надо искать вместе и преподавателю, и

    студентам.

    Предметная лекция является обычной составной частью лекционного курса,

    хотя вполне может нести в себе как элементы проблемности, так и отдельные

    крупицы обзорности.

    В наибольшей мере черты обзорной и предметной лекции своеобразно

    соединяются в установочных лекциях, читаемых, как правило, для студентов-

    заочников Главными задачами в установочной лекции является оказание помощи

    в овладении основами предмета, систематизации имеющихся у слушателей

    знаний, акцентировании внимания на наиболее сложных и важных проблемах

    курса, выдача рекомендаций по самостоятельной работе и наиболее

    качественном литературе.

    Но как бы ни рознились учебные лекции по форме и виду, их объединяют

    общие для них требования.

    1 Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении

    2 Лекция должна, безусловно, выходить за рамки даже самою свежего и

    удачного учебника.

    3 Лекция должна учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и

    рецептов

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.